Духовно-нравственное воспитание
статья

Лукина Наталья Васильевна

У значительной части подрастающего поколения искажены либо вовсе отсутствуют основные представления о духовно - нравственных ценностях, отсутствуют положительные идеалы, ухудшается физическое развитие молодого поколения, не смотря на наличие многочисленных программ, направленных на его улучшение. Угнетающее воздействие на духовно-нравственное состояние личности оказывает наличие огромного количества негативного контента в интернете и СМИ (жесткости, агрессии, порнографии, экстремизма). Как следствие у подрастающего поколения отсутствует культура поведения и речи. Анализируя состояние духовно-нравственного воспитания подростков в нашей стране сегодня можно сделать выводы о том, что духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения как педагогическая проблема по-прежнему остается в числе наиболее актуальных. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лукина Наталья Васильевна

Курская обл, Большесолдатский р-он,

МКОУ «Большесолдатская средняя

общеобразовательная школа»

преподаватель английского языка

Духовно-нравственное воспитание

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, подросток, идеал, подрастающее поколение, ценности.

Великий Белинский сказал: «Создает человека природа, а образует его общество». Человек – социальное существо, неотъемлемая часть окружающего мира. Люди могут существовать только в обществе. Д. М. Кейджа утверждает: «Мы нуждаемся в общении больше, чем в чем-либо другом». Несомненно, общество влияет на человека. Оно формулирует взгляды и мышление личности. Может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на нас. В дурном обществе человек приобретает такие качества как лживость, безответственность, подлость. В хорошем же он поддается воспитанности, доброте.

Тема духовно-нравственного воспитания молодежи всегда актуальна в обществе. Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться. Настоящие духовные ценности подмениваются ложными.

Анализируя состояние духовно-нравственного воспитания подростков в нашей стране сегодня можно сделать выводы о том, что духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения как педагогическая проблема по-прежнему остается в числе наиболее актуальных. У значительной части подрастающего поколения искажены либо вовсе отсутствуют основные представления о духовно - нравственных ценностях, отсутствуют положительные идеалы, ухудшается физическое развитие молодого поколения, не смотря на наличие многочисленных программ, направленных на его улучшение. Угнетающее воздействие на духовно-нравственное состояние личности оказывает наличие огромного количества негативного контента в интернете и СМИ (жесткости, агрессии, порнографии, экстремизма). Как следствие у подрастающего поколения отсутствует культура поведения и речи, процветает табакокурение, развивается наркомания, ранние половые контакты.

Все осознают факт сильного влияния экранных искусств на формирование личности, поскольку эти искусства (кино, ТВ, видео) обладают большой силой эмоционального воздействия. [6] На какой идеал ориентироваться сегодняшним подросткам? Какую читать литературу? Какие смотреть фильмы? Кто является сегодня героем нашего времени, идеалом, кумиром, которому подражают, на которого ориентируются сегодняшние дети и подростки? Это герои боевиков, идущие к своей цели, сметая все на своем пути, оставляя после себя руины и море крови. Это персонажи компьютерных игр, которые лишают детей и подростков ощущения реальности, приучая жить в виртуальном, выдуманном мире. Родителям и педагогам необходимо призывать на помощь литературу, фильмы духовно-нравственной направленности, использовать тематические экскурсии, уроки краеведения, классные часы и беседы. Наша цель – дать детям образец поведения, рассмотреть последствия поступков героя для него самого и для его души, а потом сравнить действия ребёнка с образцом.

Концепция духовно-нравственного воспитания, разработанная для школьников России, гласит, что нужно стремиться стать высокоморальным, творческим, профессионально компетентным гражданином России, который воспринимает судьбу страны как собственную, осознает ответственность за государство, воспитанный в традициях Российской федерации. [3]

Попробуем определить задачи духовно-нравственного воспитания:

1. Воспитание ума – это значит учить: различать добро и зло, видеть возможные варианты решения проблемы, стоящей перед человеком, предвидеть результаты своего выбора, понимать связь между поведением человека и его последствиями для самого человека, других людей и судеб его потомков. [5]

2. Воспитание таких чувств, как: любовь к людям и окружающему миру, совестливость, порядочность и самоотверженность, умение прощать, сопереживать, сочувствовать, патриотизм. [5]

3. Воспитание воли начинается с послушания. Сюда входят: уважение и почитание родителей, смирение и терпение, стойкость против зависти, уныния, соблазнов, мужество. [5]

Первоисточником духовной традиции в религиозном значении является Бог, а в светском – морально-нравственный опыт предшествующих поколений, культура народа.

Приобщение младших подростков к традиционным нравственным идеалам, формирование представлений о традиционных российских религиях, их истории, современном состоянии следует начать с формирования нравственных категорий. [5]

Основываясь на вышесказанном, можно определить основные духовные ценности подрастающего поколения:

- ценность семьи;

- стремление к миру во всем мире;

- патриотизм;

- честь;

- милосердие;

- справедливость;

- гражданственность;

- толерантность;

- вера;

-духовность;

- искусство.

На эти базовые ценности необходимо ориентироваться, воспитывая детей не только школьного, но и дошкольного возраста. Необходимо помнить, что только с помощью кооперации семьи, школы, дошкольных учреждений, учреждений, организующих дополнительное образование детей и подростков, спортивных секций и т.д. можно воспитать высоко морального, духовно-нравственного гражданина. Нельзя запираться и открещиваться от правильного воспитания детей, ибо наше будущее поколение без такого воспитания будет вести общество к самоуничтожению.


Библиографический список

1. www.jornal.preemstvennost.ru

2. www.nsportal.ru

3. www.portal-slovo.ru

4. www.ria.ru

5. www.web.snauka.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"

Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования

Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...