Педагогика
статья

Ирина Николаевна Семенова

Творческая направленность педагога позволяет максимально адаптировать выбранный им метод к среде обучения, настроению в классе, индивидуальным особенностям учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogika.docx17.59 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое творчество связано с внесением новизны в практическую деятельность учителя. Творческая направленность педагога позволяет максимально адаптировать выбранный им метод к среде обучения, настроению в классе, индивидуальным особенностям учеников.

В настоящее время в обществе, всё больше утверждается мысль о том, что образование из способа просвещения индивида должно превратиться в механизм развития творческой личности, её индивидуальных особенностей и дарований. Личности, способной конструировать самого себя, определить и изменять свою жизненную стратегию.

Достижение этой цели невозможно без педагога, обладающего творческой индивидуальностью. Чтобы усилия педагога стали действенными, недостаточно эрудиции, методической умелости, удачного выбора образовательной технологии. Необходимо чтобы учащиеся принимали педагога как яркую неповторимую личность.

Творчество понимается как деятельность, направленная на создание имущественно нового; как процесс, включенный в постановку и решение проблем, нестандартных задач; как форма познания действительности.

Один из современных подходов к пониманию сути педагогики заключается в рассмотрении её как триединства ( науки, искусства, любви). Педагогика как наука развивает мысль и чувство, утверждает ценные основания бытия человека. Педагогика наполняет его содержание и методы добросердечием, ведёт к открытиям и позволяет через творчество и мастерство найти принципиально иное качество педагогического профессионализма. Педагогика как любовь согревает педагогическое общение, наполняет его истинным уважением к личности.

Специфика педагогического творчества заключается в том, что его должны рассматривать как сотворчество учителя и ученика, несмотря на то, что они субъекты разных видов деятельности. Совпадение характера деятельности учителя и ученика и рождает сотрудничество, сотворчество, духовную близость, сопричастность к общему делу, необходимость обмена опытом, между учителем и учеником. В.И Загвязинский.

Перед учителем постоянно стоят сложные-творческие по сути своей задачи: Преобразовать содержание образования в содержание обучения; выбрать и воплотить заданные нормативы в «живые человеческие эмоции». ( В этом и заключается творческий труд педагога по В.А Сухомлинскому).

К личностным качествам педагог, которые характеризуют творческую направленность можно отнести глубокую эмоциональную погружённость в ход событий, наличие педагогических способностей, артистичность, обаяние, волю и целеустремлённость в реализации своих целей и достижений желаемых результатов, открытость, искренность.

Артистизм это особый язык творения нового. Артистизм это не только внешние факторы (мимика, интонация, ритм), хотя и они значимы для создания атмосферы урока. Артистизм - это способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе, умение жить идеями, передаваемыми ученикам на уроке, причем жить искренне.  Основой импровизационной деятельности на уроке учителей как подвижного, так и инертного типов является предварительная подготовка, составление педагогического проекта предстоящей деятельности, который должен отражать индивидуально-типологические особенности педагога, специфику его стиля деятельности.

К факторам, тормозящим развитие творческой индивидуальности педагога, можно назвать отсутствие отношения к деятельности, как к призванию; слабое осознание учителем своих индивидуальных особенностей, стремление к стандартному поведению как к единственно верному, силу привычки, неверие в свои силы, отсутствие умений, навыков и средств творческого самовыражения и др.

Начальным этапом в формировании творческой индивидуальности учителя должно быть самовоспитание, стимулирование осознания педагогом своей уникальности и значимости, принятие им гуманистических установок (в первую очередь принятие себя и других), развитие воображения, потребности и способности к творчеству. Это позволит преодолеть сложившиеся стереотипы привычных действий, сформирует свободу восприятия. Складывается фундаментальная потребность быть активным субъектом собственной жизни, чувствовать себя творцом, непохожим на других и значимым для них. Так зарождается творческая индивидуальность учителя.

Целью учителя-практика должно быть стремление почувствовать и выявить свою творческую индивидуальность, неповторимые особенности своей личности, именно это и будет способствовать эффективной деятельности учителя, позволит решить учебно-воспитательные задачи с большей результативностью и получить удовлетворение от своего труда.

Чем более развито педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, способности управлять своими мыслями, тем более продуктивной, интересной, результативной является педагогическая деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение интерактивных компьютерных технологий в педагогике музейной деятельности на примере работы школьного музея Арктики им. Г.Я.Седова. (Урок географии в контексте педагогики музейной деятельности).

Статья о проведении уроков географии в рамках  педагогики музейной деятельности в образовательном пространстве школьного музея Арктики им. Седова ГБОУ СОШ № 516 Невского района Санкт-Петербурга у...

методическая разработка для проведения семинарских занятий по дисциплине "Коррекционная и специальная педагогика" для специальности 05711 "Социальная педагогика"

Материал содержит методические указания по проведению семинарских уроков по темам: "Педагогическая помощь детям с нарушениями речи", "Развитие психики аномальных детей", "Проблемы и причины школьной н...

Портфолио по дисциплине "Коррекционная и специальная педагогика" для студентов, обучающихся по специальности 050711 "Социальная педагогика"

В методической разработке отражены разделы портфолио по дисциплине "Коррекционная и специальная педагогика"...

Укучы шәхесен үстерүдә педагогик таяныч Педагогик киңәшмәгә чыгыш

Педагогик таяныч, булышлык (поддержка)- табигать тарафыннан бирелгән потенциаль мөмкинлекләренә таянып, укучыга теге яки бу кыенлыкны җиңеп чыгарга ярдәм итү. Иң әһәмиятлесе- балага булышу. Педагогик ...

От педагогики сотрудничества к сотворческой педагогике

В статье представлен материал выступления на педсовете, посвященный педагогике сотворчества...

Укучы шәхесен үстерүдә педагогик таяныч Педагогик укуга чыгыш

Укучы шәхесен үстерүдә педагогик таяныч Педагогик укуга  чыгыш...