использование информационных технологий в работе методиста
консультация на тему
ИКТ – компетентность педагога является показателем уровня его квалификации, поэтому задача эффективного управления её развитием является одним из приоритетных направлений в работе, как администрации, так и методической службы образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
isp.ikt-teh.docx | 28.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационных технологий в работе методистаиз опыта работы методиста ГОУ ТО «Тульская школа для обучающихся с ОВЗ №4» Кураковской Т.Б.
«…если все учителя – предметники не будут активно и постоянно использовать компьютер и технологии, с ним связанные, то мы не сдвинемся с мертвой точки. Ребенок должен осознавать необходимость информационно-коммуникационных технологий при изучении других предметов, а эту мотивацию ему может создать только учитель-предметник. Только тогда мы достигнем успеха в решении поставленной перед нами задачи…»
Болотов Виктор Александрович,
Вице-президент Российской академии образования
Поставленная перед нами задача – переход на новые ФГОС. Сейчас вся работа в образовательных учреждениях строится в этом контексте. Масштабные национальные проекты в сфере образования ставят задачи активного внедрения информационно-коммуникационных технологий во все звенья образовательной сферы. Обучение, воспитание и развитие нового поколения осуществляется в условиях информационно насыщенной среды. Информационные технологии диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам учителя, к методическим и организационным аспектам использования в обучении информационно-коммуникационных технологий. Информатизация образования ведет к изменению роли учителя, к появлению новых методов и организационных форм подготовки и повышения квалификации педагогов [2]. Без педагога, владеющего ИКТ, успешное внедрение ФГОС невозможно!
Рекомендации ЮНЕСКО в разделе «Структура ИКТ- компетентности учителей» говорят нам о том, что «успешное использование ИКТ в учебном процессе зависит от способности педагогов по-новому организовать учебную среду, объединять новые информационные и педагогические технологии для того, чтобы проводить увлекательные занятия, поощрять учебную кооперацию и сотрудничество школьников» [2]. Успешное решение проблем информатизации образования в решающей степени зависит от уровня подготовленности и готовности педагогов к использованию современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в своей профессиональной деятельности.
ИКТ – компетентность педагога является показателем уровня его квалификации, поэтому задача эффективного управления её развитием является одним из приоритетных направлений в работе, как администрации, так и методической службы образовательного учреждения.
Цель методической работы: оказание действенной помощи учителям в улучшении организации обучения и воспитания школьников, обобщение и внедрение передового педагогического опыта, повышение теоретического уровня и педагогической квалификации работников ОУ.
Задачи:
- создавать условия для повышения квалификации педагогических работников;
- активизировать работу учителей по подготовке материалов к публикациям, по участию в мероприятиях муниципального, регионального и федерального уровней;
- оказывать методическую помощь, в том числе и по вопросам применения ИКТ;
- организовать научно-методическую работу учителей.
Как показывает практика, наличие средств ИКТ не решает вопрос по их эффективному применению. Одной из причин является неготовность педагогов к инновациям, в том числе и к внедрению ИКТ, ещё одна причина – это старение педагогического коллектива. Средний возраст педагогов 38 лет. Старше 50 лет около 50% учителей. Педагогический коллектив обновляется, вливаются новые кадры, которые плохо, а иногда и совсем не владеют компьютером.
Таким образом, возникает необходимость непрерывного повышения квалификации педагогов по вопросам использования ИКТ в своей деятельности. Вот здесь и выходит на первый план методическая служба.
В образовательном учреждении наметились благоприятные тенденции: совершенствуется материально-техническая база (но для более качественного использования ИКТ компьютер с выходом в Интернет, локальную сеть необходим в каждый кабинет), формируется корпоративный стиль презентации при представлении опыта образовательного учреждения на различных уровнях, расширяются знания педагогических кадров в области информатики и интерактивных технологий.
Методист сам должен стремиться к такому уровню владения ИК- компетенцией чтобы уметь находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах на основе ИКТ для решения профессиональных задач. Всё вышеперечисленное требует и от самого методиста непрерывного повышения своей квалификации.
Использование ИКТ в работе методиста можно рассматривать в двух направлениях:
- непосредственно в деятельности методиста на рабочем столе (работа с документами, составление диаграмм, схем, презентаций; работа с информационными ресурсами, поисковыми системами, электронной почтой;
- методическая поддержка работников образовательного учреждения по вопросам применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе, повышение ИКТ-компетентности педагогических работников.
Я остановлюсь на направлениях и используемых формах работы с педагогами школы по формированию информационной компетентности и активизации их деятельности по внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.
Работа проводится по следующим направлениям:
- Организация специализированного повышения квалификации и курсовой переподготовки руководства и педагогического коллектива в области информационных технологий (в г.Тула уделяется внимание процессу подготовки учителей к использованию ИКТ в профессиональной деятельности, но этого не достаточно, т.к. таких групп набирается небольшое количество, занятия проводятся с отрывом от производства, что вызывает затруднение в выполнении учебной программы. Поэтому педагоги нашей школы используют все возможности для углубления своих знаний в области применения информационных технологий, в том числе и дистанционные курсы).
- Организация внутришкольной системы повышения ИКТ компетентности педагогов;
- Методическое сопровождение и личное участие в мероприятиях различных уровней с использованием ИКТ;
- Методические сопровождение использования ИКТ;
- Обобщение и распространение педагогического опыта в области использования ИКТ.
Успешной реализации данных направлений способствуют такие формы работы с педагогами как:
По 1 направлению:
- повышение квалификации (участие в КПК педагогов, семинарах, вебинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике; дистанционном обучении ). Для учителя 21 века подготовить презентацию к уроку уже мало. Учителя осваивают сервисы Web 2.0.
По 2 направлению:
- Проведение мастер-классов, семинаров, круглых столов по использованию ИКТ в педагогической деятельности, таких как «Интерактивная доска в работе учителя-предметника», «Использование электронных образовательных ресурсов в работе с интерактивным комплексом «Эпсон», «Сетевые сообщества – форма самообразования учителя», «Создание веб-портфолио с использованием сервиса Google»;
- проведение научно-практической конференции педагогов по проблеме использования ИКТ в образовательной деятельности "Информационно-коммуникационные технологии и система тестового контроля на современном уроке";
- проведение внутришкольного конкурса методических разработок уроков и внеклассных мероприятий с применением средств ИКТ;
По 3 направлению:
- сопровождение участия в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах; в сетевых профессиональных сообществах (региональное «информационно-образовательный портал и федеральных сетевых телекоммуникационных проектах (помощь в создании и редактировании wiki – страниц), во всероссийских конкурсах цифровых образовательных ресурсов («IT — эффект», «Цифровой фарватер»);
- сопровождение участия в конкурсе уроков с применением ИКТ.
По 4 направлению:
- оказание методических консультаций по применению Единой Коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru., использованию материалов федерального центра информационно-образовательных ресурсов( ФЦИОР) http://fcior.edu.ru (активно используют учителя физики, истории, начальных классов)
- содействие созданию методических и дидактических материалов к конспектам уроков (учебные мультимедийные презентации, различные виды контролирующих материалов) с использованием ИКТ и пополнение методической копилки;
- консультации по работе над темой по самообразованию, связанной с внедрением ИКТ;
- содействие активному использованию Интернет-ресурсов по предмету (например, при проведении уроков в кабинете ИКТ с выходом в сеть Интернет учителя демонстрируют видеофрагменты, фильмы, картины известных художников и т.д. (учителя русского языка, музыки, географии);
- содействие использованию ИКТ в процессе работы обучающихся над творческими проектами, при подготовке и проведении научно-практической конференции
По 5 направлению:
- Обобщение и распространение педагогического опыта (печатные публикации по использованию ИКТ; публикации в электронных СМИ , методическая поддержка разработки проектов по использованию ИКТ учителями-предметниками.)
Планомерное и систематическое внедрение ИКТ в практику работы всех участников образовательного процесса будет способствовать успешному решению задач, которые ставит перед собой школа. Но подходить к этому процессу надо стремиться творчески, не злоупотребляя использованием данных технологий и строго соблюдая санитарно-гигиенические требования.
Литература
- Басурматорова Л.А., Хуснутдинова Л. С. Роль ИКТ - компететности учителей - предметников в образовательном процессе [Электронный ресурс] : Информационные технологии в образовании / Л. А. Басурматорова., Л. С. Хуснутдинова - Электрон. дан. - М.: Изд-во ИТО - Томск, 2009. - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2009/Tomsk/IV/IV-0-116.html
- Бурмакина В., Фёдорова Ю. Как много ждут от методиста//Учительская газета Москва.- №32-№33.-2009.- 18 августа.-Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/33819
- Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. - Редакция 2.0 Русский перевод (сигнальный вариант), Опубликован в 2011 году организации Объединенных Наций по вопросам Образования, Научная и Культурная Организация 7, place de Fontenoy, 75352 PARIS 07 SP ЮНЕСКО 2011 г — с.10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий в работе детского объединения».
Методичекая разработка по использованию ИКТ в работе педагога дополнительного образования....
Использование информационных технологий в работе педагога-психолога
В решении проблем психолого-педагогического сопровождения УВП, реализации деятельности педагога-психолога по базовому компоненту, активизации обучения и всей школьной жизни существенную роль игр...
«Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы»
Эффективность использования информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы и учителя начальных классов. Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации...
«Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы»
Эффективность использования информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы и учителя начальных классов. Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации в пос...
Презентация на тему : "Использование информационных технологий в работе дошкольного учителя-логопеда"
Уважаемые коллеги,предлагаю Вашему вниманию презентацию на тему "Использование информационных технологий в работе дошкольног учителя-логопеда"....
Использование информационных технологий в работе методиста
Использование информационных технологий в работе методиста...
Использование информационных технологий в работе методиста
Информатизация является необходимым компонентом и условием общей модернизации образования, обновления содержания и форм учебной деятельности, всего уклада школ. Без информатизации выполнить в полном о...