О неразрывности
статья

Соображения о неразрывной связи образования и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_nerazryvnosti.docx12.87 КБ

Предварительный просмотр:

О неразрывности.

Образование, обучение и воспитание – это основные понятия педагогической науки, их цель содействовать развитию и формированию личности.
Как эти понятия соотносятся между собой?
Более общее понятие – «ВОСПИТАНИЕ», которое включает в себя специально организованные влияния социальной среды (средства массовой информации – телевидение, печать, кино, видео и др., а также деятельность общественных и партийных организаций и движений), школьные учебные учреждения и учреждения дополнительного образования. В процессе воспитания (как в широком, так и узком смысле) реализуются и преднамеренные, специально организованные влияния, и непреднамеренные влияния – образ жизни ребенка, его общение с окружающим миром. Воспитание охватывает все влияния, имеющие развивающий и формирующий характер. И образование, и обучение в этом смысле являются составляющими процесса воспитания.
«ОБРАЗОВАНИЕ» - более узкое понятие, это та часть внешних влияний, обусловливающих развитие и формирование личности, когда посредством усвоения знаний (как отражении общественного опыта многих поколений) происходит формирование «образа» современного человека – его мировоззрения и мироощущений, его жизненной позиции, широты кругозора, социальных навыков и интересов и т.д. Посредством усвоения знаний о мире происходит личностное развитие человека. Решающую роль в процессе образования имеют знания, которые приобретает человек в жизни (степень их полноты, уровень усвоения, качества знания). Образование выходит далеко за рамки школы, отдельного урока. «Образовывает» ребенка весь окружающий мир, однако школе, конечно же, принадлежит ведущая роль, так как усвоение знаний о мире и о себе приобретает системность, последовательность, полноту и глубину, логичность, гибкость и оперативность и т.д.
«ОБУЧЕНИЕ» - еще более узкое понятие, это часть внешних влияний педагогов (школы), когда организуется деятельность учащихся по усвоению основных знаний, практических умений и навыков. Результатом научения (учения) является овладение учащимися конкретными знаниями и навыками, их осмысление, воспроизведение, умение применять на практике при решении конкретных ситуаций.
Изучая процесс обучения, становится понятно, что в процессе преподавания и учения (научения) реализуется (должна реализовываться) не только образовательная, но и развивающая и воспитательная функции. В этой связи процесс обучения можно рассматривать и как часть процесса воспитания (когда процесс усвоения знаний оказывает влияние на гражданское, нравственное, эстетическое и др. стороны в развитии личности), и как часть образования (когда процесс усвоения знаний оказывает влияние на формирование мировоззрения и мироощущения личности, широту ее кругозора и т.д.).
Выявляя общее и специфичное в основных педагогических терминах, становится очевидно, что процесс передачи и усвоения знаний не подменяет собой процессов образования и воспитания. В обучении будут проявляться образовательные, развивающие и воспитательные функции при условии, если педагог специальным образом организует свою деятельность (преподавание) и познавательную деятельность учащихся (учение или научение). В реальной практике при условии педагогически грамотной организации воспитательного процесса одновременно реализуются все процессы – воспитание, образование и обучение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образование и воспитание – неразрывный процесс

В Федеральном государственном стандарте общего образования  духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Зак...

История моей школы и моего села неразрывно связаны

строительство новой  десятилетки в 1977году...

Статья "ЭТНОГЕОГРАФИЯ: НЕРАЗРЫВНАЯ СВЯЗЬ КУЛЬТУРЫ И ПРИРОДНОГО ЛАНДШАФТА"

Статья "ЭТНОГЕОГРАФИЯ: НЕРАЗРЫВНАЯ СВЯЗЬ КУЛЬТУРЫ И ПРИРОДНОГО ЛАНДШАФТА"...

"Безопасность на воде" ( консультация) Лето - долгожданная и любимая пора года, как у детей, так и у взрослых, и неразрывно связана с отпусками, летними каникулами, связанными с поездками на дачу, море, берега рек и озер.

Лето - долгожданная и любимая пора года, как у детей, так и у взрослых, и неразрывно связана с отпусками, летними каникулами, связанными с поездками на дачу, море, берега рек и озер.Однако пренебрежит...

«С ним неразрывна нелегкая наша судьба…» Литературно-музыкальная композиция о Санкт-Петербурге по стихам и песням А.Городницкого.

laquo;С ним неразрывна нелегкая наша судьба…» Литературно-музыкальная композиция о Санкт-Петербурге  по стихам и песням А.Городницкого. Посвящается 90-летию Александра Городницкого...