Публикация "Развитие речи через сказку"
статья (5 класс)
Проблема речи у детей с умственной отсталостью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проблема речи у обучающихся с умственной отсталостью | 20.8 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЧЕРЕЗ СКАЗКУ
Е.Г. Осинцева – учитель-дефектолог.
С введением ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), открываются большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания.
Речь - основной инструмент, которым человек пользуется на протяжении всей жизни. Речь для ребенка – важнейшее средство связи с окружающим миром, общения и взаимодействия с окружающими людьми, а также получения информации для познавательной активности и развития мышления. Поэтому развитие речи тесно взаимосвязано с формированием всех остальных интеллектуальных способностей. По статистическим данным, только 10 % новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Общее недоразвитие речи (ОНР) - системное нарушение, которое характеризуется нарушениями звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры, грамматического строя. У таких детей в школьном возрасте словарный запас составляет примерно 500-1000 слов (4-5 тысяч слов норма). Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи.
У обучающихся с умственной отсталостью словарный запас, отличается бедностью. Нарушение связной речи может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова во фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Учащиеся трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки, не замечают неточностей в рисунках - шутках; трудно сосредоточивается и удерживается их внимание на чисто словесном материале, без использования наглядного материала или опорных таблиц. Обучающиеся испытывают затруднения при описании предметов, обобщении явлений, признаков, пересказе текста. Поэтому их рассказы бедны, отрывочны.
Труднее всего даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания, в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников.
Все перечисленные процессы теснейшим образом связаны с речевой функцией и не всегда удается определить, что является причиной, а что следствием, что первично, а что вторично. В частности, это касается словесно-логического мышления и внимания.
В современной дефектологии достаточно полно освещены вопросы, касающиеся речевого развития детей у Воробьевой В.К., Филичевой Т.Е., Чиркиной Г.В., Шаховской С.Н. Дети с умеренной умственной отсталостью требуют особого подхода при формировании речевого развития.
При организации занятий с данной категорией обучающихся я использую сказку. Сказка играет большую роль в жизни школьника, оказывает глубокое влияние на развитие, как отдельных психических процессов, так и личности в целом. Сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности, развивает творческое воображение и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче её идейно-художественной значимости.
Яркий, образный язык народных сказок, их дидактическое содержание делает сказку запоминающейся, понятной и близкой ученикам. Доступные и увлекательные по содержанию народные сказки развивают речь обучающегося. Слушая сказки, отвечая на вопросы педагога, обучающиеся учатся мыслить, рассуждать, делать выводы. Они входят в мир сказок, сопереживают героям. Воображая себя на месте героя, они говорят от имени героя, пользуются мимикой и жестами, учатся анализировать собственное поведение, поступки.
К лексическим особенностям сказки относят повторы отдельных слов, словосочетаний, предложений. Противопоставление героев, времени действия получают своё отражение в использовании антонимов, разграничивающие положительных и отрицательных персонажей. Синтаксические средства позволяют выстраивать причинно-следственные связи или временные отношения.
Большое внимание привлекают эпитеты, встречающиеся в сказках и характерные только для фольклорного стиля (чистое поле, сыра земля, добрый молодец, красна девица и др.). Они несут в произведениях большую смысловую нагрузку, раскрывая качества и свойства предметов, богатство признаков предмета или явления.
Все перечисленные средства выразительности сказок могут послужить богатым языковым материалом при формировании выразительной, связной, грамматически правильной речи детей, а явное построение сюжета по трем структурным частям является основой для понимания обучающимися логичного композиционного построения текста. Обучающиеся начинают понимать, что в сказках существует зачин, развитие событий с кульминацией (середина) и счастливый конец. На основе это дети стремятся правильно выстроить собственные речевые высказывания, что способствует формированию логичности речи.
В своей работе я руководствуюсь собственным разделением сказок на: фольклорные и авторские. Потому что сказка в настоящее время становится преимущественно авторской, приобретает новые формы, пытается отвечать требованиям времени, она не утрачивает связи с фольклором. А писатель, сочиняющий сказку, продолжает оставаться представителем того языка и той культуры, к которой он принадлежит.
В качестве основных методов и приемов при работе со сказкой использую: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; моделирование сказочных сюжетов; творческие задания; пластические игры и упражнения; элементы драматизма.
Вся работа организована в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Моя роль состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр м/ф и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. При работе со сказкой инициирую у обучающихся умение понимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создаю предпосылки для сочинения собственной сказки. При этом, учитываю индивидуальные психофизиологические особенности обучающихся, соблюдаю принцип «От простого - к сложному».
Работа с народными и авторскими сказками может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Кроме занятий, это могут быть игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания. Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает образное мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь, воздействует на все органы чувств.
В своей работе я предлагаю использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры. Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев. Например, в сказке "Три медведя" это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке "Теремок" - полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: лягушка-зеленый; лиса - оранжевый, волк - серый, медведь - коричневый). Обучающийся (сначала вместе с педагогом) выделяет количество картинок, которые будут являться ''планом" сказки и с помощью пиктограммы изображает их.
Творческие задания могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки).
Приведу примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке "Репка":
- Рассказать знакомую сказку по кругу.
– Разыграть сказку. Обучающиеся распределяют роли.
- Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить. – Придумывание своей сказке об овоще. – Изготовление шаблонов "Овощи" (бумага, пластилин).
– Разыгрывание придуманных сказок.
Могут быть и другие творческие задания. Сказки, по-новому, где обучающиеся придумывают свои сюжеты. Ребята сочинили вот такую сказку:
«Жили-были два зайца, и пошли они однажды в огород за капустой. Взяли они капусту, морковки и пошли домой. Пришли домой, да вспомнили, что в лесу забыли клубники набрать. Решили сходить за клубникой. Идут по лесу, и вдруг волка увидели. Стали думать, как волка обойти и говорят ему: «Оглянись волк назад, сзади баран!». Оглянулся волк, а зайцы наутек. Бегут без оглядки, а навстречу им лиса. Что делать? Решили обхитрить лису, и говорят ей: «Видишь лиса, жирный гусь по болоту плывет!», а сами наутек. Благополучно добравшись до дома, зайцы испекли сладкий пирог, пригласили друзей зайцев и долго рассказывали, и смеялись, как они обхитрили злого волка и рыжую лису».
В ходе рассказывание и наглядной демонстрации хорошо знакомой сказки предлагаю ученику помочь персонажу выполнить различные задание, где обучающийся не только смотрит, и слушают, но и является активным участником сказки.
Анализ литературы по теме работы и собственный опыт позволили выделить три уровня сформированности связной речи, отражающие типичное состояние компонентов языка у обучающихся с ОНР. У обучающихся с общим недоразвитием речи отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления.
Использование игровых упражнений и дидактических игр, где тесно переплетаются грамматические и лексические задания с привлечением сказки, эффективно для развития навыков построения предложений и способствует формированию связной речи.
Научить обучающегося с ОНР правильно и красиво говорить можно, используя в работе сказку. Сказка близка и интересна детям, вызывает эмоциональный отклик, развивает воображение, мышление, речь, дает образцы русского литературного языка. В сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы обучающихся с ОНР, обогатить образами и представлениями, формирующими воображение. Работа со сказкой позволяет формировать у обучающихся активный речевой запас, понимать эмоциональные состояния окружающих, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке), творческие способности, умение выделять проблему, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок грамматики через сказку
Для того, чтобы оживить урок. связанный с введением нового грамматического времени в английском языке, предложите ученикам сказку....
"Воспитание и развитие творческих способностей детей через сказку"(из опыта работы)
Недаром дети любят сказку,Ведь сказка тем и хороша,Что в ней счастливую развязкуУже предчувствует душа.И на любые испытаньяСогласны храбрые сердцаВ нетерпеливом ожиданьеБлагополучного конца.Выражение ...
"Воспитание и развитие творческих способностей детей через сказку"(из опыта работы)
Недаром дети любят сказку,Ведь сказка тем и хороша,Что в ней счастливую развязкуУже предчувствует душа.И на любые испытаньяСогласны храбрые сердцаВ нетерпеливом ожиданьеБлагополучного конца.Выражение ...
Консультация "Общение через сказку"
«Общение через сказку»Что такое сказки? Волшебные истории о принцах и принцессах из сказочных королевств? И да, и нет. На самом деле сказки могут очень много, их потенциал огромен; ими можно просто за...
Проект по развитию речи с использованием технологии хромотерапии для детей дошкольного возраста с нарушением речи "Цветные сказки".
Практико-ориентированный проект для детей 5-6 лет с нарушением речи.проект направлен на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников. Проект "Цветные сказки&qu...
Методическая разработка "Учим английский язык через сказки". Сказка «Дом друзей» на английском и французском языках.
Методическая разработка "Учим английский язык через сказки"Видео 1. Bedtime stories: The Ugly Duckling - гадкий утенок на английском | сказки на английскомhttps://www.youtube.com/w...
Формирование лексико-грамматического строя речи через игру у дошкольников с общим недоразвитием речи
Учитывая возрастные, характерологические особенности дошкольников с ОНР, речевой негативизм, сниженную эмоциональную активность, важно уже с первых занятий создавать у ребенка хороший настрой, желание...