Программа воспитательной работы "Движение к достижениям"
материал
Программа воспитательной работы для учащихся 10-11 кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 578.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №17
Согласовано: Зам.директора по воспитательной работе МОУ СОШ № 17 ________________ С.В. Рычкова | Утверждено: Методическое объединение классных руководителей 9-11 кл. «____»_________________ 2019г. Председатель м/о __________ |
Программа воспитательной работы
Срок реализации: 2 года
Возрастная группа:
10А класс (2019-2020 уч.г.)
11А класс (2020-2021 уч.г.)
Разработал:
Коршунова Елена Владимировна,
МБОУ Школа № 17
г. Саров
Если ты не знаешь, куда плыть, то никакой ветер не будет попутным Сенека
I. Пояснительная записка
Направленность программы – социально-педагогическая.
Мир интересен и увлекателен! Каждый день мы словно пишем новую страницу книги, название которой «Жизнь». Своими поступками, мыслями, интересами оформляем и раскрашиваем каждую главу в разные цвета. В этих книгах встречаются удивительные лица, и каждый из нас накапливает свой личный, неповторимый, уникальный жизненный опыт. И очень важно кем ты станешь в жизни.
Как следует из национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утверждённой президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым (ПР-271, от 04.02.2010г.), «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».
Каждому ребёнку приходится задумываться о выборе будущей профессии. У 15-17-летних подростков ведущей становиться учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой у них формируются определённые познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание. Поэтому основной задачей классного руководителя считаю – помощь детям в самоопределении, в выборе направления своей будущей профессиональной деятельности.
Классный коллектив 10 «А» сформирован в сентябре 2019 года на базе МБОУ Школа № 17. Основной состав детей принадлежит к учащимся 9А класса (20018-2019 уч.год). В классе 15 мальчиков и 15 девочек (2002-2003 г.р.). В классе есть неполные семьи, один ребёнок инвалид, многодетных и малоимущих семей нет. 800 % детей учатся на «4» и «5», четверо отличников, неуспевающих нет.
Ученики 10А класса способны анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Они отличаются сообразительностью. Работает не только классный руководитель, но и учителя-предметники, психолог, социальный педагог.
Интересы в классе самые разнообразные: рисование, музыка, компьютерные игры, спортивные занятия. В системе доп. образования занято 30 человек.
Анализ развития классного коллектива за 2019-2020 уч.год показал:
№ п\п | Показатели развития | Уровень развития классного коллектива |
Движение к цели | Коллективная деятельность класса направлена на реализацию социально-значимых общественных задач и перспектив. | |
Самоуправление | В классе есть реально действующие органы самоуправления, но не все вопросы решаются самостоятельно, часто прибегают к помощи и поддержки педагогов. | |
Общественное мнение | В основном все учащиеся единодушны в решениях вопросов, касающейся коллективной деятельности. | |
Дисциплина и взаимная требовательность | Преобладают разумные, справедливые требования друг к другу, требования принимаются и выполняются каждым. | |
Сотрудничество и согласованность в работе | Работает не только актив класса. Большинство воспитанников распределяют работу между собой, редко при согласовании действий встречаются затруднения. | |
Стремление к общению в свободное время | К общению стремиться каждый, преимущественно товарищами по классу. | |
Дружба и взаимопомощь | Между большинством учащихся существуют доброжелательные отношения, которые выражаются в действенной помощи друг другу. | |
Творческое самовыражение личности | Каждый школьник занимается любимым делом: посещает кружки, секции и т.д. | |
Нравственные качества и такт | Обладают тактом и основными нравственными качествами. |
У детей средний уровень воспитанности. Воспитанники сами выбирают, как им поступать в определённых ситуациях, стараются следовать правилам поведения учащихся и нормам поведения в коллективе, обществе.
Ребята имеют опыт творческой деятельности, при организации мероприятий вносят что-то своё, индивидуальное. В случае необходимости не стесняются обращаться за помощью к взрослым.
В классном коллективе действует ученическое самоуправление.
Структура ученического самоуправления в классном коллективе
Идёт процесс формирования и развития коллектива. В сентябре 2019г. диагностика показала, что данный классный коллектив находится на уровне между ступенями развития «Мягкая глина» и «Мерцающий маяк» (А.Н. Лутошкин. Методика «Какой у нас коллектив?»)
В целом ребята чувствуют себя в школе среди детей комфортно, нашли себе друзей, стремятся помочь другим. В классе есть лидеры.
Диаграмма 1
Показатели социометрии (сентябрь 2019г.)
По опросу детей о выборе будущей профессии только 14 человек твёрдо заявляют о выборе профессиональной деятельности, 16 учащихся до конца не уверены, кем бы они хотели стать.
Программа «Движение к достижениям» направлена на развитие индивидуальных способностей, творческих задатков, умения самостоятельно ориентироваться в передовых направлениях современной жизни, а также даёт возможность применить свои знания, умения и навыки в жизни. Только проявляя самостоятельную активность, ребёнок может начертать границы своего «Я», понять не только то, что он хочет, но и то, что он может. Любой человек в коллективе, будь то коллектив класса или социально-общественный коллектив нужен, не бывает «лишних» людей, любая профессия востребована в обществе, если человек, выбравший её, чувствует себя на своём месте.
Программа способствует социализации учащихся, а также дальнейшему выбору будущей специальности.
II. Концептуальные основы
«Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовно – ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении».
Воспитание - процесс формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле воспитание осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, детских и молодёжных организаций, общественности.
В процессе реализации программы происходит целенаправленное управление процессом развития личности, что обеспечивается специально организованной воспитательной работой. Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей, используется положительное влияние общественной и природной среды, ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды, достигается единство и согласованность всех социальных институтов.
Цели педагогического воздействия данной программы определены следующим содержанием:
- Воспитание должно быть ориентированно на развитие ребёнка, оно не должно быть формальным.
- В воспитании не может быть мелочей.
- Воспитание должно быть ориентированно в равной степени, как на общечеловеческие, так и на национальные ценности.
- Воспитание должно учитывать возрастные и индивидуальные особенности ученика, класса.
- Воспитание должно строиться не на порицании, а на поддержке.
- Воспитание должно способствовать социализации ребёнка, развитию его социального интеллекта.
- Воспитание должно способствовать овладению общечеловеческими нормами нравственности, формированию внутренней системы нравственных регуляторов поведения.
Идеология программы «Движение к достижениям» опирается на следующие концептуальные положения:
- важно не определить, кем быть ребенку в будущем, а лишь подвести к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению
- успешность учащихся – необходимое условие социализации ребят; психологического благополучия школьников, основа их здоровья.
- активизация личности на самореализации, подкреплённая успехами и достижениями - формирование у ребят наглядного представления о своих возможностях задают позитивные тенденции в развитии личности, формируют готовность их к дальнейшему осознанному выбору в жизни.
Многое в жизни человека зависит от выбранной им профессии. Как выбирают профессии? В основном это случайность: за компанию, по престижу, по настоянию родителей, в погоне за романтикой, из практических соображений. Но редко, когда учитываются индивидуальные способности, таланты, задатки. Современные дети мало знакомы с миром профессий, с тем, что действительно необходимо знать, уметь для конкретной профессии.
Данная программа призвана помочь каждому ребёнку сделать осознанный выбор своей взрослой, профессиональной жизни. А для этого нужно познать себя, познакомиться с миром профессий и сделать выбор и ещё в школе запастись багажом знаний, умений для будущей профессии.
Ежегодно содержание программы корректируется в зависимости от результатов полученных на предыдущих этапах.
Данная программа составлена с учётом нормативно – правовых документов:
- Конституция РФ. 1993г.
- Конвенция ООН «О правах ребёнка». Утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1985 года.
- Закон РФ «Об образовании» от 12 июля 1995 года, №12-ФЗ.
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001г. №1756-р).
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. №197 – ФЗ.
- Должностная инструкция классного руководителя МБОУ Школа № 17.
- Устав МБОУ Школа № 17, г.Саров.
III. Целеполагание
Цель программы: создание условий для развития и социализации личности выпускника III ступени, готового к участию в реальной жизни, к компетентному выбору жизненного пути и продолжению образования.
Задачи:
- помочь ребёнку познать себя, свои способности, таланты, умения;
- познакомить учащихся со спектром профессий; сформировать целостное отношение подростков к профессиям их родителей, тем самым укрепляя связь между поколениями;
- способствовать приобретению ребятами знаний и практических навыков общения, как со сверстниками так и с людьми разных возрастов и профессий;
- мотивировать детей к учёбе и внеклассной деятельности, труду и ЗОЖ через их осознанный выбор будущего направления деятельности.
Программа рассчитана на учащихся 10-11 кл. МБОУ Школа № 17, срок реализации два года.
- Содержание программы
Есть два способа выбора профессий. Один – метод «проб и ошибок», когда ищешь вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдёшь ту единственную профессию, которая будет приносить тебе не только средства к достойному существованию, но и радость от самого процесса работы. На это может уйти большая часть жизни. Да и то, если повезёт. Ведь профессий – десятки тысяч.
Возможен другой путь: изучить прежде самого себя – свои интересы, склонности, особенности мышления, памяти, внимания, свойства нервной системы – словом, всё то, что делает каждого человека единственным и неповторимым. Затем ознакомиться с миром профессий, узнать требования профессии к человеку – и соотнести их со своими особенностями. Только тогда выбор будет точным и осмысленным.
Очень важно, чтобы каждый взрослеющий человек быстро научился ориентироваться в сложном, многообразном мире и речь уже идёт не только о профессиях и выборе жизненного пути, но и об отношениях людей. Все люди строят свои взаимоотношения по-разному: у одних доминируют открытость, т.е. внешние компоненты отношений, у других - напротив, внутренние, скрытые. Развивать и совершенствовать человеческие взаимоотношения можно именно в направлении гармонизации внутренних и внешних компонентов. Человек должен иметь свой взгляд на происходящее события и явления, отстаивать свою точку зрения без негативизма и агрессии.
Предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций является здоровый образ жизни. Актуальность ЗОЖ вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Программа «Движение к достижениям» реализуется по направлениям:
- «Профориентация» (профессиональное самоопределение) – приобретение опыта и освоение установок различных профессиональных сфер; формирование обоснованной мотивации выбора будущей профессии, осознанный выбор вектора жизненного пути.
- «Мы - дружный класс» (профилактика конфликтов) - улучшить коллективные взаимоотношения, поднять группу на более высокий уровень сотрудничества и взаимопонимания.
- «Если хочешь быть здоров» (здоровый образ жизни) - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.
Направление «Профориентация» (профессиональное самоопределение)
Для того чтобы сделать правильный выбор, воспитанник должен глубоко знать себя и иметь хорошее представление о специфике выбираемой специальности.
В пору юности все определенней и отчетливей складывается индивидуальный облик каждого молодого человека, все яснее выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности. Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности на основе имеющихся ресурсов. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной специальностью.
Интерес к будущей профессии – основа развития и стремления к совершенствованию в выбранном направлении. Все профессии можно разделить в зависимости от особенностей предмета труда на пять типов:
- Если главный, ведущий предмет труда - это растения, животные или микроорганизмы, то перед нами тип П ("Человек - природа").
- Если главный, ведущий предмет труда - технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии, то перед нами тип Т ("Человек - техника")
- Если главный, ведущий предмет труда - люди, группы, коллективы, общности людей, то перед нами тип Ч ("Человек - человек")
- Если главный, ведущий предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки, то перед нами тип З ("Человек - знак")
- Если главный, ведущий предмет труда - художественные образы, условия их построения, то перед нами тип Х ("Человек - художественный образ")
Задачи направления:
- Воспитание у детей чувства ответственности, долга перед обществом.
- Формирование положительного отношения к социально – значимым и общечеловеческим ценностям.
- Развивать ключевые компетенции личности (учебной, исследовательской, социально-личностной, коммуникативной, сотрудничества, организаторской деятельности, личностно-адаптивной).
- Мотивировать у детей стремление к осознанному выбору будущей сферы деятельности с учётом полученных знаний о профессиях и своих способностях.
Основные формы работы:
- вечер вопросов и ответов;
- тематические классные часы и встречи с психологом;
- занятия с психологом и специалистами Молодёжного Центра;
- родительское собрание вместе с детьми;
- Акции, КТД, игры.
Направление «Мы - дружный класс» (профилактика конфликтов)
Юношеский возраст - этап формирования самосознания и собственного мировоззрения. Стремление доказать независимость сопровождается типичными поведенческими реакциями: пренебрежительное отношение к советам старших, недоверие к критике, иногда даже открытое противодействие. Толерантность - нравственное качество, определяющее активную нравственную позицию и психологическую готовность к построению конструктивного взаимодействия личности с другими людьми, отличающимися от нее социальной, культурной, конфессиональной принадлежностью, интересами, потребностями, мировоззрением. Нравственная позиция в данном контексте приобретает понимание выработанных в сознании индивида ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения. Таким образом, являясь нравственным качеством, толерантность не возникает на пустом месте и не является врожденным, как и практически любое нравственное качество. Толерантность подвергается развитию, стимулированию (прежде всего самостимулированию) и коррекции, а целью ее формирования является позитивное взаимодействие со всеми субъектами обитания.
Задачи направления:
- Содействовать снижению эмоциональной напряженности в классе.
- Развивать у школьников способность понимать эмоциональное состояние другого человека, умение адекватно высказать свое.
- Формирование толерантности у подростков.
Основные формы работы:
- тематические классные часы и встречи с психологом;
- экскурсии, поездки
- занятия с психологом и специалистами Молодёжного Центра;
- конкурсы, акции, КТД, игры.
Направление «Если хочешь быть здоров» (здоровый образ жизни)
В наше тяжелое время забота о физическом состоянии человека приобретает все большую актуальность. Плохая экология, некачественные продукты питания, в которых содержится одна лишь химия, со временем окажут свое действие на здоровье человека. Именно поэтому, необходимо рано приучать детей к здоровому образу жизни, прямо со школьной скамьи. Почему в это время? Как раз в школьные годы, начинает формироваться образ жизни, который потом в дальнейшем изменить будет крайне трудно. Здоровый образ жизни школьника – это основа не только крепкого здоровья, но и его умственной активности, и хорошего самочувствия. Что же представляет собой, этот здоровый образ жизни? А представляет он следующее – правильное питание, соблюдение режима дня, физическую активность, отказ от вредных привычек. Все это – критерии здорового образа жизни, соблюдая которые, наши воспитанники сохранят свое здоровье на долгие годы.
Задачи направления:
- Развитие духовных и физических возможностей личности школьника.
- Формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни.
Основные формы работы:
- Тематические классные часы.
- Режим дня. Культура питания.
- Посещение спортивных кружков, секций.
- Физкультминутки
- Дни здоровья.
- Посещение городского катка
Теоретические сведения на всех этапах программы даются с учетом возрастных особенностей непосредственно в процессе деятельности: при организации, подготовке и проведении КТД, деловых и интеллектуальных игр, встреч с интересными людьми, экскурсий и т.д.
Схема механизма включения ребёнка в программу «Движение к достижениям»
ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА | ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА | ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК | ЧЕЛОВЕК – ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА | ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕН-НЫЙ ОБРАЗ |
VIII. Ожидаемые результаты
- Способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решение.
- У каждого ребёнка повысится творческая активность, возникнет потребность в проявлении активной жизненной позиции.
- Сформированность у подростков знаний и практических навыков общения, как со сверстниками так и с людьми разных возрастов и профессий.
- Ребята будут иметь достаточно информации о разных специальностях, владеть социальными нормами и ценностями, которые позволят им успешно функционировать в обществе в скором времени.
- Осознание детьми своей социальной, гражданской ответственности перед обществом.
- Движение подростков по индивидуальной траектории развития и обучения на основе профессионального самоопределения.
- Ребята определят для себя основные сферы деятельности, в которых каждый учащийся сможет успешно реализовать себя в будущем (исходя из анализа личных качеств, умений, знаний, предрасположенности к проф.компетенциям и т.п.)
- Критерии оценки эффективности реализации Программы.
№ | Критерии | Мониторинг оценки |
1 | Соответствие деятельности субъектов (педагогов и детей) целям и задачам программы. | Анализ соответствия деятельности педагога и детей целям и задачам программы. |
3 | Выявление мотивов участия школьников во внеурочной деятельности. | Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (методика Л.В.Байбородовой) |
4 | Активность и добровольность включения детей в работу | Цветограмма «Акт добровольцев» |
5 | Формирование у учащихся творческой активности. | Методика диагностики творческой активности учащихся (методика М.И.Рожкова) |
6 | Изучение психологической атмосферы коллектива класса | Методика «Психологическая атмосфера в коллективе» (методика Л.Г.Жегуновой) |
7 | Материально-техническое оснащение необходимое для осуществления программы. | Качественный и количественный анализ материально-технического оснащения. |
8 | Выявление уровня развития первичных детских коллективов | Методика «Какой у нас коллектив?» А.Н.Лутошкин |
9 | Выявление направленности личности детей | Методика «Ситуация выбора» Л.В.Байбородова |
10 | Анализ изменений сформированности у детей творческой активности | Методика диагностики уровня творческой активности детей М.И.Рожков, Ю.С.Тюнников, Б.С.Алишев. |
11 | Изучение уровня нравственного развития личности детей и духовно-нравственной атмосферы в коллективе. | Игра «Магазин» О.В.Соловьев |
12 | Определения изменения, происшедшее в личности ребенка в течение года. | Методика «Репка», разработана кафедры общей педагогики РГПУ им.А.И.Герцена |
Карта контактов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результативность освоения обучающимися образовательных программ и динамика их достижений
С целью выяснения вопроса о результативности использования современных образовательных технологий в учебной деятельности, проведён анализ результатов освоения обучающимися образовательных программ по ...

Конкурс "Самый классный классный" ПРОГРАММА воспитательной работы "Миром правит доброта", ПЛАНЫ воспитательной работы
Программа и планы воспитательной работы...

Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса
Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. PISA. «Естественнонаучная грамотность».
Подготовка учащихся к ПИЗе...

Программа воспитательной работы классного руководителя (5-9 классы) «Лестница достижений»
Концепция программы С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуем...

Реализация инвариантных модулей программы воспитания как средство достижения результатов освоения ООП
Воспитательная программа является обязательной частью основной образовательной программы МБОУ «Новокарьгинская СОШ» и призвана помочь всем участникам образовательного процесса реализовать ...