Урок "Мир природы и человека" по теме "Домашние и дикие птицы"
план-конспект урока
Конспект урока "Мир природы и человека" для 4 класса (интеллектуальные нарушения". Цель урока: закрепить представления о домашних и диких птицах, распределять птиц в определённу. группу. развивать речь обучающихся.В работе используются загадки, картинки, карточки для работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мир природы и человека | 203 КБ |
Предварительный просмотр:
Мир природы и человека
4 класс (интеллектуальные нарушения)
Тема: «Дикие и домашние птицы. Сравнение»
Цели для учителя:
- закрепить представление о диких и домашних птицах;
- отрабатывать умение безошибочно распределять птиц на диких и домашних;
- развивать внимание, память, речь;
- обогащать словарный запас детей;
- повышать интерес учащихся к изучению предмета;
- воспитывать бережное отношение к животным, культуру общения (работа в паре, группе).
Цели для ученика:
Знать:
- различие групп птиц;
- отличительные признаки домашних и диких птиц.
Уметь:
- различать диких птиц от домашних;
- давать характеристику каждой группе;
- распределять птиц на группы.
Ход урока:
- Организационный момент
Цель: проверить готовность учащихся к началу занятия.
- Проверьте, всё ли готово к уроку «Мир природы и человека».
Эмоциональный настрой
Учитель: Настроение у нас?
Ученики: Отличное!
Учитель: А, улыбки?
Ученики: Дело привычное!
Учитель:
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать пора!
- Актуализация опорных знаний
Цель: через актуализацию опорных знаний вывести тему и целеполагание урока.
- Какое время года?
- Какой сегодня месяц?
- Какой сегодня день недели?
- Кого называют первыми вестниками весны? (Грачи, скворцы)
3. Проверка домашнего задания
- Сегодня к нам на урок пожаловали наши старые друзья – Курочка и Мудрая сова.
- Они очень просят вас, напомнить им, о чем мы говорили на прошлом уроке.
- Давайте вспомним, на какие группы мы разделили всех птиц? (Дикие и домашние)
- Каких птиц мы называем дикими? Приведите примеры.
- Каких птиц мы называем домашними? Приведите примеры.
- Вот мы и проверили с вами домашнее задание.
4. Постановка темы урока и целеполагания.
- Ребята, а вы любите отгадывать загадки?
- Я предлагаю вам отгадать несколько загадок. Будьте внимательны.
1. Чёрный жилет, красный берет, Нос — как топор, хвост — как упор. (Дятел)
2. Распускает хвост павлином, ходит важным господином, по земле ногами - стук,
Как зовут его - ...(Индюк)
3. Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать, с первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)
4. Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами, не будильник, а всех будит.
(Петух)
5. Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. (Сорока)
6. Он твердит одно – га - га, кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь, ну конечно это - ...(Гусь)
7. Угадайте, что за птичка: тёмненькая невеличка, беленькая с живота, хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
8. В воде купается, а выходит всегда сухой. (Утка)
- Посмотрите внимательно и скажите, как одним словом можно назвать все предметы. (Птицы)
- А на какие группы можно разделить этих птиц? (На дикие и домашние)
- Распределите их на группы.
- С какой целью выполняли задание?
- Какова же тема урока?
- Что нужно знать по данной теме?
- А что уметь?
ЗНАТЬ:
- различие групп птиц;
- отличительные признаки домашних и диких птиц.
УМЕТЬ
- различать диких птиц от домашних;
- давать характеристику каждой группе;
- распределять птиц на группы.
5. Работа над новой темой
- Давайте объясним Курочке, каких птиц мы можем называть домашними? - А каких дикими?
Цель: отработать знания и умения по теме через выполнение заданий различного характера.
- В нашем классе есть ребята, увлеченные миром птиц. Они хотят узнать о некоторых из них. А вот о каких, вы узнаете, выполнив задание
Карточка №1.
Задание: прочитай слово с конца
ЙЕБОРОВ (воробей)
- К какой группе относится воробей? (дикие птицы)
- Воробей – представитель многочисленного семейства воробьиных. Воробьи встречаются повсюду, они образуют солидную часть птичьей фауны всех стран и местностей. Маленькие прыгуны-скакуны облюбовали поля севера и территории высоких гор, их много и в жарких низменностях тропиков, в лесах и на полях, в многолюдных городах и в безлюдных степях.
Какие бывают воробьи? Домовые, полевые, черногрудые, рыжие, каменные, снежные. Обычный домовой воробей — не перелётная птица, по земле передвигается скачками, людей не боится. Вес имеет не более 35 грамм, длина тела — до 20 см. Внешний вид — самый обычный, верх головы серый, горло и верхняя часть груди черные, с пестринками. Плавать, бегать по земле, петь воробьи не умеют. Но они мило чирикают.
Воробьи неплохо летают. Все внешние чувства у воробья высоко развиты: отличное зрение, слух и осязание, скорее всего, также очень тонки.
Воробьи выкармливают ежегодно один-два выводка птенцов насекомыми, уничтожая в день не по одной сотне вредных мушек, комаров, бабочек, жуков, гусениц. То есть выходит, что пользы от них для наших садов, огородов и полей куда больше, чем вреда. Конечно, в тех местах, где воробьи слишком нападают на посевы и ягоды (а такие территории есть), следует их отгонять.
Карточка №2
Из заглавных букв составьте слово.
СоКрлдВмсяОитьРыываеЕлдщЦ (скворец)
- Скворцы – небольшие птицы с оперением черного цвета, имеющие длинный и весьма острый клюв, который слегка изогнут. Самцы незначительно отличаются от самок. Если у самцов в основании клюва оперение синеватого оттенка, то у самок в том же месте наблюдаются красноватые крапинки.
Вернулись скворцы из далеких теплых стран, где они весело коротали время, пережидая суровую русскую зиму. Скворец – птица говорливая и очень любит подражать всем звукам, которые она слышит. Чего только не услышишь, находясь рядом со скворчиной стаей! Тут и скрип колеса, и лай собаки и кудахтанье кур. Можно даже услышать слова человеческой речи. Целый день скворцы соревнуются в красноречии, стараясь любой ценой перекричать соседей.
Но звуки звуками, а когда-то надо подыскивать место для выведения птенцов. В лесу скворцы занимают дупла деревьев, а в местах, где живут люди, с удовольствием селятся в скворечниках.
О скворечниках следует сказать особо. На Руси люди начали делать специальные домики для скворцов еще в давние времена, когда подметили, что скворец активно уничтожает насекомых, вредящих посевам. Чтобы привадить полезную птицу к своим полям, крестьяне стали делать простенькие домики из дерева. На передней стенке скворечника есть круглое отверстие, имитирующее вход в дупло, а под этим входом обычно делают небольшой шесток, похожий на сучок дерева. Скворечники долгое время были распространены только на территории нашей страны, но в последнее время их стали использовать и в странах Европы.
Карточка №3
- Вставьте в слово, пропущенную букву отгадайте его
И-д-к
- Индейка — крупная, красивая птица. У нее большое тело, длинные шея и ноги. Самка-индейка выглядит скромно: перышки довольно мелкие, хвост не очень пышный, оперенье не яркое.
Родина индейки — Америка. Примерно 5 тысяч лет назад людям удалось приручить ее. Это были индейцы из племени майя.
Едят индейки ягоды, побеги и стебли трав, ловят жучков и паучков.
Хозяева угощают красивых птиц картофелем, свеклой, морковью, костной и рыбной мукой.
В просторных, светлых птичниках индейки живут на насестах. Им ставят ванны с водой, кормушки, поилки, уютные домики для высиживания яиц.
- А вы хотите попробовать распределить птиц на группы и проверить свои умения?
- Я предлагаю распределить слова на две группы.
- Возьмите карточку
- Работать будем в паре.
КАРТОЧКА №4
Цель: проверить умение распределять птиц на группы.
Задание: распредели слова на две группы, соединив стрелками
ДИКИЕ ДОМАШНИЕ
ГРАЧ
СОРОКА
КУРИЦА
ИНДЮК
СНЕГИРЬ
ВОРОНА
УТКА
ГУСЬ
ПЕТУХ
-Какие птицы вы отметили, как дикие, так и домашние? (Гусь, утка)
- Давайте объясним, каких птиц мы можем называть дикими?
- А каких домашними?
- Что помогло вам справиться с заданием?
- Мудрая Сова предлагает проверить ваши знания.
- В разное время года у птиц появляются птенцы. Чтобы проверить, знаете ли вы птенцов, мы поиграем в игру
Игра «Отгадай детёныша»
- Я называю взрослую птицу, а вы – птенцов этой птицы:
курица - … цыплята
ворона – … воронята
утка - … утята
гусь - … гусята
ворона - … воронята
индюк – … индюшата
скворец - …скворчата
курица - … цыплята
сова - … совята
- Молодцы! И с этим заданием вы справились.
- А с какой целью Мудрая сова предложила вам эту игру?
-Ребята, а от кого зависит жизнь домашних птиц?
- Почему?
- Чем же отличается жизнь диких птиц от домашних?
- А, чем домашние птицы платят людям за любовь, за ласку, внимание?
- А, как мы помогаем диким птицам?
- А, какую пользу приносят дикие птицы? (уничтожают леса, поля, огороды от вредных насекомых)
- А какие из диких птиц бывают еще и домашними? (Гуси, утки).
- Отличаются ли дикие гуси и утки от домашних?
- Чтобы убедиться в этом, откройте учебник на стр. 43.
- У кого есть дома птицы?
- Как вы за ними ухаживаете?
- Могут ли домашние птицы стать дикими? Что с ними может случиться?
Итог урока
Цель: подвести итог урока.
- Над какой темой сегодня работали на уроке?
- Кто получил новые знания на уроке? Какие?
Домашнее задание с.43
ПРИЛОЖЕНИЕ
КАРТОЧКА №1 Задание: прочитай слово с конца ЙЕБОРОВ | КАРТОЧКА №1 Задание: прочитай слово с конца ЙЕБОРОВ |
КАРТОЧКА №1 Задание: прочитай слово с конца ЙЕБОРОВ | КАРТОЧКА №1 Задание: прочитай слово с конца ЙЕБОРОВ |
КАРТОЧКА №1 Задание: прочитай слово с конца ЙЕБОРОВ | КАРТОЧКА №1 Задание: прочитай слово с конца ЙЕБОРОВ |
КАРТОЧКА №1 Задание: прочитай слово с конца ЙЕБОРОВ | КАРТОЧКА №1 Задание: прочитай слово с конца ЙЕБОРОВ |
КАРТОЧКА №1 Задание: прочитай слово с конца ЙЕБОРОВ | КАРТОЧКА №1 Задание: прочитай слово с конца ЙЕБОРОВ |
КАРТОЧКА №1 Задание: прочитай слово с конца ЙЕБОРОВ | КАРТОЧКА №1 Задание: прочитай слово с конца ЙЕБОРОВ |
КАРТОЧКА №2 Задание: из заглавных букв составьте слово. СоКрлдВмсяОитьРыываеЕлдщЦ | КАРТОЧКА №2 Задание: из заглавных букв составьте слово. СоКрлдВмсяОитьРыываеЕлдщЦ |
КАРТОЧКА №2 Задание: из заглавных букв составьте слово. СоКрлдВмсяОитьРыываеЕлдщЦ | КАРТОЧКА №2 Задание: из заглавных букв составьте слово. СоКрлдВмсяОитьРыываеЕлдщЦ |
КАРТОЧКА №2 Задание: из заглавных букв составьте слово. СоКрлдВмсяОитьРыываеЕлдщЦ | КАРТОЧКА №2 Задание: из заглавных букв составьте слово. СоКрлдВмсяОитьРыываеЕлдщЦ |
КАРТОЧКА №2 Задание: из заглавных букв составьте слово. СоКрлдВмсяОитьРыываеЕлдщЦ | КАРТОЧКА №2 Задание: из заглавных букв составьте слово. СоКрлдВмсяОитьРыываеЕлдщЦ |
КАРТОЧКА №2 Задание: из заглавных букв составьте слово. СоКрлдВмсяОитьРыываеЕлдщЦ | КАРТОЧКА №2 Задание: из заглавных букв составьте слово. СоКрлдВмсяОитьРыываеЕлдщЦ |
КАРТОЧКА №2 Задание: из заглавных букв составьте слово. СоКрлдВмсяОитьРыываеЕлдщЦ | КАРТОЧКА №2 Задание: из заглавных букв составьте слово. СоКрлдВмсяОитьРыываеЕлдщЦ |
КАРТОЧКА №3 Задание: вставьте в слово, пропущенные буквы отгадайте его И – Н Д - К | КАРТОЧКА №3 Задание: вставьте в слово, пропущенные буквы отгадайте его И – Н Д - К |
КАРТОЧКА №3 Задание: вставьте в слово, пропущенные буквы отгадайте его И – Н Д - К | КАРТОЧКА №3 Задание: вставьте в слово, пропущенные буквы отгадайте его И – Н Д - К |
КАРТОЧКА №3 Задание: вставьте в слово, пропущенные буквы отгадайте его И – Н Д - К | КАРТОЧКА №3 Задание: вставьте в слово, пропущенные буквы отгадайте его И – Н Д - К |
КАРТОЧКА №3 Задание: вставьте в слово, пропущенные буквы отгадайте его И – Н Д - К | КАРТОЧКА №3 Задание: вставьте в слово, пропущенные буквы отгадайте его И – Н Д - К |
КАРТОЧКА №3 Задание: вставьте в слово, пропущенные буквы отгадайте его И – Н Д - К | КАРТОЧКА №3 Задание: вставьте в слово, пропущенные буквы отгадайте его И – Н Д - К |
КАРТОЧКА №3 Задание: вставьте в слово, пропущенные буквы отгадайте его И – Н Д - К | КАРТОЧКА №3 Задание: вставьте в слово, пропущенные буквы отгадайте его И – Н Д - К |
КАРТОЧКА №4 Задание: распредели слова на две группы, соединив стрелками ДИКИЕ ДОМАШНИЕ ГРАЧ ПЕТУХ СОРОКА КУРИЦА ИНДЮК СНЕГИРЬ УТКА ВОРОНА ГУСЬ
| КАРТОЧКА №4 Задание: распредели слова на две группы, соединив стрелками ДИКИЕ ДОМАШНИЕ ГРАЧ ПЕТУХ СОРОКА КУРИЦА ИНДЮК СНЕГИРЬ УТКА ВОРОНА ГУСЬ |
КАРТОЧКА №4 Задание: распредели слова на две группы, соединив стрелками ДИКИЕ ДОМАШНИЕ ГРАЧ ПЕТУХ СОРОКА КУРИЦА ИНДЮК СНЕГИРЬ УТКА ВОРОНА ГУСЬ | КАРТОЧКА №4 Задание: распредели слова на две группы, соединив стрелками ДИКИЕ ДОМАШНИЕ ГРАЧ ПЕТУХ СОРОКА КУРИЦА ИНДЮК СНЕГИРЬ УТКА ВОРОНА ГУСЬ
|
КАРТОЧКА №4 Задание: распредели слова на две группы, соединив стрелками ДИКИЕ ДОМАШНИЕ ГРАЧ ПЕТУХ СОРОКА КУРИЦА ИНДЮК СНЕГИРЬ УТКА ВОРОНА ГУСЬ | КАРТОЧКА №4 Задание: распредели слова на две группы, соединив стрелками ДИКИЕ ДОМАШНИЕ ГРАЧ ПЕТУХ СОРОКА КУРИЦА ИНДЮК СНЕГИРЬ УТКА ВОРОНА ГУСЬ |
КАРТОЧКА №4 Задание: распредели слова на две группы, соединив стрелками ДИКИЕ ДОМАШНИЕ ГРАЧ ПЕТУХ СОРОКА КУРИЦА ИНДЮК СНЕГИРЬ УТКА ВОРОНА ГУСЬ | КАРТОЧКА №4 Задание: распредели слова на две группы, соединив стрелками ДИКИЕ ДОМАШНИЕ ГРАЧ ПЕТУХ СОРОКА КУРИЦА ИНДЮК СНЕГИРЬ УТКА ВОРОНА ГУСЬ |
КАРТОЧКА №4 Задание: распредели слова на две группы, соединив стрелками ДИКИЕ ДОМАШНИЕ ГРАЧ ПЕТУХ СОРОКА КУРИЦА ИНДЮК СНЕГИРЬ УТКА ВОРОНА ГУСЬ | КАРТОЧКА №4 Задание: распредели слова на две группы, соединив стрелками ДИКИЕ ДОМАШНИЕ ГРАЧ ПЕТУХ СОРОКА КУРИЦА ИНДЮК СНЕГИРЬ УТКА ВОРОНА ГУСЬ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дикие птицы: лебедь.
Цели: - знакомство с представителями диких птиц на основе изучения лебедя; - отработка умения самостоятельно описывать объект, исполь...
Открытый урок по живому миру по теме: "Дикие птицы нашего края - коршун".
Конспект открытого урока в 3 классе коррекционной школе по живому миру....
картинный материал для подготовки презентаций по теме "Дикие птицы"
В помощь учителю-логопеду: картинный материал для подготовки презентаций по теме "Дикие птицы". Данный материал значительно сократит ваше время для подготовки занЯтий с использованием ИКТ....
Урок биологии в 7 классе. Тема урока: Значение птиц в природе и жизни человека. Птицеводство. Охрана птиц.
Цель урока :формировать знания обучающихся о значении птиц, их охрану и миграционные процессы; раскрыть роль птиц в экосистемах и хозяйстве человека; продолжать формировать умение обобщать, сопо...
Тема урока: «Животные (обобщение): домашние и дикие, птицы, насекомые».
Тема урока: «Животные (обобщение): домашние и дикие, птицы, насекомые».Цель урока: Систематизация и обобщение знаний по теме «Животный мир»Задачи:1. закрепить знания о весенних месяц...
Конспект урока мир природы и человека в 3 классе "Птицы. Строение птиц"
Урок рассчитан на детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" по теме "Дикие и домашние животные. Сравнение". 2 класс
Материал соответствует АООП по ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями, 1 вариант...