уроки сценической речи
методическая разработка (5 класс) на тему

 

Воспитание ребенка в детском музыкальном театре не может происходить в отрыве от основополагающих дисциплин, способствующих полному освоению актерской культуры, как ремеслу, дающему право грамотно выразить свои мысли и чувства на сценических подмостках.

Сценическая речь, как инструмент актерского мастерства воспитанника театра, особенно важна и приобретает особый смысл. Стоит отметить, что сценическая речь, как предмет изучения ребенком, несколько отличается от сценической речи профессионального актера. В методике обучения ребенка правилам сценической речи существуют свои особенности: преподавание ведется исключительно в игровой форме, присущей природе ребенка, способствующей более органичному раскрытию особенностей речи каждого воспитанника и коллектива в целом. В связи с этим программа включает в себя как  групповые занятия, так и индивидуальные, на которых педагог может уделить должное внимание психофизике ребенка.

При работе над голосом нужны терпение, кропотливый, каждодневный труд – труд с предельным вниманием к точности выполнения заданий, к получаемому результату. Однажды, начав работу над голосом, ее не прекращают всю жизнь, если хотят владеть им в совершенстве. Добиваться того, чтобы «…голос, речь и интонации оставались и на сцене в полной зависимости от внутреннего чувства и являлись бы его непосредственным, точным и рабским выразителем.» (К.С. Станиславский, с.с. в 8-ми томах, т.4, М., «Искусство», 2954-1961, с.181)

И здесь многое зависит от педагога, от его искусства увлечь обучаемых. Ведь высокая степень увлеченности – основное условие творческого, глубокого овладения материалом. В этой связи полезно привести слова известного педагога К.Д.Ушинского: «Всякая программа преподавания, всякая методика воспитания, как бы хороша она не была, не перешедшая в убеждение воспитателя, остается мертвой буквой… Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкций: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы.» (К.Д.Ушинский, сочинения, т.2, М., Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1948, стр. 28.)

Отсюда вытекает главный вывод – прежде чем приступать к работе с ребенком, надо профессионально овладеть предметом сценической речи, дабы не навредить его пластичной и изменчивой органике, что может пагубно отразиться в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_scen._rechi.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

ЗАНЯТИЯ КОЛЛЕКТИВА

ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО

ТЕАТРА «ЭХО»

ПО СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ

I занятие

Объяснение предмета сценической речи, для чего она необходима. Сценическая речь – речь на сцене.

II занятие

О строении речевого, голосового аппарата. Какие системы, механизмы входят в речевой аппарат.

 Системы:

  1. энергетическая (дыхательно-органическая),  легкие, трахеобронхиальное дерево, диафрагма, костные мышцы грудной клетки.
  2. Генераторная система (голосовые связки с гортанью, глотка).
  3. Артикуляционно-резонаторная система  (система резонаторов, система звукооформления)

Резонаторы: головной (усиление звука), лицевой, грудной, глоточный, губы, зубы, язык, мягкое и твердое небо, альвеолы, маленький язычок.

III занятие

Теория голосообразования: из истории системного подхода к голосообразованию (Гарсия, К.Станиславский)

IV занятие

Практическая работа.

  1. Артикуляционная гимнастика (служит для разогрева и для развития мышц артикуляции):

а) губы

б) упражнения для языка

в) упражнения для челюсти

  1. Гигиенический массаж (для снятия напряжения мышц лица, для поднятия тонуса, для разогрева кровеносных сосудов и нервных окончаний).
  2. Вибрационный массаж (для массажа голосовых связок) Свобода звучания, микстовое звучание, то есть среднее.
  3. Прочищение носоглотки, освобождение и работа на удлинение фиксированного дыхания (выдоха).
  4. Дыхательные упражнения (от простого к сложному):
  1. свеча
  2. мяч
  3. цветочный магазин
  4. каноэ
  5. лыжи
  6. насос
  7. бег по кругу
  8. скакалка
  9. Джек, часы
  10. Вывод звука, оформление кругом гласных, колокола
  1. Упражнения с гласными:
  1. установка звуков
  2. определенные гласные с согласными
  3. произношение по кругу гласных стаккато, легато (вопрос – ответ)
  4. слова с гласной
  5. пословицы, поговорки с гласными (с актерским оправданием)
  6. работа с согласными (классификация – взрывные, свистящие шипящие, а фрикативные) с кругом гласных (теннис, мяч и т.д.)
  7.  скороговорки с согласным звуком
  8. стихотворные тексты с данной согласной.
  1. Художественные тексты (выбор, разбор по событиям, по задачам, интерес к обстоятельствам, присвоение текста – ассоциации.)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первая ступень

(дети 9-12 лет)

Режим групповых занятий: два раза в неделю по 2 академических часа.

Режим индивидуальных занятий: один раз в неделю по 1 академическому часу по текущему графику.

Тема 1

                                                   ОСОВБОЖДЕНИЕ ГОЛОСА                     144+72

С чего начинается голос

36+18

Голос внутри меня

36+00

Мой голос, отраженный в окружающем мире

36+00

Голосовое общение

36+00

Исправление звукопроизношения

00+36

Тема 2

                                                         СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ                          441+84

Тренинг

76+41

Артикуляционная гимнастика

38+20

Дикционные упражнения

38+21

Работа с литературным текстом

144+72

Словесное действие

48+24

Логика речи

48+24

Орфоэпия

48+24

Жанры художественного слова

216+108

Фольклор

54+27

Басня

54+27

Проза

54+27

Поэзия

54+27

Итого:

585+156часов

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОБУЧЕНИЯ  И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Первая ступень – дети 9-12лет

Поскольку развивающее обучение не предполагает экзаменнационно-зачетных форм контроля, результаты работы воспитанников на этом этапе определяются в ходе открытых уроков и класс концертов, устраиваемых как внутри группы, так и для воспитанников других групп, педагогов, родителей. Результаты работы оцениваются самими воспитанниками и педагогами музыкального театра «ЭХО».

В результате обучения на первой ступени воспитанники должны:

  1. овладеть пятью-десятью дыхательными упражнениями и уметь выполнять их индивидуально и в группе.
  1. знать:
  1. комплекс упражнений артикуляционной гимнастики и уметь выполнять их индивидуально и в группе;
  2. три-пять специальных артикуляционных упражнений, необходимых для устранения собственных дефектов звукопроизношения и уметь выполнять их;
  3. комплекс упражнений вибрационного массажа и уметь выполнять его индивидуально и в группе.
  1. уметь управлять:
  1. высотой голоса при дерижировании педагога и при самостоятельном контроле;
  2. длительностью звучания при дерижировании педагога и при самостоятельном контроле;
  3. громкость голоса при дерижировании педагога и при самостоятельном контроле.
  1. знать пять-десять скороговорок и уметь четко произнести их в темпе, заданном педагогом;
  2. знать пять-десять сложных звукосочетаний и уметь ясно произносить их в темпе, заданном педагогом;
  3. овладеть приемами освобождения дыхательных мышц;
  4. знать несколько дыхательных упражнений и уметь правильно их выполнять;
  5. уметь выполнять дыхательные и речевые упражнения, усложненные незначительной физической нагрузкой (ходьбой, наклонами, замедленными кувырками, выполнением упражнения «березка» и т.п.);
  6. овладеть длительным выдохом при коротком вдохе;
  7. уметь:
  1. на одном вдохе произнести две-три строчки стихотворения в медленном темпе и пять-шесть строк – в быстром;
  2. произнести самостоятельно выбранную скороговорку, выполняя заданное педагогом, простейшее словесное действие;
  3. выполнять словесное действие, заданное педагогом, на знакомом стихотворном или прозаическом материале
  4. произнести скороговорку или несложное стихотворение, учитывая одно-два или три предлагаемых обстоятельства, предложенных педагогом;
  5. прочитать с листа или наизусть знакомое воспитаннику стихотворение или адаптированный к возрасту прозаический отрывок размером в одну страницу, напечатанную крупным шрифтом, расставляя логические ударения;
  6. строить в паре с партнером диалог, используя два-четыре простейших психофизических действий и текст трех-пяти скороговорок в течение одной-трех минут;
  7. поддержать диалог на заданную тему, используя скороговорки и другие тексты, не употребляя собственной произвольной речи.

Вторая ступень – дети 14-17лет

На второй ступени обучения знания, навыки и умения, полученные воспитанниками в ходе занятий, обнаруживаются, прежде всего, в целостных творческих работах: спектаклях и концертах, а также в ходе зачетных уроков, которые проводятся не реже двух раз в год. Результаты работы оцениваются самими воспитанниками, педагогами театра и коллегами-профессионалами.

Кроме умений, которыми воспитанники овладевают первой ступенью обучения, старшие воспитанники должны владеть следующими знаниями, навыками и умениями.

Уметь:

  1. обнаружить и самостоятельно снять мышечные зажимы, препятствующие раскрытию звукового канала;
  2. направлять звук в основные резонаторы трех регистров;
  3. устанавливать и удерживать дыхательную опору звука;
  4. создавать самостоятельно выбранный или заданный педагогом звуковой образ;
  5. устранять дефекты дикции;
  6. производить действенный анализ текста;
  7. создавать словесно-речевой образ;
  8. применять знания, навыки и умения, полученные на занятиях по сценической речи и самостоятельно применять их в работе над ролью.

Знать:

  1. правила орфоэпии и уметь самостоятельно применять их в работе с текстом;
  2. законы логического построения речи.

Библиография:

Козлянинова И.П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для театральных и культурно-просветительных училищ. М., Просвещение, 1967

Козлянинова И.П., Чарелли Э.М. Речевой голос и его воспитание.  Учебное пособие по курсу «Сценическая речь» для студентов театральных вузов. М., 1985.

Леонарди Е.И. Дикция и орфоэпия. Сборник упражнений по сценической речи. Учебное пособие для театральных учебных заведений культурно-просветительных училищ и институтов культуры. М., Просвещение, 1967.

Савкова З.В. Техника звучащего слова./Методическое пособие./ М. ВНМЦНТиКПР, 1988.

Савкова З.В. Как сделать голос сценическим. Практические приемы, упражнения для развития голоса. М., Искусство, 1968.

Сценическая речь Учебник. /Предисловие и научное редактирование И.П. Козляниновой, И.Ю. Промптовой/ М., ГИТИС, 1995.

Черкасова Н.А. недостатки голоса драматического актера и некоторые способы их исправления. /Методическая разработка по курсу «Сценическая речь» для студентов заочного отделения актерского факультета./ М., 1980. Савкова З.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие № 3 по Основам актёрского мастерства. Техника сценической речи. Ролевая игра «В гостях у Портняжки».

Занятие построено в форме ролевой игры. Участники занятия разыгрывают сценку прихода горожанок с заказами к Портняжке....

цикл из 4 занятий по сценической речи

Представленный материал является разработкой цикла  из 4 занятий по сценической речи. Занятия рассчитаны на возраст обучающихся 8-10 л...

Методическая разработка урока по учебному предмету "Сценическая речь"

Урок по теме  «Речевой тренинг» (элемент разминки) проведён с учащейся 3 класса.Цель: Совершенствование знаний, умений и навыков выполнения речевого тренинга.Задачи: знать комплекс упражнен...

Мастер – класс по сценической речи: «Комплекс профессиональных упражнений "Сценические навыки учащихся»

Комплекс профессиональных упражнений "Сценические навыки учащихся в условиях досугового пространства образовательного учреждения"...

Технология развивающего обучения на уроках предмета "Основы сценической речи"

О применении методов технологии развивающего обучения на своих уроках по предмету "Основы сценической речи" в Детской школе искусств на отделении искусство театра города Нефтеюганск....

Основы сценической речи. Речь в движении.

Методическая разработка занятия по теме "Основы сценической речи. Речь в движении". Предлагаемый материал направлен на развитие речедвигательной функции  учащихся. Может быть использова...