Индивидуальный проект – что это такое?
статья (10, 11 класс)
Что такое Индивидуальный проект и для чего он нужен? Если Вы задаетесь данными вопросами, то Вам будет полезно почитать эту статью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_proekt.docx | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный проект – что это такое?
Мы живем в мире, где каждый день привносит в нашу жизнедеятельность изменения в различных сферах. Каждое нововведение меняет привычную ситуацию, в которой живет или к которой приспособился индивид, то есть вынуждает его покинуть рамки «зоны комфорта». Любая ситуация подразумевает некие действия и то, насколько быстро и качественно они будут спланированы, отразится на желаемом результате. Современному человеку необходимо уметь быстро перестраивать алгоритмы своего поведения под новые правила, чтобы внезапный всплеск энтропии информации не повлек за собой стрессовую реакцию и не разрушил работоспособность.
Подготовка к реалиям жизни в условиях постоянно растущей информационной энтропии современного общества начинается еще в школе. Именно этот социальный институт обязан в рамках учебной деятельности развить у обучающихся основополагающие элементы адаптивного поведения, а именно: самостоятельность в принятии решений, творческое мышление, поиск решений разнообразных задач, умение сформулировать проблему, проанализировать и распланировать свою деятельность по работе с изменившимися условиями, коммуникативная гибкость. Для.
Для достижения данной цели Федеральными государственными стандартами начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования прописано внедрение системно-деятельностного подхода, заключающегося в «…формировании готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; проектировании и конструировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения; активной учебно-познавательной деятельности обучающихся» и обозначена особая форма организации деятельности обучающихся, названная индивидуальный проект.
Что же это такое и как он помогает в решении задачи «приспособления» к информационной энтропии?
«Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной)» (ст. 11 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578)).
Индивидуальный проект – это самостоятельная деятельность обучающегося, выраженная в некотором конечном продукте – материальном или информационном.
В зависимости от ступени внедрения индивидуальный проект может быть реализован:
- в рамках внеурочной деятельности; результат его можно внести в портфолио обучающегося (начальное общее образование);
- в рамках учебного процесса (вариативная часть) – 34 часа; результат его освоения заносится в аттестат об основном общем образовании в «Дополнительные сведения» без отметки и может быть учтен при приеме в профильный класс (основное общее образование);
- в рамках учебного процесса, как учебный предмет – 68-70 ч.; результат его освоения заносится в аттестат о среднем общем образовании с отметкой (среднее общее образование).
Рассмотрим именно третий вариант, когда индивидуальный проект является таким же учебным предметом, как математика или английский язык.
Индивидуальный проект состоит из двух видов деятельности – проектная и исследовательская. Таким образом, он может быть реализован, как в рамках одной из данных видов деятельности, так и в их совокупности. Целесообразно разделить требуемые 68-70 часов на два года изучения, в идеале: 34-35 часов в 10 классе – проектная деятельность и 34-35 часов в 11 классе – исследовательская деятельность.
В чем разница между этими двумя видами деятельности? Индивидуальный проект базируется на поиске и обработке информации, но в проектной деятельности эта обработка заключается в изменении формы и представления информации, а в исследовательской деятельности – в изменении содержания, то есть получении новой информации.
Как это различие выражено на практике? Проектная деятельность всегда имеет своим результатом то, что было заложено на начальном её этапе (визуализация) и в ней нет этапа построения гипотезы. Исследовательская деятельность базируется на гипотезе и в результате может иметь подтверждение гипотезы, её опровержение или же не иметь конкретного итога вовсе, например, по причине недостаточного объема исследования.
Логично начать освоение индивидуального проекта без гипотез, то есть научиться работать с информацией, которой в нашем мире достаточно много, и получить практические навыки по отсеиванию информационного шума. Проектная деятельность поможет также повторить некие практические основы работы с программными средствами визуализации, определить уровень коммуникативности и исследовательской активности.
Как уже говорилось, ядро проектной деятельности – это визуализация результата. После определения интересующей обучающегося проблематики обязательно идет этап визуализации итога его проектной деятельности, то, ради чего он всю эту деятельность будет производить. От грамотности и детальности визуализации зависит конкретика и логичность темы, цели и задач. Если отнестись к данному этапу халатно, то весь проект будет на грани распада и действия по его реализации будут тщетными.
Индивидуальный проект имеет две стадии аттестации – предзащита (декабрь) и защита (апрель-май), на которых обучающийся демонстрирует свои успехи/неудачи по работе над проектом. После предзащиты конечный результат, к которому стремится обучающийся, может быть скорректирован, и, как следствие, будут изменены тема, цель и задачи. Защита и предзащита – это презентация своей работы перед экспертной комиссией, другими словами, обучающийся демонстрирует свои профессиональные возможности, позиционируя себя, как мастера в узком проблемном круге.
Проектная деятельность 10 класса и исследовательская деятельность 11 класса могут быть, как сонаправленные (продолжающееся исследование), так и разнонаправленные. Кроме того, вовсе не обязательно, что в 11 классе все обучающиеся будут заниматься именно исследовательской деятельностью, равно как и в 10 – только проектной.
Выбор вида деятельности будет зависеть от индивидуальных особенностей каждого обучающегося – его самостоятельности, самоконтроля, творческого интереса, научного кругозора и приобретенных знаний, умений, навыков. Кто-то будет готов заниматься исследованием уже в 10 классе, а другому будет вполне достаточно только проектной деятельности на протяжении всех двух лет.
Важно помнить, что результаты, которые представлялись на защите 10 класса, не могут быть презентованы на защите в 11 классе, даже в измененной форме визуализации. Например, если в 10 классе обучающийся создал Web-страницу, где рассказал об интересных местах своего города, а в 11 классе расширил свой проект до полноценного сайта с той же тематикой. Какой тут может быть выход? Как вариант – создание видео-экскурсии по данным достопримечательностям или аудиогида.
Если же говорить о пролонгации работы над проектом, но с изменением вида деятельности, то, в качестве примера можно рассмотреть следующую ситуацию: в 10 классе ученик изучал цветовосприятие и его влияние на процесс обучения, результатом стали подобранные в соответствии с проведенным исследованием учебные принадлежности, благоприятствующие процессу усвоения новых знаний. Тема обучающемуся понравилась и, он в 11 классе желает продолжить работать с цветом. Что можно предложить ему в качестве исследования? Например, исследование влияния цветового освещения на рост кактусов, гипотеза – при зеленом освещении кактусы растут быстрее и цветут чаще, результат – подтверждение или опровержение гипотезы на основании статистических данных, полученных эмпирическим путем – наблюдением за ростом и цветением кактусов, находящихся под разным цветовым освещением в течение года.
Какова же направленность изучения индивидуального проекта с точки зрения подготовленности выпускника общеобразовательной организации к деятельности в современных изменяющихся реалиях?
Согласно все тому же федеральному государственному стандарту среднего общего образования, в результате положительного освоения в полном объеме учебной дисциплины «Индивидуальный проект» на защите собственного проекта обучающийся должен будет продемонстрировать:
сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской, проектной деятельности, критического мышления
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности
сформированность навыков самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов
Другими словами, проектная и/или исследовательская деятельность, реализуемая обучающимся в рамках индивидуального проекта, формирует и развивает у него навыки критического мышления, самодисциплину и самокритику, умение собирать и верно интерпретировать информацию из различных источников, умение выделить проблему и сформулировать основные задачи для её решения, навыки планирования и алгоритмизации собственных действий в изменяющихся условиях, навыки научно-исследовательской деятельности.
Цель формирования у выпускника общеобразовательной организации адаптивного поведения и, как следствие, гибкости его приспособленческих навыков к внезапному скачку информационной энтропии, достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный проект. Тема проекта: Легенды российского спорта.
Индивидуальный информационн-познавательный проект. По направлению: << Физическая культура >>. Тема проекта: << Легенды российского спорта >>....
Проектная деятельность. Паспорт проекта, цели, задачи. Презентация (общая). Индивидуальные проекты учащихся.
Проектная работа "Путешествие по городу Дружбы представляет собой большое исследование по темам: книги о дружбе, история слова "дружба", песни, поговорки, стихотворения, афо...
Группа МЖКХ 3 Индивидуальные проекты 21 - 22.10. 20. Тема .1 Выбор темы проекта.
Тема 1 "Выбор темы проекта"Задание1. Выберите тему проекта. См. файл.2. Обьясните приоритет выбора данной темы.3. Найдите несколько источников по данной теме....
«Индивидуальный итоговый проект». Методические рекомендации по написанию итогового индивидуального проекта для обучающихся 9 и 11 класса изучающих английский язык
мнтодические рекомендации...
"ЧТО ТАКОЕ ПРОЕКТ И ПОЧЕМУ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА – ЭТО СЛОЖНО, НО ИНТЕРЕСНО". 10 класс. Индивидуальный проект.
Данная методическая разработка (технологическая карта урока) поможет учителю в проведении вводного занятия курса "Индивидуальный проект". Основная идея состоит в знакомстве обучающихся с про...