Мастер-класс "Использование технологии критического мышления для раскрытия концепции современного образования"
методическая разработка ( класс) на тему
Цель: раскрыть основные проблемы современной системы образования и способы их решения.
Задачи:
- провести комплексный анализ текста официально-делового стиля;
- раскрыть содержание документа об образовании, используя современные технологии, методы и приемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_master-klass.docx | 24.72 КБ |
moy_master-klass.pptx | 2.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Использование инновационного подхода (технологии критического мышления) для раскрытия концепции современного образования (Слайд 1)
Цель: раскрыть основные проблемы современной системы образования и способы их решения.
Задачи:
- провести комплексный анализ текста официально-делового стиля;
- раскрыть содержание документа об образовании, используя современные технологии, методы и приемы.
Ход мастер-класса
Уважаемые коллеги, все мы знаем, что сегодня задача учителя современной школы - сделать все возможное, чтобы наши дети стали успешными, активными, творческими и самостоятельными. (Слайд 2) Трудно не согласиться со словами замечательного писателя Александра Исаевича Солженицына, что: «Среднее образование должно быть настолько полным, чтобы человек мог без расчета на высшее, прожить с высоко поднятой головой». Я считаю, что именно эта цитата должна стать девизом каждого педагога современной школы. Ведь современная школа – это, в первую очередь, новые требования и новые знания, которые заключены в аббревиатуре ФГОС.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. И для того, чтобы реализовать данные требования, урок должен стать новым, современным!
И сейчас я хотела бы представить вашему вниманию модель урока, построенную на основных приемах технологии развития критического мышления. А что такое критическое мышление, спросите вы? — Это (Слайд 3):
- способность ставить новые, полные смысла вопросы;
- вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;
- принимать независимые продуманные решения.
Есть такие замечательные слова: (Слайд 4)
Послушай – и ты узнаешь;
Посмотри – и ты поймёшь;
Сделай – и ты научишься.
Поэтому я хотела бы предложить вам принять активное участие в нашем сегодняшнем обсуждении.
Каждый из нас, приходя на урок, задается вопросами: (Слайд 5)
1) Чего я жду от своего урока?
2) Какие проблемы, возникающие на уроках, хотела бы я разрешить?
3) Какова практическая польза моего урока?
Какими еще вопросами вы еще задаетесь, придя на урок? (ответы)
Спасибо, за ваши ответы.
У каждого учителя – свои ожидания.
Отвечая на вопросы сообща, у нас получилось вот такое «Дерево ожиданий».
Мы – Учителя, и наша задача, чтобы посеянное нами «Разумное, доброе, вечное» дало не только хорошие всходы, но замечательные щедрые плоды.
А теперь представьте, что вы находитесь в классе на обычном уроке.
И тема нашего урока: «ФГОС» (Слайд 6)
-Скажите, эта тема для нас сегодня актуальная? А интересная? (ответы)
Но раз уж у нас выросло такое «дерево» (Слайд 7), да еще и с перспективными плодами, без корзины нам не обойтись. И это будет «Корзина идей» (Слайд 8). Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями и идеями, каким должен быть современный урок? (эффективным, демократичным, интересным, с применением новых технологий).
- А что такое ФГОС? Расшифруйте понятие. Но только ли так?
Я предлагаю творчески подойти к данному вопросу и составить акростих на тему ФГОС. (Слайд 9)
«Акростих» (текст (слово, словосочетание или предложение), сложенный из начальных букв каждой строки стихотворения)
Вот что получилось у меня: (Слайд 10)
Фрак отглаженный, с иголочки
Господин тот светский носит.
Осанкой статною украшен
Светлые мысли, дела прогрессивные в жизнь нашу вносит.
(На слайде появляется человек – по описанию)
-Как портрет? Впечатляет?
А теперь рассмотрим еще один из современных, часто используемых методов - метод «Портфолио», и составим «Краткую базу данных» на нашего героя (Слайд 11)
Why? (Почему? Зачем?): Почему? Потому что назрела необходимость внесения кардинальных изменений в устоявшуюся систему образования, а зачем? Это то, с какой целью создан данный проект.
Чтобы определить цели данного проекта мы можем использовать «метод Кластера»
(Слайд 12) ФГОС нацелены на Решение таких проблем как:
-сделать современного ученика социально мобильным на рынке труда;
-как научить применять знания, умения, навыки в конкретной ситуации;
-как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, критически анализировать, делать выводы,
- принимать продуманные решения;
- эффективно использовать полученные знания и умения в жизни
(Слайд 13) Также ФГОС предъявляет следующие требования:
-к структуре основных образовательных программ,
-к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- к результатам освоения основных образовательных программ
Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ.
3) кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение
А сейчас я предлагаю вам «Сложить оду» в честь данного проекта, используя такой прием критического мышления, как «Синквейн» (пятистрочная стихотворная форма) (Слайд 14-15)
ФГОС
Своевременный, результативный.
Привлекает, развивает, продвигает.
Мне в работе пригодится.
Прогресс.
Физминутка (здоровьесберегающие технологии). Я буду читать фразы, а вы будете выполнять действия, записанные на экране. (Слайд 16)
«Рабочая программа по ФГОС».
А что это?
Кто знает?
Писать свою программу?
На все классы?!
На все параллели?!
Через неделю сдать?! Взялись за дело!
Закончили?!
Утвердили?!
Молодцы!!!
А теперь у меня к вам вопрос:
- Какие ассоциации у вас возникают, глядя на любое из слов определения ФГОС? (ответы) («Карта памяти», «Ассоциации») (Слайд 17)
-А теперь давайте посмотрим на это же название с разных точек зрения.
- С чем у вас ассоциируются слова в данном выражении как у учителя конкретного предмета?
Учитель русского языка: «Стандарт»-имя существительное, род мужской, 2 склонение
Учитель литературы: «Россия – Русь матушка (стих)
Учитель географии: «Россия- климат, расположение, часовые пояса и т. д.
Учитель истории: прогресс, исторические преобразования в обществе.
Учитель математики: 2 поколения, даты, выраженные числами (2009), количество 0000 (в 10 степени).
Учитель черчения: образовательная база, социальная значимость, проецирование, стандарт (определенное требование), схемы
Учитель биологии: функционирование, классификация, окружающая среда, эксперимент, физиологические и психологические особенности обучающихся, механизм мышления человека.
Учитель иностранного языка: standart, рrograms, portfolio.
Мы все живем в одном громадном мире, говорим на разных языках, но, тем не менее, можем понять друг друга и жить в мире и согласии, сотрудничестве и возможности самореализации.
Ведь современный учитель перестает быть единственным носителем знаний, и должен исполнять роль проводника в мире информации. Поэтому девизом современной школы должны стать следующие слова: (Слайд 18) «Учить не для школы, а для жизни». Спасибо за внимание! (Слайд 19-20)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Среднее образование должно быть настолько полным, чтобы человек мог без расчета на высшее прожить с высоко поднятой головой А. И. Солженицын
Критическое мышление способность ставить новые, полные смысла вопросы ; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения .
Послушай – и ты узнаешь; Посмотри – и ты поймёшь; Сделай – и ты научишься.
«Дерево ожиданий»
Тема: ФГОС
«Дерево ожиданий»
«Корзина идей»
Акростих- осмысленный текст, сложенный из начальных букв каждой строки стихотворения Ф Г О С
«Акростих» Ф рак отглаженный, с иголочки Г осподин тот светский носит. О санкой статною украшен, С ветлые мысли, дела прогрессивные в жизнь нашу вносит.
Портфолио /Файл Прием « 5 W » («База данных») W hat ? (Что?) ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ W hen ? (Когда?) 2009 г. Where ? (Где?) Россия, Москва, Правительство Российской Федерации, Министерство образования и науки Who ? (Кто?) Личность ученика W hy ? (Почему? Зачем?)
Решить такие проблемы как Цель ФГОС: сделать современного ученика социально мобильным на рынке труда применять знания, умения, навыки в конкретной ситуации научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, критически анализировать, делать выводы принимать продуманные решения эффективно использовать полученные знания и умения в жизни
ФГОС Требования к структуре основных образовательных программ к условиям реализации основных образовательных программ к результатам освоения Обеспечение единство образовательного пространства кадровое, финансовое, материально-техническое преемственность основных образовательных программ
Приём « Синквейн » Правила написания: Одно слово . Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь. Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета. Три слова . Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия. Фраза из четырех слов . Выражает личное отношение автора к предмету или объекту. Одно слово . Характеризует суть предмета или объекта.
Пример синквейна ФГОС Своевременный, результативный. Привлекает, развивает, продвигает. Мне в работе пригодится. Прогресс.
Действия Взялись за голову, покачали головой. Пожали плечами. Повернули голову налево, направо, назад. Встряхнули правой рукой. Опустили руки. Опустили голову, сжали плечи. Разнообразные энергичные движения. Выдохнули. Поморгали. Потерли руки. Улыбнулись. Физкультминутка
Рабочая программа по ФГОС Русский язык Литература Биология История Математика Английский язык Физика Черчение Музыка «Карта памяти »/ « Ассоциации »
Учить не для школы, а для жизни
Спасибо за внимание!
Успехов в работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по творчеству современного автора Л.Улицкой с применением технологии критического мышления по рассказу "Бумажная победа"
Урок разработан в технологии критческого мышления ( чтение с остановками)...
Статья "Особенности применения технологии критического мышления на занятиях в учреждениях дополнительного образования"
В сфере дополнительного образования на основе общности интересов ребенка и взрослого более интенсивно и направленно идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций. Основой дополнитель...
Технология критического мышления в процессе экологического образования на уроках географии.
Содержание 1. Введение…………………………………………………&helli...
Статья "Использование технологии критического мышления в условиях современного урока русского языка."
Статья адресована учителям русского языка....
КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: «ШАГ В БЕССМЕРТИЕ» (с использованием элементов коммуникативно-диалоговых, технологий проблемного изложения, технологии критического мышления, интерактивной технологии и технологии рефлексивного мышления)
Технологическая карта воспитательного мероприятияДата: 18 февраля 2018 года Воспитатель: Найденко А.А.Тема «Шаг в бе...
«Развитие творческих способностей, обучающихся на уроках русского языка и литературы посредством использования приемов технологии критического мышления в контенте « Мобильного Электронного Образования»
Автор опыта, Кива Светлана Николаевна, работает в Областном государственном автономном общеобразовательном учреждении образовательном комплексе «Алгоритм Успеха»» 4 года. Опыт педаго...
«Технология критического мышления как структурный компонент современного урока»
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок ост...