Образование и воспитание – неразрывный процесс
статья по истории по теме
В Федеральном государственном стандарте общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". Ст.9, п.6, данного Закона устанавливает, что "основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pashkova.ruzova.doc.zip | 16.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Образование и воспитание – неразрывный процесс
Пашкова Марина Васильевна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №13» г. Октябрьского, krasilnikova75@mail.ru
Рузова Любовь Михайловна, Отличник Образования Республики Башкортостан, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №13» г. Октябрьского
Говорят, кто не думает о будущем, тот его и не имеет. Сегодня о будущем, так или иначе, думают все. Федеральная целевая программа развития образования предлагает целый ряд направлений. Среди них – Всероссийская акция «Уроки нравственности», «Мы – россияне», «Вахта памяти» и многие другие. То есть, наконец-то наше правительство начинает понимать, что воспитание необходимо возвращать для того, чтобы будущие воспитанники сами воспитали в будущем нравственно здоровое поколение.
В Федеральном государственном стандарте общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". Ст.9, п.6, данного Закона устанавливает, что "основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся".
Стандарт устанавливает, что программа воспитания и социализации должна быть направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям своей этнической, конфессиональной и культурной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России.
Воспитательная деятельность объединяет усилия всех педагогов школы, ставит их если не в равные, то в сходные условия. Ведущая роль в этом процессе чаще всего отдается историческому и обществоведческому образованию. Школьный предмет «история» это не просто знакомство с конкретной областью знаний. Это еще и воспитание гражданской позиции, и знакомство с культурой, и формирование мировоззрения.
Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения устанавливает следующие цели: воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества. Именно этими целями, по словам научного сотрудника РАН, выступавшей на пресс-конференции «Каким быть школьному учебнику истории» и руководствуются специалисты при экспертизе учебника истории. Но, конечно, одними учебниками проблему не решить. Цель преподавателя истории: заставить учащихся задуматься о своей сопричастности к истории Отечества, пробудить чувство гражданской ответственности за судьбу Родины.
Вспомним Отто фон Бисмарка. Это он сказал: «Победы Пруссии в боевых сражениях одержал школьный учитель истории». Для учителя истории важно провести красной нитью мысль – каждому из нас необходимо восстановить истинные ценности внутри себя, осмыслить свою жизнь. А материала, на котором можно воспитывать учащихся, у нас, у историков, предостаточно. Например, говоря о Цусимском сражении, мы рассказываем о потерях русского флота, о неправильной политике самодержавия и обязательно должны говорить о величайшем подвиге моряков, сознательно погибших за Отечество. Ведь все они знали, что идут на верную смерть, и многие просились именно на эту эскадру. Например, на корабле «Прут» находился Иеромонах Антоний. Он так и остался со своим кораблем до последней минуты, отказавшись покинуть его в момент бедствия. Свое место в шлюпке отец Антоний уступил другим, говоря на прощание морякам: «Вы молоды, вам жить».
В процессе изучения героического прошлого и боевых традиций народов России в борьбе против иноземных захватчиков, военных событий отечественной истории перед учителем открываются широкие возможности для формирования достойного гражданина России и Башкортостана, воспитание чувства гордости за свою Отчизну. Задачу патриотического воспитания также решают уроки истории в 8 классе. На уроке « Вторжение армии Наполеона в Россию и начало Отечественной Войны 1812» подчеркиваем, что война носит освободительный, народный характер, показываем мужество армий, шедших на соединение к Смоленску и героически защищавших город вместе с ополченцами. Воинское воспитательное значение имеют наиболее яркие моменты полководческой деятельности М.И. Кутузова, блестящего политика и дипломата, волею народа ставшего главнокомандующим русской армии. И не случайно, что в годы тяжелых испытаний Великой Отечественной войны летом 1942 был учрежден как высокая полководческая награда орден Кутузова. Среди наступательных операций по разгрому фашистских захватчиков были проведены операции «Кутузов» (освобождение Орла в 1943 в битве на Курской дуге) и «Багратион» (по освобождению Белоруссии в 1944 году). Знакомя ребят с «Бородинским сражением», подчеркиваем доблесть и мужество русских воинов, их горячую любовь к Родине. Чувство гордости за Отечество вызывает имя прославленного героя Бородина, генерала Петра Ивановича Багратиона, получившего здесь смертельное ранение. Подобно своему командующему героические подвиги совершили тысячи защитников Семеновских флешей. Большое впечатление у учащихся оставляет знакомство с памятниками Бородинского сражения, которые создавались и создаются на протяжении десятилетий. Рассказ на уроке будет неполным, если не связать с героями Великой Отечественной войны Советского Союза, которые почти через 130 лет – осенью грозного сорок первого года стояли насмерть на позициях у гранитных памятников Шевардинского редута, Багратионовых флешей, батареи Раевского. Именно в эти дни поэт С. Васильев в стихотворении «Поле русской славы» писал:
«Бейся в схватках равных и неравных
до конца! Плати врагу сполна!
Помни, что ты правнук и праправнук
Доблестных солдат Бородина!»
Урок «Разгром армии Наполеона и заграничный поход русской армии 1813 – 1814» начинается с рассказа о подготовке к контрнаступлению, раскрывается огромное значение марш – маневра и лагеря у села Тарутино, прикрывшего южные районы страны и оставившего врагу лишь разоренную Смоленскую дорогу. Вопрос об огромном размахе партизанского движения в народной войне раскрывается в сообщениях учащихся, в которых удачно прозвучат отрывки из басен И.А. Крылова «Волк на псарне», «Ворона и курица», «Кот и повар», «Обзор». На этом же уроке ребята знакомятся с участием башкирских полков в разгроме армии Наполеона и совместном походе с русской армией 1813 – 1814.
При изучении данных тем учащиеся подводятся к пониманию закономерности победы России в войне, в которой величие духа и патриотизм народа были движущей силой разгрома наполеоновской армии.
Уроки, посвященные Крымской войне, русско-турецкой войне 1877 – 1878 года на примерах доблести и мужества российской армии воспитывают чувство любви и гордости за Родину.
Подлинный патриотизм основан на глубоком понимании прошлого, ибо в прошлом мы черпаем опыт, необходимый для созидания будущего. Усилить мировоззренческую направленность патриотического воспитания поможет тщательно продуманное приобщение к героической истории народа. «Родная страна становится еще более близкой и родной, – говорил М.И. Калинин, – когда знаешь ее историю, когда учитель, преподавая историю, заставил школьников пережить прошлое народа, когда он зажег в их глазах огонь гордости славными победами наших войск и талантами наших полководцев».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на конференции по здоровьесбережению: "Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школе".
Выступление на конференции по здоровьесбережению: "Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школе"....
Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школе
Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школеАдминистрация, педагогический, ученический и родительский коллектив нашей школы считает, что будущее нации – эт...
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В данной статье представлены вопросы обэкологическом образовании и воспитании школьников-подростков в процессе краеведческой деятельности....
Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в летнем лагере «Одарённые дети"
Вот уже несколько лет логическим завершением, а может продолжением каждого учебного года в нашей школе является летний лагерь «Одарённые дети». Лето – это своего рода мостик между завершившимся ...
Воспитание в процессе обучения биологии: формирование научного мировоззрения, мышления, атеистическое воспитание
Воспитывающая функция предмета «Биология» реализуется в общей системе обучения учащихся в средней школе. Мировоззрение - это целостная система взглядов на окружающий м...
Выступление на педагогическом совете "Выступление на педсовете "Творчество как важнейшая составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе образования и воспитания школьников по новым образовательным стандартам"
В выстурлении рассматривается важный вопрос о развитии детского творчества через такие составляющие, как абота в кружках, исследовательская деятельность и т.д....
Республиканский семинар «Использование здоровьесберегающих технологий в процессе образования и воспитания школьников в условиях реализации ФГОС»
Урок химии в 10 классе Тема: "Углеводы. Классификация и значение"...