Станицы из истории развития родной школы.
статья

Новикова Альбина Артуровна

        Какая она современная Кошки-Новотимбаевская школа?

        Размышляя на эту тему,  хочется сказать о значении школы  в жизни  каждого человека, который с ней связан. Какой она стала по содержанию и  учительскому составу, какой он современный учитель села, с какими трудностями сталкивается? Какие  они современные ученики села, с какими успехами? В каких важных событиях для общества школа принимает участие , и,  какое она имеет значение для общества? Как и чем она живет?  Долго можно размышлять на данную тему и нельзя ответить однозначно и сразу. Нужно изучить страницы из история её развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stranitsy_istorii_razvitiya_shkoly.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

Материал собран учителем истории и обществознания Новиковой А.А. 2020г.

МБОУ «КОШКИ-НОВОТИМБАЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ И.Я. ЯКОВЛЕВА»

     Уникальность сельского поселения заключается в том, что это родина педагога с мировым

именем, просветителя чувашского народа Иван Яковлевич Яковлева. Неоценим вклад, который

внѐс в приобщение коренных народов Поволжья и Урала к достижениям мировой цивилизации.

Село Кошки-Новотимбаево, где он родился, по праву считается духовной столицей чувашского народа. С его именем связана вся дальнейшая история нашего села и школы. 11 октября в 1871 году стараниями И.Я.Яковлева и при содействии И.Н.Ульянова в деревне Кошки-Новотимбаево была открыта школа. Реккев Алексей Васильевич, (р.1848г. с. К.Н.Тибаево – 1932г.), первый ученик Яковлевской школы с. Кошки-Новотимбаево. Известен как педагог, переводчик, этнограф

и общественный деятель. Принимал активное участие в составлении нового чувашского алфавита и букварей вместе с И.Я.Яковлевым. Будучи священником и законоучителем, открыл на свои средства 8 сельских школ, магазин –склад чувашских книг в с. Байглычево, организовал фонд помощи голодающим. Оставил ценные воспоминания о Симбирской чувашской школе и ее основателе И.Я. Яковлеве. Первые годы Советской власти двуклассное училище (школа) было реорганизовано в школу второй ступени. Из архивных данных известно, что в 1921 году школа оставалась двуклассной, к этому времени там учились 6 лет. В школе работали всего 4 человека (два учителя и два технических работника),обучались 106 учеников. На учителей и старшеклассников была возложена общественная работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения). 1 октября 1928 года при школе была открыта ШКМ. ШКМ слили в одну неполную среднюю школу с семилетним сроком обучения. К этому времени школа имела большое хозяйство: двух лошадей, коров, 8 свиней, 26 семей пчел, 30 овец, много кур и кроликов, сад в 35 плодоносящих деревьев , велись сельскохозяйственные опытнические работы по растениеводству , за школой было закреплен земельный участок площадью 5 гектаров. В 1933 году было выстроено здание для общежития. Учащиеся получали горячие завтраки. Мест в общежитии для всех учеников из других населенных пунктов не хватало и многим приходилось жить на квартирах.

К 1895 году было построено второе здание, и школа стала двуклассной. Первым учителем стал житель села Игнатий Иванов. Постепенно Кошки- Новотимбаевская школа становится центром начального образования для близлежащих населенных пунктов. Позже, вместо этой школы, была оставлена только школа первой ступени (3 года обучения (Школа Крестьянской Молодежи). Эта школа была единственной для крестьянских детей- чуваш, проживающих в Тетюшском, Буинском, Апастовском районах. ШКМ давала образование и агрономические знания,. А.М.Волгиным проводилась большая опытническая работа по выращиванию для наших мест совершенно таких новых культур, как соя, кенаф и других. Проводились и опыты по выращиванию районированных культур. По результатам опытов делались рекомендации .Школа поддерживала связь с Ленинградским сельскохозяйственным институтом. Под руководством учителей А.М.Волгина и Н.С.Дедушкина в 1934 году был организован колхозный хоровой коллектив, который на смотре художественной самодеятельности в районе занял первое место и был рекомендован для выступления в Казани. В начале 30-х годов, школа под руководством Константина Алексеевича Алексеева добилась высоких показателей по успеваемости, дисциплине и общественной работе, и, по решению Наркомпроса РСФСР, школа стала образцовой. Многие учителя побывали на курсах в Москве в ЦИПККНО. А.М. Волгин, будучи завучем, участвовал на заседаниях коллегии Наркомпроса. На конференциях слушал выступление Н.К.Крупской и лично

беседовал с ней. Учитель литературы Н.С.Дедушкин, как руководитель школьного кружка, был делегатом 1 съезда писателей в Москве, слушал выступление А.М.Горького. В 1939 году в селе неполная средняя школа была реорганизована в среднюю школу, и в 1941 году состоялся первый выпуск учеников. До 1956 года среднее образование было платным.

ОБРАЗОВАНИЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.

Из рассказов односельчан известно, что многие ученики после окончания 4 классов начинали работать в колхозе. Так и не вернувшись к учебе, они взрослели, перенося все трудности наравне со взрослыми. Школа оставалась средней и продолжала работать, несмотря на то, что многие педагоги мужчины ушли на фронт. Учащиеся после школы помогали взрослым в колхозе. Многие ребята на фронт уходили прямо со школьной скамьи, не успевая получить аттестат зрелости. Так, в 1943 году на фронт были призваны ребята 1925 года рождения. В 1939-40 учебном году было 62 ученика.

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД.

Начальное образование охватывало детей, достигших семилетнего возраста. Обучение велось как на русском, так и на чувашском языке. Послевоенные трудности касались и детей, они помогали в колхозе, редкие заканчивали 7 классов. В послевоенные годы резко повышается число учащихся в 8-10 классах школы. В 1945-46 учебном году в школе обучались 110 учеников. Плата за обучение была отменена. Улучшается качественный состав педагогического коллектива. В 1952 году (директор Иванов П.А.) из двух школьных зданий построили новое угловое здание с залом. Школу

посещали ученики с близлежащих деревень, проживали в интернате. При интернате действовала баня, в школьном саду был свой колодец. Коллектив школы принимал активное участие в общественной жизни села и в работе колхоза. В летнее время ученики наравне со взрослыми работали на полях, ухаживали за подсобным хозяйством школы, выращивали овощи и фрукты для школьной столовой. Многие старожилы, вспоминая школьные годы, с теплотой вспоминают: «Трудно было и с одеждой, и с продуктами. Самым лучшим подарком на Новый год был ломтик хлеба, намазанный медом…»- вспоминает Лапаева А.В., учившаяся в этот период.

ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРИОД «ОТТЕПЕЛИ».

Начальное образование охватывало детей, достигших семилетнего возраста. Обучение велось как на русском, так и на чувашском языке. Школа оставалась средней. Большой поток учащихся наметился в 1956-1957 учебном году, в 8-10 классах, обучались 260 человек. География проживания учеников была в радиусе 20 км., так как средних школ в округе не было (Верхние и Нижние Тарханы, Альшеево, Раково, Мертли, Старые Бурундуки, Чувашские Кищаки, Кошки Теняково, Тоншерма, Иоково, Татарское Черепаново, Чувашское Черепаново, поселок Трудовик,

Тайба Таушево и др.). Многие учащиеся вынуждены были проживать на квартире. Школьная жизнь налаживалась, поступали новые педагогические кадры. Учителя пользовались уважением среди населения. Долгие годы выпускники помнили их имена.

В школе на высоком уровне было поставлено преподавание физической культуры, а сам учитель

физкультуры Байдеряков Н.С. на стадионе «Динамо» в 1958 г. в прыжке с шестом преодолевает высоту 3.3 метра. Им же было собрано много документов по истории школы и села. При школе продолжало действовать подсобное хозяйство, которое обеспечивало продуктами питания столовую и учащиеся, проживающие в интернате, были обеспечены горячим питанием.

ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРИОД ЗАСТОЯ.

Для подготовки к школе были открыты «нулевые» классы. Поступление в школу допускалось с семи лет. Школа средняя, десятилетняя. Школа имела подсобное хозяйство (лошади, овцы, свиньи, куры) и участок для выращивания овощных культур. На пришкольном участке действовал

опытнический участок. Школьная столовая была обеспечена круглогодично овощами . В 1971 г. на очень высоком уровне прошло празднование 100-летия открытия Кошки- Новотимбаевского училища. На этом мероприятии присутствовали и внуки И.Я. Яковлева: профессор МГУ, зав.кафедрой физики Иван Алексеевич Яковлев и кандидат исторических наук, доцент МГУ Ольга Алексеевна Яковлева. Директором школы в эти годы работал Земляков Александр Егорович, организовавший сбор писем с воспоминаниями о школе известных выпускников. Составлял альбомы по истории школы учитель истории Рекеев Александр Николаевич.

В 1976 г. на средства колхоза им. Ленина было построено новое здание школы на 320 мест. Введена кабинетная система обучения. Совет Министров РСФСР постановлением от 25 февраля 1981 гг. №3 присвоил имя И.Я. Яковлева Кошки-Новотимбаевской средней общеобразовательной школе Тетюшского района Татарской АССР. В школе в разные годы работали кандидаты филологических наук: Дедушкин Н.С., Земляков А.Е., заслуженные учителя Чувашской Республики и Татарстана Краснов Н.И., Рекеева А.А., Антонов В.С., писатель В.Ухли. Кошки-Новотимбаевская школа внесла огромный вклад в развитие грамотности среди населения района, стало кузницей в подготовке будущих национальных кадров. Здесь учились родоначальник Чувашского театра и кино, драматург И.С. Максимов- Кошкинский, народный поэт Чувашии А.Алга, поэты А. Тимбай, М. Серте, писатель Т. Педеркки, народная артистка Чувашии А. Казакова, доктор биологических наук Н.А. Барсуков, государственные деятели С.Н. Ислюков, Р.И. Ерусланова и многие др.

ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРИОД «ПЕРЕСТРОЙКИ».

С 1985 по 1991 год школа оставалась средней, но количество учащихся уменьшалось с каждым годом. При школе действовал интернат для учащихся с близлежащих сел (Чикилдым, Иоково, Жуково, Красные Тарханы, поселок Трудовик). При школе же жили приезжие учителя (в основном из Буинска). Учащиеся были обеспечены горячим питанием. Также при школе действовала ферма: 2 лошади, 4 свиней. Учащиеся на уроках машиноведения могли изучать и сдавать права на вождение трактором. За школой были закреплены территории для посева картофеля и других овощей, действовал яблониевый сад. В 1991 г. отмечалось 120-летие Кошки-Новотимбаевской школы. Были делегации из Чувашии, Казани и Ульяновска. Директором школы с октября 1989 года работала Сачкова Людмила Евгеньевна.

ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД.

Частыми гостями школы являются руководители ЧНК РТ К.Г. Яковлев, руководитель ЧНК Ульяновской области Н.И. Савин. В конце 80-х годов школаоставалась средней, началась подготовка к празднованию 150-летия со дня рождения И.Я. Яковлева. Одним из инициаторов начала этих работ был ветеран Великой Отечественной войны Полковников Михаил Павлович (именно его стараниями имя И.Я. Яковлева приобрело новую значимость и сохранилось значимость села и школы).

Ежегодно 21 октября в день памяти И.Я. Яковлева и 25 апреля в день его рождения, в школу приезжает делегация Чувашской Республики во главе с зам. Министра культуры и по делам национальностей Чувашской Республики М.Н.Красновым. Наши учителя: Ефремова Татьяна Александровна, Баимкин Борис Сергеевич, Байдеряков Анатолий Сергеевич, Борисова Светлана Григорьевна и Новикова Альбина Артуровна, являются выпускниками нашей школы. Здесь они работают много лет. В 1996 г. при школе был организован учительский фольклорный ансамбль (Таван ен), который действует по настоящее время. Он становился неоднократным победителем

различных конкурсов. 11 апреля 1998 г. состоялось открытие части экспозиций музея И.Я. Яковлева. Где тоже рассказывается об истории школы. На открытие музея в составе делегации приезжал ректор ЧГУ Кураков Л.П.

В 1998 году на базе школы прошел республиканский семинар учителей чувашского языка.

17 сентября 2013 был открыт мемориальный комплекс, посвященный выдающимся людям села. Он построен на месте, где стоял дом, в котором родился Иван Яковлевич Яковлев. Активное участие в празднике приняли учащиеся и учителя школы. 26 июня 1998 г., в день празднования 150-летнего юбилея великого просветителя чувашского народа, был открыт музей И.Я. Яковлева, созданный работниками Чувашского Национального и Казанского Государственного музеев.

В 2002 г. в школе с дружественным визитом побывала делегация из Турции. В 2006 г. на базе школы прошла республиканская августовская конференция с участием начальников отделов образования и глав сельских поселений Республики Татарстан. В 2008 г. к 160 - летию со дня рождения перед школой был открыт бюст И.Я Яковлеву. 25 февраля 2010 года в селе произошло еще одно событие, которое являетсяисторическим. Село посетили потомки Ивана Яковлевича Яковлева (Ордынская Любовь Михайловна, Некрасова Лидия Дмитриевна, Павлов Владимир Всеволодович). Школа гордится и медалистами: Паргереева Инна- серебряная медаль (2003г.) и Пыркина Наталья -серебряная медаль (2004г.), Паргереева Эльвира (2006г.) окончила школу –

 золотой медалью. Сильными учителями в эти годы по праву считались: учитель математики Сафина Факия Зейнулловна и учитель русского языка и литературы Лазарев Сергей Николаевич. Большую работу по привитию любви к спорту, а именно к волейболу, выполнял Баимкин Борис Сергеевич.

Руководители школы: Алексеев Константин Алексеевич, Самаркин Алексей Михайлович, Морозов В.К., Осипов Ф.Н., Плешков Владимир Васильевич., Петров Федор Петрович., Шушканов, Семиков Аркадий Григорьевич, Иванов Пѐтр Архипович, Хонина Екатерина Григорьевна Работала в школе , Рекеев Александр Николаевич, Баимкин Сергей Назарович, Земляков Александр Егорович, Краснов Николай Иванович, Солодовников Николай Петрович, Султанов Р.Р., Иванов Николай Дмитриевич, Сачкова Людмила Евгеньевна, Паргереева Лариса Николаевна. Директор музея - Алексей Александрович Пыркин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока кубановедения в 8 классе по теме: "Основание Екатеринодара и первых станиц". Раздел: "История Кубани".

Описание основания г.Екатеринодара ныне г.Краснодар и первых станиц, которые и сегодня сохранили свои названия....

Поисково-исследовательская работа отнесена к разделу История нашей родной станицы Тема : « История храмов - нашей малой родины»

Родина моя - Старонижестеблиевская.           Тихо течет Ангелинский ерик. Как бы краеведы ни объясняли его название, все равно ассоциация с тихим ан...

История родной школы

Исследовательская работа учащегося 7 класса посвящена юбилею школы №35 города Каменска-Уральского...

Формирование и развитие УУД на уроках истории в основной школе (на примере урока истории в 6 классе "Русь и Золотая Орда")

В разработке  урока истории в 6 классе показаны методические приемы по формированию универсальных учебных действий на разных этапах комбинированного урока. Системно-деятельностный подход позволяе...

Статья: "Родная школа на Малом проспекте или история удивительного совпадения на Васильевском"

Сатья об истории территории на которой была построена школа№29...