План саморазвития на 2017-2021 годы
материал
Предварительный просмотр:
План самообразования на 2017-2021 учебные годы
Пояснительная записка.
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Ёе роль значительно возрастает в условиях введения ФГОС нового поколения в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать деятельностные педагогические технологии, современные приемы и формы обучения и воспитания. Приоритетной целью современного российского образования также становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.
В этих новых условиях учитель должен пересмотреть свой опыт работы и сформулировать новые цели и задачи деятельности, так как этого требуют новые тенденции в системе образования и наша реальная действительность.
Следовательно, необходима серьёзная работа учителей над повышением своей профессиональной компетентности. Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
- Изучение материалов ФГОС, выявление проблем обновления историко-обществоведческого образования и мониторинг их развития.
- Развитие мотивации педагогов к самообразованию, дальнейшему профессиональному росту, к поиску новых подходов и методов преподавания дисциплин гуманитарного цикла через организацию тьютерского обучения, посещения курсов, дистанционное обучение. (Изучение и внедрение современных образовательных технологий в практику учебно-воспитательного процесса, знакомство с передовым современным российским опытом преподавания истории, отвечающим требованиям Стандартов нового поколения, обмен своим опытом работы).
- Изучение современных подходов к организации, анализу урока истории и обществознания в условиях внедрения Стандартов нового поколения.
- Изучение требований к рабочим программам в соответствии со стандартами второго поколения, создание алгоритма написания рабочих программ учителя истории.
- формирование современной информационной культуры.
- Работа с одаренными детьми, популяризация гуманитарных знаний Прежде чем на практике включиться в инновационный процесс, необходимо приобрести определённый багаж теоретических знаний.
Прежде всего это знакомство с нормативными документами:
- ФГОС ООО
- историко-культурный стандарт, а также вопросы содержания ИКС, которых не было в старом федеральном компоненте.
- новые программы и УМК
- «Закон об образовании»
- психолого-педагогическая литература.
Это также изучение опыта коллег, работающих в новой системе в опережающем режиме.
Критериями практической готовности учителя к реализации требований ФГОС можно считать:
- принятие целей нового образовательного стандарта, изменений, связанных с введением ФГОС;
- овладение способами проектирования и достижения учебно-профессиональных задач в условиях перехода на ФГОС;
- включение обучающихся в деятельность по организации открытия нового знания, организация учебного сотрудничества;
- владение способами организации внеурочной образовательной деятельности при помощи форм и методов, отличных от урочных форм организации учебной деятельности школьников;
- владение и использование средств и ресурсов информационно-образовательной среды школы;
- отслеживание и оценка уровня сформированности предметных результатов, выделяя компетентностный уровень;
- владение методами педагогической диагностики для выявления и оценки уровня сформированности метапредметных образовательных результатов;
- отказ от авторитарной позиции во взаимодействии с обучающимися;
- предоставление школьникам возможности проявления учебной инициативы;
- выстраивание урока, исходя из учебной ситуации, поощрение учебной самостоятельности школьников.
В своей педагогической деятельности стараюсь следовать главной цели: на основе познавательной самостоятельности учащихся создать условия для становления социально успешной личности через урочную и внеурочную деятельность по предмету. На уроках обществознания, истории мною используются образовательные интернет-ресурсы, иллюстративные материалы, обучающие и контролирующие программы. В своей работе использую технологию развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, интерактивного обучения , проектно – исследовательские методы , использование ИКТ, лекционно – семинарскую систему. Все эти образовательные технологии , в сочетании с современными информационными технологиями, позволяют мне развивать интерес к истории и обществознанию у школьников и достичь хороших результатов в обучении, а также создать благоприятный психологический климат в классе.
Если проанализировать опыт работы с точки зрения новых задач, то возникают следующие проблемные моменты:
- психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии
- дидактическая - неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений обучающихся
- необходимость акцента на личностном развитии ребёнка, что предъявляет требования к знанию учителем возрастной психологии.
- методологические особенности ФГОС, ориентированные на развитие у школьников мышления трудно соотносятся с материалами ЕГЭ, ориентированных на запоминание фактов.
- проблема структуры школьного исторического образования (концентр-линейка)
Для решения перечисленных проблем необходимо изменить деятельность и педагогов через системное сотрудничество на уровне всех структурных подразделений школы.
На какие элементы имеющегося опыта педагог может опереться при подготовке к занятиям в условиях ФГОС? Это:
- достаточный уровень теоретико-методологической подготовки в организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и внеаудиторной занятости обучающихся;
- владение информационными технологиями;
- умение работать с нормативной документацией;
- опыт разработки примерных и рабочих программ на основе требований ФГОС;
- креативный тип мышления;
- активная социальная позиция;
- обеспеченность учебного заведения новейшим информационным оборудованием
Реализации задач перехода к новой системе обучения в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.
Основная идея его состоит в том, что стандарт понимается как ориентировочная основа действия, способ преподавания, при котором обучающийся осваивает культуру не путём простой передачи информации, а в процессе собственной деятельности учащегося. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Деятельностный подход на уроках осуществляется через:
- Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
- Использование активных и интерактивных методик;
-Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности.
- Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.
Индивидуальная методическая тема: «Интерактивные формы работы на уроках истории»
Цели и задачи:
1) развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;
2)формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки,
3) использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций;
4) повышение своего методического уровня, рациональное использование прежнего опыта и новых идей
5) совершенствование управленческой деятельности на уроке.
Ожидаемые результаты:
- повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета,
- повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
- разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплекта педагогических разработок;
- разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
- доклады, выступления на заседаниях педагогических советов, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта.
Учащиеся:
- Приобретение дополнительной возможности для самореализации.
- Развитие уровня социальной коммуникативной компетенции.
Основные направления | Действия и мероприятия |
Профессиональное | 1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования в рамках нового ФГОС, нормативные документы: - ФГОС ООО - ИКС - новые программы и УМК - «Закон об образовании» - Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки - Фундаментальное ядро содержания общего образования - Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ - Профессиональный Стандарт учителя 2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и электронные ресурсы, учительский портал. 3.Систематически знакомиться с предметной литературой (журналы «Преподавание истории в школе», «Преподавание обществознания в школе», «Алгоритм успеха.История и обществознание» и др.) 5. Повышать квалификацию на курсах для учителей истории и обществознания. 6. Изучение трудных вопросов истории (видеофильмы) 7. Провести сравнительный анализ учебников нового поколения (издательство Просвещение, Русское слово, Дрофа, Вентана-граф) 8. Изучать изменения в структуре и содержании ЕГЭ |
Психолого-педагогические | 1.Совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики. (Якиманская И.С., теорию Эльконина-Давыдова, Выготского, теория проблемного обучения Махмутова) |
Методические | 1. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения истории , проанализировать возможности использования сингапурской системы в 5-6 классах, . 2. Принимать активное участие в работе районного и школьного МО учителей гуманитарного цикла. 3. Организовать работу с высокомотивированными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 4. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом, заимствовать опыт учителей, работающих по системе нового ФГОС в опережающем режиме. (школа 78 опыт Бродневой Н.В,, Смоляровой О.В., Сагдеевой А.Н., Шалаева О.Т.) 5. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 6. Проводить открытые уроки для коллег по работt с использованием интерактивных технологий, создать панораму методических находок Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке. (технология кроссенсов, кейс-технологии, ролевые проекты) 7. Мастер-класс по теме самообразования 8. Выступать с докладами по теме самообразования на МО и педсоветах. 9. Изучение методической литературы (Е. Ямбург: «Что принесёт учителю новый профессиональной стандарт педагога?»,, пособия для учителей Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., «Развитие критического мышления на уроке» 2011., Уварова О.А.Механизмы и секреты технологии модерации: организация интерактивных учебных занятий. ФГОС) |
Информационно-технологические технологии | 1) Развивать навыки создания презентаций уроков, докладов, освоить технологию визуального творчества. 2. Создание презентаций и базы презентаций к урокам силами учителя и обучающихся; 3. Создать свой сайт для обмена опытом с коллегами. 4. Внедрить в практику работы проектную технологию, сингапурскии технологии, интерактивные технологии, расширить использование компьютерных технологий в обучении. |
Охрана здоровья | 1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. 2. Вести здоровый образ жизни. |
- Развитие личностных качеств.
- достижение учащимися метапредметных, предметных и личностных результатов
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2.Внедрение в свою практику технологий обучения таких как:
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Технология проблемного обучения
Компьютерные технологии обучения
Дифференциация обучения – позволяет учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Укытучының 2017-2021 елларга индивидуаль эш планы
Индивидуальный план...
Индивидуальный перспективный план на 2017-2021 г.г.
индивидуальный перспективный план учителя татарского языка и литературы на на 2017-2021 г.г....
Индивидуальный план работы инструктора по физической культуре 2017-2021 гг.
Тема: Развитие и оздоровление детей с урологическими заболеваниями используя традиционные и инновационные методы обучения. Актуальность темы. Поиск эффективных методов оздоровления де...
Перспективный индивидуальный образовательный маршрут повышения профессиональной компетентности учителя на 2017-2021 годы учителя-дефектолога Черепановой Людмилы Николаевны
В данном разделе представлен перспективных план саморазвития...
Программа самообразования на последующие 5 лет ( 2017-2021 года)
Программа самообразования...
План профессионального развития педагога на 2017-2021 годы
План представляет собой дорожную карту учителя английского языка, указывает направление его професионального развития в период между аттестационными квалификациями....
Мониторинг образовательного процесса за 2017-2021 учебные годы Казаковой М.В., преподавателя изобразительного искусства
Мониторинг образовательного процесса за 2017-2021 учебные годыКазаковой М.В., преподавателя изобразительного искусства...
- Мне нравится (2)
Комментарии
План саморазвития
Достаточно объемный и полный план развития. Скачала публикацию для себя. Возьму за основу, а предметные детали переработаю. Спасибо