Выступление на ШМО учителей начальных классов
статья
Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме "Использование нестандартных фрм работы на уроке, способствующих эффективности обучения обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на ШМО учителей начальных классов (школа с ОВЗ) | 95.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на ШМО учителей начальных классов
Тема:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА УРОКЕ,
СПОСОБСТВУЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»
Урок-это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания учащихся с интеллектуальными нарушениями. На уроке принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь.
Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать также о нестандартных формах организации учебно-познавательной деятельности учащихся на самом уроке. Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными?
Особую актуальность эта проблема приобретает в 1- 4 классах. Главной особенностью для учащихся с интеллектуальными нарушениями является недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники испытывают потребность в познании. У них на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития. В результате чего эти дети получают неполные, а порой и искаженные представления об окружающем мире.
Учеба- труд, и труд не легкий. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом и что трудиться не просто. При этом учитель должен сделать так, чтобы не легкий учебный труд приносил учащемуся удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.
Как правило, все дети с большим желанием идут в школу, им все интересно. Но проходит некоторый промежуток времени и этот интерес к учению постепенно угасает, некоторые ученики вообще не хотят учиться.
Дети любопытны. Внимание падает, когда обучаемым преподносятся известные им знания. Если учебный материал содержит мало или почти не содержит новой информации, то быстро достигается состояние «насыщения»: учащиеся отвлекаются от того, что происходит на уроках, проявляют так называемое двигательное беспокойство. Поэтому, нам, педагогам, следует постоянно помнить об «эффекте любопытства».
Развитие познавательной деятельности учащегося рассматривается специалистами как одна из сторон его общего психического развития. У школьников развитие познавательных процессов играет центральную роль, поскольку от их особенностей зависит успешность учебной деятельности.
Нестандартные формы уроков повышают эффективность урока и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала.
По определению профессора И.П. Подласова, нетрадиционный (нестандартный) урок – это «импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную (неустановленную) структуру». В разряд нетрадиционных уроков попали некоторые типы занятий, заимствованные из внеклассных форм организации учебной работы. Отношения педагогов к таким формам проведения уроков различны: одни видят в них правильный шаг в направлении демократизации школы, другие, наоборот, считают такие уроки нарушением дидактических принципов, искажением структуры урока.
Я отношусь к тем педагогам, которые считают использование нетрадиционных форм в проведении уроков, как эффективный метод в усвоении учебного материала.
Необычные по замыслу и организации нетрадиционные уроки нравятся моим учащимся больше, чем обычные уроки со строгой структурой и установленным режимом работы. Такие уроки не только радость для них, но и определенный стимул, побуждающий интерес, вселяющий уверенность в свои силы и способности. Я считаю, что нетрадиционные уроки полезны учащимся с интеллектуальными нарушениями для их развития.
В таких уроках представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы. Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска. Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка. Это зависит от творческого подхода учителя.
Нетрадиционные уроки приносят пользу лишь тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков. Только, проанализировав весь материал по предмету, который предстоит изучить в текущем учебном году, учитель сможет определить, какие уроки целесообразно провести в нестандартной форме. Чаще нетрадиционные уроки имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся.
Но некоторые из них (уроки-путешествия, интегрированные уроки, уроки-сказки и другие) можно использовать и при изучении нового материала.
Проводятся нетрадиционные уроки не чаще одного-двух раз в четверть, обычно при завершении изучения какого-либо раздела, поэтому желательно ставить их по расписанию последними, так как дети увлекаются игрой, что может помешать проведению следующих уроков.
К данному виду урока готовится заранее не только учитель, но и весь класс, а иногда и родители, хотя привлечь к участию родителей в классе, который я сейчас веду, пока не получалось.
Нестандартные уроки играют далеко не последнюю роль в развитии творческих способностей детей, позволяют повышать их познавательную деятельность, учитывая индивидуальные особенности. В прошлом году, на семинаре для учителей начальных классов района, я рассказала о проведении нетрадиционного урока по речевой практике, используя показ кукольного спектакля силами учащихся, привлечены были все учащиеся класса и каждый показал свои творческие способности. В этом году я также продолжаю использовать нестандартные формы на этих уроках, используя, сюжетно- ролевые игры, выступление со своей придуманной сказкой или ситуацией из жизни. Результаты можно увидеть на выступлениях моего класса, особенно хочется отметить Худенко Ольгу, которая только в этом году выступила индивидуально, исполнив роль «учительницы» в инсценировке песни на общешкольном мероприятии «День Учителя». Проведение нестандартных уроков позволяет повысить эффективность обучения, вызывает познавательный интерес к обучению, решает развивающие и воспитывающие задачи. На таких уроках учащиеся могут оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, свою самостоятельность, и совсем другое психологическое состояние. Именно на таких уроках удается создать атмосферу сотрудничества, создать оптимальные условия обучающимся в соответствии с их возможностями, сделать их активными участниками урока. Анализ педагогической литературы позволяет выделить двадцать пять типов нестандартных уроков. В условиях школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, не получается применять все виды нестандартных форм урока, но некоторые из них необходимы для обучения детей. Это различные уроки: урок-викторина, урок-сказка, урок-игра, урок-путешествие, урок-экскурсия урок-праздник, и др.
В начальной школе активно используются уроки – путешествия, как уроки обобщения. Эти уроки красочные, на них применяется наглядность, элементы игр, во время проведения таких уроков дети необыкновенно активны, почти каждый получает оценку своим знаниям и серьезнее, ответственнее относится к изучению нужного материала. Эту форму можно использовать на любом уроке, особенно мне нравится применять её на уроках математики, когда, выполняя задания, учащиеся помогают спасать сказочных героев, помогают им справится с трудностями. Задавая домашнее задание, я также включаю нетрадиционную форму: например, при обобщении темы домашние и дикие животные задаю на дом индивидуальные задания, которые находятся в клубочках из ниток. Учащиеся разматывают клубок и узнают, о ком они должны составить небольшое сообщение.
Для младших школьников игра является ведущим типом деятельности, главным инструментом познания мира.
Игра – это то, что делает детство золотым веком человеческой жизни, сказочной порой удивительных открытий. Игра – один из главнейших способов становления личности учащегося, овладения им основными навыками общения, формирования творческой индивидуальности. Слова Шиллера «Человек только тогда по-настоящему человек, когда играет», – отнюдь не броский парадокс: ведь именно в игре человек раскрывает свои порой дремлющие, неожиданные для окружающих возможности. Именно игра позволяет почувствовать истинную свободу творчества.
Игру нельзя рассматривать только как развлечение, только как возможность заполнить несколько свободных минут. Каждая хорошая игра – это еще одна ступенька вверх по лестнице личностного развития (и не только ребенка, но и взрослого).
Учащиеся на уроках быстро устают не только от сидения за партой, но и от невозможности общаться друг с другом, потому что нельзя нарушать тишину. Нужна коллективная игра, в которой каждый имеет возможность принять участие на равных с другими, привыкая к очередности без необоснованной обиды. Такой игрой может стать коллективное сочинение рассказа, сказки, невероятной истории. Чтобы дети не перебивали друг друга и не старались раньше времени вступить в игру, необходим предмет, который дает право говорить и передается в определенном порядке, заранее объявленным и принятым детьми как условие игры. Это может быть игрушка – герои сказки, мультфильма или символ «власти» – корона, скипетр, флажок и т. д. В зависимости от выбранного предмета выстраивается содержание игры. В моём классе такой игрушкой служила игрушка Крошки Енота, которую мы часто использовали для мотивации учебного процесса, для организации в проведении урока или выполнения заданий.
Часто на уроках я включаю элементы соревнований, а при обобщении знаний какой-либо темы использую для этого большую часть урока.
Приведу пример урока по математике, на котором учащиеся помогали «олимпийскому мишке» попасть на IY молодёжную спартакиаду 2018. Ребятам пришлось пройти несколько этапов с заданиями. Заинтересованность и активность была настолько высока, что даже малоактивные и слабые учащиеся справлялись с заданиями.
Еще один мощный «стимулятор» урока – интонация. Дети любят произносить фразы с различной интонацией. Особенно им нравится игра, требующая умения четко выговаривать различные скороговорки, которые надо сочинить самим. Сначала ребята выбирают определенную букву, затем собирают слова, в которых она встречается, и рифмуют их.
Например: Ча -ча-ча, мы были у… (врача). Жа-жа-жа, в лесу нашли… (ежа). От-от-от, мурлычет рыжий…(кот). Иб-иб-иб, в лесочке вырос…(гриб).
А, вот такую работу я провожу со скороговорками. Например: «У Ивашки рубашки, у рубашки кармашки, «Кровельщик Кирилл криво крышу крыл». Детям предлагается произнести их с различными эмоциями и интонацией: радостно, грустно, весело, со страхом, осуждающе, поощрительно, гневно, недоуменно, с возмущением, иронично, жалуясь, ябедничая, по секрету, удивляясь, восхищаясь, невозмутимо, дразня… Подобные задания позволяют улучшить дикцию ученика, развить их творческие способности.
Иногда 10–15 мин веселой игры решают сразу несколько проблем. Скучные цифры и правила оживают, воплощаются в реальные действия и предметы. Используя таблички, картинки, настоящие предметы и игрушки, можно театрализовать условия задачи и решить ее как маленькую инсценировку. Запоминая правописание словарного слова, можно выстроить его из «живых» букв, а ту букву, которую нужно запомнить, выделить нарядом или действием, вызывающим ассоциации.
Нестандартному уроку должна предшествовать тщательная подготовка. Для начала необходимо определить, выгодно ли тратить достаточно сил и времени на подготовку нестандартного урока по теме, носящей прикладной характер, не имеющей особой практической ценности и не играющей большой роли при изучении темы.
Разработка новых, продуктивных учебных технологий заслуживает самого пристального внимания, так как без обновления методов обучения, как и без обновления его содержания, невозможно решения задач, стоящих сегодня перед школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Организация нетрадиционного урока предполагает создание условий для овладения учащимися приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
Урок может быть ошеломляюще нестандартным и вполне традиционным, азартно - увлекательным и размеренно – спокойным. Важно не это. Важно, чтобы форма высвечивала, а не затмевала содержание.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребёнка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
Литература:
1. Агафонова И.Н. Формирование у детей умения сотрудничать в паре// ж. «Управление начальной школой», № 3, 2009
2. Макарова Т. А. В гостях у деда Всеведа// СОИУУ, Смоленск, 1996.
3. Минкин С. И., Удальцова Э. Д. Необыкновенный урок, или зеленый заяц, сирень и фантазия// СОИУУ, Смоленск, 1992
4. Содержание и методы современного урока в школе с ОВЗ: интернет- ресурсы
5. Чадова Н. А. Игры в обучении младших школьников// ж. «Управление начальной школой», № 2, 2009
6. Якименко С. И., Абрамов В. В. Учебные сказки, уроки – сказки//НМО «Педагог», Витебск, 1996.
7. А.Окунев «Как учить не уча», С-П, 1996г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на занятии "мастер - класс" № 1 по теме Критерии личностного роста учителя
Методическая разработка: презентация для проведения "Мастер - класс". Личностный рост учителя – это собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потре...
Выступление на занятии «мастер-класс» № 3 Тема: Система работы по внедрению исследовательских проектов по курсам географии
Выступление на занятии «мастер-класс» № 3 Тема: Система работы по внедрению исследовательских проектов по курсам географии ...
Выступление на занятии «мастер-класс» № 2 Тема: Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творческо-исследовательских способностей учащихся.
Выступление на "Мастер -класс" по теме "Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творче...
Выступление на занятии «мастер-класс» № 4 Тема: Методические рекомендации по организации исследовательских проектов учащихся
Выступление на занятии «мастер-класс» № 4Тема: Методические рекомендации по организацииисследовательских проектов учащихся...
Выступление на занятии «мастер-класс» № 5 Тема: Технология проведения исследовательского проекта
Выступление на занятии «мастер-класс» № 5 Тема: Технология проведения исследовательского проекта...
Выступление на занятии «мастер-класс» № 6 по теме Технология печатного оформления исследовательского проекта.
Выступление на занятии «мастер-класс» № 6 по теме Технология печатного оформления исследовательского проекта....
Выступление на занятии «мастер-класс» № 7 по теме Технология защиты исследовательского проекта
Выступление на занятии «мастер-класс» № 7 по теме Технология защиты исследовательского проекта...