Системно - деятельностный подход на уроках изобразительного искусства как основа реализации ФГОС
статья по изобразительному искусству (изо) на тему
Введение системы ФГОС в обучающий процесс, позволило по иному взглянуть на возможности организации познавательной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с учетом их индивидуальных потребностей и заставило меня задуматься, что же необходимо предпринять в новых условиях и как преобразовать процесс обучения детей на уроке изобразительного искусства для полноценного формирования и развития личности ученика. Как научить детей самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. В связи с этим у меня возникла необходимость в новых подходах к преподаванию ИЗО в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno-deyatelnostnyy_podhod_na_urokah_izo.docx | 33.75 КБ |
Предварительный просмотр:
«Системно - деятельностный подход на уроках изобразительного искусства
как основа реализации ФГОС» (автор Суярова С.В.)
- АКТУАЛЬНОСТЬ
Введение системы ФГОС в обучающий процесс, позволило по иному взглянуть на возможности организации познавательной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с учетом их индивидуальных потребностей и заставило меня задуматься, что же необходимо предпринять в новых условиях и как преобразовать процесс обучения детей на уроке изобразительного искусства для полноценного формирования и развития личности ученика. Как научить детей самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. В связи с этим у меня возникла необходимость в новых подходах к преподаванию ИЗО в школе.
Анализируя достижения теории и практики, учитывая свой собственный опыт, достижение этой цели вижу возможным через использование системно - деятельного подхода к организации процесса обучения, который заложен в новые стандарты и предполагает развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства, действия, ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта.
2.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УСЛОВИЙ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.
® В процессе работы с детьми я столкнулась с некоторыми трудностями, которые необходимо решить в педагогической деятельности:
® У некоторых учеников средних классов не развиты творческие способности, фантазия, воображение, навыки практического решения творческих задач, некоторые с трудом выполняют задания даже по образцу.
® У других детей проявляется отсутствие веры в себя. Они отказываются выполнять творческие задания, потому что «не могут», у них «не получится», они не могут ощутить радости творчества.
® У некоторых учащихся наблюдается неудовлетворенность результатами своих усилий и как следствие потеря интереса и мотивации к изобразительной деятельности.
® У многих детей не развиты коммуникативные способности, они не могут сотрудничать, взаимодействовать, договариваться.
® У некоторых нежелательное отношение к предмету. От некоторых детей можно услышать вопрос - А зачем мне это надо? Я все равно не буду художником. И это мнение не только детей, но их родителей.
® Отсюда следует проблема, как организовать процесс формирования и развитие личности школьника в рамках системно - деятельностного подхода.
® Для решения проблемы мною был разработан проект:
® Системно - деятельностный подход как средство формирования художественно - эстетической культуры школьников на уроках ИЗО.
® Цель работы: Создание условий для формирования художественно - эстетической культуры школьников на уроках ИЗО.
ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:
® развитие творческих способностей, расширение диапазона воображения, фантазии, восприятия, пространственного мышления;
® обучение изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности навыков практического решения творческих задач;
® развитие коммуникативной компетентности школьников через использование коллективных средств обучения и обучения в сотрудничестве;
® создание условий для творческой самореализации учащихся через организацию проектно-исследовательской деятельности и индивидуальной работы по подготовке к конкурсам и выставкам; развитие общекультурной компетентности школьников через приобщение к наследию отечественного и мирового искусства.
Основными идеями, обеспечивающими достижение поставленной цели, считаю:
® Идею совершенствования методики преподавания на основе системно - деятельностного подхода (внедрение новых способов, оценивание учебных достижений).
® Идею личностного подхода к ученику (уважение к ребенку, вера в его творческие силы, отвергая принуждение).
® Идею создания информационной среды (информация для родителей о личностном росте ребенка, достижениях учащихся).
® Идею создания ситуации успеха.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
В своей педагогической деятельности опираюсь на принципы системно-деятельностного подхода:
® принцип деятельности - обеспечивает включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность;
® принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
® принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире и о самом себе.
® принцип минимакса - обеспечивает для каждого ребёнка адекватную нагрузку и возможность успешного освоения учебного содержания по своей индивидуальной образовательной траектории;
® принцип психологической комфортности – создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
® принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
® принцип творчества - ориентирован на формирование у учащихся интереса к обучению, создание для каждого из них условий для самореализации в учебной деятельности.
Свою педагогическую деятельность строю на:
® Идеи личностно-ориентированного подхода И.С.Якиманской, Б.М.Неменского. Цель данного обучения: Максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъективный) опыт ребенка. Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.
4. ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
® Искусство обладает огромной силой, которая воздействует на человека. Им можно учить думать и размышлять, оценивать поступки, творить, воспитывать и вдохновлять.
® Для развития и совершенствования творческих способностей учащихся в работе я использую нетрадиционные техники изображения: набрызг, кляксография, отпечатки природных материалов, восковые мелки+акварель, оттиск смятой бумагой, монотипия, что выводит ребенка за привычные рамки рисования, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает избавиться от комплекса «я не умею». Дает реальную возможность развить у детей абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
® Освоение различных художественных материалов (гуашь, пастель, восковые мелки, гелевые ручки, цветные карандаши, уголь, тушь, акварель), позволяет детям ярче выразить в рисунке свои чувства, мысли, переживания, эмоции, настроение, поверить в себя и ощутить радость творчества
® Особую роль отвожу работе с бумагой в различной технике: аппликация, вырезание, мозаика, квиллинг, рваная аппликация, коллаж и др., что развивает точность движения рук, глазомер, чувство формы и ритма, изобретательность
® Для повышения интереса и положительной мотивации к познанию основ изобразительного искусства, использую нетрадиционные формы ведения урока: урок - экскурсия, урок – путешествие, урок - игра, урок - презентация, урок - викторина. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление и развиваются личностные качества, оценка роли знаний их применение на практике
® Свой урок стремлюсь сделать для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Стараюсь создать атмосферу увлеченности при помощи живого слова, ярких диалогов, проблемных ситуаций, музыки, зрительных образов, поэтического слова и использования информационно - коммуникационные технологий, которые позволяют открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства, формируют личностную, социальную, интеллектуальную компетенции учащихся.
® Для развития коммуникативной компетентности школьников и навыков продуктивного сотрудничества использую коллективную деятельность школьников. Дети выполняют работы на темы: «Городской пейзаж», «Морской пейзаж», «Русский народный праздник» и др. Успех способствует проявлению положительных взаимоотношений со сверстниками, развивает умение сотрудничать, договариваться, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою позицию, понимать и ценить творчество других.
® Для расширения навыков общения применяю игровые технологии. На уроке использую такие формы работы как: игры - путешествия; игры-соревнования; игры - загадки; интеллектуальные турниры, композиционные игры, деловые игры, которые предполагают роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др. В результате игры формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, ответственность.
® Для творческой самореализации учащихся организую проектную деятельность. Одной из любимых форм работы является проектно - исследовательская деятельность. Проект для ученика – возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, возможность проявить свои способности, приложить знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат, при этом углубляются знания по ИЗО, краеведению расширяется кругозор и общая культура.
® Развития общекультурной компетентности школьников осуществляется через приобщение к культурному наследию народа средствами декоративно-прикладного искусства. ДПИ, решает широкий круг задач, как познавательных (познакомить с промыслами, их технологией, особенностями декора, мастерами), так и воспитательных (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к культуре своего народа)
5. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
® Вера в ребёнка, доверие к нему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению приводят ребёнка к хорошим результатам. Показателем результативности моей педагогической деятельности служит высокий уровень мотивации у учащихся к уроку изобразительного искусства, их способность понять общечеловеческие ценности, выраженные в художественных произведениях, уровень художественной грамотности, степень эмоционального восприятия, желание реализовать свои потенциальные творческие способности в учебной деятельности.
® Мои ученики являются активными участниками, призерами и победителями конкурсов и фестивалей изобразительного искусства разного уровня: городских, областных, международных.
«ЕСЛИ МЫ БУДЕМ УЧИТЬ СЕГОДНЯ ТАК, КАК МЫ УЧИЛИ ВЧЕРА, МЫ УКРАДЕМ У ДЕТЕЙ ЗАВТРА» ДЖОН ДЬЮН
® Как говорила Е.И.Рерих « Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперед вместе с вечным движением жизни».
® Обучая детей, я учусь сама, и процесс этот бесконечен. На каждом уроке и я, и дети открываем мир искусства: дети – себя в этом мире, я - в восприятии детей. Впереди у нас работа и творчество…
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Характеристика деятельности обучающихся
на уроках изобразительного искусства
№ | Характеристика деятельности обучающихся | Виды УУД: познавательные (П), личностные (Л), коммуникативные (К), регулятивные (Р) |
воспринимать произведения искусства; | анализ, синтез, сравнение (П), личностное переживание (Л) | |
выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства (устно/письменно); | выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р) | |
участвовать в обсуждении; | планирование способов взаимодействия (К), выражение своих мыслей (К), формулирование и аргументация своего мнения (К) | |
понимать условность художественного образа; | анализ, синтез, сравнение (П) | |
понимать общее и особенное в произведениях искусства и фотографиях; | анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П) | |
выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла; | выбор наиболее эффективных способов решения задач (П) | |
овладеть основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикланого искусства, художественного конструирования; | моделирование и преобразование объекта (П) | |
создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; | самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) | |
наблюдать природу, различные её состояния в разное время суток; | поиск и выделение необходимой информации (П) | |
использовать элементарные правила перспективы для изображения природы, пейзажа, сюжетных сцен; | выполнение действий по алгоритму (П), использование знаково-символических средств (П) | |
использовать контраст, композиционный центр, выделять главное; | использование знаково-символических средств (П) | |
изображать растения, животных, человека, сказочных и фантастических существ, | самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) | |
использовать различные средства живописи, основные и составные, теплые и холодные цвета; | использование знаково-символических средств (П) | |
овладеть на практике основами цветоведения; | выполнение действий по алгоритму (П) | |
передавать внешний облик человека, изображать портреты персонажей сказок, мифов… | самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) | |
понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром; | выбор наиболее эффективных способов решения задач (П) | |
овладеть приемами работы различными графическими материалами; | выбор наиболее эффективных способов решения задач (П) | |
изображать графическими средствами реальные и фантастические образы; | использование знаково-символических средств (П), моделирование и преобразование объекта (П) | |
создавать средствами компьютерной графики образы природы, человека, животного (в программе Paint); | использование знаково-символических средств (П), моделирование и преобразование объекта (П) | |
наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать и изображать предметы различной формы; | анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П) | |
использовать декоративные элементы, узоры для украшения реальных и фантастических образов; | самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) | |
понимать смысл знаков и символов декоративно-прикладного искусства; | извлечение необходимой информации (П) | |
моделировать с помощью трансформации природных форм; использовать стилизацию природных форм для создания орнамента; | моделирование и преобразование объекта (П), самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) | |
изображать в объеме выразительные образы человека; | самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) | |
понимать роль изобразительных искусств в жизни человека, роль художника в театре; | нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р) | |
давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам быта, архитектурным постройкам в природе и жизни человека; | выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р) | |
создавать графическими и живописными средствами композицию пейзажа и постройки; | самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) | |
видеть и понимать многообразие видов и жанров в искусстве, группировать и соотносить их по характеру; | анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П) | |
конструирование предметов быта, зданий, транспорта, посуды, одежды, садово-паркового искусства, зоопарка, детской площадки; | самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) | |
моделировать маску, костюм, макеты; | самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) | |
узнавать характерные черты ярких культур мира (Др. Греция, Япония, Индия, средневековая Европа); | нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р) | |
осознавать героизм и нравственность подвига защитников Отечества; | нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р), построение логической цепи рассуждений (П) | |
различать произведения народных промыслов России и художественных ремесел; | анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П) | |
создавать эскизы и модели игрушек; | самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) | |
называть ведущие художественные музеи России и региона | выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ОО
Сегодня в нашей стране происходят большие изменения, не прошли они стороной и от системы образования. В настоящее время в школах реализуются Федеральные государственные стандарты второго п...
«Системно - деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС».
МКОУ «Уланэргинская СОШ»...
Системно - деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС
Системно - деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС...
МО учителей музыки тема: "Системно- деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС"
В данном материале представлен системно- деятельностный подход и опыт работы использования проектной деятельности на уроках музыки....
Системно-деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС (описание опыта работы)
Описание опыта работы учителя музыки. Раскрывает формы и методы работы с учащимися с учётом системно-деятельностного подхода....
Системно-деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС (Презентация опыта работы)
Презентация опыта работы учителя музыки подготовлена к районному этапу Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2017"....
Инновационные формы реализации системно-деятельностного подхода на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО
Здесь речь пойдет о новых формах работы с обучающимися. Количество посещений данной страницы: ...