Региональный этап "Учитель года" образовательный проект на тему: "Животные на войне"
материал
Образовательный проект "Животные на войне"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательный проект "Животные на войне" | 34.35 КБ |
Вступительные слайды | 1.64 МБ |
Собаки-герои | 2.9 МБ |
Награды собак-героев | 2.88 МБ |
Лошади и верблюды на войне | 1.5 МБ |
Голуби и кошки-герои | 2.02 МБ |
Лоси, северные олени, ослы и дельфины на войне | 2.18 МБ |
Заключительные слайды | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ильинская основная общеобразовательная школа №21
Образовательный проект
«Животные на войне»
Тип проекта: информационный
Категория обучающихся: 5 класс
Предметная область: биология
Информационные ресурсы: информационные справочники, Интернет –ресурсы
Актуальность проекта: воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс сложный и длительный. Идея патриотизма становится задачей государственной важности. 2020 год объявлен годом Памяти и славы в России. Исполняется 75 лет со дня Великой Победы над фашистской Германией. Подвиг народа увековечен в книгах, кинофильмах, памятниках, но ведь одержать победу помогали и животные, поэтому важно знать и об их вкладе в победу, особенно в год её 75-летия. Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, таким образом данный проект можно считать актуальным.
Цель проекта
- Выяснить, какие животные и как помогали людям на войне.
- Активизация исследовательского мышления, развитие информационной культуры, повышение мотивации к изучению темы.
- Формирование навыков командной работы.
Задачи проекта
- Совершенствование навыков исследовательской работы и навыков работы с информацией
Методы и приемы изучения: исследовательский, творческий, самостоятельная работа, изучение различных источников информации по теме, эвристическая беседа, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Проект:
1. По характеру доминирующей деятельности | Информационный |
2. По предметно-содержательной области | Монопроект |
3. По продолжительности | Краткосрочный (2 недели) |
4. По количеству учащихся | Коллективный (класс) |
Проблемный вопрос: как животные помогали людям в годы Великой Отечественной войны?
Этапы проекта
Стадия работы | Содержание работы |
1 этап Организационный | 1). Деление на 4 группы по месту сбора информации. 1- группа «Библиофилы» (сбор информации в библиотеке). 2-группа «Поисковики» (сбор информации из музея о животных на войне в нашей местности) 3-группа «Айтишники» (сбор информации о животных в Интернете) 4- группа «Скульпторы» (сбор информации в Интернете о памятниках животным). 2). Выработка правил совместной работы:
|
2 этап Исследование. | Сбор информации о собаках, верблюдах, дельфинах, голубях, кошках, лосях, северных оленях, ослах. Формирование общей базы данных. |
3 этап Результаты, выводы | Анализ информации, формулирование выводов. Оформление результатов, выводов. Подводится итог общей работы, обговаривается, каким образом будет оформлен и представлен наработанный материал. Распределение выступающих с обобщенной информацией о конкретных животных: «Собаки», «Лошади, верблюды», «Голуби, кошки, лоси», «Северные олени, ослы, дельфины» |
4 этап Представление, отчёт | Презентация творческих работ, фотовыставка, презентация «Животные на войне». |
5 этап Оценка результатов и процесса | Обсуждение и самоанализ |
Защита работ
На данном этапе группы представляют результаты своей работы в течение 5-7 минут. Во время выступления одной из групп другие оценивают их работу, затем задают вопросы.
Собаки на войне.
Основное место среди животных, принимавших участие в военных действиях занимали собаки.
Центральная школа военного собаководства была основана в России в 1924 году. И во время войны она стала основной базой для подготовки спецподразделений с применением служебных собак.
Во время Великой Отечественной войны на фронтах служило более 40 000 собак. Они тоже сражались за Победу. Подрывали вражеские танки, ходили в разведку, обнаруживали лазутчиков, были связистами, санитарами, разыскивали фугасы и мины.
Крупных собак использовали как тягловую силу. Одни подносили сумки с боеприпасами, другие — тянули санки или тележки с оружием и продовольствием. Формировались целые собачьи обозы. Самые выносливые из них несли на спине пулеметы.
Связные собаки переносили депеши, протягивали телефонные кабели и даже помогали доставлять боеприпасы попавшим в окружение бойцам. Проложили 8 тысяч километров телефонного кабеля. Доставили 200 тысяч документов. Иногда успешные действия собак обеспечивали успех всей военной операции.
Были и собаки-подрывники…С привязанным к телу смертоносным зарядом, они бросались на движущуюся крепость. Сотни вражеских машин подорвали бесстрашные животные. Уничтожили 300 вражеских танков. Верные и преданные, они шли на верную смерть, даря жизнь людям.
Собаки-санитары отыскивали раненых на поле боя, приносили им воду и перевязочные материалы. Они терпеливо лизали лицо солдат, потерявших сознание, пока тот не приходил в себя, и лишь когда он доставал из сумки перевязочный материал, они отправлялись к следующему бойцу. Многие собаки-санитары согревали своим телом замерзающих солдат. Собаки вытащили с поля боя около 700 тысяч раненых.
Четвероногие саперы по запаху находили зарытый «сюрприз» и садились рядом, а человек осторожно извлекал и обезвреживал смертоносную находку. Более 4 000 000 мин и фугасов было обнаружено собаками. Участвовали в разминировании 300 крупных городов. Сколько человеческих жизней спасли они?
Собаки-герои
Дина - первая собака диверсант. В Центральной школе военного собаководства Дина прошла курс обучения истребителя танков. Затем Дина приобрела вторую специальность – минёра, а затем освоила третью профессию – диверсанта.
Джульбарс. Из «личного дела»:
«С сентября 1944-го по август 1945 года, принимая участие в разминировании на территории Румынии, Чехословаки, Венгрии и Австрии, служебная собака по кличке Джульбарс обнаружила 7468 мин и более 150 снарядов».
21 марта 1945 года Джульбарс был награжден медалью «За боевые заслуги».
В конце войны Джульбарс был ранен и не смог самостоятельно участвовать в Параде Победы в Москве.
Сталин приказал нести этого пса по Красной площади на своём кителе:
«Пусть эту собаку пронесут на руках по Красной площади …»
Лошади.
Конь слабее мотоцикла и медленнее машины, зато лошадь проскачет там, где машина не проедет.
Неоценимую помощь оказали лошади в годы войны людям. Доставка грузов, перевозка раненых и боеприпасов… А в партизанских отрядах лошадь была основным средством передвижения.
Лошадь делила с человеком все опасности боя, все трудности фронтовой жизни.
В войну лошадей применяли, как транспортную силу, особенно в артиллерии. Упряжка в шесть лошадей тянула пушку. Они могли пройти там, где не пройдёт никакая другая техника. Конница всегда идет по кратчайшему пути через овраги и болота, форсируя реки и просачиваясь сквозь лесные чащи. Быстрые и неутомимые, целые партизанские соединения иногда проходили незамеченными в нескольких метрах от фашистов. Много животных пало на полях сражений. Лошадь не могла спрятаться в траншее или укрыться в блиндаже от пуль и осколков снарядов.
В Егорлыкском районе лошадей использовали в коннице, в разведке, как тягловую силу.
Верблюды.
Во время Великой Отечественной Войны, помимо конной тяги, использовали верблюдов: легкая артиллерия, обозы. Кроме того, верблюжья шерсть, славящаяся великолепными термоизоляционными качествами, применялась в одежде. Естественно, в случае необходимости мясо верблюдов употреблялось в пищу. Так - что, наряду с другими животными, верблюд внес свой вклад в победу.
Во время Великой Отечественной войны в состав советских войск входила резервная 28-я армия, в которой верблюды были тяговой силой для пушек. Она была сформирована во время Сталинградской битвы в Астрахани. Существенная нехватка лошадей и техники вынудила выловить и приручить почти 350 диких верблюдов. Большинство из них погибли в разных сражениях, а тех, которые выжили, постепенно"демобилизовали" в зоопарки. Необходимо отметить, что «корабли пустыни» весьма успешно справлялись со своими задачами. А верблюд по кличке Яшка даже участвовал в битве за Берлин в 1945.
…«Вот верблюд тянет походную кухню, из трубы вьется дымок, варится каша, которую так ждет наступающая впереди пехота. И вдруг воздушный налет. Фашистские стервятники утюжат прямо по головам. Кругом разрывы бомб. Верблюды по команде ездовых вместе с кухней мчатся в заросли деревьев, ложатся на землю, закрывают глаза и вытягивают ноздри, чтобы пыль от разрывов не мешала дышать. Налет кончился и по команде двугорбые бойцы спокойно поднимаются, продолжают путь. Привал. Повар что-то шепчет верблюду на ухо и тот издает трубные звуки, возвещающие пехоте о готовности каши. И вот вереницей с передовой тянутся солдаты с котелками и термосами за едой, а верблюд принимает от благодарных солдат сахар».
Голуби.
Как не странно, символ мира может оказаться на войне. Голубиная почта существовала ещё со времён глубокой древности, но с приходом радио, казалось, что её век окончен. Но первые бои Великой Отечественной войны показали, что проводная связь действовала только на небольшие расстояния и часто выходила из строя. Тогда и начали вновь использовать голубиную почту. Голуби приносили сведения с немецких позиций, ещё их использовали для уничтожения объектов противника.
21 ноября 1941 г. гитлеровцы захватили город Ростов-на-Дону и приказали уничтожить голубей, чтобы не допустить передачи сведений нашим войскам.
Голуби Вити Черевичкина, не подчинившегося приказу, носили разведывательные данные через Дон в г.Батайск. Выслеженный фашистами Витя был убит с голубем на руках. Ему было 14 лет.
Кошки.
Кошки не обладают выносливостью и силой лошадей, обучаемостью собак, но они также помогли людям пережить тяжелые годы войны. Благодаря своей чувствительности кошки безошибочно определяли приближение надвигающейся бомбардировки, активно выражали свое беспокойство и, таким образом, предупреждали своих хозяев о приближающейся опасности. Большую роль кошки сыграли в блокадном Ленинграде. Они защищали продовольствие и произведения искусства Эрмитажа от посягательств крыс. Известно, что кошки приносили свою добычу хозяевам, а сами умирали от голода. Они свои теплом согревали детей. А когда в Ленинграде закончились продукты, то кошки сами становились едой для людей. Из воспоминаний блокадников: «В апреле 1942 года, проходя мимо кинотеатра «Баррикада», увидала толпу людей у окна одного из домов. Они дивились на необыкновенное зрелище: на ярко освещенном солнцем подоконнике лежала полосатая кошка с тремя котятами. Увидев ее, я поняла, что мы выжили».
Кошки помогали пережить войну и фронтовикам. Солдаты заводили в своих окопах и землянках кошек, и те спасали их от грызунов, а значит, и от болезней, которые мыши и крысы переносили. Был кот, ходивший с листовками в фашистские окопы под Сталинградом.
Кошек брали на борт субмарин в качестве живых детекторов качества воздуха.
Лоси.
Во время Великой Отечественной войны появилась идея использовать в качестве транспортного средства лосей, следы которых не вызывали подозрений в отличие от лошадей, отпечатки подков которых были хорошо заметны в лесу.
Лось может питаться тонкими ветками деревьев, а лосиное молоко обладает целебными свойствами.
Для подготовки лосей была создана специальная группа. Лосей объезжали и приучали к выстрелам.
Большого распространения применение в военных целях лоси не получили- связано это было в основном с понятными трудностями по организации обучения бойцов. Тем не менее, около двадцати лосей были направлены в разведотделы армии. Известны случаи успешных рейдов наших разведчиков на лосях в тыл противника.
Северные олени.
На самом севере, на Карельском фронте, на выручку нашей 14-й армии пришел гордый северный олень. Сквозь пургу, через глубокие снежные завалы и каменные россыпи олени вывезли с поля боя более десяти тысяч раненых, перевезли сотни тонн военных грузов.
"Штаб 14-й армии за годы боевых действий накопил громадный опыт использования северных оленей в экстремальных условиях фронта. В грузовую нарту запрягали 3 быка (ездовых оленя), в легковую - 4-5. Грузоподъемность одной нарты зависела от работоспособности оленей, состояния снежного покрова, протяженности маршрута и темпа движения.
В ноябре-декабре на нарту можно было погрузить до 300 кг груза, в январе-феврале - не более 200 кг, а весной - лишь 100 кг.
На грузовой нарте можно было перевезти, для примера, 5000 винтовочных патронов, или 10000 автоматных.
Упряжка могла утянуть полторы сотни "лимонок" или три десятка 82-мм мин, или четыре ящика 45-мм снарядов.
По оленьей дороге упряжки за сутки способны преодолеть 35-40 километров со средней скоростью 5-6 км/час. При форсированном марше оленьи упряжки могли пройти до 80 км в сутки.
Важнейшей задачей оленьих частей являлась санитарная эвакуация раненых.
Ослы.
В сражениях в Крыму и на Северном Кавказе самые тяжёлые грузы таскали выносливые ослики. И не только снаряды, провизию, бревна для блиндажей, но и раненых. Причем ослики оказались очень сообразительными и приспособленными для войны. Подвижные иотносительно миниатюрные, они шустро бегали по траншеям и были почти неуязвимы для вражеских пуль — за исключением длинных ушей. Однако, что удивительно, вскоре они сами научились их прижимать. Вид «окопного» ослика с робко прижатыми ушами был очень трагичным и трогательным!
Дельфины.
В боевых действиях были задействованы и морские животные, такие как дельфин. Военные применяли дельфинов для морской разведки. Они выполняли задания быстрее и лучше людей.
Дельфины и морские котики оказывали помощь в обезвреживании глубоководных мин и бомб
Памятники животным.
- Памятник военным медикам и санитарным собакам в Ессентуках.
- Памятник военнойсобаке в Волгограде.
- Памятник погибшим на войне собакам в селе Легедзено под Уманью.
- Памятник собаке Элге.
- Памятник овчарке Дези.
- Памятник Салли.
- Памятник собаке Манч.
- Памятник «Мы победили».
- Памятник лошади – герою войны.
- Памятник кошке.
- Мемориал миллионам животным-героям войн, проявившим храбрость под огнем и своей преданной службой приблизившим победу.
Групповая работа оценивается по 5-балльной шкале в соответствии с критериями:
Критерии оценки работы группы.
Критерии оценки | Группы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Полнота и логика изложения материала. Соответствие содержания доклада теме | ||||
Громкая и четкая речь, соблюдение регламента | ||||
Доступность изложения, обоснованность выводов, четкость ответов на вопросы | ||||
Отсутствие фактических и речевых ошибок | ||||
Итого: |
Рефлексия может быть проведена с помощью анкеты участника проекта.
Анкета участника проекта.
- Что нового вы узнали во время работы над проектом?
- Какие сложности возникли выполнения проекта?
- Легко ли вам было оценивать работы товарищей?
- Какую оценку вы бы рекомендовали поставить своей группе? Агрументируйте свой ответ.
- Что бы вы назвали своим успехом, достигнутым в ходе проекта?
- Что вам понравилось в выступлении одноклассников?
Выводы.
Тяжелейшим испытанием для всех народов является война. Но не только оружием завоёвывали победу. Через всю войну рядом с людьми шли животные. Они совершали подвиги, не зная этого. Они просто делали то, чему их научили люди – и гибли, как и люди, но погибая, они спасали тысячи человеческих жизней…
Выручают нас наши братья меньшие. Но мы не должны забывать о том, что война – это всё-таки зло, в том числе и для природы.
И когда в майский день
На могилы приходим святые.
И святое храня,
Мы минуту молчанья стоим.
То пускай эта дань
И огонь, и цветы полевые
Будут памятью светлой
Будут скромной наградой и им!
Рефлексия проектной деятельности.
Это проект позволил нам по-другому взглянуть на братьев наших меньших, осознать свою ответственность за них. Мы надеемся, что наша исследовательская работа поможет всем с еще большим уважением относиться к нашим верным четвероногим и крылатым помощникам.
Список литературы.
- Твои верные друзья. ООО «Торговый дом «Издательство Мир книги»
- Люди молчаливого подвига. Составитель И. Васильевич. Политиздат.Рассказы о войне. Издательство «Детская литература»
- А. Кисилёв «Война в Заполярье» Мурманск, 1995г.
- Е. Халдея. «От Мурманска до Берлина»,рассказ А. Ледакова «Нас всех разбросали»
- Журин. Л. «В бой на лыжах и оленьих упряжках» Мурманский вестник, 1997г.
- А. Богдарин. «День Победы».
Использованы материалы сайтов
http:// www.radikal.ru
http:// zoo-yarsk.ru
http:// img-fotki.yandex.ru
http:// shkolazhizni.ru
http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/technics/186/
http://daypic.ru/animals/8489
http://www.theunknownwar.ru/zhivotnyie_na_vojne.ml
http://newsdale.ru/article/show/18288
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Собаки Лошади Голуби Дельфины Кошки Лоси Содержание: 2 Верблюды Северные олени Ослы Лоси
Тяжелым испытанием стала Великая Отечественная война для нашего народа. Но не только оружием завоевывали победу. Через всю войну рядом с людьми в боевом строю шли животные. 3 Четыре года… 1418 дней… Более 26 млн. человеческих жизней… Собаки, лошади, птицы…. Они были участниками боевых действий. Они помогали побеждать…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СОБАКИ Основное место среди животных, принимавших участие в военных действиях занимали собаки. 2
Центральная школа военного собаководства была основана в России в 1924 году. И во время войны она стала основной базой для подготовки спецподразделений с применением служебных собак. СОБАКИ 3
Собаки-санитары отыскивали раненых на поле боя, приносили им воду и перевязочные материалы. Они терпеливо лизали лицо солдат, потерявших сознание, пока тот не приходил в себя, и лишь когда он доставал из сумки перевязочный материал, они отправлялись к следующему бойцу. Многие собаки-санитары согревали своим телом замерзающих солдат. Сверху: собака-санитар. Снизу: собаки перевозят раненого. СОБАКИ 4
Крупных собак использовали как тягловую силу. Одни подносили сумки с боеприпасами, другие — тянули санки или тележки с оружием и продовольствием. Формировались целые собачьи обозы. Самые выносливые из них несли на спине пулеметы. Упряжки с собаками, перевозящие снаряжение . СОБАКИ 5
Были и собаки-подрывники… С привязанным к телу смертоносным зарядом, они бросались на движущуюся крепость. Сотни вражеских машин подорвали бесстрашные животные. Верные и преданные, они шли на верную смерть, даря жизнь людям. Собаки с взрывчаткой. готовые взорвать танк. СОБАКИ 6
Ч етвероногие саперы по запаху находили зарытый «сюрприз» и садились рядом, а человек осторожно извлекал и обезвреживал смертоносную находку. Более 4 000 000 мин было обнаружено собаками. С колько человеческих жизней спасли они? Только что ушел враг. Собаки ищут мины в городе. СОБАКИ 7
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Среди собак были и свои герои. Запомни их! Дина - первая собака диверсант. В Центральной школе военного собаководства Дина прошла курс обучения истребителя танков. Затем Дина приобрела вторую специальность – минёра, а затем освоила третью профессию – диверсанта. СОБАКИ 2
Джульбарс . Из «личного дела»: «С сентября 1944-го по август 1945 года, принимая участие в разминировании на территории Румынии, Чехословаки, Венгрии и Австрии, служебная собака по кличке Джульбарс обнаружила 7468 мин и более 150 снарядов» . СОБАКИ 21 марта 1945 года Джульбарс был награжден медалью «За боевые заслуги». 3
В конце войны Джульбарс был ранен и не смог самостоятельно участвовать в Параде Победы в Москве. Сталин приказал нести этого пса по Красной площади на своём кителе: «Пусть эту собаку пронесут на руках по Красной площади …» СОБАКИ 4
За время войны собаки: - вытащили с поля боя около 700 тысяч раненых, - нашли 4 миллиона мин и фугасов, - участвовали в разминировании 300 крупных городов, - в боевой обстановке доставили 200 тысяч документов, - проложили 8 тысяч километров телефонного провода, - уничтожили 300 вражеских танков . СОБАКИ 5
СОБАКИ Поэтому благодарные люди установили собакам памятники. 6
Памятник солдату с собакой. 7
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Конь слабее мотоцикла и медленнее машины, зато лошадь проскачет там, где машина не проедет. Неоценимую помощь оказали лошади в годы войны людям. Доставка грузов, перевозка раненых и боеприпасов… А в партизанских отрядах лошадь была основным средством передвижения. Лошадь делила с человеком все опасности боя, все трудности фронтовой жизни. ЛОШАДИ 2
ЛОШАДИ Памятник лошадям, погибшим в войну. 3
4 ВЕРБЛЮДЫ Во время Великой Отечественной войны в состав советских войск входила резервная 28-я армия, в которой верблюды были тягловой силой для пушек. Она была сформирована во время Сталинградской битвы в Астрахани. Существенная нехватка лошадей и техники вынудила выловить и приручить почти 350 диких верблюдов. Корабли пустыни весьма успешно справлялись со своими задачами. А верблюд по кличке Яшка даже участвовал в битве за Берлин в 1945.
5 …«Вот верблюд тянет походную кухню, из трубы вьется дымок, варится каша, которую так ждет наступающая впереди пехота. И вдруг воздушный налет. Фашистские стервятники утюжат прямо по головам. Кругом разрывы бомб. Верблюды по команде ездовых вместе с кухней мчатся в заросли деревьев, ложатся на землю, закрывают глаза и вытягивают ноздри, чтобы пыль от разрывов не мешала дышать. Налет кончился и по команде двугорбые бойцы спокойно поднимаются, продолжают путь. Привал. Повар что-то шепчет верблюду на ухо и тот издает трубные звуки, возвещающие пехоте о готовности каши. И вот вереницей с передовой тянутся солдаты с котелками и термосами за едой, а верблюд принимает от благодарных солдат сахар». ВЕРБЛЮДЫ
6 Во время Великой Отечественной Войны, помимо конной тяги, использовали верблюдов: легкая артиллерия, обозы. Кроме того, верблюжья шерсть, славящаяся великолепными термоизоляционными качествами, применялась в одежде. Естественно, в случае необходимости мясо верблюдов употреблялось в пищу. Так - что, наряду с другими животными, верблюд внес свой вклад в победу. . ВЕРБЛЮДЫ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
21 ноября 1941 г. гитлеровцы захватили город и приказали уничтожить голубей, чтобы не допустить передачи сведений нашим войскам. Голуби Вити Черевичкина, не подчинившегося приказу, носили разведывательные данные через Дон. Выслеженный фашистами Витя был убит с голубем на руках. Ему было 14 лет. ГОЛУБИ 2
Памятник «Стая голубей» на мемориальной площади музея Победы в городе Ангарске. ГОЛУБИ 3
КОТ, ХОДИВШИЙ С ЛИСТОВКАМИ В ФАШИСТСКИЕ ОКОПЫ. СТАЛИНГРАД. ЯНВАРЬ 1943г. Кошек брали на борт субмарин в качестве живых детекторов качества воздуха. 20 КОШКИ
Из воспоминаний блокадников: «В апреле 1942 года, проходя мимо кинотеатра «Баррикада», увидала толпу людей у окна одного из домов. Они дивились на необыкновенное зрелище: на ярко освещенном солнцем подоконнике лежала полосатая кошка с тремя котятами. Увидев ее, я поняла, что мы выжили». КОШКИ В Санкт-Петербурге (Ленинград) установлен памятник блокадным кошкам. 5
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 ЛОСИ Применение лошадей зачастую приводило к расшифровке дислокации расположение базового лагеря: отпечатки подков лошади были хорошо заметны в лесу. Тогда и появилась идея использовать для этой цели лосей. Следы лося не вызывали подозрений. Лось может питаться тонкими ветками деревьев, а лосиное молоко обладает целебными свойствами.
3 Для подготовки лосей была создана специальная группа. Лосей объезжали и приучали к выстрелам. Большого распространения применение в военных целях лоси не получили- связано это было в основном с понятными трудностями по организации обучения бойцов. Тем не менее, около двадцати лосей были направлены в разведотделы армии. Известны случаи успешных рейдов наших разведчиков на лосях в тыл противника. ЛОСИ
4 СЕВЕРНЫЕ ОЛЕНИ "Штаб 14-й армии за годы боевых действий накопил громадный опыт использования северных оленей в экстремальных условиях фронта. В грузовую нарту запрягали 3 быка(ездовых оленя), в легковую - 4-5. Грузоподъемность одной нарты зависела от работоспособности оленей, состояния снежного покрова, протяженности маршрута и темпа движения. В ноябре-декабре на нарту можно было погрузить до 300 кг груза, в январе-феврале - не более 200 кг, а весной - лишь 100 кг. На грузовой нарте можно было перевезти, для примера, 5000 винтовочных патронов, или 10000 автоматных.
5 Упряжка могла утянуть полторы сотни "лимонок" или три десятка 82-мм мин, или четыре ящика 45-мм снарядов. По оленьей дороге (ворге) аргиши за сутки способны преодолеть 35-40 километров со средней скоростью 5-6 км/час. При форсированном марше оленьи упряжки могли пройти до 80 км в сутки. Важнейшей задачей оленних частей являлась санитарная эвакуация раненых . СЕВЕРНЫЕ ОЛЕНИ
6 ОСЛЫ В сражениях в Крыму и на Северном Кавказе самые тяжёлые грузы таскали выносливые ослики. И не только снаряды, провизию, бревна для блиндажей, но и раненых. Причем ослики оказались очень сообразительными и приспособленными для войны. Подвижные и относительно миниатюрные, они шустро бегали по траншеям и были почти неуязвимы для вражеских пуль — за исключением длинных ушей. Однако, что удивительно, вскоре они сами научились их прижимать. Вид «окопного» ослика с робко прижатыми ушами был очень трагичным и трогательным!
ДЕЛЬФИНЫ Дельфины и морские котики оказывали помощь в обезвреживании глубоководных мин и бомб 7
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Многие животные помогли нашему народу одержать победу в Великой Отечественной войне. Это заставляет нас с большим уважением взглянуть на наших верных четвероногих и крылатых помощников. Они всегда рядом с нами – и тогда, в тяжелые годы войны, и сейчас. 2
Миллионам животных, погибших в войнах XX века У них не было выбора… 3
4 Памятник военным медикам и санитарным собакам в Ессентуках.
5 Памятник военной собаке в Волгограде
6 Памятник погибшим на войне собакам в селе Легедзено под Уманью
Посмотрите на них внимательней – если нужно, они опять придут на помощь… 7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
региональная кухня (школьный проект по географии)
проект предназначенный для включения учащихся лицея кулинарного мастерства в обучение региональной географии...
Проект по теме "Животные"
Проект по теме "Животные" ученика 6 класса Инкина В....
План внеклассного занятия по английскому языку по теме: «Животные. Природа. Большая ответственность перед животными. Как защитить животных?»
Цели и задачи внеклассного занятия: 1. Развитие речевых навыков, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; 2. Создание на уроке атмосферы взаимодействия, коммуникативной обстановки, вз...
Мини-проект по теме "Животные"
План-конспект урока в 5 классе "Мини-проект "Животные"...
Региональный сетевой образовательный проект "Ты под нашей защитой, Байкал!"
Цель: оптимизация работы в области экологического воспитания юных граждан РоссииЗадачи:- обеспечение открытости и доступности имеющихся образовате...
Научная публикация "Федеральные, региональные и районные проекты по вовлечению родителей в воспитательный процесс. Стратегия развития РДШ"
Российское движение школьников - Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основ...
Приказ об итогах регионального конкурса инновационных проектов на получение грантов в системе образования ЯНАО, 2019
Приказ Департамента ЯНАО №224 от 15.03.2019 об итогах регионального конкурса на получение грантов в сфере образования...