Мастер - класс для педагогов на тему: «Народная кукла в современном образовании»
методическая разработка

Цель: Познакомить педагогов с историей народных кукол оберегов и выполнить русскую обереговую куклу на основе традиционной технологии. Развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Задачи:

• познакомиться с историей возникновения народной куклы.

• изучить виды народных кукол и технологию изготовления.

• изготовить традиционную народную куклу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnaya_kukla.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс для педагогов ГБДОУ

на тему: «Народная кукла в современном образовании»

Цель: Познакомить педагогов с историей народных кукол оберегов и выполнить русскую обереговую куклу на основе традиционной технологии. Развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Задачи:

•        познакомиться с историей возникновения народной куклы.

•        изучить виды народных кукол и технологию изготовления.

•        изготовить традиционную народную куклу.

СЛАЙД 3

История народной куклы уходит корнями в те годы, когда на Руси было язычество. Уже тогда писанка была магическим оберегом древних славян. По утверждениям историков, с введением православной религии каждый языческий праздник постепенно приобретал христианское значение: древний праздник Коляда (зимнее солнцестояние) стал Рождеством Христовым, Купала (летнее солнцестояние) — праздник Иоанна Крестителя, Христианская Пасха совпала с весенним славянским праздником, имевшим название Великдень. Традиция расписывать пасхальные яйца и печь куличи перешла также из древних празднований Великдня.

Оттуда же появилась и традиция изготовления обрядовых пасхальных кукол и кукол-мотанок, которые считаются самыми сильными оберегами для женщин.

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности и остается самой любимой игрушкой девочек. Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» - гласит народная мудрость. Наши предки считали, что чем дольше и больше ребенок играет, тем счастливее будет его жизнь.

Кукла была непременным атрибутом каждого дома. К ней было особое отношение. Она сопровождала человека на протяжении всей жизни. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.

Кукла «живет» рядом с человеком меняется со временем, отвечая требованиям и веяниям моды. В куклы дети играли раньше, играют сегодня и будут играть всегда.

СЛАЙД 4

Обычно кукол делали женщины. Изготовление куклы сопровождалось всегда произношением вслух добрых пожеланий или молитвой, т.к. у текстильных кукол есть свойство – впитывать в себя информацию и накапливать энергию. Именно поэтому в семьях для своих детей кукол делали из старой одежды, считалось, что «ношеная материя хранит в себе родовую силу и, воплотившись в кукле, передает ее ребенку, становясь оберегом». На подарок же куклы делались из новой ткани. Лоскуты для кукол тщательно подбирались. Особенно ценились красные тряпочки. Этот цвет многие народы наделяли магической, обереговой силой. Красный — цвет огня, крови, солнца, обещание долголетия, плодородия, силы и власти.

Примерно с 5-6 лет девочки начинали делать своих первых кукол. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним и судили о мастерстве девочки. В кукольных играх дети не только знакомились с традициями и обрядами своего народа, с жизненным укладом, но и непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания и особенности своего традиционного костюма.

К куклам относились бережно, их хранили, передавали от мамы к дочке, некоторым было более века. В избах насчитывалось до сотни кукол.

Сейчас известно 90 видов кукол. Каждая кукла наполнена разнообразной символикой и каждая имеет своё предназначение.

СЛАЙД 5

ВИДЫ КУКОЛ

По назначению

Условно кукол можно разделить на четыре группы по назначению. Но одна кукла может принадлежать к нескольким группам.

Куклы-обереги.

Традиционно обережные народные куклы являлись участниками семейных обрядов: рождение детей, свадьба, обереги от болезней, смерть и похороны.

Обрядовые куклы.

Это куклы использовавшиеся в различных обрядах и праздниках народного календаря. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников. Куклы выполнялись для определенного ритуала, чтобы затем сжечь (Масленица, Коляда), утопить (Купавка) или закопать в землю (Лихоманка, Кострома). Иногда куколок потом отдавали для игры детям.

Многие обрядовые куклы были одновременно и обережными.

Игровые куклы

Куклы предназначенные для игры. Игру в куклы крестьяне не считали пустой забавой. Они верили, что чем усерднее играет ребенок, тем больше будет достаток в семье, а если с куклами плохо обращаться – неприятностей не миновать. Играли не только девочки и подростки, но и девушки на выданье и даже замужние женщины. Девушки приносили своих кукол на посиделки, в гости, в поле. И не зря – по красоте кукол судили о вкусе и умениях ее хозяйки.

В декоративных (костюмных) куклах тщательно прорабатывался костюм его детали, характерные для данного поселения и времени. Фактически эти куклы заменяли модные журналы, с их помощью сохранялись лучшие традиции и технологии пошива и украшения одежды. Авторы часто находили способы и средства стилизации народного костюма в кукле, придающие ей наибольшую ценность и выразительностьОчень часто в костюмной кукле стараются использовать старинные домотканые ткани, кружево. К ним можно отнести, прежде всего, куклу на-выхвалку, а также все возможные куклы, предназначенные для знати и их детей.

СЛАЙД 6

По способу изготовления

Основой славянского мировоззрения было наблюдение за миром и явлениями природы, это видение мира природы и законов мироздания помогало человеку выживать. Само создание и способы изготовления кукол отражают видение действительного мира.

  • Основа куклы – 2 прямоугольника: Куватки, Пасха, Неразлучники, Кузьма и Демьян, Десятиручка, Веснянка, Девка-Баба, Пасхальная голубка, Колокольчик, Узелковая, Свадебная
  • Кукла, в которых голова представляет шарик, положенный в центр квадрата или прямоугольника: День и Ночь, Ангел, Колокольчик, Покосница, Закрутка, Бессонница, Мировое дерево, Вепсская
  • Куклы в основе которых мешочек: Зольная, Зерновушка, Крупеничка
  • Куклы-столбушки, основа которых скатка из ткани, полено или щепка: Владимирская столбушка, Архангелогородская столбушка, Берегиня, Лихоманки

СЛАЙД 7

Правила при работе над куклой-оберегом:

  1. Главной особенностью куклы-оберега является то, что делают ее без иголки и ножниц. Сворачивая и завязывая ткань, мы не делаем ни одного шва и укола иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть её тело иголкой негоже. Если сделать куклу с использованием ножниц и иголки, жизнь у её хозяина будет «колотая» и «резаная».и Кусочки ткани нужного размера тоже отрывают руками, без помощи ножниц. Иногда кукол так и называли – рванками.
  2. Все куклы – обереги без лица. По традиционным представлениям самых разных народов именно через рот, нос, глаза и уши духи-покровители и духи-помощники вселяются в свои изображения. Безликие куклы не позволяют злым силам вселиться в куклу и творить зло. Существовало поверье, что они забирают в себя все неприятности, а так как нет глаз, обратно не отдаст. Нередко куклу-оберег помещали перед входом в жилище, над дверью входной, под потолком и трижды говорили: «Повернись ко мне добром, отвернись со злом» и тогда она оберегала всю семью от различных несчастий.
  3. Заниматься мастерством лучше молча, вкладывая в куклу свою энергию или произнося молитву. И обязательно в хорошем настроении.
  4. Делали куклу из лоскутков собственной старой одежды. Ткань впитывает энергию хозяина, и сделанный из нее оберег сохраняет его силу. Куклу на подарок делали из новой ткани.

СЛАЙД 8

Самая первая обережная кукла была для ребенком и оберегом и игрушкой.

Это - кукла Пеленашка. Её укладывали в пустую колыбельку, чтобы куколка «обогрела» её для малыша. Когда ребенок рождался, куколка ложилась с ним, и мать над ними приговаривала: «Сонница - бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с той куклой». Она в колыбельке лежала до его крещения, как оберег от злых духов. Только после крещения куклу убирали из колыбели. Куклу хранили в доме наравне с крестом. Пеленашка или кукла-младенчик имеет обереговую конструкцию. Кукла дается в ручку ребенка в качестве естественного массажера, а также при приходе гостей вставляется в складочки платочка ребенка и тогда гости, чтоб не "сглазить" ребенка говорили про куклу: "Ой, до чего кукленок-то хорош!"

В раннем возрасте для игры ребенку делали специально такую куклу, как «пеленашка». Ребенок мог схватить ее подержать, бросить. С ней можно было играть в дочки - матери. Заворачивать ее, пеленать, укачивать, кормить. Ее можно было нянчить и воспитывать. Такую куклу могла сделать любая девочка самостоятельно, поскольку она была проста в изготовлении. Ее сворачивали из куска любой ношеной ткани. Считалось, что ношеная ткань несет в себе частичку жизненной силы.

СЛАЙД 9

Кукла-дружок делалась для того, чтобы ребенок не боялся оставаться дома один (например, «зайчик на пальчик», птичка, куклы-закрутки). Такая кукла (народная) - игрушка, которая делалась бабушкой вместе с внучками, мамой совместно с дочками, обучая их и одновременно приучая к творчеству и трудолюбию.

СЛАЙД 10

Зольная кукла — эти детские куколки делались из золы, которую брали из домашнего очага, затем смешивали с водой и скатывали в шарик — получалась голова, тело было тряпичным; такие куколки считались для ребенка сильным оберегом. Это единственная кукла с непокрытой головой без волос и платка.

Начиная лет с пяти, девочки уже сами начинали «вертеть» своих куколок под руководством бабушки или мамы. Народная тряпичная кукла изготавливалась из шерстяных или хлопковых отрезков ткани, льна и разноцветных лент и ниток. Мастерить тряпичную куклу нужно было только с хорошим настроением, любовью. По традиции, также было принято петь и разговаривать, загадывать желание.

СЛАЙД 11

Кукла «Зерновушка»

Для того чтобы в доме сытно и богато было, делали куклу «Зерновушку» («Зернушку», «Крупеничку»). Её изготавливали после сбора урожая. В основе такой куклы был мешочек с зёрнами, собранными с поля. Куклу наряжали и бережно хранили до следующего сева в красном углу избы. Ставили куклу и на ларь с мукой.

Первые горсти отборного зерна для посева брали именно из «зерновушки». После уборочной страды куклу-мешочек опять наполняли зерном нового урожая. Считалось также, что эта кукла поможет женщине стать матерью.

СЛАЙД 12

Благополучница или Хозяюшка

Текстильная кукла, оберегающая семью, способствующая процветанию дома и возрастанию достатка. Ее еще величали «Домовушкой», потому что считалось, что она находит общий язык с домовым. Микроскопическую защитницу дома можно спрятать в ладони — ее рост всего 3-8см. Она такая малюсенькая, очаровательная, и, как говорят поверья, способная противостоять всем злобным силам, настроенным принести в дом неприятности. Она посмотрит за детьми, сбережет семью, приносит в дом веселье с радостью и доход. Хозяюшка — лучшая помощница в новых делах. Благополучницу принято дарить на зимние праздники с душевными пожеланиями.

Эту обережную куколку-мотанку готовили без металлических предметов. Для рождения такой важной в домашней жизни куклы нужен особенный день. Чтобы Хозяюшка обрела обережную силу, ее нужно смастерить, как того требуют предания, в понедельник, вторник или субботу. Делали сразу, не бросая работы. Во время изготовления читали обережные заговоры или молчали.

Чтобы кукла приносила в дом достаток, в нее заворачивали монетку «пятачок». Пятерка — символ прибыли. Обережная куколка – почти юная, потому как пятак в России был впервые отчеканен в 1701, при Петре 1. Когда Благополучница наделяется свойствами целительницы, в нее заворачиваются лекарственные травы.

СЛАЙД 13

Ведучка

Ведучка — мать, бабушка, крёстная, сестра, а возможно, и мачеха или воспитательница, то есть та женщина, которая ведёт ребёнка за руку.

Ведучка передаёт ребёнку свои знания, как ладить отношения с этим миром, объясняя его законы - природные и социальные. Она являет собой символ преемственности поколений. Когда-то и ей также передавала ведучка-наставница жизненные знания, теперь передаёт она, а потом будет передавать её ученица.

Ведучка — это знающая берегиня, которая трепетно и с любовью помогает своей ученице познавать себя и окружающий её мир.

СЛАЙД 14

Счастливое материнство

Оберег в образе женщины с младенцем на руках считался очень сильным и всегда дарился с пожеланиями благополучия, мира в семье и в душе, спокойного, радостного и уверенного существования. Он символизировал женщину, которая вышла замуж и родила детей. А способность рожать была особенно значимой для наших предков. Радость быть матерью отражала, что у такой женщины все благополучно. Куклу творили, когда хотели или уже ждали появления малыша. Дарили её также на свадьбу с пожеланиями здоровых детей, на рождение новой семьи, особо почетным гостям, когда хотели показать уважение.

Эта кукла, дошедшая до наших дней из глубины веков – прекрасный образец народного искусства, воспитывающий и заставляющий думать.

СЛАЙД 15

Оберег Успешница – это олицетворение человека, у которого любая работа спорится, человека, умеющего успеть сделать все дела не только в срок, но и качественно. Предназначение мотанки – помогать в любом начинании, способствовать продвижению по карьерной лестнице, приумножать достаток, а также оберегать семейное счастье. Одним из обязательных атрибутов этой мотанки является тряпичная сумка, перекинутая через плечо, символизирующая те дела, выполнить которые ей по возможностям.

Сумка небольшая, но и не маленькая… Купчиха предупреждает: в делах помогу, но взваливать на себя лишнее не стоит. В сумочку обычно кладут монетку (денежную купюру) для того, чтобы работа приносила не только удовольствие, но и доход. Последним, кстати, делятся с Успешницей – в случае денежного поступления кладут в сумочку «процент» или дарят украшения (бусики, цветочки).

СЛАЙД 16

Кубышка-травница

Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.

В кукле Кубышка-травница 6 узелков: большой узелок - тулово, напоминает неваляшку, на него привязывается узелок-головка (все узелки набиваются только травами, к ручкам привязываются по одному узелку, это ещё два, еще два узелка образуют грудь, итого - 6.

Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному.

СЛАЙД 17

Берегини – обережные куклы, считаются помощницами хозяек дома. Куклы с мешочками счастья – приносят гармонию и счастье в дом. Берегиня куколка – символ благополучия и достатка, а её большая грудь – символ сытости, здоровья, образ замужней женщины. Это самая древняя обереговая кукла. Берегини делаются только с хорошими намерениями и в отличном расположении духа.

Она будет Вашим верным спутником и оберегом. Беседуйте с ней, просите помощи и совета, благодарите её за помощь.

СЛАЙД 18

Радуница — та, которая приносит радость, проливающуюся ярким светом в души тех, кто пребывает в состоянии Радости — солнечной лучезарности. Радуница — Святозар-день или Велик-день, как когда-то называли на Руси Пасху, — праздник ушедших душ предков, отмечающийся во вторник на второй неделе после Святозар-дня. Когда-то собирался потешный люд и вместе с царём-батюшкой под множество шуток и прибауток шли все вместе на кладбище общаться с душами ушедших родственников. Смеялись, а не плакали, веселились, а не печалились, радовались, а не огорчались. От тех времён остались только седые небылицы, а пресветлые праздники отчасти превратились в поминовение душевных мук и страданий.

СЛАЙД 19

Подорожница - славянская обрядовая кукла, которую давали в дорогу страннику, чтобы тому сопутствовала удача. Обычно ее делала мать сыну или жена мужу, при этом брать ее в руки мог только тот, кто делал куклу и тот, кому она предназначалась.

В руках у подорожницы кулек с зерном, чтобы путник всегда мог найти себе еду, или с землей из-под родного порога, или с золой из очага родного дома, чтобы путник всегда нашел дорогу домой. На каком-то этапе появилась обережная маленькая куколка с котомкой, в которую помещали щепотку земли или золы. Правда очень маленькую щепотку, ведь кукла крохотная 5-6, а бывает и 3 см высотой. По другим преданиям в котомку помещали зерно или горошину, чтобы путник был сыт.

СЛАЙД 20

Семья (Московка) Эта кукла - мощный оберег крепкой и дружной семьи. Семьи богатой детьми. У мамы пять детей, она шестая, а седьмое это - папа и муж, он основание, на котором держится вся семья. Основа куклы скрутка из ткани или березовый столбик – символ мужской силы, а сама она – архетип матери и символизирует материнскую заботу и любовь. Что и говорить очень гармоничная куколка с мужским и женским началом да еще и детками.

По народному поверью, эта кукла помогает воплотить в жизнь желание иметь здорового ребенка, а также охраняет добрые отношения в семье.

Почему еще и Московкой ее называют? Так потому что история появления этой куклы связана с периодом возникновения московского княжества, которое присоединяло к себе всё новые и новые земли. Москва - мать, новое княжество - новый ребенок.

Эту куклу держали в доме где-нибудь повыше – на шкафу, на полке и не давали в руки никому чужому.

ЗНАЧЕНИЕ ОБЕРЕЖНОЙ ИГРУШКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

В соответствии с ФГОС ведущее место в жизни ребенка в дошкольном учреждении должна занимать самостоятельная игровая деятельность, в том числе на основе принципов народной педагогики. Развитие самостоятельных игр зависит от создания соответствующей предметно – игровой среды, обогащения детей опытом игровой деятельности, привития игровой культуры.

В кукол играют почти все дети. Это очень занимательное и увлекательное занятие, ведь в игре можно стать взрослым. Интереснее играть вдвоем, втроем (можно и больше). Главное — придумать занимательный сюжет.

Играя в куклы, дети становятся добрее, учатся договариваться между собой, находить общие решения. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Купленные куклы в магазине зачастую не отвечают потребностям и ожиданиям детей. Быстро надоедая, превращаются в коллекцию игрушек из серии «ну купи» пополняя собой гору в дальнем углу комнаты. «Модные» и навязываемые рекламой куклы зачастую ни несут никакой развивающей и обучающей информации. Современные дети не знают, что такое народная, рукотворная кукла, и в большинстве своем не видели её. Вряд ли современная мама или бабушка сядет вечером мастерить куклу, она просто ее купит. А жаль! Наши предки оставили нам свой тысячелетний опыт и кладовую информации о жизненных ценностях сохранившийся в тряпичной традиционной кукле. Ребенок должен знать, что в них играли в детстве бабушки, познакомить с тем как ее делали.

Значение народной куклы в развитии ребенка очень велико, в чём мы - педагоги ежедневно убеждаемся. Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утрачено, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, именно на нас педагогов дошкольников ложится важнейшая задача приобщения детей к ценностям народной культуры. Если делать кукол вместе с детьми, то их увлекает сам процесс «рождения» куклы. Игра с ней и участие ребенка в ее создании, позволяют развивать у него творческие начала, воображение, память, фантазию и в то же время узнавать о традициях и культуре своего народа. Детям необходимо обязательно рассказать о том, что означает каждая кукла, почему ее так называют, и когда в нее играют. На глазах детей кусочки ткани превращаются в какой-то объект, который дети сами могут сотворить и потом поиграть в него.

Игра с традиционной народной куклой, не имеющей лица, также побуждает ребенка воображать, придумывать ей разное настроение, представлять её в разных игровых ситуациях. Многообразие материалов, используемых при изготовлении, способствует развитию креативности ребенка.

На занятиях по изготовлению народной куклы дети получают разносторонние знания народных ценностей, традиций, об истоках народной культуры. Дети учатся скручивать, складывать, отрезать нужного размера лоскуток, подбирать ткань по цвету, развивают глазомер, образное и пространственное мышление. Запоминают значение цвета в кукле (красный – от болезни), значение рисунка и узора в наряде. Изготовление кукол способствует развитию личности ребенка, воспитания его характера. Постепенно у детей формируется такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. При изготовлении конкретной куклы-поделки дети учатся планировать и контролировать свою деятельность, а также анализировать и адекватно оценивать ее результаты. Таким образом, формируется целенаправленная деятельность дошкольников.

Играя с изготовленной куклой разговаривая с ней, баюкая ее, у детей так же развивается речь.

СЛАЙД 21

Итак, на занятиях по ознакомлению детей с обережной куклой мы можем решать следующие задачи:

обучающие

  • знакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания народных тряпичных кукол, их смыслового значения  для людей;
  • формировать у детей общие представления о традиционных и обрядовых праздниках, систему знаний  о традиционном крестьянском быте, народном костюме;
  • обобщать и систематизировать представления детей о народной тряпичной кукле, о способах ее изготовления и использования в современном мире;

СЛАЙД 22

развивающие

  • развивать познавательный интерес к рукотворной тряпичной кукле;
  • развивать мелкую моторику рук на основе обучения действиям с тканью,  из которой сделаны куклы, а также использования наполнителей (горох, гречка, душистые травы и т.д.);
  • развивать эстетический вкус и творчество детей;  

СЛАЙД 23

воспитательные

  • воспитывать интерес к изготовлению тряпичной народной куклы;
  • воспитывать уважительное отношение к истории и культуре своего народа, чувство патриотизма;
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе при изготовлении тряпичной куклы;
  • привлекать родителей воспитанников к участию в работе над данной проблемой.

СЛАЙД 24

В обучении детей по данной теме могут быть использованы разные виды детской деятельности:

  • коммуникативная 
  • беседы: «История возникновения тряпичной куклы», «Осенние традиции и обряды русского народа», «Куклы - обереги», «Как отмечают праздник Пасхи» и т.д.;
  • отгадывание загадок об осенних явлениях, зимних приметах;
  • заучивание пословиц о семье, труде;
  • ситуативные разговоры;
  • чтение художественной литературы (русских народных сказок, стихотворений М. Пожарова «Тряпичная кукла», И. Рюмина «Куклы наших бабушек»;)
  • заучивание колыбельных песен, колядок;
  • использование кукольного театра;

СЛАЙД 25

  • двигательная 
  • русские народные подвижные и хороводные игры;
  • игры с пением: «Гуси-лебеди», «Гори-гори ясно», «Кострома», «Шел король по лесу», «Ходит Ваня», «Дуня - тонкопряха», «Зайцы и лиса»;

СЛАЙД 26

  • продуктивная 
  • мастерская по изготовлению тряпичных кукол: «Кувадка», «Пеленашка», «Ангелочек», «Кукла-бабочка»;

СЛАЙД 27

  • игровая 
  • использование всех видов игр: подвижные, дидактические «Узнай элемент узора», «Закончи узор», «Народные промыслы», «Найди пару», «Дорисуй юбку», словесные «Скажи наоборот», «Повтори»;

СЛАЙД 28

  • познавательно-исследовательская 
  • наблюдения в окружающем и социальном мире

СЛАЙД 29

Могут быть использованы следующие методы:

  • словесные
  • рассказы,
  • беседы,
  • слушание,
  • обсуждения;
  • практические
  • изготовление тряпичной куклы,
  • рисование кукол и одежды для них;
  • наглядные
  • рассматривание иллюстраций, картин, и пр.

СЛАЙД 30

Особое внимание уделяется работе с родителями воспитанников, используя такие формы работы:

  • консультации (например, «Народная тряпичная кукла в воспитании детей», «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Народные промыслы», «Мудрые игрушки наших предков», «Тряпичная кукла в развитии творчества детей»);
  • привлечение родителей к подбору материалов для изготовления кукол;
  • мастер–класс по изготовлению тряпичных кукол «Кувадка», «Пеленашка».
  • сотворчество родителей с детьми: «Нарядим кукол к празднику».

Совместная деятельность родителей и детей, сотрудничество, взаимопомощь помогают достичь лучшего взаимопонимания между ними.

Изготовление кукол доставляет детям радость и увлекает. Тряпичная кукла не требует особых материальных затрат и дает огромные возможности для фантазии и творчества. Такую народную куклу не купишь в магазине. Нигде так не оживает старый лоскуток как в кукле,  сделанной своими руками.

Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, считаю, что нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу. Таким образом, занятия с детьми народной игрушкой помогут просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать.

На народную игрушку не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

В наше время традиционная народная кукла возрождается и возвращается в жизнь, людьми, увлеченными и радеющими за сохранение народных традиций. Она не утратила своей красоты, тепла и способности радовать людей.

А теперь я предлагаю Вам  изготовить куклу – оберег, которая называется Подорожница.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс лепка из соленого теста народной куклы "Jаражай"

Это мастер - класс по созданию (алтаской) народной куклы.Поэтапное описание выполнения лепки из соленого теста....

Мастер-класс для педагогов на тему «Создание электронных тестов»

Раработка расчитана для обучения учителей, пдегогов дополнительного образования с целю повышения компьютерной грамотности. Практикум нацелен  на более эффективное использование электронных ресурс...

Мастер-класс для педагогов по теме "Бумажная пластика".

В мастер-классе представлены различные способы формообразования и преобразования бумажного листа....

Мастер-класс "Использование технологии критического мышления для раскрытия концепции современного образования"

Цель: раскрыть основные проблемы современной системы образования и способы их решения.Задачи:- провести комплексный анализ текста официально-делового стиля;- раскрыть содержание документа об образован...

Конспект мастер – класса для педагогов По теме: «Обучение способам снятия психоэмоционального напряжения у детей и педагогов. Метод «Мандала - терапия»

Профессия учитель (педагог) требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми у человека любого возраста, в том числе и у детей, возможны большие...

Мастер-класс для педагогов "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс для педагогов «Развитие творческого воображения учащихся через современные технологии»

Мастер-класс для педагогов «Развитие творческого воображения учащихся через современные технологии» ...