уроки сценической речи
методическая разработка (5 класс) на тему
Воспитание ребенка в детском музыкальном театре не может происходить в отрыве от основополагающих дисциплин, способствующих полному освоению актерской культуры, как ремеслу, дающему право грамотно выразить свои мысли и чувства на сценических подмостках.
Сценическая речь, как инструмент актерского мастерства воспитанника театра, особенно важна и приобретает особый смысл. Стоит отметить, что сценическая речь, как предмет изучения ребенком, несколько отличается от сценической речи профессионального актера. В методике обучения ребенка правилам сценической речи существуют свои особенности: преподавание ведется исключительно в игровой форме, присущей природе ребенка, способствующей более органичному раскрытию особенностей речи каждого воспитанника и коллектива в целом. В связи с этим программа включает в себя как групповые занятия, так и индивидуальные, на которых педагог может уделить должное внимание психофизике ребенка.
При работе над голосом нужны терпение, кропотливый, каждодневный труд – труд с предельным вниманием к точности выполнения заданий, к получаемому результату. Однажды, начав работу над голосом, ее не прекращают всю жизнь, если хотят владеть им в совершенстве. Добиваться того, чтобы «…голос, речь и интонации оставались и на сцене в полной зависимости от внутреннего чувства и являлись бы его непосредственным, точным и рабским выразителем.» (К.С. Станиславский, с.с. в 8-ми томах, т.4, М., «Искусство», 2954-1961, с.181)
И здесь многое зависит от педагога, от его искусства увлечь обучаемых. Ведь высокая степень увлеченности – основное условие творческого, глубокого овладения материалом. В этой связи полезно привести слова известного педагога К.Д.Ушинского: «Всякая программа преподавания, всякая методика воспитания, как бы хороша она не была, не перешедшая в убеждение воспитателя, остается мертвой буквой… Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкций: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы.» (К.Д.Ушинский, сочинения, т.2, М., Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1948, стр. 28.)
Отсюда вытекает главный вывод – прежде чем приступать к работе с ребенком, надо профессионально овладеть предметом сценической речи, дабы не навредить его пластичной и изменчивой органике, что может пагубно отразиться в будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_scen._rechi.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
ЗАНЯТИЯ КОЛЛЕКТИВА
ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО
ТЕАТРА «ЭХО»
ПО СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ
I занятие
Объяснение предмета сценической речи, для чего она необходима. Сценическая речь – речь на сцене.
II занятие
О строении речевого, голосового аппарата. Какие системы, механизмы входят в речевой аппарат.
Системы:
- энергетическая (дыхательно-органическая), легкие, трахеобронхиальное дерево, диафрагма, костные мышцы грудной клетки.
- Генераторная система (голосовые связки с гортанью, глотка).
- Артикуляционно-резонаторная система (система резонаторов, система звукооформления)
Резонаторы: головной (усиление звука), лицевой, грудной, глоточный, губы, зубы, язык, мягкое и твердое небо, альвеолы, маленький язычок.
III занятие
Теория голосообразования: из истории системного подхода к голосообразованию (Гарсия, К.Станиславский)
IV занятие
Практическая работа.
- Артикуляционная гимнастика (служит для разогрева и для развития мышц артикуляции):
а) губы
б) упражнения для языка
в) упражнения для челюсти
- Гигиенический массаж (для снятия напряжения мышц лица, для поднятия тонуса, для разогрева кровеносных сосудов и нервных окончаний).
- Вибрационный массаж (для массажа голосовых связок) Свобода звучания, микстовое звучание, то есть среднее.
- Прочищение носоглотки, освобождение и работа на удлинение фиксированного дыхания (выдоха).
- Дыхательные упражнения (от простого к сложному):
- свеча
- мяч
- цветочный магазин
- каноэ
- лыжи
- насос
- бег по кругу
- скакалка
- Джек, часы
- Вывод звука, оформление кругом гласных, колокола
- Упражнения с гласными:
- установка звуков
- определенные гласные с согласными
- произношение по кругу гласных стаккато, легато (вопрос – ответ)
- слова с гласной
- пословицы, поговорки с гласными (с актерским оправданием)
- работа с согласными (классификация – взрывные, свистящие шипящие, а фрикативные) с кругом гласных (теннис, мяч и т.д.)
- скороговорки с согласным звуком
- стихотворные тексты с данной согласной.
- Художественные тексты (выбор, разбор по событиям, по задачам, интерес к обстоятельствам, присвоение текста – ассоциации.)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первая ступень
(дети 9-12 лет)
Режим групповых занятий: два раза в неделю по 2 академических часа.
Режим индивидуальных занятий: один раз в неделю по 1 академическому часу по текущему графику.
Тема 1ОСОВБОЖДЕНИЕ ГОЛОСА 144+72 | |
С чего начинается голос | 36+18 |
Голос внутри меня | 36+00 |
Мой голос, отраженный в окружающем мире | 36+00 |
Голосовое общение | 36+00 |
Исправление звукопроизношения | 00+36 |
Тема 2СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ 441+84 | |
Тренинг | 76+41 |
Артикуляционная гимнастика | 38+20 |
Дикционные упражнения | 38+21 |
Работа с литературным текстом | 144+72 |
Словесное действие | 48+24 |
Логика речи | 48+24 |
Орфоэпия | 48+24 |
Жанры художественного слова | 216+108 |
Фольклор | 54+27 |
Басня | 54+27 |
Проза | 54+27 |
Поэзия | 54+27 |
Итого: | 585+156часов |
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОБУЧЕНИЯ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Первая ступень – дети 9-12лет
Поскольку развивающее обучение не предполагает экзаменнационно-зачетных форм контроля, результаты работы воспитанников на этом этапе определяются в ходе открытых уроков и класс концертов, устраиваемых как внутри группы, так и для воспитанников других групп, педагогов, родителей. Результаты работы оцениваются самими воспитанниками и педагогами музыкального театра «ЭХО».
В результате обучения на первой ступени воспитанники должны:
- овладеть пятью-десятью дыхательными упражнениями и уметь выполнять их индивидуально и в группе.
- знать:
- комплекс упражнений артикуляционной гимнастики и уметь выполнять их индивидуально и в группе;
- три-пять специальных артикуляционных упражнений, необходимых для устранения собственных дефектов звукопроизношения и уметь выполнять их;
- комплекс упражнений вибрационного массажа и уметь выполнять его индивидуально и в группе.
- уметь управлять:
- высотой голоса при дерижировании педагога и при самостоятельном контроле;
- длительностью звучания при дерижировании педагога и при самостоятельном контроле;
- громкость голоса при дерижировании педагога и при самостоятельном контроле.
- знать пять-десять скороговорок и уметь четко произнести их в темпе, заданном педагогом;
- знать пять-десять сложных звукосочетаний и уметь ясно произносить их в темпе, заданном педагогом;
- овладеть приемами освобождения дыхательных мышц;
- знать несколько дыхательных упражнений и уметь правильно их выполнять;
- уметь выполнять дыхательные и речевые упражнения, усложненные незначительной физической нагрузкой (ходьбой, наклонами, замедленными кувырками, выполнением упражнения «березка» и т.п.);
- овладеть длительным выдохом при коротком вдохе;
- уметь:
- на одном вдохе произнести две-три строчки стихотворения в медленном темпе и пять-шесть строк – в быстром;
- произнести самостоятельно выбранную скороговорку, выполняя заданное педагогом, простейшее словесное действие;
- выполнять словесное действие, заданное педагогом, на знакомом стихотворном или прозаическом материале
- произнести скороговорку или несложное стихотворение, учитывая одно-два или три предлагаемых обстоятельства, предложенных педагогом;
- прочитать с листа или наизусть знакомое воспитаннику стихотворение или адаптированный к возрасту прозаический отрывок размером в одну страницу, напечатанную крупным шрифтом, расставляя логические ударения;
- строить в паре с партнером диалог, используя два-четыре простейших психофизических действий и текст трех-пяти скороговорок в течение одной-трех минут;
- поддержать диалог на заданную тему, используя скороговорки и другие тексты, не употребляя собственной произвольной речи.
Вторая ступень – дети 14-17лет
На второй ступени обучения знания, навыки и умения, полученные воспитанниками в ходе занятий, обнаруживаются, прежде всего, в целостных творческих работах: спектаклях и концертах, а также в ходе зачетных уроков, которые проводятся не реже двух раз в год. Результаты работы оцениваются самими воспитанниками, педагогами театра и коллегами-профессионалами.
Кроме умений, которыми воспитанники овладевают первой ступенью обучения, старшие воспитанники должны владеть следующими знаниями, навыками и умениями.
Уметь:
- обнаружить и самостоятельно снять мышечные зажимы, препятствующие раскрытию звукового канала;
- направлять звук в основные резонаторы трех регистров;
- устанавливать и удерживать дыхательную опору звука;
- создавать самостоятельно выбранный или заданный педагогом звуковой образ;
- устранять дефекты дикции;
- производить действенный анализ текста;
- создавать словесно-речевой образ;
- применять знания, навыки и умения, полученные на занятиях по сценической речи и самостоятельно применять их в работе над ролью.
Знать:
- правила орфоэпии и уметь самостоятельно применять их в работе с текстом;
- законы логического построения речи.
Библиография:
Козлянинова И.П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для театральных и культурно-просветительных училищ. М., Просвещение, 1967
Козлянинова И.П., Чарелли Э.М. Речевой голос и его воспитание. Учебное пособие по курсу «Сценическая речь» для студентов театральных вузов. М., 1985.
Леонарди Е.И. Дикция и орфоэпия. Сборник упражнений по сценической речи. Учебное пособие для театральных учебных заведений культурно-просветительных училищ и институтов культуры. М., Просвещение, 1967.
Савкова З.В. Техника звучащего слова./Методическое пособие./ М. ВНМЦНТиКПР, 1988.
Савкова З.В. Как сделать голос сценическим. Практические приемы, упражнения для развития голоса. М., Искусство, 1968.
Сценическая речь Учебник. /Предисловие и научное редактирование И.П. Козляниновой, И.Ю. Промптовой/ М., ГИТИС, 1995.
Черкасова Н.А. недостатки голоса драматического актера и некоторые способы их исправления. /Методическая разработка по курсу «Сценическая речь» для студентов заочного отделения актерского факультета./ М., 1980. Савкова З.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие № 3 по Основам актёрского мастерства. Техника сценической речи. Ролевая игра «В гостях у Портняжки».
Занятие построено в форме ролевой игры. Участники занятия разыгрывают сценку прихода горожанок с заказами к Портняжке....
цикл из 4 занятий по сценической речи
Представленный материал является разработкой цикла из 4 занятий по сценической речи. Занятия рассчитаны на возраст обучающихся 8-10 л...
Методическая разработка урока по учебному предмету "Сценическая речь"
Урок по теме «Речевой тренинг» (элемент разминки) проведён с учащейся 3 класса.Цель: Совершенствование знаний, умений и навыков выполнения речевого тренинга.Задачи: знать комплекс упражнен...
Мастер – класс по сценической речи: «Комплекс профессиональных упражнений "Сценические навыки учащихся»
Комплекс профессиональных упражнений "Сценические навыки учащихся в условиях досугового пространства образовательного учреждения"...
Технология развивающего обучения на уроках предмета "Основы сценической речи"
О применении методов технологии развивающего обучения на своих уроках по предмету "Основы сценической речи" в Детской школе искусств на отделении искусство театра города Нефтеюганск....
Разработка занятий по сценической речи и сценическому движению
Разработка занятий...
Основы сценической речи. Речь в движении.
Методическая разработка занятия по теме "Основы сценической речи. Речь в движении". Предлагаемый материал направлен на развитие речедвигательной функции учащихся. Может быть использова...