Консультация для воспитателей на тему: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».
консультация

Одним из разделов общей культуры речи, характеризующейся степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является звуковая культура речи, или ее произносительная сторона.

Воспитание звуковой культуры речи – одна из важных задач развития речи в детском саду, т.к. именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_zkr_u_detey_doshkolnogo_vozrasta_na_sayt.docx28.54 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».

Одним из разделов общей культуры речи, характеризующейся степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является звуковая культура речи, или ее произносительная сторона.

Воспитание звуковой культуры речи – одна из важных задач развития речи в детском саду, т.к. именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.

Основными компонентами звуковой культуры речи являются: интонация (ритмико-мелодическая сторона) и система фонем (звуки речи).

Интонация – это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, позволяют говорящему выражать разные чувства. Интонация включает в себя следующие элементы: мелодику, ритм, темп, тембр речи; логическое ударение.

 Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи необходимо развивать речевой слух, основные качества голоса (сила и высота), речевое дыхание (длительность и интенсивность).

Рассмотрим более подробно систему фонем.

В любом языке существует определенное количество звуков,  которые создают звуковой облик слов. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличить одно слово от другого. Такой звук-смыслоразличитель называется фонемой.

Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных частей речевого аппарата.

В их образовании принимают участие три отдела речевого аппарата: энергетический (дыхательный) – легкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань; генераторный (голосообразующий) – гортань с голосовыми связками и мышцами; резонаторный (звукообразующий) – полость рта и носа.

Взаимосвязанная работа этих отделов регулируется центральной нервной системой.

Все звуки речи различаются на основе артикуляторных (разница в образовании) и акустических (разница в звучании) признаков.

    Артикуляторные признаки

  1. По наличию и отсутствию преграды в ротовой полости звуки делятся на гласные и согласные (при образовании гласных (а, о, у, ы, э, и) выходящая струя воздуха не встречает в ротовой полости преграды, а при образовании согласных – встречает).
  2. По участию в артикуляции мягкого неба звуки делятся на носовые и ротовые (при образовании носовых звуков (м, мь, н, нь) мягкое небо опущено, воздух проходит через нос; при образовании ротовых звуков (все остальные) мягкое небо поднято, воздух попадает только в ротовую полость).
  3. По работе голосовых связок: гласные (а, о, у, ы, э, и); сонорные (j, м, мь, н, нь, л, ль, р, рь), звонкие (в, вь, з, зь, ж, б, бь, д, дь, г, гь), глухие (ф, фь, с, сь, ш, п, пь, т, ть, к, кь, х, хь, ц, ч, щ). При произнесении гласных, сонорных и звонких согласных голосовые связки сомкнуты и вибрируют, при этом образуется голос. При образовании глухих согласных голосовые связки раскрыты, не вибрируют, голос не образуется.
  4. Согласные звуки делятся на две группы: по способу образования и по месту образования.

По способу образования: щелевые (ф, фь, в, вь, с, сь, з, зь, ш, ж, щ, х, хь) – струя воздуха выходит в щель, смычно-взрывные (п, пь, б, бь, т, ть, д, дь, к, кь, г, гь) – есть смычка, которая с шумом взрывается выходящей струей воздуха, смычно-щелевые (ц, ч) – смычка не взрывается, а переходит в щель, смычно-проходные (м, мь, н, нь, л, ль) – смычка есть, но воздух находит проход в другом месте, дрожащие (р, рь) – кончик языка колеблется (вибрирует) в проходящей воздушной струе.

СЛ 9  Место образования определяется подвижными органами (языком или губами), которые образуют преграду для выходящей воздушной струи.

По месту образования: губно-губные (п, пь, б, бь, м, мь) – преграда образуется нижней и верхней губой; губно-зубные (ф, фь, в, вь) – преграда образуется нижней губой и верхними зубами; переднеязычные (т, ть, д, дь, н, нь, л, ль, р, рь, ш, ж, щ, ч, з, зь, ц) – преграда образуется передней частью спинки языка; среднеязычные (j – йот) – преграда образуется средней частью спинки языка; заднеязычные (к, кь, г, гь, х, хь) – преграда образуется задней частью спинки языка.

Акустические признаки

Для определения и различения звуков речи опираются не только на их артикуляционные, но и на акустические признаки. Без опоры на них невозможно проводить работу по противопоставлению звуков на слух, необходимую для успешного усвоения детьми правильного звукопроизношения.

По акустическим признакам звуки делятся на: тональные (гласные) – образуются голосом при почти полном отсутствии шума; сонорные (м, мь, н, нь, л, ль, р, рь, j) – их качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени; шумные (все остальные) – их качество определяется характером шума.

Таким образом, анализ классификации звуков русского языка показывает, что успешное овладение ребенком фонематической системой языка требует большой работы по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы.

Первый год жизни считается доречевым периодом, который является фундаментом для дальнейшего становления речи. Он крайне важен, так как идёт активное созревание речевых областей мозга.

Этот период условно можно разделить на следующие этапы: первый (0 – 3 мес.) – развитие эмоционально-выразительных реакций; второй (3 – 6 мес.) – время появления голосовых реакций (гуления и лепета); третий (6 – 10 мес.) – начало развития понимания речи, активного лепета; четвёртый (10 мес. – 1 год) – время появления первых слов.

Гуление и лепет способствуют появлению гласных (а, у, и) и некоторых согласных (м, п, б, н, т, д, к, г). 

Обычно к двум годам дети довольно четко произносят гласные: а, у, и, о, но звуки ы, э заменяют звуком и; усваивают следующие согласные: губные звуки (п, пь, б, бь, м, мь), губно-зубные (ф, фь, в, вь), переднеязычные (т, ть, д, дь, н, нь, сь, ль), заднеязычные (к, кь, г, гь, х, хь).

Рассмотрим подробнее этапы усвоения детьми трудных звуков.

Их появление начинается на третьем году жизни.

Свистящие звуки

Звук С

Сначала твердый звук с заменяется на мягкий сь или фь, может быть межзубное или призубное произношение.

Звуки З и ЗЬ

В основном появляются к концу третьего года жизни. Могут быть замены: з-сь, в; зь-сь, фь. 

Звук Ц

Усвоение звука ц обычно проходит через такие промежуточные звуки: ть-сь-с-тс-тц (типлёнок – сиплёнок – сыплёнок – тсыпленок – тцыплёнок – цыплёнок). Данная система заменителей не является обязательной для всех детей.

К четырем годам дети усваивают произношение свистящих звуков, однако, замены, смешения и пропуски по-прежнему могут встречаться в речи. К пяти годам произношение свистящих звуков, как правило, закрепляется.

Шипящие звуки

Шипящие звуки появляется обычно на третьем году жизни, но они еще очень неустойчивы.

Звук Ш

Многие дети заменяют свистящими с, сь или звуками: ть, х, ф. У некоторых детей в 4-5 лет может наблюдаться неправильное формирование звука, например, боковое, нижнее, щечное.

Звук Ж

Некоторые дети произносят сразу верно, но большинство заменяет свистящими: с, сь или звуком дь.

Звук Ч

Чаще всего заменяется на ть иногда – на щ, ц.

Звук Щ

Заменяется на ть, смешивается с сь.

 Шипящие звуки не всегда четко дифференцируется в речи, часто смешиваются со свистящими. К 4-6 годам они звуки обычно чистые, но иногда дети испытывают затруднение при произнесении слов, насыщенных свистящими и шипящими звуками, поэтому необходима работа по развитию фонематического слуха.

Сонорные звуки

Звук Л

Чаще всего звук л, заменяется на ль или опускается, т.е. не произносится совсем, а слово начинается со стоящего за звуком л гласного (лампа-ампа).

Звук РЬ

Обычно появляется раньше, чем р. Сначала, как правило, заменяется на ль или опускается.

Звук Р

Процесс усвоения звука р происходит через следующую систему заменителей й-ль-л-рь-р (рыба — рыба — либа — лыба). Данная система заменителей так же не является обязательной для всех детей.

Некоторые дети не в силах вызвать вибрацию кончика языка и произносят р как гортанный, или грассирующий («французский») звук. – это является искажением произношения. Если же вибрации кончика языка нет, но он занимает правильную позицию (за верхними зубами, на «бугорках») и при произношении звука р упирается в «бугорки» и как бы отталкивается от них, то такой звук можно считать нормативным. Если при этом он не звучит, как д или т (рыба-дыба,тыба).

К 5-6 годам произношение сонорных звуков улучшается, но могут быть трудности в употреблении слов и фраз, насыщенных одновременно звуками л и р (лаборатория; Валера красил вертолет).  

Когда в речи детей появляются новые звуки, то часто можно наблюдать обратные замены, когда вновь появившиеся звуки вытесняют те, которые были усвоены ранее. Например, появившимся звуком ш заменяются уже усвоенный ранее с, или л заменяется на р.

Таким образом, мы видим, что к трем годам дети в основном овладевают звукопроизношением. Но наиболее трудные в произношении звуки появляются в чистом виде не сразу, а постепенно через промежуточные, переходные звуки или звуки-заместители.

Формирование звука проходит несколько этапов:

  1. Этап различения звука по акустическим признакам, и развития дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения данного звука.
  2. Этап появления звука – выработка правильной артикуляции и точного звучания данного звука.
  3. Этап постепенного овладения звуком – введение звука в речь (употребление в словах и во фразовой речи).
  4. Этап дифференциации звуков – овладение фонематической системой языка, усвоение основных различительных признаков, которыми характеризуются звуки (твердость-мягкость, звонкость-глухость).

Работа над уточнением и закреплением правильного звукопроизношения уже имеющихся звуков необходима для развития артикуляционного аппарата, для подготовки к усвоению и произнесению более сложных звуков (и – с, з; у, о - шипящие), для отработки дикции.

 

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что основная задача педагога по воспитанию ЗКР – проводить работу, направленную на овладение детьми движениями органов артикуляционного аппарата; развитие слухового внимания и фонематического восприятия; уточнению и закреплению правильного звукопроизношения уже имеющихся звуков.

Литература

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия».

2. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения:  практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Методическая работа консультация для воспитателей«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум...

Консультация для воспитателей «Дидактическая игра- важное средство развития логического мышления детей дошкольного возраста».

Здесь вы узнаете, что игра является важным средством развития логического мышления ....

Консультация для педагогов и родителей: "Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением речи".

В консультации описаны направления работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением речи....

Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речиу детей дошкольного возраста»...

Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Представляю вашему вниманию интерактивный семинар-практикум, нацеленный на активное включение воспитателей в систему работы по звуковой культуре речи в разных возрастных группах. Обозначены напра...

Консультация для родителей и педагогов. Тема: Воспитание звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

       Звуки речи, отдельные элементы интонации (просодемы) – сила голоса, высота тона, темп, ритм,  тембр – сами по себе, вне языка ничего не обозначают, н...

Консультация для воспитателей "Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста»«Я не боюсь еще и еще раз повторять:забота о здоровье...