Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями
статья

В статье рассматиривается вопрос социализации детей с ограниченными возможностями в обычных образовательных школах. Особенности коммуникации с ними. Рекамендации из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями

Образовательный процесс меняется медленно, но кардинально. Изменения заставляют меняться не только самих людей, но и образовательную систему в целом.

Вопрос социализации детей с ограниченными возможностями в детских коллективах обычных образовательных школ стал для меня актуален, как только появились такие дети среди обучающихся в нашей школе.

Адаптация и создание специальных условий для таких учащихся не единственная проблема, которую надо было решать школе и учителям.

Наиболее трудной задачей стало выбрать правильную форму общения и методику работы с ними.

Изучив многочисленную документацию и рекомендации, стало ясно, предстоит многое поменять. Основная задача – коммуникация, которая несколько отличается, если идет речь о людях с ограниченными возможностями.

Развитие коммуникативных умений складывается из следующих основных навыков:

  • избегать конфликтных ситуаций;
  • внимательно слушать и слышать;
  • регулировать собственные эмоции, возникающие в процессе взаимодействия;
  • обеспечивать высокую культуру и этику взаимоотношений;
  • цивилизовано противостоять манипулированию.

Полезным источникам для решения задачи, правильной коммуникации с людьми с ограниченными возможностями,З стала книга «10 общих правил этикета», автор Карен Мейер, фрагменты из которой используются в этой статье.

Существуют общие правила этикета при общении с инвалидами[1], которыми могут воспользоваться работники организаций, предоставляющих услуги населению, в зависимости от конкретной ситуации:

1.Обращение к человеку: когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему, которые присутствуют при разговоре.

2. Пожатие руки: когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку — правую или левую, что вполне допустимо.

 3.Называйте себя и других: когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь, и назвать себя.

4.Предложение помощи: если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.

5.Адекватность и вежливость: обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми. Обращайтесь к ним по имени и на ты, только если вы хорошо знакомы.

6. Не опирайтесь на кресло-коляску: опираться или виснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или виснуть на ее обладателе, и это тоже раздражает. Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.

7. Внимательность и терпеливость: когда вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам — понять его.

8.Расположение для беседы: когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать. Разговаривая с теми, кто может, читать по губам, расположитесь так, чтобы на Вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего (еда, сигареты, руки), не мешало.

9.Привлечение внимания человека: чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, но имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам.

10. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав "Увидимся" или "Вы слышали об этом...?" тому, кто не может видеть или слышать.

Данные правила являются универсальными, но мы работаем с детьми, следовательно, их надо корректировать, с учетом возраста учащихся, особенностей детской и подростковой психологии. Существуют разные группы ограничений и для каждой из них есть свои особенности коммуникации.

Мой опыт ограничивается работой с учащимся, который испытывал трудности при передвижении, поэтому могу поделиться правилами, которых придерживалась сама, возможно они будут полезны.

Правила общения с инвалидами, испытывающими трудности при передвижении:

  • Помните, что инвалидная коляска — неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не передвигать без разрешения.
  • Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее.
  • Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.
  • При общении надо стоять на достаточном расстоянии, чтобы собеседнику не нужно было запрокидывать голову.
  • Требования должны быть такими же, как и к другими детям
  • Не допускать избыточной опеки и заботы, но учитывать большую эмоциональную ранимость
  • Не сажать одного за парту
  • Максимально вовлекать в общение, парную, групповую работу с другими учащимися.

Социализация детей с ограниченными возможностями очень важна, и она идет быстрее в детских коллективах обычных образовательных школ, адаптация произойдет быстрее, если мы выстроим правильную коммуникацию.


[1] "10 общих правил этикета" составлены Карен Мейер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего" ( Об особенностях работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья)

Особенности работы с детьми с ОВЗ в ГБОУ школе №688 на уроках русского языка и литературы. Наиболее эффективными уроками являются интегрированные. Текстоориентированное обучение способствует речевому ...

Некоторые особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Все дети, обучающиеся индивидуально, испытывают трудности, с которыми их сверстники не встречаются. Практически все наши учащиеся начинали обучение в массовой школе и, в большей или меньшей степени, п...

Особенности инструментального музицирования в работе с детьми с ограниченными возможностями

 Музицирование – взаимосвязь музыки, движения и речи. Для музыкального воспитания речевые упражнения важны прежде всего потому, что музыкальный слух развивается во взаимосвязи с речевым. Р...

Статья на тему:" Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Проблема воспитания и обучения детей -инвалидов на сегодняшний день очень важна. Такие дети нуждаются в особом подходе. Этот подход может найти специалист....

Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Методическая разработка "Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья" раскрывает формы и методы коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Б...

"Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

В настоящее время в России увеличилось число детей с отклонениями в развитии и поведении. Поэтому стало уделяться  большое внимание актуальной  проблеме  обучения детей с ограниченными ...