План конспект урока "Православные праздники"
план-конспект урока (10 класс)

Разработка урока по дисциплине "Православная культура" на тему "Православные праздники (Богородичные)" для студентов 1 курса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

ООО «ИНФОУРОК»

План-конспект  урока

по Православной культуре 

в группе 3 эрсхт ОГАПОУ «Алексеевский агротехнический техникум»

на тему «Православные праздники (Богородичные)»

Разработал: Маняхина Елена Юрьевна

                                   ФИО

слушатель курсов профессиональной переподготовки  «Основы православной культуры: теория и методика преподавания в образовательной организации»

Проверил: Козьменко Светлана Владимировна

                                   ФИО руководителя стажировки

Алексеевка, 2020

Тема урока: Православные праздники (Богородичные)

Дата проведения: 16 октября

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: познакомить обучающихся с православными праздниками, историей их возникновения.

Задачи:

Обучающая: расширять кругозор обучающихся о православных праздниках, углублять знания об истории их возникновения.

Развивающая: развивать интерес к духовной культуре, образное мышление и любознательность, обогащать словарный запас, совершенствовать умение обобщать и систематизировать материал.

Воспитательная: формировать нравственные, эстетические и духовные качества личности, воспитывать бережное и уважительное отношение к культурным традициям нашей страны.

Планируемые образовательные  результаты: обучающиеся должны иметь представление о православных праздниках, научиться делиться своими мыслями, отстаивать личную позицию.

Основные термины, понятия: Праздники, двунадесятые праздники, Пресвятая Богородица, Введение во храм, Благовещение, Успение

Оборудование: компьютер, проектор, доска, презентация, раздаточный материал.

План урока

1.  Организационный момент – 2 мин.

2. Актуализация знаний – 3 мин.

3. Постановка учебной задачи, создание проблемной ситуации – 4 мин.

4. Изучение нового материала – 23 мин:

- слово преподавателя о праздниках – 10 мин;

- сообщение студента о празднике «Рождество Пресвятой Богородицы» - 3 мин;

- сообщение студента о празднике «Введение во храм Пресвятой Богородицы» - 3 мин;

- слово преподавателя о празднике «Благовещение Пресвятой Богородицы» - 4 мин;

- сообщение студента о празднике «Успение Пресвятой Богородицы» - 3 мин.

5. Первичное закрепление материала – 8 мин.

6. Подведение итогов урока, рефлексия, домашнее задание – 5 мин

Ход урока 

Этап урока/Деятельность преподавателя

Содержание урока

Деятельность обучающихся

1. Орг.момент.

Приветствие преподавателя. Проверка готовности к уроку.

Обучающиеся проверяют готовность к уроку.

2. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос:

Что такое праздник? Зачем людям нужны праздники? Какие ассоциации у вас возникают при слове праздник?

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

3. Постановка учебной задачи, создание проблемной ситуации.

Тема нашего урока: Православные праздники (Богородичные)

- Определите цель нашего урока. Какие задачи мы должны будем решить?

Формулируют цель, определяют учебные задачи.

4. Изучение нового материала.

Если обратиться к определению понятия в словаре, то мы видим, что:

Праздник – это:

  1. День торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь.
  2. Выходной, нерабочий день.
  3. День радости и торжества по поводу чего-нибудь.
  4. День игр, развлечений.

А теперь давайте посмотрим на определение «праздник» в православной культуре:

Праздники – дни, посвященные торжественному церковному православию самых важных событий или чествованию наиболее чтимых православных святых.

Некоторые праздники с течением времени теряют свой смысл и актуальность, а с другими связана личная судьба каждого отдельного человека.

В песнопениях великих праздников Церкви часто встречается удивительное слово – днесь, т.е. сегодня. Церковные праздники – не просто воспоминания, а продолжающееся взаимодействие Бога с людьми. Каждый, кто ощутил вкус церковных праздников, кому посчастливилось стать их участником, знает, что радость от них – совершенная, особенная, настоящая.

Чтобы получить от праздника радость и пользу, надо понимать его смысл. Мало получить знания об обычаях, поучаствовать в обрядах – вдохнуть запах Троицкой березки или выстоять огромную очередь за крещенской водой, покрасить яйца на Пасху. Нужно понять, почему храм украшается на Троицу зеленью и что в нем происходит в этот день, почему именно на Крещение светится вода и что это такое – освящение воды.

Все церковные праздники делятся на 3 разряда:

1 разряд: Пасха – Празднуется Воскресение Иисуса Христа.

2 разряд: 12 праздников, известные под именем двунадесятых, т.е. самые важные праздники в Православной Церкви (после Пасхи). Двунадесятые праздники именуются Господскими (в честь Господа Иисуса Христа) либо Богородичными (посвященными Божией Матери). Двунадесять – означает 2 и еще 10. Значит, таких событий в жизни Христа и Матери Божией было 12.Праздники, связанные с жизнью Христа можно разделить на праздники до Воскресения Христа и после.

3 разряд: 5 великих праздников.

Есть праздники, которые празднуются по строгим датам – это непроходящие (неподвижные) праздники.

Есть праздники, которые празднуются, например, от природных явлений – это переходящие (подвижные) праздники. Например, Пасха празднуется ежегодно после полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия, в воскресенье и обязательно после еврейской пасхи. Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве обычного календаря вместе с ней.

Сегодня мы с вами разберем праздники, посвященные жизни Пресвятой Богородицы:

1. «Рождество Пресвятой Богородицы» 

2. Введение во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря.

3. Благовещение Пресвятой Богородицы.

Ангел Гавриил послан был от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостною вестью, что Господь избрал Её быть Матерью Спасителя мира.

Ангел явился в дом праведного Иосифа,когда Мария читала Священное Писание, и подарив Ей белую лилию, сказал: «Радуйся, благодатная! (то есть исполненная благодати Божией- даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами» (Лк.1:28). Мария смутилась от слов Ангела и думала: что значит это приветствие? Ангел же продолжал говорить Ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик назовется Сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца (Лк. 1:30-33).

Мария в недоумении спросила Ангела « Как это будет, когда я мужа не знаю?» (Лк.1:34).

Ангел ответил Ей, что всё это совершится силою всемогущего Бога: « Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; потому и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».

Тогда Мария смиренно сказала: «Я раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38).

И Архангел Гавриил отошел от Неё.

Слово «Благовещение» означает «добрая, радостная, весть». Весть о то, что началось освобождение человеческого рода от греха и вечной смерти.

4. Успение Пресвятой Богородицы.

Отвечают на вопрос.

Сообщение обучающегося: В галилейском городе Назарете жил потомок царя Давида Иоаким с женой своею Анною.

Оба они были люди благочестивые и были известны больше не своим царским происхождением, а смирением и милосердием. Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу и людям. Они дожили до глубокой старости. А детей не имели. Это очень огорчало их. Но несмотря на свою старость, супруги не переставали просить у Бога послать им дитя. Они дали обет (обещание): если у них родится младенец, то посвятят его на служение Богу.

В то время каждый еврей надеялся через свое потомство быть участником в царстве Мессии, то есть Христа Спасителя. Поэтому каждый еврей, не имевший детей, был в презрении у других, так как это считалось великим наказанием Божиим за грехи. Особенно тяжело было Иоакиму как потомку царя Давида, потому что в его роде должен был родиться Христос.

За терпение, великую веру и любовь к Богу и друг другу Господь послал Иоакиму и Анне великую радость. На закате жизни у них родилась Дочь. По указанию Ангела Божия Ей было дано имя Мария, что значит по-еврейски «Госпожа». Рождение Марии принесло радость не только Её родителям, но и всем людям, потому что Она была предназначена Богом стать Матерью Сына Божия, Спасителя мира.

Сообщение обучающегося: Когда Деве Марии исполнилось 3 года, благочестивые родители Её приготовились исполнить свой обет. Они созвали в Назарет родственников, пригласили сверстниц своей Дочери, одели Её в лучшие одежды и с пением духовных песен повели Её в Иерусалимский храм для посвящения Богу.Все шли с зажженными свечами в руках. Навстречу им вышли с пением из храма священники во главе с первосвященником Захарией. Иоаким и Анна с благоговейными молитвами поставили Марию на 1-ю ступень лестницы, которая имела 15 больших ступеней по числу псалмов, которые священники пели при входе в храм. И трехлетняя Девочка Сама взошла по высоким ступеням. Там первосвященник встретил и благословил Её.А затем, по внушению Духа Святого, он ввел Её во Святая Святых, Это было самое священное место в храме. Туда никто не имел права входить, кроме его самого, да и то лишь 1раз в год. Дух Святой внушил первосвященнику, что Мария, избранная Отроковица, достойна входить в самое священное место. Она предназначена Богом стать Матерью Сына Божия, Который откроет людям вход в Царство Небесное.

Праведные Иоаким и Анна, исполнив свой обет, возвратились домой, а Мария осталась жить при храме. Там Она вместе с другими девицами обучалась Закону Божию и рукоделию, много молилась, читала Священное Писание и строго соблюдала пост.

При храме Божием Пресвятая Мария жила около 11 лет и выросла глубоко благочестивою, во всём покорная Богу, необычайно скромною и трудолюбивою.

Пресвятая Дева Мария решила посвятить всю Свою жизнь одному только Богу.Для этого Она дала обет никогда не выходить замуж, то есть навсегда остаться Девою.

Дух Божий и Святые Ангелы охраняли Божественную Отроковицу.

 Сообщение обучающегося: После Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо Матерь Божия прожила на земле ещё несколько лет. Апостол Иоанн Богослов с великой любовью заботился о Ней, как родной сын. Пресвятая Богородица стала для всех учеников Христовых общей Матерью.

Однажды Дева Мария молилась на Елеонской горе, явился Ей Архангел Гавриил и сказал, что через 3 дня окончится Её земная жизнь и Господь возьмет Её к Себе. Ангел дал Ей райскую ветвь от финикового дерева.

Матерь Божия стала готовиться к кончине. По Её просьбе в Иерусалим собрались все апостолы, кроме Фомы. Когда это случилось, необыкновенный свет озарил комнату, где находилась Божия Матерь. Сам Господь Иисус Христос явился и принял Её тело в Гефсиманском саду, в той же пещере, где покоились останки Её благочестивых родителей.

Через 3 дня прибыл Апостол Фома. Он очень опечалился, что не успел попрощаться с Божией Матерью, и пожелал поклониться телу Её. Апостолы решили отвалить камень от могильной пещеры, но тела Пресвятой Богородицы в ней не нашли. Ученики Христовы недоумевали, что случилось: ведь они все эти 3 дня неотлучно пребывали у пещеры. Вернувшись домой, они стали молиться, чтобы Господь открыл им, что стало с телом Пресвятой Богородицы. Во время молитвы они услышали ангельское пение. Посмотрев наверх, Апостолы увидели в воздухе Божию Матерь, окруженную Ангелами в лучезарном сиянии.

Матерь Божия сказала им: « Радуйтесь! Я буду всегда вашей молитвенницей перед Богом». В ответ Апостолы воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» Так Господь прославил Свою Пресвятую Матерь, взял к Себе и поставил Её выше всех Ангелов Своих. Праздник потому и называется Успением (засыпанием), что Божия Матерь умерла тихо, как бы уснула, а через 3 дня была воскрешена (дана новая жизнь) Господом и вознесена на Небо.

5. Первичное закрепление знаний.

-Ребята, а сейчас я раздам вам листочки, а вы должны ответить на вопросы из истории жизни Пресвятой Богородицы, с которыми мы сегодня познакомились.

Вопросы:

1.Как звали Родителей Пресвятой Богородицы? (Иоаким и Анна)

2.В каком городе родилась Матерь Божия? (в г. Назарет)

3. Что означает имя «Мария»? (по-еврейски «Госпожа»)

4. Когда отмечается Рождество Богородицы? (21 сентября)

5. Сколько лет прожила Пресвятая Богородица в храме? (11 лет)

6. Какой праздник православная церковь отмечает 4 декабря? (Введение во храм Пресвятой Богородицы)

7. Какую весть Ангел Гавриил сообщил Деве Марии? (что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира)

8. Что Архангел Гавриил подарил Божией Матери? (белую лилию)

9. Что означает слово «Благовещение»? («добрая, радостная весть»)

10. Когда отмечается Благовещение? (7 апреля)

11. Кто после Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо о Деве Марии заботился? (Апостол Иоанн Богослов)

12. Кто сообщил Богородице об окончании Ее земной жизни?  (Архангел Гавриил)

13. Что Архангел Гавриил подарил Богородице? (Ветвь финикового дерева)

14. Где погребли тело Божией Матери ? (в пещере в Гефсиманском саду)

15. Что означает Успение? (Божия Матерь умерла тихо, как бы уснула, а через 3 дня была воскрешена (дана новая жизнь) Господом и вознесена на Небо.)

Обучающиеся письменно отвечают.

6. Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание.

Сегодня на уроке мы узнали о истории православных праздников, их особенностях.

И сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке фразеологизмом. Выберите фразеологизм или пословицу, которые характеризуют вашу работу:

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

Домашнее задание: выучить названия Богородичных праздников и даты их празднований.

Обучающиеся выбирают фразеологизм и оценивают свою работу.

Самоанализ урока

Данный  урок  по дисциплине «Православная культура» является уроком №2 в системе уроков по разделу «Святость земли русской» Тема урока: Православные праздники (Богородичные).

Цель урока – познакомить обучающихся с православными праздниками, историей их возникновения.

Задачи:

образовательные: расширять кругозор обучающихся о православных праздниках, углублять знания об истории их возникновения. 

воспитательные: формировать нравственные, эстетические и духовные качества личности, воспитывать бережное и уважительное отношение к культурным традициям нашей страны.

 развивающие: развивать интерес к духовной культуре, образное мышление и любознательность, обогащать словарный запас, совершенствовать умение обобщать и систематизировать материал.

В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты:. обучающиеся должны иметь представление о православных праздниках, научиться делиться своими мыслями, отстаивать личную позицию.

В уроке я отразила универсальные учебные действия. Цель урока привязана к задачам и «планируемым результатам»

Это урок – изучения нового материала. 

Он включал в себя 6 этапов.

При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС: информационные технологии и использовала их на этапе изучения нового материала.

При планировании данного урока я учла возрастные особенности обучающихся и  реальные возможности студентов группы.

II Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.

Личностные: Самоопределение.

Познавательные: Подведение под понятие.

Коммуникативные: Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

Регулятивные: Планирование.

Метод: словесный

III Актуализация знаний.

Личностные: Самоопределение.

Познавательные: Подведение под понятие, выведение следствий.

Коммуникативные: Сотрудничество в поиске информации.

Регулятивные: Контроль.

Методы: словесный, проблемный, наглядный.

Форма контроля: фронтальная.

V Первичное усвоение новых знаний.

Личностные: Самоопределение.

Познавательные: Моделирование. Выбор оснований и критериев для классификации.

Коммуникативные: Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные: Контроль.

Методы: словесный, практический

Форма контроля: фронтальная

V Первичное закрепление.

Личностные: Самоопределение.

Познавательные: Построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные: Постановка вопросов.

Регулятивные: Контроль, коррекция, оценка, взаимоконтроль.

Метод: словесный

Форма контроля: фронтальная

Было предложено задание, где нужно было письменно ответить на вопросы. VI Информация о домашнем задании.

Личностные: Самоопределение.

Познавательные: Выбор оснований и критериев.

Коммуникативные: Умение выражать свои мысли.

Регулятивные: Планирование.

Метод: словесный

Рефлексия.

Личностные: Самоопределение.

Познавательные: Построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: Умение с точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: Самооценка.

Метод: словесный

Учащиеся адекватно оценили достигнутые результаты.

Все этапы урока логически взаимосвязаны между собой. Каждый этап рационально и чётко спланирован. Весь урок направлен на выполнение цели, этому способствовала единая тематическая направленность. Продолжительность каждого этапа урока полностью соответствовала временным рамкам.

Материал урока доступный, логичный. Плотность урока выше среднего. Познавательная активность обучающихся стимулировалась следующими технологиями, которые я использовала на уроке:

  • информационно-коммуникационные технологии, которые направлены на улучшении качества образования, на обеспечение гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве;
  • технология проблемного обучения, благодаря которой развивается познавательная активность, любознательность, творческое мышление, формируется способность к самостоятельному добыванию знаний;
  • здоровьесберегающие технологии, которые помогают сохранению и укреплению здоровья, предупреждают переутомление, снимают уровень тревожности. На уроке у меня была чёткая организация учебного труда, строгая дозировка учебной нагрузки, смена видов деятельности, соблюдались временные рамки применения ТСО, была учтена дозировка домашнего задания.

Отбор дидактических материалов и технических средств, наглядных пособий были использованы мною в соответствии с заданиями урока. Применение различных средств наглядности активизирует обучающихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время.

Урок проводился в условиях благоприятного психологического микроклимата, способствовал эмоциональному подъёму обучающихся. 

В целом урок я считаю удавшимся, так как:

1) реализован замысел урока, то есть, достигнут запланированный сдвиг в способах работы обучающихся, достигнуты цель и запланированные достижения;

2) материал урока оказался доступным, интересным для обучающихся.

3)Я сама в целом осталась довольна и процессом урока, и его результатами, и работой обучающихся. Бесспорно, этот урок ещё можно доработать, сделать его ещё лучше, добавить творческие работы. И я буду работать в этом направлении. Ведь педагогу необходимо постоянно учиться, развиваться и познавать этот мир во всех его проявлениях.

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока английского языка в 8 классе по теме "Праздники. День Святого Валентина"

Урок предстваляет собой разработку урока английского языка в 8 классе на тему " Праздники. День Святого Валентина"...

План-конспект урока по ОРКСЭ "Календари религий мира. Праздники в религиях мира."

Цель работы: познакомить с основными иудейскими праздниками, с основными православными праздниками ; воспитывать  толерантное отношение к  различным религиям; пробуждать интерес  ...

План-конспект урока: "Праздники и традиции"

План-конспект урока: "Праздники и традиции" для 7 класса...

План - конспект проведения праздника:"Зиму провожаем - Весну встречаем"

План – конспект проведения праздника : «Провожаем Зиму – встречаем Весну» 1 скоморох: Добрый день, гости дорогие, желанные, званные и желанные!2 скоморох: Здравствуйте, молодцы! Здравствуйте, леб...

ПЛАН – КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАЗДНИКА “Halloween”в 5-6 КЛАССАХ (повышенный/ углубленный уровень обучения)

Цель проведения:1.Ознакомление учащихся с обычаями и традициями празднования  дня  Всех святых в   англоязычных странах (на примере США и Великобритании). 2. Формирование у уч...

План-конспект урока по теме "Британские праздники и традиций"

Урок-проект "Британские праздники и традиций". Целью урока является научить детей собирать материал самостоятельно, оформить и защищать проект, развивая монологическую речь, а также развитие навыков и...

План-конспект урока "Праздники" 5 класс

План урока "Праздники" в 5 классе на материале УМК "Английский в фокусе- 5"/https://goo.gl/lxwk6j здесь Вы можете воспользоваться презентацией к уроку и дополнительными материалами...