Свойства стекла и металла
план-конспект

Таборская Любовь Михайловна

Данная работа представляет собой конспект занятия по окружающему миру. На занятии дети вспомнят то, что им известно о таких материалах как стекло и металл. Кроме того, приобретут новые знания о свойствах предметов из этих веществ. Игровая форма  позволит детям чувствовать себя комфортно на протяжении всего занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл steklo_i_metall.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

 «Удивительный мир Стекла и Металла»

Интеграция видов деятельности: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, социально-эстетическое развитие, физическое развитие.

Вид занятия: Занятие-путешествие с элементами практических ситуаций.

Формы образовательной деятельности: Социально-коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская деятельность, речевая деятельность.

Цель: Развитие любознательности, тактильной памяти, внимания, уточнение представлений детей старшего дошкольного возраста о том, какие предметы могут быть сделаны из стекла и металла.

Задачи

Образовательные: закрепить и обобщить знания детей о предметах из стекла и металла, умение воспроизводить целостный образ предмета.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность и чувство коллективизма

Развивающие: развивать любознательность, тактильную память и внимание, добиваться полных ответов на вопросы.

Коррекционные: развитие умения высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова в познавательно - исследовательской деятельности через элементарное экспериментирование

Планируемый результат: У детей старшего дошкольного возраста развито целостное восприятие, мыслительная деятельность и познавательный интерес в ходе познавательно-исследовательской деятельности умение воспроизводить целостный образ предмета, коммуникативные навыки и создан положительный эмоциональный фон на занятии.

Подготовительная работа: Беседа о свойствах стекла и металла, рассматривание иллюстраций о предметах из стекла и металла, чтение познавательной литературы о профессиях людей, работающих со стеклом и металлом, д/и «Что звучит?»

Оборудование: волшебная коробочка с письмом, фишки, два подноса на одном из них стеклянные предметы, на другом металлические, стеклянный стакан, ковш металлический,3 пластины (деревянная, металлическая и стеклянная), наряженная металлическая ложка и бокал,маркеры,2 макета, карточки с предметными картинками из стекла и металла, маленький шарик, презентация, ноутбук.

Ход занятия

1

Психологический настрой-1 мин

Приветствие, установление зрительного и слухового контакта

Ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей! Поздоровайтесь с ними. А теперь давайте с вами поиграем. Хотите?

 Здравствуй небо (руки вверх),

Здравствуй Земля (приседают)

Здравствуйте мои друзья (руки вперёд),

Один, два, три, четыре

Соберемся в круг пошире (Берутся за руки),

Будем дружно мы играть

В путешествие мы хотим опять (идут по кругу).

Участие в приветствии.

Дети все дружно встают в круг и, взявшись за руки словесно повторяют за воспитателем

Вводно-организационное слово воспитателя

Психологическая готовность

2

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент

1 мин

Организация направленного внимания

У меня для вас есть сюрприз, сегодня нас пригласили в удивительную страну стекла и металла и прислали письмо. Мне и вам прислали необычное письмо ребята, да такое, что и я никак не могу разобраться.

Вот послушайте:

«Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишет вам Королева Стекла и Металла. Жители моей страны все сделаны из стекла и металла. И я хочу познакомить вас с ними. Если вы будете внимательными и активными, то узнаете много интересного и нового. А еще лучше будет, если я приду к вам сама. Мы вместе отправимся в путешествие».

(Входит Королева)

Предполагаемые ответы детей на поставленные вопросы воспитателя.

3

Привлечение направленного внимания.

Готовность к предстоящей деятельности. Внутренняя мотивация на деятельность.

Проблемная ситуация (мотивация),постановка и принятие детьми цели занятия

3 мин

Формирование умения вести диалог, развивать воображение

Мотивация: (процесс вовлечения детей в деятельность).

Королева: А для этого, чтобы начать наше знакомство, вы должны выполнить первое мое задание: Назвать вежливые слова.

Воспитатель. Дети вы хотите познакомиться с жителями стеклянной страны? Ну, тогда давайте выполним задание Королевы.

Проблемная ситуация: Ребята, поможем Королеве? А мы справимся?? Дети называют вежливые слова, за каждое слово получают по фишке.

Привлечение направленного внимания.

Стремление участвовать в диалоге, эмоциональный отклик на беседу.

4.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний или начало выполнения действий.

14 мин

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений и умений.

1 задание- Свойства Стекла и Металла. - Ребята, посмотрите, что Королева приготовила нам на столике. Чего тут только нет! Назовите, что вы видите, (ответы детей)

- Ребята, как вы думаете, почему Королева положил одни предметы на первый поднос, а другие — на второй?

- Правильно, на первом подносе все предметы из стекла, стеклянные, а на втором подносе все предметы из металла, металлические.

- Вы любите играть в прятки? И Королева тоже очень любит играть. Хотите немного поиграть? Сейчас Королева будет прятать шарик (любой предмет), а вы должны будете догадаться, где он.

Дети закрывают глаза.

- Раз, два, три - шарик скорее найди!

Королева прячет шарик в стакан. Дети открывают глаза и сразу находят предмет.

- Ребята, как вы так сразу смогли найти шарик?

Дети отвечают, что они увидели шарик.

- А каким свойством обладает стекло, что вы сразу увидели через него шарик? Стекло какое? (Прозрачное.) Давайте скажем все вместе: «Прозрачное». А где еще люди применяют стекло, чтобы использовать это замечательное свойство - прозрачность? (Из стекла изготавливают стекла автомашин, стенки аквариума, термометры, очки, стекла вставляют в рамы окон, лампочки и т. д.)

- Хорошо, что люди придумали стекло. Что бы было, если бы у нас в группе не было стеклянных окон? (Было бы темно, не было бы солнца и света в группе, не видели бы через окно природу.)

- Ребята, Королева опять хочет с вами поиграть. На этот раз, она спрячет шарик хорошенько.

Королева прячет шарик в металлический ковш.

- Раз, два, три - шарик найди!

Дети открывают глаза и ищут шарик. Игра «Горячо - холодно». Находят в коробочке.

- А теперь сложнее было искать? В металлической коробочке шарик не видно, но вы догадались по звуку. Когда взяли ковш в руки, шарик загремел. Металлический ковш непрозрачная. Повторим все вместе: «Непрозрачный».

(Дети выполняют данное задание, сидя на стульях,

последовательно отвечая на игровые задания воспитателя. По окончанию пройденных заданий дети получают фишки за правильно названные ответы

Поисковая деятельность.

Демонстрация результата при помощи слова и действия.

Выполнение представленного задания с энтузиазмом.)

5.

Физкультминутка 1 мин

Предупреждение утомляемости детей.

Совместная деятельность с детьми. Воспитатель проговаривает:

 Будь зеркальным отраженьем,

Повторяй мои движенья –

Раз, два, три –

Руки вверх ты подними.

Три, четыре, пять –

Ноги врозь скорей поставь

Три, четыре, три, четыре -

Похлопай поактивней!

Пять, шесть -

И присесть, и присесть.

 Семь, восемь –

 А теперь ты отдохни!

И снова повтори!


(Совместная деятельность с воспитателем.

Дети повторяют движения за воспитателем.

Словесная игра «Будь зеркальным отраженьем…»

Снятие физического напряжения)

6.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний или начало выполнения действий.

14 мин

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений и умений.

2 задание- А теперь, ребята, давайте попросим Королеву выбрать и взять в руки тот предмет, который ей понравился

Королева берет стеклянный стакан и чуть было не роняет его.

- Ой, осторожно!

- Ребята, что было бы, если бы Королева уронил стакан на пол? Что было бы со стаканом из стекла, если бы он ударился о твердый пол? (Он бы разбился.) Значит, стекло обладает еще одним свойством. Какое это свойство? (Стекло хрупкое.)

- А металлическая коробка тоже хрупкая? (Нет.)

- Проверим? (После удара о пол коробка осталась целой.)

- Стекло - хрупкое, а металл - прочный, твердый.

- Ребята, Королева хочет попить воды и волнуется, куда же ей лучше налить воду: в стеклянный или металлический стакан. Она думает, что если стекло прозрачное, то вдруг вода из него вытечет. Давайте попробуем налить Королеве воду в металлический и стеклянный стакан. Пусть посмотрит, что будет.

Воспитатель наливает воду.

- Смотри, Королева, вода не выливается, не просачивается, а прочно удерживается во всех стаканчиках. Значит, стекло и металл обладают еще одним общим свойством - водонепроницаемостью.

(Отвечают на поставленные вопросы воспитателя, ориентируясь на наглядно практические ситуации, показанные воспитателем.

Поисковая деятельность.

Демонстрация результата при помощи слова и действия.

Выполнение представленного задания с энтузиазмом.)

7.

Зрительная гимнастика 2 мин

Предупреждение утомляемости глаз детей

Совместная деятельность с детьми. Воспитатель обращает внимание на себя и самостоятельно демонстрирует зрительную гимнастику.

(Совместная деятельность с воспитателем. Дети наблюдают глазами за движущимися глазами воспитателя и повторяют движения за ним самостоятельно.

Зрительная гимнастика «Раз налево-два направо»

Снятие зрительного напряжения)

8.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний или начало выполнения действий.

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений и умений.

3 задание- А теперь давайте вернемся к нашим предметам.

- Ребята проведите рукой по всем стеклянным и металлическим предметам. Какие они? Мягкие или твердые? (Твердые.) Гладкие или шероховатые? (Могут быть и гладкими, и шероховатыми, в этом они похожи.)

- А по запаху можно различить их? (Нет.)

- А по звуку? (Можно.)

- Вот сейчас Королева поиграет с вами в интересную игру «Что звучит?»

Королева стучит палочкой по различным предметам, дети узнают по звуку, какой предмет.

- И по звуку можно определить металл и стекло.

(Участие детей в ситуативном диалоге, рассуждения.

Демонстрация результата при помощи слова и действия.

Ответы детей на поставленные воспитателем вопросы.)

9.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний или начало выполнения действий.

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений и умений.

4 задание- Ребята, смотрите, а это еще кто к нам пришел?

Воспитатель показывает наряженную металлическую ложку и наряженный стеклянный бокал.

- Это давние друзья, но и великие спорщики. Каждый из них утверждает и уверен, что он главнее всех остальных. Ложка спорит, что из металла делают много очень полезных человеку предметов, а бокал утверждает, что из стекла - гораздо больше. Как разрешить их спор? Кто из них прав?

- Ребята, давайте разделимся на две команды. Первая команда - за ложку, вторая - за бокал. Кто больше назовет предметов, сделанных из стекла или металла.

Дети называют по очереди предметы из стекла и металла.

- Молодцы, ребята, много предметов назвали. Выходит, и ложка, и бокал были правы. И стекло, и металл - очень полезны и необходимы в жизни человека.

Ребята, помогите пожалуйста Королеве нам осталось выполнить последнее задание:

Сейчас задание девочкам нужно найти и обвести красным маркером предметы из стекла, а Андрею синим маркером карточки с изображенными металлических предметов .

(Участие детей в ситуативном диалоге, рассуждения.

Продуктивная деятельность.

Привлечение направленного внимания.

Ответы детей на поставленные воспитателем вопросы.)

9.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Итог занятия. Систематизация знаний.

Рефлексия

 Решение проблемной ситуации.

«У нас получилось сегодня с вами разгадать все тайны удивительного мира стекла и металла» «Вам понравилось путешествие? Что нового вы узнали? Что вам было легко? А что трудно?» Какие вы сегодня у нас молодцы. Королева Стекла и Металла благодарит вас за помощь и увлекательное путешествие! И в подарок дарит вам вот такие замечательные леденцы.

(Отвечают на поставленные вопросы воспитателем

Эмоциональный отклик на выполненную деятельность

Поощрение правильного решения.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по технологии 7 класс : "Свойства и применение металлов"

Этот материал поможет при проведении урока по технологии в 7 класс по разделу : "Металлообработка"...

Конспект урока по теме:"Металлы, их положение в Периодической системе, строение атомов металлов. Общие физические свойства металлов."

План - конспект урока разработан для учащихся 9 класса на основе Примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в ...

Характерные свойства простых веществ металлов

В презентации отражены строение, физические и химические свойства простых веществ - металлов....

Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов».

Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов». Цели урока учебные, воспитательные и р...

План урока химии по теме "Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов".

План урока № 62 (9кл). Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов....

Занятие по эксперементальной деятельности в средней группе «Знакомство со свойствами дерева и металла»

Цель: Уточнить и обобщить представления детей о свойствах дерева и металла.         Задачи:Развивать умение изучать свойства материалов опытным путем;Развивать познавательные ...