Роль изучения сказок народов мира в формировании толерантности
статья

Курмакаева Наталья Николаевна

Тезисы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_kurmakaeva_n_n_17.12.2020.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Региональная научно-практическая конференция "Противодействие терроризму и экстремизму, укрепление межнационального согласия в обществе"

 

Тема:  Значение изучения сказок народов мира для формирования толерантности у школьников начального звена.

Курмакаева Наталья Николаевна,

педагог дополнительного образования структурного подразделения дополнительного образования детей Дом детского творчества ГБОУ СОШ с.Кошки м.р. Кошкинский Самарской области

Проблема формирования толерантности является актуальной для современного мирового сообщества. Воспитание толерантной личности – одна из важнейших задач современного образования, т.к. образование является фундаментом для всех областей человеческой деятельности.

Воспитание толерантности в школе у младших школьников не может и не должно быть эпизодическим. Оно обязательно является целенаправленным, планомерно организованным и систематическим процессом.

В школе дети младшего школьного возраста взаимодействуют более чем с 20 детьми, которые  относятся к разным микросоциумам, имеют разный жизненный опыт и не умеют ещё хорошо взаимодействовать с окружающими. Потому учитель, который будет являться образцом толерантного поведения, должен создать благоприятную, доброжелательную обстановку, способствующую гармонизации отношений, сплочённости и сотрудничеству в классе.

 Именно в таких условиях у ребёнка сформируются такие качества и умения, как: терпение, доверие, уважение к другим, эмпатия, умение мирно разрешать конфликты и слушать других.

       Приобщение к культуре другого народа – вещь во всех отношениях полезная. Это не только путь духовно-нравственного обогащения ребенка, возможность познакомиться с «чужим», но лучше узнать свое, научиться ценить его, любить, беречь, обогащать за счет влияний других культур. Кроме того, знакомство с культурой народа ближайшего национального окружения – это самый верный путь воспитания уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения, что особенно актуально в условиях Российской Федерации.

Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка – ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка – это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает родной народ.  Младший школьный возраст – пока ещё возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет интерес ко всему сказочному и чудесному. Если сказка удачно выбрана и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.

Через произведения устного народного творчества ребенок постигает ценности толерантности. Наиболее доступной формой, в которой полярные образы людей можно задать детям, являются в первую очередь герои детских сказок. Как правило, все сказки содержат педагогические идеи, которые завуалированы в интересный для детей сюжет. Отрицательные персонажи всегда противостоят в них положительным, образуя полярные пары, противоположные не только по своим личным качествам, но и по разыгрывающимся между ними взаимоотношениям, которые олицетворяют борьбу добра и зла.

Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев.

В работе с детьми можно использовать следующие приемы формирования толерантности:

- сравнение содержания двух или трех сказок;

- сравнение характеров героев двух или трех сказок;

- рассматривание иллюстраций к сказкам и их сравнение;

- придумывание нового сюжета сказки или изменение сюжета сказки;

- моделирование сказочного сюжета;

- изготовление книжек-самоделок по содержанию сказок ;

- проведение литературных викторин;

Главная задача педагога – правильно подобрать сказки.

Принципы подбора сказок:

- сказки не должны слишком длинными;

- в сказке должны присутствовать как положительные, так и отрицательные персонажи;

- главный герой сказки должен обладать качествами толерантной личности.

Вот сравнительная  подборка сказок, направленных на формирование качеств толерантной личности:

- терпимости («Морозко»«Сказка о рыбаке и рыбке»),

- доброты («Снежная королева»«Цветик-семицветик»«Теремок»«Дюймовочка»,

- смелости («Гуси- лебеди»),

- настойчивости(«Иван-царевич и Марья-краса-длинная коса»),

-находчивости («Сивка-бурка),

-смекалки («Волк и семеро козлят»).

Проанализировав некоторые произведения нужно показать, какие именно ценности раскрываются в них и как они влияют на жизнь героев.

- В «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина мы видим пример стремления человека к власти, убеждая что оно может погубить человека.

-А в сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева» мы видим другой пример. Хрупкая девочка Герда преодолевает все трудности на своем пути, чтобы найти своего брата. Главные ценности для неё – любовь, дружба, чувство товарищества и взаимопомощи.

- В сказке И. Гауфа «Карлик Нос» главный герой Якоб был превращен в карлика за то, что посмеялся над странной старушкой. Ему пришлось пройти много испытаний, но он исправился и снова стал красавцем. Не стоит смеяться над теми кто имеет странную внешность – они тоже люди.

- Сказка «Репка» - это сказка про дружную совместную работу.

- Сказка Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок» учит быть добрым в любой ситуации.Бедному утенку столько всего пришлось пережить: смех, унижение, изгнание, одиночество… Но не смотря на это он остался добрым и вырос в прекрасного лебедя.

Сказка большой помощник в воспитании толерантности.

- Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые всегда получают по заслугам

- Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.

- Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась и побеждает.

- Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей.. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб, он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде.

- Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.

- Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство "полцарства в придачу”.

- Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.

- Сказка учит: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.

В каждой сказке есть доброта и привычка выручать друга из беды.

- Сказка помогает побеждать зло и жестокость.

Слушая, читая, играя в сказки, дети учатся распознавать добро и зло, сочувствовать слабому, обиженному, защищать униженных, понимать поступки людей, терпимо относиться к иному мнению.

В заключение сказанного, можно отметить, что нравственное воспитание по-прежнему не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у детей патриотических чувств можно решить с помощью народных сказок, которые в доступной им форме помогают познавать окружающий мир, узнавать, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, знакомят со способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; помогают понять, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, дают представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети учатся понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.

Таким образом происходит моральное воспитание, воспитание толерантных установок через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение народного искусства и традиций русского народа как средство формирования социальной и творческой активности учащихся в изменяющемся мире

К сегодняшнему дню традиционное народное творчество практически  вышло из употребления. В век научно-технического прогресса деко...

Изучение народного искусства и традиций русского народа как средство формирования социальной и творческой активности учащихся в изменяющемся мире

К сегодняшнему дню традиционное народное творчество практически  вышло из употребления. В век научно-технического прогресса деко...

Роль лингвистических сказок при изучении грамматики

Лингвистические сказки на уроках русского языка можно использовать следующим образом:- в качестве дидактического материала;- как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспрои...

ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ ДРУГОГО НАРОДА

В данной статье рассказано о проведенном городском конкурсе на базе нашей школы в рамках проекта "Тольятти - город мира"....

Урок литературы. Защита проекта «Сборник волшебных сказок народов мира».

Данный урок литературы является завершающим этапом в реализации ряда занятий по техногогии проекта. Учащиеся 5 класса самостоятельно изучали сказки народов мира, а затем на завершающем занятии предста...

Проект «К толерантности через игры народов мира в спортивном клубе»

Проект «К толерантности через игры народов мира в спортивном клубе»...

«Музыка - главное действующее лицо многих сказок народов мира».

Тема урока: «Музыка -  главное действующее лицо многих сказок народов мира».Цель урока: прививать учащимся любовь к музыке через сюжеты рассказов и сказок. Показать воздействие музыки...