Образование и воспитание – неразрывный процесс
статья по истории по теме

В Федеральном государственном стандарте общего образования  духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". Ст.9, п.6, данного Закона устанавливает, что "основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon pashkova.ruzova.doc.zip16.17 КБ

Предварительный просмотр:

Образование и воспитание – неразрывный процесс

Пашкова Марина Васильевна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №13» г. Октябрьского, krasilnikova75@mail.ru

Рузова Любовь Михайловна, Отличник Образования Республики Башкортостан, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №13» г. Октябрьского

Говорят, кто не думает о будущем, тот его и не имеет. Сегодня о будущем, так или иначе, думают все.  Федеральная целевая программа развития образования предлагает целый ряд направлений. Среди них – Всероссийская акция «Уроки нравственности», «Мы – россияне», «Вахта памяти» и многие другие. То есть, наконец-то наше правительство начинает понимать, что воспитание необходимо возвращать для того, чтобы будущие воспитанники сами воспитали в будущем нравственно здоровое поколение.

В Федеральном государственном стандарте общего образования  духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". Ст.9, п.6, данного Закона устанавливает, что "основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся".

Стандарт устанавливает, что программа воспитания и социализации должна быть направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям своей этнической, конфессиональной и культурной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России.

Воспитательная деятельность объединяет усилия всех педагогов школы, ставит их если не в равные, то в сходные условия. Ведущая роль в этом процессе чаще всего отдается историческому и обществоведческому образованию.  Школьный предмет «история» это не просто знакомство с конкретной областью знаний. Это еще и воспитание гражданской позиции, и знакомство с культурой, и формирование мировоззрения.

Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения устанавливает следующие цели: воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества. Именно этими целями, по словам научного сотрудника РАН, выступавшей на  пресс-конференции «Каким быть школьному учебнику истории» и руководствуются специалисты при экспертизе учебника истории. Но, конечно, одними учебниками проблему не решить. Цель преподавателя истории: заставить учащихся задуматься о своей сопричастности к истории Отечества, пробудить чувство гражданской ответственности за судьбу Родины.

Вспомним Отто фон Бисмарка. Это он сказал: «Победы Пруссии в боевых сражениях одержал школьный учитель истории». Для учителя истории важно провести красной нитью мысль – каждому из нас необходимо восстановить истинные ценности внутри себя, осмыслить свою жизнь. А материала, на котором  можно воспитывать учащихся, у нас, у историков, предостаточно. Например, говоря о Цусимском сражении, мы рассказываем о потерях русского флота, о неправильной политике самодержавия и обязательно должны говорить о величайшем подвиге моряков, сознательно погибших за Отечество.  Ведь все они знали, что идут на верную смерть, и многие просились именно на эту эскадру. Например, на корабле «Прут» находился Иеромонах Антоний. Он  так и остался со своим кораблем до последней минуты, отказавшись покинуть его  в момент бедствия. Свое место в шлюпке отец Антоний уступил другим, говоря на прощание морякам: «Вы молоды, вам жить».

В процессе изучения героического прошлого и боевых традиций народов России в борьбе против иноземных захватчиков, военных событий отечественной истории перед учителем открываются широкие возможности для формирования достойного гражданина России и Башкортостана, воспитание чувства гордости за свою Отчизну.  Задачу патриотического воспитания также решают уроки истории в 8 классе. На уроке « Вторжение армии Наполеона в Россию и начало Отечественной Войны 1812» подчеркиваем, что война носит освободительный, народный характер, показываем мужество армий, шедших на соединение к Смоленску и героически защищавших город вместе  с ополченцами. Воинское воспитательное значение имеют наиболее яркие моменты полководческой деятельности М.И. Кутузова, блестящего политика и дипломата, волею народа ставшего главнокомандующим русской армии. И не случайно, что в годы тяжелых испытаний Великой Отечественной  войны летом 1942 был учрежден как высокая полководческая награда орден Кутузова. Среди наступательных операций по разгрому фашистских захватчиков были проведены операции «Кутузов» (освобождение Орла в 1943 в битве на Курской дуге) и «Багратион» (по освобождению Белоруссии в 1944 году). Знакомя ребят с «Бородинским сражением», подчеркиваем доблесть и мужество русских  воинов, их горячую любовь к Родине. Чувство гордости за Отечество вызывает имя прославленного героя Бородина, генерала Петра Ивановича Багратиона, получившего здесь смертельное ранение. Подобно  своему командующему героические подвиги совершили тысячи защитников  Семеновских  флешей. Большое впечатление у учащихся оставляет знакомство с памятниками  Бородинского сражения, которые создавались и создаются на протяжении десятилетий. Рассказ на уроке будет неполным, если не связать с героями Великой Отечественной войны Советского Союза, которые почти через 130 лет – осенью  грозного сорок первого года стояли насмерть на позициях у гранитных памятников  Шевардинского редута, Багратионовых флешей, батареи Раевского. Именно в эти дни поэт  С. Васильев в стихотворении «Поле русской славы» писал:

«Бейся в схватках равных и неравных

до конца! Плати врагу сполна!

Помни, что ты правнук и праправнук

Доблестных солдат Бородина!»

Урок «Разгром армии Наполеона и заграничный поход  русской армии 1813 – 1814»  начинается с рассказа о подготовке к контрнаступлению, раскрывается огромное значение марш – маневра и лагеря у села Тарутино, прикрывшего южные районы  страны и оставившего врагу лишь разоренную Смоленскую дорогу. Вопрос об огромном размахе  партизанского  движения в народной войне раскрывается в сообщениях учащихся, в которых удачно прозвучат отрывки из басен И.А. Крылова «Волк на псарне», «Ворона и курица», «Кот и повар», «Обзор». На этом же уроке ребята знакомятся  с участием башкирских полков в разгроме армии Наполеона и совместном походе с русской армией 1813 – 1814.

При изучении  данных тем учащиеся подводятся к пониманию закономерности победы России в войне, в которой величие духа и патриотизм народа были движущей силой разгрома наполеоновской армии.

Уроки, посвященные Крымской войне, русско-турецкой войне 1877 – 1878 года на примерах доблести и мужества российской армии воспитывают чувство любви и гордости за Родину.

Подлинный патриотизм основан на глубоком понимании прошлого, ибо в прошлом мы черпаем опыт, необходимый для созидания будущего. Усилить мировоззренческую направленность патриотического воспитания поможет тщательно продуманное приобщение к героической истории народа. «Родная страна становится еще более близкой и родной, – говорил М.И. Калинин, – когда знаешь ее историю, когда учитель, преподавая историю, заставил школьников пережить прошлое народа, когда он зажег в их глазах огонь гордости славными победами наших войск и талантами наших полководцев».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на конференции по здоровьесбережению: "Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школе".

Выступление на конференции по здоровьесбережению: "Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школе"....

Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школе

Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школеАдминистрация, педагогический, ученический и родительский  коллектив нашей школы считает, что будущее нации – эт...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной статье представлены вопросы обэкологическом образовании и воспитании школьников-подростков в процессе краеведческой деятельности....

Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в летнем лагере «Одарённые дети"

Вот уже несколько лет логическим завершением, а может продолжением каждого учебного года  в нашей школе является летний лагерь «Одарённые дети». Лето – это своего рода мостик между завершившимся ...

Воспитание в процессе обучения биологии: формирование научного мировоззрения, мышления, атеистическое воспитание

     Воспитывающая функция предмета «Биология» реализуется в общей системе обучения учащихся в средней школе.  Мировоззрение - это целостная система взглядов на окружающий м...

Выступление на педагогическом совете "Выступление на педсовете "Творчество как важнейшая составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе образования и воспитания школьников по новым образовательным стандартам"

В выстурлении рассматривается важный вопрос о развитии детского творчества через такие составляющие, как абота в кружках, исследовательская деятельность и т.д....