Районный профессиональный конкурс "Учитель года" - пояснительная записка
статья
Тема: «Применение современных образовательных технологий на уроках физической культуры»
Использование современных образовательных технологий на уроках физической культуры обеспечивает более эффективное восприятие учебного процесса у учащихся. Современные программные и технические средства позволили учителю изменять содержание презентаций и хранить большие объемы информации; привлечь школьников к систематическим занятиям физической культуры и спортом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 24.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурсное задание
«Методический семинар»
Тема: Применение современных образовательных технологий на уроках физической культуры»
Выполнил: Шошин Александр Владимирович
учитель физической культуры
МБОУ Подлесовской ОШ
Пояснительная записка
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса.
В связи с переходом на ФГОС второго поколения перед учителем стоит задача - формирование учебных универсальных действий, обеспечивающих развитие способностей обучающихся к саморазвитию и само-совершенствованию.
В рамках школьного образования активная физкультурно-спортивная деятельность дает школьникам возможность более полно и глубоко познать себя, свои способности и недостатки, сформировать и развить не только физические кондиции, но и разнообразные психические качества, эстетическую и нравственную культуру, культуру общения и т.д.
Мне, как учителю, необходимо знать, на какие стороны личности ребёнка могут повлиять знания и умения учеников при занятиях физической культурой, какие использовать технологии в учебном процессе, чтобы получить планируемые результаты.
Традиционные, издавна сложившиеся и используемые на практике формы физкультурно-спортивной работы с детьми уже не отвечают современным требованиям и должны быть дополнены новыми, более эффективными.
Задача современной школы – физическая культура «без освобождения», что предполагает поиск и введение таких технологий, в которых могли бы участвовать все дети без ограничений.
Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков по физической культуре я использую различные образовательные технологии, учитывая возрастные особенности детей.
Современные образовательные технологии позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого ученика в работу, учитывая его интересы и уровень подготовки по физической культуре.
- Здоровье сберегающие технологии формируют осознанные потребности в здоровом образе жизни. Работая по этой технологии, я веду постоянный контроль за соответствием требованиям техники безопасности, гигиены и температурному режиму, спортивной одежы и обуви учеников. Занятия по легкой атлетике проводятся на свежем воздухе, что способствует закаливанию детей. В процессе урока дети получают посильные задания с учетом физического развития и физической подготовленности ученика на данном этапе. Здоровьесберегающие образовательные технологии являются самыми значимыми из всех технологий, по степени влияния на здоровье учащихся, так как основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставления информации.
- Информационно коммуникационная технология повышает качество образования через использование информационных технологий на уроках и внеклассных занятиях с традиционными формами обучения. Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет знакомится с разработками коллег на специализированных для работников образования сайтах и персональных сайтах учителей физической культуры, а также публиковать свои разработки. Информационные технологии позволяют сегодня на уроках усилить интеллектуальные возможности учащихся в информационном обществе, а также повысить качество обучения на всех ступенях образовательной системы. Учителю надо подойти к применению компьютерных технологий в процессе физического воспитания как к средству методической поддержки учебного процесса.
- Соревновательные технологии стимулируют максимальное проявление двигательных способностей. Соревновательная технология применяется при совершенствовании различных двигательных действий.
Ученик применяет разученное действие для повышения показателей физической подготовленности.
Во время сдачи контрольных тестов применение соревновательной технологии позволяет добиться более высоких показателей физической подготовленности, помогает ученикам обрести уверенность в своих силах.
- Технологии уровневой дифференциации создают условия для личностного развития школьника, независимо от индивидуальных способностей и особенностей. Найти оптимальный уровень физической активности для каждого ученика. Ученикам дается задание с учетом уровня подготовки, развития, особенности мышления и познавательного интереса к предмету. Основные результаты занятий – профилактика заболеваемости у детей, а также повышение интереса к занятиям физическими упражнениями, возможность каждому реализоваться, добиваться успеха. Данный вид технологии может быть применен по следующим направлениям:
- задание с учетом уровня подготовки, развития, особенности мышления и познавательного интереса к предмету;
- учет не только достигнутого результата, но и динамики изменений физической подготовленности обучаемого;
- распределение обучающихся на группы с учетом состояния здоровья;
- для обучающихся, освобожденных от занятий по состоянию здоровья, разработаны и утверждены темы рефератов, либо они привлекаются к судейству, оценке работы одноклассников на уроке;
- привлечение обучающихся на дополнительные занятия различными видами спорта и внутришкольные соревнования;
- участие одаренных детей в соревнованиях различных уровней.
- Игровые технологии запускают активизацию и совершенствование основных психических процессов, лежащих в основе двигательной активности школьников.
Игровая деятельность на уроках в школе дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям. Позволяет усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях.
На каждом уроке физической культуры применяются элементы игровой технологии: для увеличения положительных эмоций от занятий физической культурой и тем самым повышения интереса к занятиям физическими упражнениями и спортом. Особое внимание следует уделять подвижным играм в начальном и среднем звене, так как в этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование игровых умений и технико-тактических взаимодействий, необходимых при дальнейшем изучении и овладении спортивными играми.
- Технологии групповой деятельности основаны на формирование типовых навыков социального поведения, системы ценностей личности и группы, ориентирование на групповые и индивидуальные действия, поощрение стремления к успеху. Групповые технологии на уроках физической культуры несут ряд функций:
обучающие, воспитательные, развивающие, коммуникативные, развлекательные, релаксационные.
Эти технологии позволяют более действенно обеспечить гармоничное сочетание умственных, физических и эмоциональных нагрузок.
- Технологии лидерства направлены что бы научиться работать группе, доброжелательно относиться к членам группы, развивать коммуникативные способности, умение предупреждать и разрешать конфликты.
Использование технологии лидерства на занятиях и вовлечение учащихся в деятельностное обучение происходит с помощью решения следующих задач: развивать умения в организации и управлении группой на занятиях, развивать коммуникативные и рефлексивные умения, развивать умения наблюдать, определять ошибки и пути их устранения, развивать умения работать в группе.
- Личностно-ориентированная технология предназначена что бы найти к каждому ученику такой подход, который поможет ему осознать себя личностью, выявить такие его возможности, которые будут стимулировать его самостановление, самоутверждение, самореализацию, его физическое совершенствование, как следствие, его стремление быть гармонически развитой личностью.
Под личностно-ориентированным физкультурным образованием понимается целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей. Личностно ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Содержание личностно-ориентированного обучения - это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний и методических умений и технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства.
- Технология проблемного обучения учит самостоятельному творческому поиску знаний.
Преодоление затруднений, превращение знаний в убеждения. Анализ проблемной ситуации - важный этап самостоятельной познавательной деятельности учащихся. На этом этапе определяется, что дано и что неизвестно, взаимосвязь между ними, характер неизвестного и отношение к данному известному. Все это позволит сформировать проблему и представить её в виде цепочки проблемных задач. Проблемная задача отличается от проблемы чёткой определённостью того, что следует определить.
- Цель проектной технологии вовлечь обучающихся в самостоятельный познавательный процесс.
Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально и в группах, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Развивает познавательный интерес учащихся к физической культуре и спорте, а расширение их кругозора способствует развитию творческих способностей, навыков научно- исследовательской деятельности, межпредметных связей. Проектная технология на уроке физической культуры позволяет строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность обучаемого, сообразуясь с его личным интересом. Составляя проект, он превращается из объекта в субъект обучения, самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования. Такая работа дает возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и интеллектуально. У обучающихся при разработке собственного проекта будут закладываться основы знаний в применении разнообразных методик поддержания здоровья и физического совершенствования.
Информация, самостоятельно добытая обучающимися для собственных проектов, позволит осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроках двигательных умений. Обучающиеся, таким образом, станут компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений. Проектные технологии позволяют сделать из урока двигательной активности в урок образовательного направления.
Регулярная работа по сохранению и укреплению здоровья, пропаганда здорового образа жизни, активная спортивная жизнь школы способствует укреплению физической подготовленности обучающихся нашей школы, о чём свидетельствуют позитивные показатели здоровья и качества учащихся. Здоровьесбережение выступает как одна из задач образовательного процесса нашей школы. Достижение названной цели может быть осуществлено с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами учитель планирует свою работу с учётом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.
Работа нашего образовательного учреждения направлена на создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, для формирования отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей достижения успеха.
Использование современных образовательных технологий на уроках физической культуры обеспечивает более эффективное восприятие учебного процесса у учащихся. Современные программные и технические средства позволили учителю изменять содержание презентаций и хранить большие объемы информации; привлечь школьников к систематическим занятиям физической культуры и спортом.
Тесная связь состояния здоровья и физической работоспособности с образом жизни, объёмом и характером повседневной двигательной активности доказана многочисленными исследованиями, которые свидетельствуют о том, что «оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективной в предупреждении многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни».
Решая задачи физического воспитания, я ориентирую свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Учу школьников способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий. Использование широкого спектра современных педагогических технологий дает мне возможность продуктивно использовать как учебное, так и внеурочное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся. Важнейшее требование современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. А учащемуся с высоким уровнем неинтересно на уроке, рассчитанном на среднего ученика. Помимоэтого обучающиеся физической культуре делятся на основную, подготовительную и специальную группы. Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа. ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк».
Образовательная программа. ВСТК«Сибиряк»....
Пояснительная записка к проекту по краеведению "Памятные места Хомутовского района Курской области"
...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Конкурс "Учитель года - 2016". Пояснительная записка.
Пояснительная записка....
Пояснительная записка к творческому проекту по технологии ученицы 7а класса 307 школы Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Марии Хазовой, руководитель: Ишимикли Галина Ивановна
В качестве итогового проекта Мария выбрала работу в технике выжигание и роспись по дереву. Работу сделала прекрасную и очень качественно. Пояснительную записку к проекту оформила отличную. Я, как ее п...
Пояснительная записка. Проект "ОРУЖИЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ" посвященный 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной ВД «Мастерица» МОУ СОШ п. Мирный Дергачевский район.
Пояснительная записка. Проект "ОРУЖИЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ" посвященный 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной ВД «Мастерица» МОУ СОШ п. Мирный Дер...