Статья "ЭТНОГЕОГРАФИЯ: НЕРАЗРЫВНАЯ СВЯЗЬ КУЛЬТУРЫ И ПРИРОДНОГО ЛАНДШАФТА"
статья по географии на тему
Статья "ЭТНОГЕОГРАФИЯ: НЕРАЗРЫВНАЯ СВЯЗЬ КУЛЬТУРЫ И ПРИРОДНОГО ЛАНДШАФТА"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etnogeografiya._ermakova_m.n.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
М.Н. Ермакова
ЭТНОГЕОГРАФИЯ: НЕРАЗРЫВНАЯ СВЯЗЬ КУЛЬТУРЫ И ПРИРОДНОГО ЛАНДШАФТА.
Стремление к этническому возрождению стало характерной чертой общественного развития конца ХХ - начала ХХІ столетия. Оно охватило многие народы, находящиеся в составе многонациональных государств. Важность этой проблемы видна даже из простой констатации того факта, что большинство политически организованных обществ являются полиэтническими: в мировом сообществе насчитывается немногим более 200 государств, в то время как наций и других этнических общностей имеется не менее двух тысяч (некоторые учёные насчитывают до пяти тысяч). Человечество, пройдя в течение тысячелетий через межплеменные, религиозные, гражданские войны, колониальные завоевания, геноцид, революции, интервенции, пандемии, пронесло и донесло до наших дней это разнообразие этносов со своими культурными ценностями и духовными традициями.
Одним из факторов формирования духовных сторон местного населения, несомненно, является природа. Конечно, она влияет на духовную культуру населения вместе с другими факторами - социально-экономическими, историческими. Однако ее воздействие во многом первично и потому рассматривается на уроках географии.
Изучение природы формирует эмоционально-ценностное отношение к ней и тем изменениям, которые происходят в природе в настоящее время под влиянием хозяйственной деятельности, обеспечивает понимание ее красоты и неповторимости. Природа определяет особенности местного населения как социокультурной общности, личностные качества людей, жизненные установки.
Природа формирует образ жизни населения, типы хозяйственной деятельности, культуру труда и быта, трудовые навыки. Образ территории нередко оказывает влияние на выбор профессии, укрепляет желание оставаться в родном краю. Многие религиозные нормы, внутренний мир человека также связаны с природой.
Несомненно, материальная культура есть результат приспособления человека к окружающей географической среде. Так, еще ученые древней Греции (Аристотель, Гиппократ) отмечали, что природные условия оказывают влияние на темперамент людей, на их обычаи и общественное бытие, а французские философы (Монтескье, Бюффон) стремились вывести «дух законов» общественного развития из природных условий. На взаимосвязь культуры с территорией, на которой она развивается, с ландшафтом этой территории указывали и отечественные ученые-географы (Д.Н. Анучин, А.И. Воейков, П.П. Семенов-Тян-Шанский, В.П. Семенов-Тян-Шанский и др.).
Поэтому пространственная взаимосвязь культуры как самостоятельного социального феномена с другими элементами географической среды позволяют говорить о существовании геокультурного пространства.
Возрастающий интерес к изучению этногеографии можно объяснить несколькими факторами:
1. Традиционное образование, главной целью которого было усвоение знаний, умений и навыков, постепенно переориентируется на развитие личности учащихся, ее творческих сторон. Знания, умения и навыки становятся средством их формирования. Ориентация на учет интересов и потребностей личности предполагает создание необходимых условий для овладения культурными ценностями;
2. В настоящее время признается недостаточной ориентация только на умственное развитие учащихся. Подвергаются критике психологические теории, ограничивающиеся односторонним вниманием к умственному развитию детей, преувеличением его роли в учебном процессе и недооценкой развития эмоционально-образного мышления. Уникальные возможности географии - в этом предмете с особой силой развиваются совместно и образное восприятие, и логическое мышление. Геокультурное содержание отличается повышенной эмоциональностью и привлекательностью для учащихся как за счет новизны изучаемого, так и доступности объектов изучения для непосредственного восприятия и возможности организовать практическую деятельность школьников.
Формирование культуры личности предполагает усвоение молодежью и культурно-географических особенностей своего родного края.
Своеобразие этнокультурных знаний состоит в том, что:
а) они имеют междисциплинарный характер. Одни и те же объекты материальной и духовной культуры рассматриваются в нескольких учебных предметах, в истории, например, и в географии (роль Волги в прошлом и настоящем, выдающиеся деятели в различных областях культуры), в литературе, истории и географии (находка “Слова о полку Игореве” в Ярославле) и др. Отсюда вытекает необходимость в широких межпредметных связях;
б) география как наука находится на стыке естественных и общественных подходов, что обеспечивает связь этнокультурных знаний. Объекты этнокультурного характера связаны не только между собой, но и с природными, экономическими и социальными процессами и окружением. Это создает основу для формирования у школьников определенных отношений, оценочных суждений, выбора критериев оценки и т.п.;
в) этнокультурные знания отличаются некоторой фактологичностью и, следовательно, требуют определенных принципов отбора для использования в учебном процессе и на отдельных уроках. Главное, что делает отобранные объекты предметом географического анализа - их связь с природной основой жизни населения, факторами жизнеобеспечения людей. Учитываются соответствующие географические факторы, как в прошлом, так и в настоящее время.
Необходимо изучать те элементы культуры, которые связаны с пространственной структурой геокультурного пространства (региональные и местные различия), учитывают особенности территориального проявления культурных процессов. При этом раскрываются условия - природные, социальные, экономические - образования элементов культуры. В таком знании должны быть оценочные суждения о месте культурных феноменов в жизни населения, в культурной среде.
Структура материальной культуры довольно сложная. К ее объектам, изучаемым на уроках географии (в том числе и своей республики) относят в первую очередь культуру жизнеобеспечения - постройки, жилища, одежду, предметы быта, транспорт, пищу. Предметы материальной культуры служат практическим целям, но они выполняют и другую важную функцию - средств хранения и передачи смыслов и значений, регулирующих поведение и общение людей.
Развитие культуры немыслимо без сохранения и расширенного воспроизводства вдохновляющих ресурсов ландшафта - важных катализаторов творчества. Экологический подход в рамках изучения этногеографии предполагает рассмотрение культурного процесса по отношению к окружающей среде и, прежде всего, к природным условиям и факторам. Главным здесь является анализ взаимодействия человека как носителя определенной культуры и природы, которое рассматривается как двусторонний процесс, как взаимное влияние:
1) влияние природных условий и факторов на культуру.
Природные различия между территориями являются очевидным фактом. Столь же очевидная природная зависимость культурного развития территории от природных условий сама по себе предполагает, что анализ культуры в природном контексте вскрывает географические различия. Учитывая, что традиции формировались в прошлом, когда зависимость человека от природы была одним из главных факторов его жизнедеятельности, можно легко проследить влияние природных условий на обычаи, традиции и верования местного населения.
2) влияние культурных процессов на природную среду.
Несомненно, влияние людей через их культуру на экосистемы, в которых они развиваются. Оно выражается в формировании особых культурных ландшафтов и изменении природно-климатических условий вследствие деятельности человека. Это влияние может напрямую выражаться в ландшафте, который человек дополняет или «заменяет» творениями своих рук - разнообразными сооружениями, сельскохозяйственными угодьями и т.д. Или оно является косвенным, когда хозяйственная деятельность людей ведет к изменениям климата, почв, растительности, животного мира и т.п.
Наконец, культурная группа, осознав последствия своего вмешательства в жизнь экосистемы, может воспринять природу как часть своего наследия и заняться его охраной, выделяя в своем пространстве специально охраняемые территории (заповедники, национальные парки) и памятники природы.
Итак, изучение взаимного влияния природных факторов и культуры является необходимым и очень важным в комплексной этногеографической характеристике территории.
Перефразируя известного русского ученого В. В. Докучаева, можно сказать, что культурный ландшафт является зеркалом культуры. Очень важно, чтобы это зеркало культуры того или иного сообщества людей,
в том числе этноса (а тем более малого), – не треснуло.
Литература
1. Букринская И. и др. Язык русской деревни. Школьный диалектологический Атлас. М.: АО «Аспект-Пресс», 1994.
2. Веденин Ю. А. Культурно-ландшафтное районирование России ориентир культурной политики //Ориентиры культурной политики. Информац. Вып. № 2. - М.: ГИВЦ МК РФ, 1997. - С. 3-99.
3. Веденин Ю. А. Необходимость нового подхода к культурному и природному наследию // Актуальные проблемы сохранения культурного и природного наследия. - М.: РНИИ культурного и природного
наследия МК РФ и РАН, 1995. - С. 5-20.
5. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. - М.: "Книга", 1991.
6. Игнатов В. Г., Бутов В. И. Регионоведение (методология, политика, экономика, право). Учебноепособие. - Ростов-на-Дону: Изд. центр "Март", 1998.
7. Калуцков В. Н. Проблемы исследования культурного ландшафта // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.5.Геогр. 1995. № 4. - С. 16-20.
8. Корнев И.Н., Поздняк С.Н. Геокультурное пространство региона: структура образа и педагогические основы ее формирования у учащихся // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. - №2. –С. 35-36.
9. Народы России: энциклопедия / Гл. редактор В.А. Тишков. – М.: Большая российская энциклопедия, 1994.
10. Ром В.Я. Новое в России: цифры и факты. Доп. главы к учебнику «География России. Население и хозяйство. 9 кл.» - М.: Дрофа, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья в газете "Арбатские вести" "Связь ветеранов с молодежью неразрывна"
статья в газете к 70-летию битвы под Москвой...
Классификация природно - антропогенных ландшафтов
презентация по экологии...
Ландшафтная экология. Классификация природно-антропогенных ландшафтов.
Презентация содержит краткие определения, кластеры и яркие иллюстраци, характеризующие определения....
История моей школы и моего села неразрывно связаны
строительство новой десятилетки в 1977году...
"Безопасность на воде" ( консультация) Лето - долгожданная и любимая пора года, как у детей, так и у взрослых, и неразрывно связана с отпусками, летними каникулами, связанными с поездками на дачу, море, берега рек и озер.
Лето - долгожданная и любимая пора года, как у детей, так и у взрослых, и неразрывно связана с отпусками, летними каникулами, связанными с поездками на дачу, море, берега рек и озер.Однако пренебрежит...
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ В ГОРОДСКОМ ЛАНДШАФТЕ ВО ВРЕМЯ ОСЕННИХ КАНИКУЛ В ПРИШКОЛЬНОМ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОМ ЛАГЕРЕ
Статья посвящена важной проблеме географического образования – формирование культуры природопользованию у учащихся. Решением поставленной задачи является организация осеннего геоэкологического л...
Типовые вопросы для устного контроля по теме "Природные ресурсы России и их охрана. Природные ландшафты"
Вопросы для проведения устного контроля знаний обучающихся по экологии, по теме "Природные ресурсы России и их охрана. Природные ландшафты"...