СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ
методическая разработка
Предварительный просмотр:
СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ
Итак, я рассказываю сказку, одна половина говорит приятным голосом прекрасная, а вторая половина говорит слово ужасная, страшным голосом.
Погода была ужасная,
А принцесса была прекрасная!
Как-то раз во втором часу
Заблудилась в лесу!
Видит: полянка прекрасная,
А на полянке землянка ужасная.
А в землянке – людоед!
«Заходи –говорит - на обед».
Достает он нож – дело ясное!
Посмотри – такая прекрасная…
Людоеду стало худо.
«Уходи – говорит – отсюда!»
«Аппетит – говорит – ужасный,-
Но слишком вид говорит прекрасный.
И пошла потихоньку принцесса
Прямо к замку и вышла из леса.
А теперь наоборот:
Погода была прекрасная,
А принцесса была ужасная.
Как-то раз во втором часу
Заблудилась в лесу!
Видит: полянка ужасная
А на полянке землянка прекрасная.
А в землянке – людоед!
«Заходи –говорит - на обед».
Достает он нож – дело ясное!
Посмотри – такая ужасная!
Людоеду стало худо.
«Уходи – говорит – отсюда!»
«Аппетит – говорит – прекрасный,-
Но слишком вид говорит ужасный!
И пошла потихоньку принцесса
Прямо к замку и вышла из леса.
Самомассаж.
Для того, чтобы улучшить работу внутренних органов и мышц, которые участвуют в голосообразовании применяется гигиенический самомассаж, делается медленно плавно, в расслабленном состоянии. Поглаживают лицо, шею, грудную клетку кончиками пальцев обеих рук. Одновременно произносятся звуки с поглаживанием лба и лица – «ми-ми-ми…», постукивают верхней губой со звуком «в», нижней – со звуком «ф», при постукивании груди «ж-ж-ж…».
Снятие мышечных зажимов (методика Э.М. Чарели)
- Кончиками пальцев поглаживать лоб от середины к ушам;
- ------«-------------------«----------------- лицо под глазами – от носа к ушам;
- ---------------------------------------------- лицо от середины верхней губы к ушам;
- От середины подбородка к ушам;
- Обеими руками поглаживать затылок, от затылка к подмышечным впадинам;
- Поочередно каждой рукой каждой рукой поглаживать шею спереди от подбородка к груди;
- Легко и быстро постукивать кончиками пальцев лобные пазухи, двигаясь от середины лба к ушам, произнося слитно сочетание «ми-ми».
- Постукивать кончиками пальцев полость под глазами, произнося слитно «ку-ку-ку», «ни-ни-ни», «на-на-на».
- --------------«----------- под носом, произнося «ви-ви-ви», «во-во-во», «ву-ву-ву».
- Под нижней губой, произнося «зу-зу-зу», «зи-зи-зи», «за-за-за».
- Постукивать ладонями грудную клетку, произнося «ж-ж-ж-ж», «м-м-м».
Упражнение на дыхание:
Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже –
Руки на спину положим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим!
(Проговаривать на одном дыхании)
Упражнение на дыхание:
Хомка, Хомка, хомячок
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Хомка хочет сильным стать.
Раз, два, три, четыре, пять!
(Проговаривать на одном дыхании)
Рассказываем стихи:
− шепотом,
− с пулеметной скоростью,
− со скоростью улитки,
− как роботы,
− как иностранцы.
упражнение на дыхание:
А теперь насос включаем,
Воду из реки качаем.
Влево – раз, вправо – два.
Потекла ручьем вода!
Упражнение выполняется с физической нагрузкой: наклоны в стороны на каждое слово, руки при этом скользят по швам вдоль туловища.
СКОРОГОВОРКИ
Сорока за строчкою строчка
Строчит сорочатам сорочки.
Четверть четверика гороха без червоточенки.
Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по двадцать грошей.
Кусты и кустыни в пустыне грустят -
Их жизни пусты без десятков кустят.
Королева кавалеру
Каравеллу подарила,
Королева с кавалером
В каравелле удалилась.
Дружно в оркестре играли дети:
Карл играл на черном кларнете,
Кирилл - на валторне,
На арфе - Алла,
А на рояле Лара играла.
У Сашки в кармашке шишки и шашки.
Есть Кирилл присел, да кисель кисел.
У Еремы и Фомы кушаки - во всю спину широки,
колпаки переколпачены, новы,
да шлык хорошо сшит, шитым бархатом покрыт.
Не тот, товарищи, товарищу товарищ,
Кто при товарищах товарищу товарищ,
А тот, товарищи, товарищу товарищ,
Кто без товарищей товарищу товарищ.
Скороговорун скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки
перевыскороговорит, но, заскороговорившись, выскороговаривал, что всех
скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши, и не трогай больше туши.
У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
- Полили вы лилию?
- Видели мы Лидию.
- Видели вы Лидию?
- Полили мы лилию.
Волк рыщет - пищу ищет.
Вот тебе щи, а нас не ищи!
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках,
Везет, да скороговорками так и сыплет:
мол, тетерев сидел на дереве, от дерева - тень тетерева;
мол, у гусыни усов не ищи - не сыщешь;
мол, каков Савва, такова и слава...
Пляшут на языке скороговорки, как караси на сковородке.
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Как на утренней на зорьке
Два Петра и три Федорки
Соревнуются с Егоркой
Говорить скороговоркой.
Пособи сапоги сапожнику пошить.
Пряжки серебром на сапогах посеребрить.
Пособи сапоги, пособи сапожки
Мастеру скорей пошить босоногой блошке.
Шелест шелестит листвой.
Шепот шепчется с травой.
Тишь затихла в тишине.
"Тише, тише...", - слышно мне.
Уж пожаловал ежам
Новых дюжину пижам.
Прежние пижамы
Исколоты ежами.
У пчелы, у пчелки
Почему нет челки?
Отвечаю почему:
- Челка пчелке на к чему.
Мяч скучал на чердаке.
Мячик ищут в сундуке.
Тщетно ищут мячик
Девочка и мальчик.
Мама шьет сорочку дочке.
Строчит строчки на сорочке.
Срочно строчит сорок строчек:
Растет дочка, как расточек.
Полосатые паласы
Полоскала дочка Власа.
Полоскала, полоскала -
Полосатой речка стала.
Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.
Пел перепел за деревней.
Пел тетерев средь деревьев.
Перепел пел-пел
Тетерева перепел.
Рисовала Лариса акварелью нарциссы.
Георгины гуашью рисовала Наташа.
Макару в карман комарик попал.
Комар у Макара в кармане пропал.
Про это сорока в бору протрещала:
"В кармане Макара корова пропала!"
Рапортовал да недорапортовал.
Стал дорапортовывать - зарапортовался.
Дроводреворубы рубили дубы.
Циркач умеет гарцевать,
Зверей и птиц дрессировать.
Говорил командир про полковника и про полковницу,
про подполковника и про подполковницу,
про поручика и про поручицу,
про подпоручика и про подпорутчицу,
про прапорщика и про прапорщицу,
про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
Шакал шагал, шакал скакал.
Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.
Три сороки-тараторки
Тараторили на горке.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом,
И все со сметаной и с творогом.
Купили Валерику и Вареньке
Варежки и валенки.
Съел Валерик вареник,
А Валюшка вартушку.
Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
Перепел перепелку и перепелят
В перелеске прятал от ребят.
Пилил Филипп поленья из лип.
На рынке Кирилл ложку и кружку купил.
У Антипа в саду одна липа,
А Филипп посадил семь лип.
Баран буян залез в бурьян.
Пошел спозаранку Назар на базар.
Купил там козу и корзину Назар.
Хохлатые хохотушки
хохотом хохотали:
ха-ха-ха-ха-ха!
Два дровосека, два дровокола,
два дроворуба говорили про Ларю,
про Ларьку, про Ларину жену.
Под горой бугор,
На бугре Егор,
У Егора кол,
На колу колокол.
Прокоп полол укроп, полол и пропалывал.
Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли крабу краб:
сено, граблями краб грабь!
Рододендроны из дендрария.
Белые бараны били в барабаны.
Без разбору били, лбы себе разбили.
Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю.
Отвечает ему попугай- "Попугай, попугай, попугай!"
Дед Данил делил дыню:
Дольку Диме, дольку Дине.
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок - сорок морок.
У перепела и перепелки пять перепелят.
Были галчата в гостях у волчат,
Были волчата в гостях в галчат,
Нынче волчата галдят, как галчата,
И, как волчата, галчата молчат.
Отлежал бычок бочок.
Не лежи, вставай, бычок!
Бомбардир бомбардировал Бранденбург.
У осы не усы, не усища, а усики.
Шел Шишига по шоссе,
Шел шурша штанами.
Шаг шагнет, шепнет: "Ошибка",
Шевельнет ушами.
Жужжит жужелица, жужжит, да не кружиться.
Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.
В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.
Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в "Ромэн" на "Кармен".
В Кабардино-Балкарии валокардин из Болгарии.
Либретто Риголетто.
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел..
А вот белка не бела -
Белой даже не была.
Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
Идет козел с косой козой,
Идет козел с босой козой,
Идет козa с косым козлом,
Идет козa с босым козлом.
Речевые такты и логические паузы.
Наша речь не льется сплошным потоком, поэтому каждое отдельное предложение звучащей речи делится по смыслу на группы, состоящие из одного или нескольких слов. Такие смысловые группы называются речевыми тактами. Речевой такт может составлять группа подлежащего, группа сказуемого, группа обстоятельственных слов и так далее. Каждый речевой такт отделяется от другого логическими паузами различной длительности и наполненности. Внутри речевого такта не должно быть паузы, и все слова, составляющие речевой такт, произносятся слитно, но внятно. На письме знаки препинания, как правило, указывают на логическую паузу. Но логических пауз в звучащей речи может быть значительно больше, чем знаков препинания.
Далее условимся обозначать следующими знаками различные по длительности логические паузы: ' - короткая пауза (люфтпауза), служащая для добора дыхания или выделения важного слова, стоящего после него;
| - пауза между речевыми тактами;
|| - пауза, более длительная, между речевыми тактами или между предложениями, тесно связанными по смыслу;
||| - еще более длительная пауза между предложениями, смысловыми и сюжетными кусками произведения.
Неправильная расстановка логических пауз ведет к бессмыслице. Например, если расставить логические паузы в предложении таким образом: «Наташа снова опустила голову | на подушку и закрыла глаза | …сердце в ней билось болезненно», то наблюдается нарушение границ речевых тактов, так как такты объединены в группы, не связанные между собой по смыслу. Паузы в приведенном примере должны быть расставлены следующим образом: «Наташа | снова опустила голову на подушку | (группа подлежащего) и закрыла глаза | …сердце в ней билось болезненно». (А. Пушкин «Арап Петра Великого»)
К.С. Станиславский в своей книге «Работа актера над собой» писал: «Берите почаще книгу, карандаш, читайте и размечайте прочитанное по речевым тактам. Набейте себе на этом ухо, глаз и руку... Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимо потому, что они заставляют анализировать фразы и вникать в их сущность. Не вникнув в нее, не скажешь правильно фразы. Привычка говорить по тактам сделает вашу речь не только стройной по форме, понятной по передаче, но и глубокой по содержанию, так как заставит вас постоянно думать о сущности того, что вы говорите на сцене...»
Упражнения по сценической речи.
В следующих предложениях определите границы речевых тактов и поставьте паузы разной длительности.
1) «Княжна Мери видела это все лучше меня». (М. Лермонтов «Герой нашего времени»)
2) «Осенью семейство Ростовых вернулось в Москву». (Л. Толстой «Война и мир»)
3) «В большой зале уже гремел оркестр и начались танцы». (А. Чехов «Анна на шее»)
4) «У берега бабы и солдаты стирали белье, шлепая вальками». (Г. Успенский «Нравы Растеряевой улицы»)
5) «Смелость свою она видела в другом». (Ф. Абрамов «Пелагея»)
6) «Мама вздохнула и спустилась в подполье за огурцами. В клетчатом платке, хоронясь от грязи, как кошка, прошла домой Лелька-ветеринарша». (С. Антонов «Весна»)
7) «Стук в двери и резко зазвучавший на морозе голос: «отвори! Прервал его размышления». «Постой, я сам отворю», - сказал кузнец и вошел в сени в намерении обломать с досады бока первому попавшемуся человеку. Мороз увеличился и вверху так сделалось холодно, что черт перепрыгивал с одного копытца на другое и дул себе в кулак, желая сколько-нибудь отогреть мерзнувшие руки». (Н. Гоголь «Ночь перед Рождеством)
8) «С этим словом он перевернулся на одной ножке и выбежал из комнаты. Ибрагим, оставшись наедине, поспешно распечатал письмо». (А. Пушкин «Арап Петра Великого»)
9) «Их было только двое: ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин». (А. Чехов «Человек в футляре»)
10) «Токарь отпускает вожжи и задумывается». (А. Чехов «Горе»)
11) «Весь вечер режиссер рассказывал мне удивительные истории, связанные с находкой картины. У стены бесшумно шли старинные часы с годовым заводом, работы забытого мастера из Бердичева». (К. Паустовский «Ветер странствий»)
12) «Ледяной стужей ознаменовал свое выступление в историю тысяча девятьсот двадцать четвертый год». (Н. Островский «Как закалялась сталь»)
13) «Иона и его лошаденка не двигаются с места уж давно». (А. Чехов «Тоска»)
14) «Здесь Чичиков вышел совершенно из границ всякого терпения, хватил в сердцах стулом об пол и посулил ей черта». (Н. Гоголь «Мертвые души»)
15) «Цирк был полон, нарядная толпа зрителей ожидала звонка». (А. Грин «Новый цирк»)
16) «По ровной степи они подъезжали к плоскому дождевому деру; по краям его стояли убогие избы, росла большая ветла, на бугорке торчали две мельницы, напротив из-за кущей сада поднимались два синеньких купола». (А. Толстой «Приключения Растегина»)
17) «Семен Семенович исчез и тотчас же появился на крыльце, подергивая клетчатые панталоны и недовольно щурясь». (А. Толстой «Приключения Растегина»)
18) «Борис подошел ближе и поздоровался с знакомыми». (А. Куприн «Мясо»)
19) «Сквозь перегородку все шло в душу что-то напряженное и гнетущее. Как будто упорно лилось какое-то черное электричество». (В. Вересаев «К жизни»)
20) «Судебный пристав объяснил, что содержатся арестанты в разных местах и что до объявления решения в окончательной форме разрешение свиданий зависит от прокурора». (Л. Толстой «Воскресение»)
21) «Через месяц я уехал из деревни, и понемногу все эти ужасы, эти таинственные встречи вышли у меня из головы. Прошло три года. Большую часть времени я провел в Петербурге да за границей, и если когда я заезжал к себе в деревню, то не более как на несколько дней, так что мне ни разу не пришлось побывать ни в Глинном, ни в Михайловском». (И Тургенев «Три встречи»)
Все о голосе (постановка голоса)
ВСЕ О ГОЛОСЕ ...
Многие люди в немалой степени обязаны своим успехом именно голосу. Так же как и о внешнем виде, люди судят о голосе политического деятеля в течение первых нескольких секунд. Неважно, известный вы человек или нет. Несмотря на запоминающуюся внешность некоторых известных людей, вспоминая их, мы в первую очередь вспоминаем голос.
РОЛЬ ГОЛОСА
Ваш голос важен так же, как ваша внешность, манеры, текст вашего выступления. Это тот инструмент, с помощью которого вы донесете свое сообщение до аудитории. Взаимопонимание между вами и вашей аудиторией зависит от ваших голосовых и речевых данных. Голос может привлечь слушателей на вашу сторону, убедить их в чем-то, завоевать их голоса и доверие. Вы можете расшевелить людей или усыпить их, очаровать или оттолкнуть. Человеческий голос - могущественный инструмент.
Всегда следует помнить, что ваши слушатели ожидают - и вполне заслуживают - услышать приятный голос.
Мы живем в век микроволновой и спутниковой связи, когда голоса транслируются по всей стране и даже по всему миру. Каждого человека могут "катапультировать" в эфир, его голос услышат миллионы. Руководитель или специалист, участвующий в телеконференции, передаваемой по спутниковой связи, посылает свой голос в бесконечность.
Неприятный голос может оказаться ахиллесовой пятой вашего имиджа. Он может перечеркнуть все ваши достоинства. Представьте себе могучего атлета с писклявым, тонким голосом или преуспевающего финансиста с резким, гнусавым произношением. Вспомните, насколько раздражает голос коммивояжера при разговоре по телефону или через дверь, когда вас отрывают от обеда и, ноя, буквально умоляют сделать покупку. Такие люди могли бы добиться большего, если бы улучшили свой голос.
Иначе говоря, ваш голос должен содействовать вашей карьере, а не портить ее.
Кроме того, сознание того, что у вас хороший голос , придаст вам уверенности и даст возможность легко раскрывать перед собой двери.
Почему мы с абсолютным доверием слушаем некоторых телекомментаторов? Почему некоторые из них остаются фаворитами на долгие годы? Частично это происходит благодаря мелодичному, низкому, спокойному голосу, лишенному раздражающих нот. Просто привлекательные внешне телеобозреватели довольно быстро уходят с экрана. Остаются обладатели красивых, аристократических голосов. Разумеется, все они выдающиеся журналисты и корреспонденты. Но дать тот же самый репортаж резким, грубым, гнусавым голосом - значит не выжить в конкурентной борьбе в тележурналистике.
Есть другая категория людей, голоса которых вызывают традиционное восхищение. Это дикторы классических музыкальных радиостанций. Эти люди часто обладают приятным произношением. Несмотря на то, что многие из них имеют хорошие голоса от природы, они много и сознательно работают над ними.
Перейдем к деловому миру. Почему многие компании не жалеют денег на то, чтобы посылать своих сотрудников на семинары или частные курсы по постановке голоса ? Потому что компании хотят, чтобы их руководители, торговые представители, сотрудники, ответственные за внешние связи, были хорошими ораторами. Для этого необходимо правильное произношение, четкая артикуляция, хорошая постановка голоса. Руководители должны легко находить контакт с разными людьми и уметь говорить в разных ситуациях - от деловых завтраков до презентаций и лекций. Кроме того, клиенты и покупатели охотно слушают - и не отключаются - если докладчик имеет приятный голос. Это качество может иметь важное значение для достижения финансового или делового успеха, равно как и для поддержания определенного имиджа.
Не важно, какой голос у вас от рождения. Благодаря практике вы сможете приобрести такой голос, которого по справедливости заслуживают ваше профессиональное мастерство и ваша яркая индивидуальность. Вы можете избавиться от иностранного или местного акцента, если будете строго следить за правильностью произношения. Можно избавиться от гнусавых звуков, если умело пользоваться голосовым аппаратом. Вы можете научиться четко артикулировать и правильно произносить звуки. Вы можете развить резонансные колебания в груди и научиться говорить так, чтобы вас слышали в самом последнем ряду аудитории без малейшего напряжения с вашей стороны. Наконец, вы можете научиться не бубнить как пономарь, а превратиться в красноречивого, искусного оратора.
Все это действительно в ваших силах. Настоящая глава посвящена тому, каким образом этого добиться.
СТРУКТУРА ГОЛОСА
В начале шестидесятых годов, когда я была режиссером радио- и телестудии Университета Джорджа Вашингтона в городе Вашингтоне, округ Колумбия, председатель департамента обучения правильной речи попросил меня помочь ему подготовить к выступлению на телевидении нескольких известных людей, научить их правильно пользоваться голосом. Несколько лет спустя, после его смерти, я осталась единственным преподавателем и в силу обстоятельств была вынуждена довольно глубоко изучить все аспекты, связанные с голосом, чтобы продолжать свою работу. В дополнение к тому, что я уже знала, я прочитала все учебники, которые только могла достать, и проконсультировалась с выдающимися специалистами по постановке голосов.
В результате я поняла, что голос не просто "исходит из отверстия на лице". Голос - это нечто неизмеримо большее. При правильном использовании голоса в речь вовлекается все тело, от макушки до пяток. Все тело является как бы музыкальным инструментом, порождающим ваш голос.
Для того чтобы задействовать весь голосовой аппарат , необходим воздух, поставляемый легкими. При спокойном разговоре с другом вы только слегка наполняете воздухом верхушки легких - вам вполне достаточно поверхностного дыхания. Но для того чтобы получить приятный грудной голос, который будет разноситься на большое расстояние, надо дышать с помощью диафрагмы. Она имеет очень большое значение для формирования голоса, поскольку проталкивает воздух, который вдыхают ваши легкие, сквозь горло и губы.
В этой главе вы узнаете, как много может вам дать правильное дыхание, поскольку оно питает кислородом мозг, поддерживает речевой процесс, успокаивает вас и сообщает чувство уверенности, которое вы передаете своей аудитории.
При произнесении речей довольно важную роль играют мышцы ног. Они позволяют вам правильно расположить тело и сохранить прямую осанку. Правильная осанка важна для хорошей работы сердца и достаточного снабжения тела кислородом. Хорошая работа сердца не дает крови слишком приливать к ногам под действием силы тяжести.
Почему ходьба успокаивает? Активная деятельность поддерживает работу сердца. Почему люди часто начинают ходить из угла в угол, когда они обеспокоены, неуверены, ожидают какого-то важного сообщения?
Для того чтобы понять это, вспомните стереотипный образ будущего отца в одном из старых фильмов - в те времена, когда мужчинам не разрешалось присутствовать при родах - он ходит по комнате, нервно курит, ожидая появления ребенка. Или представьте себе кандидатов на получение призов или наград, которые ждут, когда будет объявлен победитель: многие из них также беспрерывно ходят.
Если вы бывали за кулисами в театре , то могли заметить, что многие артисты и певцы расхаживают по коридорам перед выходом на сцену. Они не просто вспоминают слова своей роли; таким образом они способствуют лучшему кровообращению. Иногда они даже потирают руки несколько преувеличенным жестом. Это тоже способствует прогреванию мышц, расслаблению предплечий, плеч и шеи - всех тех мышц, которые опосредованно связаны с голосом.
Ваша осанка зависит от того, насколько плотно ваши пятки упираются в пол. Равномерно распределите свой вес на ноги, выпрямьтесь во весь рост, слегка откиньте голову. Таким образом вы сможете полностью контролировать свой голосовой аппарат. От пяток до макушки все ваше тело участвует в создании резонанса для вашего красивого голоса.
Весь этот уникальный инструмент принадлежит только вам. Только вы можете им воспользоваться. Прослушайте запись своего голоса. Вам понравилось? Или вы воскликнули: "Неужели это мой голос?" Возможно, в глубине души вы осознаете, что могли бы говорить лучше, но просто не знаете как. Возможно, вам уже ясно, что нужно как-то изменить свой голос.
Когда вы поймете, какие основные элементы участвуют в формировании голоса , вы сможете выработать собственные приемы его улучшения. Голос создается в глубине вашего организма, а не только в области голосовых связок. Глубокое диафрагмальное дыхание поддерживает весь процесс; гортань проталкивает воздух сквозь вибраторы, резонирующие ткани и полости; артикуляторы позволяют произносить звуки и слова.
В конце концов вы освоите правильное произношение и не будете думать о том, как это делается. Вы будете естественно пользоваться своим голосом при разговоре. Это умение останется с вами навсегда, оно будет доставлять удовольствие вам, вашим друзьям и вашим слушателям.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОЛОСА
Вот список некоторых симптомов того, что ваша речь далека от совершенства и вам следует заняться ею:
Слушатели часто просят вас повторить только что сказанные вами слова.
Люди замечают у вас идиосинкразию к публичным выступлениям .
У вас заметный акцент.
В микрофоне звук "п" у вас звучит глухо, неприятно и искусственно.
У вас устает горло после десятиминутного разговора.
У ваших слушателей через некоторое время начинает блуждать взгляд, поскольку вы говорите монотонно.
Вы теряете контроль над голосом в конце длинного предложения.
Вам приходится объяснять слушателям, что вы являетесь руководителем (или занимаете иную высокую должность), потому что по вашей речи этого не скажешь.
У вас солидная внешность, но голос звучит слишком молодо.
Люди обращают внимание на то, что вы часто, возможно бессознательно, повторяете словечки или фразы, вроде "гм", "ну", "так", "знаете ли" или "угу".
Вы имеете привычку вздыхать, всасывать внутреннюю часть щеки, щелкать языком или иным образом надоедать слушателям.
Вам не нравится собственный голос и никогда не нравился.
Характеристики хорошего голоса
Ниже приводятся некоторые характеристики хорошего голоса . Прочитайте этот список, подумайте о своем голосе и о том, какими из этих качеств вы хотели бы обладать, но не обладаете.
Итак, характеристики хорошего голоса:
приятный;
вибрирующий;
спокойный;
хорошо модулированный;
низкого тембра;
доверительный;
управляемый;
теплый;
мелодичный;
заботливый;
уверенный;
властный;
дружеский;
окрашенный интонацией;
выразительный;
естественный;
богатый;
наполненный;
звучный;
доброжелательный.
Характеристики плохого голоса
А вот список наиболее распространенных определений неприятного или плохого голоса. Прочитайте этот список и подумайте о своем голосе, выделяя те неприятные свойства, от которых вы хотели бы избавиться.
Итак, плохой голос:
гнусавый;
резкий или скрипучий;
хриплый;
дрожащий;
высокого тембра или пронзительный;
плаксивый;
с одышкой;
робкий;
отрывистый;
слишком громкий;
слишком тихий и неслышный;
бесцветный;
помпезный;
саркастический тон;
неуверенный;
монотонный;
напряженный;
слабый;
скучный.
КАЧЕСТВО ГОЛОСА
Резонанс
Красивый голос должен быть резонирующим, вибрирующим. Резонанс - это результат вибрации воздуха в голосовых полостях, то есть в синусах, носоглотке, гортани и грудной клетке. Для резонанса требуется правильное глубокое дыхание.
Представьте, что ваши голосовые связки - это струны музыкального инструмента, а воздух в вашей груди - это элемент, обеспечивающий необходимый резонанс. Если вы правильно вдыхаете воздух, то вы даете голосовым связкам оптимальное количество того, что они должны колебать.
Ребенок с высоким голосом приводит в движение очень малый объем воздуха. Баритон с грудной клеткой размером с бочку колеблет большой объем воздуха. Как уже было сказано, для обычного разговора вам вполне достаточно поверхностного дыхания. Но если вы произносите большую речь или ведете длительную презентацию, вам нужно усилить свой голос большим количеством воздуха.
Вы можете сделать свой голос ниже, если будете наполнять легкие до глубины диафрагмы и освобождать гортань для создания большей вибрации и резонанса.
Если вы вполне спокойны, то у вас отсутствует напряжение, которое может мешать правильной артикуляции.
Если вы скажете "чух-чух", то вы не должны чувствовать вибрацию в носу, но зато вибрация должна присутствовать в груди и в горле.
Теперь сделайте глубокий вдох и наполните легкие воздухом. Задержите дыхание, а потом скажите "Ура! Ура!" Вы должны почувствовать резонанс в груди.
Эти простые упражнения помогут вам понять особенности вашего голоса и источники резонанса в вашем теле.
Есть еще один способ проверить наличие резонанса в груди. Прижмите кончики пальцев к грудине и громко произнесите "мумм-мумм-мумм". При этом вы должны чувствовать вибрацию.
Резонанс дает вашему голосу силу и уверенность. Когда вы входите в людное помещение, то ваш резонирующий голос будет хорошо слышен, несмотря на шум. Если в комнате шумно, говорите тише, а не громче. Вы сразу поймете, что люди прекрасно слышат то, что вы говорите.
ТИП ГОЛОСА
Естественный тип голоса зависит от размера резонирующих полостей в вашей груди, горле и структурах лица. Поскольку усилители искажают верхние диапазоны человеческого голоса, вам следует определить самый низкий возможный для вас тип голоса, при котором вы будете чувствовать себя удобно. Это значит, что источник голоса должен располагаться как можно ниже, но быть естественным для вас.
Подумайте о типах голосов, которыми характеризуются певцы: сопрано - самый высокий женский голос, альт - самый низкий, меццо-сопрано - средний. Тенор - самый высокий мужской голос, бас - низкий, а глубокий бас имеет исключительно низкий естественный диапазон.
Ваш естественный разговорный голос соответствует одному из этих типов. У каждого есть свой верхний, средний и нижний регистр. Если среднее "соль" находится в середине вашего диапазона, то вы можете опуститься или подняться - при открытой гортани и закрытом назальном проходе.
Вы можете понизить свой голос, если будете говорить, как я называю это, "прямо из носков". Это, на первый взгляд бессмысленное выражение, я всегда сообщаю своим ученикам на курсах постановки голоса. Я имею в виду следующее: вы плотно упираетесь пятками в пол, выпрямляете спину, при этом ваша диафрагма автоматически прогибается, заставляя голос исходить из источника более низкого, чем носовая полость.
Аналогично, если вы вспомните то ощущение, которое возникает, когда грудь наполнена воздухом и горло раскрыто, то вы сможете легко перемещаться вверх и вниз в своем диапазоне, не теряя приятного резонанса.
Высота тона
Высота тона характеризует высоту произносимых вами звуков и зависит от частотной вибрации вашей гортани. Для высокого голоса характерна высокая частота вибрации, для низкого голоса характерна низкая частота вибрации.
Для того чтобы ваш голос не звучал монотонно, он должен охватывать по крайней мере октаву. Это значит - четыре ноты выше середины и четыре ноты ниже. Некоторые красноречивые ораторы охватывают голосом две и даже три октавы в своем диапазоне (это необходимое требование для искусного актера - исполнителя ролей в шекспировских пьесах). Высокий голос, как правило, неприятен для слуха. Он также с трудом поддается записи без искажения. Низкие голоса приятны для слуха. Чем ниже вам удастся расположить свой голос, тем больше шансов, что он не будет искажен усилительными приборами (тем не менее, не стоит искусственно изменять свой голос до ненатурально низкого). Если вы испытываете напряжение, то высота голоса повышается. Если вы сердитесь, голос становится резким и пронзительным. Если вы устали, голос становится хриплым. Если вы опечалены, то и диапазон, и высота голоса понижаются.
Громкость
Громкость звука измеряется децибелами. Она непосредственно связана с объемом воздуха в легких. Осторожно контролируя силу и энергию звука, вы регулируете громкость своего голоса.
При наличии микрофонов нет необходимости говорить громко, поскольку индикатор громкости может просто зашкалить. Регулировка уровня звука в соответствии с естественной силой вашего голоса - задача звукооператора. Если вы разговариваете со слабослышащим собеседником, помните, что одной громкости недостаточно. Для того чтобы такой человек слышал вас, необходим также резонанс.
Слышимость
Нужно ли вам говорить так, чтобы вас слышали в последнем ряду балкона? Или вы собираетесь разговаривать обычным тоном с небольшой группой предпринимателей? Может быть, вы будете выступать в гимназии на выпускном вечере? Или на коктейле, где все говорят разом? Или в церкви, где слышно, как муха пролетит?
Слышимость вашей речи зависит от того, в каком помещении вы выступаете и до кого хотите донести свою речь. Полнозвучный, богатый голос хорошо слышен во всех уголках практически любой комнаты. Вам не нужно напрягаться, чтобы ваш голос распространился по помещению. Основой вашего голоса должна быть диафрагма. Наберите в легкие побольше воздуха, чтобы контролировать свой голос.
Слышимость голоса не зависит от громкости. Совсем необязательно говорить громко, на повышенных децибелах. Слышимость голоса - это способность использовать все принципы правильного управления голосом, чтобы ваш естественный голос распространялся равномерно и был хорошо слышен.
Тембр
Тембр позволяет на слух идентифицировать различные голоса. Вы без труда выделяете голос своего ребенка среди многих других голосов.
Не следует путать тембр с высотой голоса и другими характеристиками. Например, вы всегда отличите голос известного певца или актера.
У вашего голоса тоже есть отличительные обертоны - звуки, которые делают его узнаваемым для вашей мамы, когда вы звоните ей по телефону.
Экспрессия
Для того чтобы ваша речь стала выразительной, старайтесь зрительно представить себе то, о чем вы говорите. Внесите живую ноту в ваше произношение, в звуки вашего голоса; внесите чувство и цвет в вашу речь.
В повседневной жизни ваша речь наиболее выразительна в неформальном разговоре. Перенесите свое красноречие в официальные выступления. Если вам трудно сделать это, попробуйте записать на пленку какой-нибудь ваш разговор один на один с супругом или с хорошим другом. Постарайтесь забыть о том, что магнитофон включен. Позднее, когда вы останетесь одни, прослушайте запись и возьмите на заметку те места разговора, где вам особенно понравилась выразительность вашей речи, не забывая также о том, что вам не понравилось.
Упражняйтесь, читая вслух драматические пьесы, и приучайтесь различать на слух нужное выражение.
Помните, что всякая экспрессия должна быть в первую очередь естественна. Избегайте театральности и искусственности в своих речах.
Тон
Тон голоса характеризуется его высотой, вибрацией и модуляцией. Хороший голос отличается легкими изменениями тона. Интонации - это "подъемы" и "спуски" голоса. Монотонность утомительна для уха, так как постоянный тон использует одну и ту же высоту. Некоторые люди не различают разницу в тоне голоса. Однако с помощью изменения тона вы можете совершенно изменить значение слов.
Для того чтобы понять, насколько разительный эффект может создать изменение интонаций, вспомните, как в пьесе "Пигмалион" профессор Хиггинс превратил Элизу Дулитл из уличной торговки цветами в настоящую светскую даму. В процессе обучения она не только избавляется от простонародного акцента, но изменяет самый свой голос, теряя резкий, пронзительный тон и приобретая мягкие интонации культурного человека.
Гнусавость
Гнусавые назальные ноты неприятны для слуха. Такие звуки очень резки, так как в резонансе участвует совсем небольшой объем воздуха в области лица. Когда раздается гнусавый звук, мышцы горла и шеи напряжены.
Для того чтобы устранить гнусавость, необходимо расслабить горло, как если бы вы хотели издать глубокий звук "ааааааааааа". При этом устанавливается правильное расстояние между корнем языка и мягким небом. Небный язычок поднимается и закрывает носоглотку, так что звук не выходит через ноздри.
Если ваша гортань раскрыта, то вы не почувствуете вибрации в носовых полостях.
ПОСЛУШАЙТЕ СВОЙ ГОЛОС
Станьте критиком своего голоса. Послушайте свой голос и подумайте, как он, по-вашему, должен звучать впредь в течение всей вашей жизни - не только когда вы выступаете перед людьми, но и в быту.
Прислушивайтесь к голосам окружающих и обращайте внимание на то, насколько приятно или неприятно они звучат. Прослушивайте записи своих любимых актеров и дикторов, пытаясь понять, как они управляют своими голосами. Вы обнаружите, что все они очень четко, хотя и ненавязчиво, выговаривают звуки и слоги. Смотрите, как они дышат, чтобы создавать звуки голоса. Анализируйте модуляции и эмфатические акценты.
Как-то раз я слышала длинное интервью с одним певцом и автором песен. Он высказывал очень интересные мысли, но то, как он это делал, раздражало необыкновенно. Каждую минуту в поисках подходящего слова он останавливался и бормотал "я..я...я...", "ну...ну...ну", "хм...хм...хм" и тому подобное. Все эти троекратные повторения были настолько навязчивы, что я вдруг заметила, что не слышу его ответов, а только ожидаю очередной триады и даже подсчитываю их.
Эта история подтверждает, что голос выполняет только одну основную функцию - способствует коммуникации. Если между вами и вашим сообщением вклинивается манерность, то вы как оратор теряете возможность быть хорошо понятым.
КАК ИЗМЕНИТЬ ГОЛОС
Вы привыкли к своему голосу. Ваш голос - результат воздействия многих факторов: вашей национальности, местности, в которой вы родились и выросли, тех речевых шаблонов, к которым вы привыкли с детства, школы, в которой вы учились, речи ваших друзей, ваших учителей, которые оказывали влияние на вас.
Когда вы становитесь взрослым, на ваш голос продолжают влиять люди, с которыми вы работаете, ваш супруг или супруга, та местность, где вы живете, и даже кто-то из ваших соседей.
Очень немногие люди в нормальных условиях находят необходимым как-то менять свои речевые привычки. Уроки ораторского искусства считаются старомодными. Адвокат может закончить университет, так и не приобретя культуры речи, пока это не окажется остро необходимым для его выступлений в суде присяжных.
Для политического кандидата местный акцент может оказаться уместным и полезным, пока он выступает на местном уровне. Но как только он начинает претендовать на федеральный пост, он неожиданно обнаруживает, что о его речи судят по общенациональным или даже по интернациональным стандартам.
Для того чтобы внести существенные изменения в свой голос, требуется определенное мужество и готовность. Те люди, которые принимают такое решение, достойны всяческого восхищения. Они меняют свои наследственные, впитанные с молоком матери привычки. В семье или среди коллег по работе они могут столкнуться с непониманием или осуждением.
Но, и это самое главное - в итоге вы получите глубокое удовлетворение от того, что выполнили свою задачу и сделали ценное приобретение, которое пригодится вам в течение всей вашей жизни.
Я знаю одну писательницу, которая работала в международном радиовещании и получила возможность занять более высокооплачиваемую должность при условии, что она будет сама читать свои произведения. Она много работала над тем, чтобы избавиться от носового выговора и резкого тона и приобрести приятный голос, несмотря на то, что ее муж весьма скептически отнесся к ее усилиям. Но она все преодолела и, наконец, успешно прошла конкурсный отбор. Однажды во время небольшого спора с мужем она случайно переключилась на свой прежний голос. Он воскликнул: "Не разговаривай со мной вот так, через нос!" И они оба покатились со смеху.
Если вы решили научиться правильно и красиво говорить, то вам потребуется поддержка вашей семьи, друзей и коллег. Помните, что вы поднимаете культуру своей речи до того уровня, на котором находятся остальные ваши дарования.
Всегда трудно расставаться с прошлым. Изменение речи требует времени и терпения: вы не сможете за несколько дней забыть привычки, вошедшие в плоть и кровь. Результат может стать заметен только через несколько месяцев упорного труда. Огромное значение имеет мотивация. Возможно, что на протяжении своей жизни вы в глубине души понимали, что вам необходимо повысить мастерство речи, но просто не знали, как достичь этого. Чтение этой книги станет для вас хорошим началом.
Вы многое можете сделать сами. Если вы начнете прислушиваться к голосам, которые вам нравятся, и подражать им, вы уже сделаете первый шаг по правильному пути. Выберите хороший голос, который вы слышите по радио, и повторяйте за ним предложения, копируйте произношение. Запишите такой голос на пленку, затем запишите свой голос и воспроизведите один за другим. Обратите внимание на резонанс, темп, выразительность, выделение тех или иных слов. Обратите внимание на артикуляцию согласных и произношение трудных иностранных слов. Отнеситесь к своему голосу критически, как если бы это был голос совершенно постороннего человека.
Читайте вслух по десять минут в день. Читайте вслух свои собственные выступления или передовые статьи из газет, читайте перед сном своему ребенку. Запишите какой-нибудь фрагмент на магнитофон и повторяйте запись ежедневно, пока не получите такое звучание, которое вас устроит. Храните эти записи и воспроизводите их еженедельно, чтобы следить за своим прогрессом.
Можно попробовать посещать курсы ораторов при университете, либо в клубе.
Не избегайте любой возможности публичного выступления и рассматривайте это как благодарную возможность еще раз поупражняться. Помните, что наиболее преуспевшие ораторы и дикторы изучали искусство речи годами, и тем не менее продолжают упражняться. В большинстве случаев хороший голос - это не случайность, а результат большой работы и практики.
Один голос или два
Как профессионал в своей области, вы должны говорить только одним голосом. У вас не может быть двух голосов - для неформальной беседы и для открытых публичных выступлений. Вне зависимости от ситуации следует использовать одну отработанную речевую практику.
Нельзя менять высоту голоса с грудного на носовой. Высота должна быть одна. Нельзя просто переключиться на уличный говорок. Если уж вы изменили свой голос, вы ни в коем случае не должны переходить на старый голос, даже на мгновение.
Однажды меня познакомили с ведущим радиопрограммы, который в жизни разговаривал очень непрофессиональным голосом. Когда он садился перед микрофоном, он "надевал" голос ведущего и проверял микрофон уже другим голосом - таким, который он сам считал голосом преуспевающего обозревателя. Но для натренированного уха его голос звучал фальшиво как результат сознательного усилия над собой; даже техники, которые работали с ним, не упускали случая обсудить его двойной голос.
Если вам удалось выработать хороший голос, не отказывайтесь от него.
Заикание
Заикание не должно стать непреодолимым препятствием для общественного деятеля. Я знаю мнение экспертов, что современные методики лечения успешно помогают избавиться от заикания и позволяют заикающемуся человеку в будущем стать хорошим оратором . В наше время человек с заиканием имеет право быть увиденным и услышанным. Заикание не должно стать препятствием в личной и общественной жизни.
Упражнения с магнитофоном
Прочитав начало этой главы, вы уже поняли, что магнитофон может оказаться и самым лучшим вашим другом, и самым строгим критиком.
Когда вы работаете над совершенствованием своего голоса , магнитофон честно продемонстрирует вам все неизбежные искажения, которые вносят усилительные приборы. Он продемонстрирует и прогресс, давая вам возможность сравнить, что было в начале вашего пути и в каком положении вы находитесь сейчас. Он подарит вам чувство гордости, поскольку он и вы будете единственными свидетелями ваших усилий. Он предоставит вам истинное свидетельство ваших достижений как итог огромной проведенной работы.
Когда впервые ваша мама, позвонив по телефону и не узнав ваш голос, скажет: "Позовите, пожалуйста, Мэри", - а вы скажете: "Это я - Мэри", - то, значит, вы на правильном пути.
КАК ЗАБОТИТЬСЯ О СВОЕМ ГОЛОСЕ
Речевой аппарат очень хрупок и нежен. Этот деликатный инструмент нужно беречь, а делать это можно различными способами.
Избегайте чрезмерной усталости и напряжения, держа мышцы шеи расслабленными. Спокойный голос исходит только из спокойного тела. Напряженное тело приводит в напряжение голосовые связки, повышает тон голоса, нарушает резонанс и снижает слышимость.
Продолжительное форсированное использование голоса требует длительного отдыха - молчания.
Если вы чувствуете, что голос вам отказывает, проделайте несколько упражнений по релаксации всего тела. Глубоко вздохните, сделайте короткую прогулку, уединитесь хотя бы ненадолго, помолчите.
Теплый чай с лимоном оказывает смягчающее действие на горло. Многие дикторы постоянно прихлебывают воду комнатной температуры с несколькими дольками лимона, чтобы их горло чувствовало себя комфортно. Певцы обязательно носят теплый шарф, чтобы уберечь горло от колебаний температуры.
Избегайте инфекций, а при необходимости немедленно обращайтесь к врачу. Если на голосовых связках появляются узелки или полипы, их необходимо удалить хирургическим путем как можно скорее, воспользовавшись квалифицированной медицинской помощью.
Профессионалы, страдающие от заложенного носа, часто полощут синусы теплой соленой водой. Короче говоря, забота о своем голосе - это часть вашего существования в качестве общественного деятеля.
ДЫХАНИЕ
Дыхание - самая естественная и необходимая вещь. При нормальном разговоре вам вполне достаточно поверхностного дыхания, которое заполняет только верхушки легких. Но если вы стоите на трибуне, то вам нужно хорошо наполнять легкие воздухом и контролировать свое дыхание.
Когда вы дышите правильно, вы сохраняете и равновесие тела, и спокойствие. Вы автоматически настраиваете свой голосовой аппарат так, чтобы использовать диафрагму. Эта мышечная перегородка позволяет создать хороший резонанс.
Помните, что дыхание поставляет кислород в кровь, которая питает мозг и тело.
Помните, что тело человека не накапливает кислород; оно должно получать его постоянно. Для того чтобы хорошо наполнить легкие, высоко поднимайте грудь.
Наполняйте легкие снизу вверх - вдыхайте так, чтобы живот надувался. Затем наполните грудную клетку под ребрами, затем до подмышек. Продолжайте вдыхать воздух, пока не почувствуете, что наполнились им до самых ключиц. Заполните все резонансные объемы, включая гортань и нос. У вас должно быть ощущение, что вы наполнились воздухом от брюшной мышцы до горла.
Прежде чем произнести первое слово, сделайте глубокий вдох. Если вы чувствуете, что дыхания не хватает, сделайте паузу в конце предложения для следующего вдоха.
Одежда у горла и в талии должна быть удобной и свободной. Тогда вы сможете легко и без ограничений дышать.
Как уже было сказано ранее, кислород должен поступать постоянно. Он необходим для поддержания физической формы на всем протяжении вашего выступления и для постоянного питания вашего мозга.
Слышимое дыхание
При современных чувствительных микрофонах небольшие паузы для вдоха бывают слышны. Ораторы часто не подозревают об этом, пока не услышат запись. Постоянные вдохи между предложениями отвлекают слушателей. У некоторых ведущих прогноза погоды на местном радио моего родного города Вашингтона этот недостаток настолько заметен (и для меня настолько же неприятен), что каждый раз я вынуждена убавлять громкость.
Слышимое дыхание - поверхностное, которое затрагивает только верхушки легких и рот. Если вы дышите нижними отделами легких и горлом, то дыхание не заметно. Значит, для того чтобы дыхание было неслышным, углубите свое дыхание, переместите его вниз, в живот. Поработайте с магнитофоном, и вы получите хороший результат.
НЕ СТИСКИВАЙТЕ ЗУБЫ
Вы не можете хорошо артикулировать, если у вас сжаты зубы. Для того чтобы четко произносить звуки, необходим зазор между верхними и нижними зубами. Артикуляция требует пространства. Если зубы слишком сжаты, то раскрыть гортань для резонанса практически невозможно. Постоянная привычка держать зубы сжатыми приводит к нечеткой артикуляции.
Если вы посмотрите на хористов во время пения, то заметите, что можно "увидеть", а не только услышать слова. Некоторые они произносят.
Есть несколько способов создать пространство между зубами. Попробуйте сделать так, чтобы ваша челюсть "отвисла", и вы заметите, насколько проще и естественнее выговариваются слова. Некоторые упражняются с винной пробкой между зубами. Не стоит беспокоиться из-за того, как выглядит ваш раскрытый рот - зазор должен быть небольшим, только чтобы вас можно было понять.
Артикуляция и произношение
Правильная четкая артикуляция - непременное требование, предъявляемое общественному деятелю. Ваше произношение всех букв алфавита должно хорошо восприниматься слушателями.
Неправильное произношение не обязательно является результатом местного акцента. Может быть, у вас просто "ленивые губы", то есть вы не заботитесь о четкости своей артикуляции в повседневной жизни. Возможно, вы проглатываете некоторые буквы или звуки.
Наконец, вы можете просто неправильно говорить некоторые слова только потому, что большинство людей вокруг вас тоже говорят их неправильно. Таких слов достаточно много.
Если у вас есть проблемы с произношением и артикуляцией (которая обеспечивает правильное произношение), то, весьма возможно, вашу речь будет трудно понять, и слушатели потратят слишком много сил на то, чтобы выслушать ее. Если вы проглатываете звуки, то слушателям придется бессознательно восполнять пробелы.
При нормальном разговоре ваши друзья легко понимают вас. Но если вам приходится преодолевать шум в помещении, покашливание, треск аппаратуры, искажение микрофонов, то ваша артикуляция должна быть безупречной.
Кроме того, если вы говорите слишком быстро, то вы срезаете часть гласных и согласных звуков. Ухо слушателя не улавливает того, что вы произносите, и смысл сказанного теряется. Замедлить речь очень просто - нужно четко артикулировать, произносить все звуки и слоги.
Избегайте манерной артикуляции. Слишком правильное произношение раздражает, потому что звуки выходят помпезными, холодными и скучными. Такое произношение подходит разве что вышколенному дворецкому из старой английской пьесы, но не современному человеку, общающемуся с современными людьми.
Не надо рисковать, употребляя незнакомые слова - вы можете произнести их неправильно. Пусть словарь станет вашим другом. Если вам встречаются трудные длинные слова, пользуйтесь словарем как учебником и выработайте у себя привычку обращаться к нему почаще.
Читайте перед магнитофоном и записывайте звуки, которые требуют совершенствования. Купите хороший учебник, в котором достаточное внимание уделяется произношению. Продолжайте читать вслух, станьте говорящим человеком. Тренируйте слух, учитесь оценивать свое произношение, и со временем вы будете рады узнать, что произносите слова правильно и понятно.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ
На наших репетициях мы проводим так называемое художественное чтение. Т.е. берем место из Писания, я его выбираю заранее и по смыслу упражнения, и читаем. Но как...
1. Допустим, место чтения взято из нагорной проповеди. Я прошу людей, по очереди, по 5-10 стихов читать, словно ты играешь Иисуса. Т.е. в этом месте важно передать через твою дикцию те чувства, которые испытывал Иисус, проповедуя в тот день: любовь, кротость, смирение, заботу, мир, благодать. И вот все эти признаки я требую от читающего. Если у него не получается, то заново, предварительно показывая, что от него требуется. Я вообще все упражнения начинаю показывать сам, задавая тем самым нужный, правильный курс моим людям. Т.е. от них требуется не простое монотонное чтение, а именно то, как говорил эти слова Иисус! Дальше.
2. Читаем место из Писания голосом, манерой и дикцией пожилого человека и ребенка, который не то, что только учится читать, а который пока плохо читает, но уже умеет. И вот здесь я прошу у своих людей, показать мне разницу между чтением пожилого человека и ребенка. Конечно же, разница в голосе. Но не только в нем. Ведь помимо простого чтения, я прошу людей передавать их манеры поведения сообразно задаваемому характеру. Т.е. они уже садятся, как положено старцу или ребенку. И вот тут то уже видны огромные разницы. И в манере чтения, и чтения по слогам, какой-то бубнеж себе под нос, но чтоб все было четко слышно!
3. "Суетливое чтение". Это когда человек, читая книгу, показывает, что он уже эти строки читал. Т.е. проще говоря, чтение на большой, огромной скорости. От него не требуется четкого произношения слов. Нет. Это как пробежка по тексту, но желательно чтобы хоть иногда произносились явные, четкие слова. А потом можно опять устремляться в поиски потерянного места. Разрешается импровизировать в этом виде чтения, вставляя свои слова типа: "так, ну это я уже читал!" или " так, это уже было!" или "угу!". Можно во все время чтения водить пальцем по книге.
4. "Голос сострадания, скорби, печали". Идеально подходит место от Матфея 24 глава. Где Иисус перечисляет будущие события. Я просто верю, что Иисус очень переживал, произнося эти слова. Может быть, в некоторых местах он еле сдерживал слезу, ведь Он нас очень сильно любит. Вот сообразно этому месту, я и требую от своих такого же чтения. Очень сложное задание, может быть и самое сложное. Требуется вложить в свой голос печаль, скорбь. Т.е. требуйте от своих людей в это время пытаться пережить, донести до каждого слушающего на репетиции, о чем просит читающий! Чтоб всех слушающих пробивали мурашки по спине. Это верный признак, что у человека получилось. У нас из 8 человек, получилось только у 3-х! Наверно потому, что я много требую от своих людей.
5. "Голос Дьявола". Несмотря на всю казалось бы простоту, тоже сложное задание. Так как требуется не только орать и шипеть как Сатана, а еще и передать через свой голос всю ненависть, которую испытывает дьявол к нам, людям. Т.е. все должны поверить читающему!
5 а. Голос Дьявола может быть не только громким и злым. Он может быть и лукавым и хитрым. Идеальное место для чтения - сцены искушения Христа в пустыне.
В общем, и так далее в таком стиле: голос Уныния, Разочарования, Страха. Я дал пример, а ситуации можете придумывать теперь сами.
У меня на такие упражнения уходит первых полчаса репетиции. Считаю, что такие упражнения очень важны, так как развивает уровень всей группы по дикции. Просто некоторым людям в группе, которым не так все быстро дается, которые изначально не так были развиты как другие, порой бывает обидно, что в основном роли играют одни и те же, а они часто сидят на "скамейке запасных". Объясните сразу всей группе, что вы добиваетесь равноценного развития всех членов.
И еще, если видите, что у человека хорошо получается на репетиции, не тратьте на него много времени. Он и так молодец. Лучше займитесь отстающими. Только тогда они смогут догнать успевающих, сильно развитых актеров в вашей группе. Просто я считаю, лучше когда люди уже подготовлены к роли, тогда вам не придется тратить время на постановку нужного голоса актеру!
ЧИТАЕМ, КАК ДЕТИ.
Попробуем говорить детскими голосами. Чтобы это лучше получалось, почитайте вслух какой-нибудь текст по очереди. Читайте медленно, запинаясь, повторяя слова, плохо проговаривая, шмыгая носом, как это делают первоклашки. Вам будет легче это сделать, если вы все поиграете в школу. Пусть кто-то будет учительницей (или учителем). Он говорит, кому читать, другие «дети» должны читать про себя, водить пальцем по тексту. Еще совет: чтобы текст действительно трудно вам давался, переверните страницу и читайте «вверх ногами».
При этой игре-упражнении вы тренируете не только свои голосовые данные, но и учитесь входить в образ (в данном случае в образ ребенка).
ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ.
При чтении этого стиха нужно выполнять по ходу чтения все то, что написано.
Твердо запомни, что прежде, чем слово начать в упражненье,
Следует клетку грудную расширить слегка.
И при этом низ живота подобрать, опору дыханья и звука.
Плечи во время дыхания должны быть неподвижны, в покое.
Каждую строчку стихов говорить на одном выдыханье.
И проследи, чтобы грудь не зажималась в течение речи,
Так как при выдохе движется только одна диафрагма.
Чтение окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.
Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было.
Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных.
Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен.
Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком.
Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.
Прежде, чем брать упражненье на темп, высоту и на громкость,
Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:
Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался.
Выдох веди экономно, с расчетом на целую строчку.
Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, плавность –
Вот, что внимательным слухом сначала ищи в упражненье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие № 3 по Основам актёрского мастерства. Техника сценической речи. Ролевая игра «В гостях у Портняжки».
Занятие построено в форме ролевой игры. Участники занятия разыгрывают сценку прихода горожанок с заказами к Портняжке....
цикл из 4 занятий по сценической речи
Представленный материал является разработкой цикла из 4 занятий по сценической речи. Занятия рассчитаны на возраст обучающихся 8-10 л...
уроки сценической речи
Воспитание ребенка в детском музыкальном театре не может происходить в отрыве от основополагающих дисциплин, способствующих полному освоению актерской культуры, как ремеслу, дающему право грамот...
Занятия по сценической речи в школьном кукольном театре
В разработке приводятся упражнения, использующиеся в занятиях кукольного театра....
Конспект открытого занятия по сценической речи
Конспект открытого занятия по сценической речи в детской театральной студии "Бродячие артисты".Тема: "Речевой тренинг"...
Мастер – класс по сценической речи: «Комплекс профессиональных упражнений "Сценические навыки учащихся»
Комплекс профессиональных упражнений "Сценические навыки учащихся в условиях досугового пространства образовательного учреждения"...
Разработка занятий по сценической речи и сценическому движению
Разработка занятий...