Выступление на семинаре- практикуму
материал
Выступление на семинаре практикуме по теме "Медиативные технологии в разрешении конфликтных ситуаций в образовательном учреждении"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mediativnye_tehnologii.docx | 18.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Ершова Наталья Григорьевна,
социальный педагог СОШ №1
г. Белоярский
Медиативные технологии в разрешении конфликтных ситуаций в образовательном учреждении.
Развитие службы школьной медиации является важнейшей социальной инновацией, оно востребовано жизнью и становится одной из приоритетных задач в области современного воспитания и образования.
Функционирование службы школьной медиации в СОШ №1 г.Белоярский позволило сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети; повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы с детьми, состоящими на профилактических учетах. Служба школьной медиации состоит из педагогических работников, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
Основная цель службы школьной медиации состоит в формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе состоящих на профилактических учетах.
Метод "Школьной медиации" ориентирован на работу со всеми участниками образовательного и воспитательного процесса. Медиатор организует и управляет процессом переговоров таким образом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному соглашению. В нашей школе медиатор использует различные медиативные технологии такие как: «Петля понимания», «Активное слушание», «Я - сообщения», «Отражение», «Открытые вопросы», «Резюмирование») тем самым облегчает процесс общения между конфликтующими сторонами: проясняет чувства, пожелания, интересы, потребности; способствует пониманию позиций и мнений, которые должны быть услышаны и поняты всеми участниками. Медиатор направляет процесс переговоров в русло поиска продуктивного решения проблемы, предоставляя возможность сторонам совместно прийти к общему взаимоприемлемому соглашению.
В практической деятельности в нашей школе, действует восстановительный подход в двух направлениях:
1. предотвращение (профилактика) правонарушений, их вероятных причин и обстоятельств путем ценностно-ориентированного обучения навыкам конструктивного социального взаимодействия и предупреждения конфликтов.
Работа с несовершеннолетними на этом уровне заключается преимущественно в том, чтобы осуществлять ценностно-ориентированное обучение подростков навыкам конструктивного взаимодействия (социально приемлемого, законопослушного поведения) и предупреждения конфликтов.
2. предоставление помощи и поддержки в предупреждении и разрешении конфликтов подросткам, демонстрирующим девиантное поведение.
Основные направления деятельности службы школьной медиации:
– проведение просветительской работы среди учеников, их родителей и педагогического состава;
– разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в образовательной организации;
– предотвращение возникновения конфликтов;
– формирование коммуникативных умений у детей, подростков, педагогов и родителей (навыков конструктивного решения конфликтов, ненасильственных стратегий поведения);
– профилактика социальных аномалий среди детей и подростков (безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних);
– профилактическая и коррекционная работа с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Исходя из вышесказанного, реализация медиации и восстановительного подхода выступают инструментами для решения задачи профилактики, коррекции и реабилитации в работе с несовершеннолетними и их семьями.
Медиация осуществляется на практике посредством программы - «Равные возможности», которая представляет собой форму организации процесса переговоров. В которой медиатор создает условия для восстановления способности участников процесса медиации понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем, возникших в результате конфликтных ситуаций.
При реализации программы конфликтующие стороны встречаются для переговоров. Организованный диалог дает возможность сторонам лучше узнать и понять друг друга, способствует изменению отношений: от отношений конфронтации, предубеждений, подозрительности, агрессивности к позитивным взаимоотношениям. И ключевая роль здесь принадлежит медиатору, который помогает выразить и услышать точки зрения, мнения, чувства сторон, что формирует пространство взаимопонимания. Другими словами, организация диалога позволяет выйти на проблемы, интересы и потребности, которые обычно в ситуации конфликта скрыты за негативными отношениями сторон друг к другу.
Важнейшим результатом восстановительной медиации являются восстановительные действия (извинение, прощение, стремление искренне загладить причиненный вред), то есть такие действия, которые помогают исправить последствия конфликтной ситуации.
Восстановительная медиация используется при разрешении межличностных конфликтов (в том числе детско-родительских). Использование восстановительной медиации позволяет конфликтующим сторонам своевременно и эффективно разрешить локальный конфликт, не допустить ухудшения отношений.
Программа строится на организации переговоров таким образом, что бы помочь человеку определить круг проблем, осознать конфликтную ситуацию, ее последствия и найти пути выхода из нее.
Достоинством программы является то, что ответственность за разрешение проблемы и контроль за исполнением решений перестают зависеть от специалистов, а целиком и полностью находятся в руках участников конфликта.
Таким образом, использование медиации в работе с несовершеннолетними и их семьями способствует решению задач профилактики коррекции-реабилитации в работе с несовершеннолетними и их семьями, направленных на конструктивное общение и разрешение конфликтных ситуаций, восстановление отношений с социальным окружением, позволяет учитывать индивидуальные интересы и потребности несовершеннолетних.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на СЕМИНАР - ПРАКТИКУМЕ на тему: «Новые подходы в работе с родителями по развитию культа физкультуры и спорта в семье»
С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста. Как известно, развитие и восп...
Выступление на СЕМИНАР - ПРАКТИКУМЕ на тему: «Охрана и укрепление здоровья детей»
Охрана и укрепление здоровья детей – одна из главных задач, стоящих перед детским садом и семьей. Педагоги знакомят родителей с режимом дня в дошкольном учреждении и дают рекомендации по организации р...
Выступление на семинаре-практикуме: «Использование развивающих приборов «Графика» и «Ориентир» в коррекционно-педагогической работе учителя-дефектолога» (из опыта работы)
Выступление на семинаре-практикуме: «Использование развивающих приборов «Графика» и «Ориентир» в коррекционно-педагогической работе учителя-дефектолога» (из опыта работы)...
Выступление на семинаре-практикуме: «Индивидуальная работа с детьми подготовительной группы с нарушением зрения, имеющими склонности к математике» (из опыта работы)
Выступление на семинаре-практикуме: «Индивидуальная работа с детьми подготовительной группы с нарушением зрения, имеющими склонности к математике» (из опыта работы)...
Выступление на семинаре-практикуме: "Реализация интегрированного подхода в преподавании общеобразовательных дисциплин" доклад :"Организация внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине химия"
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:· аудиторная;· внеаудиторная....
Выступление на семинаре-практикуме - "Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов"
Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов...