Результаты мониторинга эффективности внедрения и тиражирования технологии создания учебных материалов (видеоуроков)
материал
В ноябре месяце 2020 года в рамках реализации проекта «Совершенствование подходов к разработке и использованию обучающих материалов для учебных предметов (предметных областей) в общеобразовательных организациях в условиях развития современной цифровой образовательной среды» по заказу Министерства просвещения Российской Федерации, ООО «Верконт Сервис» провел мониторинг эффективности внедрения и тиражирования технологии создания учебных материалов (видеоуроков).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ro-07-19_statya_analiz_monitoring_01.11.20.doc | 237 КБ |
Предварительный просмотр:
Результаты мониторинга эффективности внедрения и тиражирования технологии создания учебных материалов (видеоуроков)
В ноябре месяце 2020 года в рамках реализации проекта «Совершенствование подходов к разработке и использованию обучающих материалов для учебных предметов (предметных областей) в общеобразовательных организациях в условиях развития современной цифровой образовательной среды» по заказу Министерства просвещения Российской Федерации, ООО «Верконт Сервис» провел мониторинг эффективности внедрения и тиражирования технологии создания учебных материалов (видеоуроков).
Мониторинг проводился с целью изучение динамики хода процесса и результатов внедрения и тиражирования технологии создания учебных материалов.
Представляем результаты внедрения и тиражирования технологии создания учебных материалов (видеоуроков) в рамках проведения мониторинга. Анализ и оценка собранных данных произведены в разрезе разных субъектов страны.
Рассмотрим, каким дидактическим требованиям к структуре учебных материалов отвечают видеоуроки педагогов, ознакомившись с диаграммой.
Рисунке 1 – Элементы в качестве компонентов системы оценки знаний, которые использованы в созданном уроке
На рисунке 1 представлено распределение использованных в видеоуроке компонентов системы оценки знаний. Как оказалось, большинство педагогов используют тесты (17%). Среди других компонентов – вопросы, творческие задания-суждения, интерактивные элементы, загадки, викторины, исследовательские задания, кроссворды, ребусы. Реже всего педагоги задействуют дискуссии (5%).
Проанализируем формы учебной работы, которые используют современные педагоги в видеоуроках.
Рисунок 2 – Формы учебной работы, используемые в рамках созданного видеоурока
Мониторинг показал, что большинство участников опроса (39%) предусмотрели оптимальное сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы. 26% педагогов утверждают, что в рамках урока заложен достаточный объем самостоятельной работы. 18% считают, что рационально используется работа обучающихся в микрогруппах. Еще в 9% случаев преобладает фронтальная форма работы, в 5 % – предусмотрен малый объем самостоятельной работы. И только 3% опрошенных отмечают, что формы учебной работы в рамках видеоурока являются однообразными.
Опрос также был направлен на то, чтобы определить, придерживались ли педагоги рекомендаций технологии по созданию видеоуроков и учитывали ли они психолого-физиологические особенности обучающихся при разработке материалов.
Рисунок 3 – Следование рекомендациям технологии по созданию учебных материалов (видеоуроков) применительно к каждому технологическому решению видеоурока с учетом психолого-физиологических особенностей обучающихся
Как выяснилось в ходе мониторинга, 43% опрошенных педагогов придерживались указанных рекомендаций. В полной мере им следовали 38% респондентов. 11% опрошенных педагогов не создают видеоуроки и используют только разработанные материалы. Еще 7% респондентов затруднились ответить. 1% респондентов отметил, что указанные рекомендации при создании видеоурока не использовались.
В ходе опроса педагоги также рассказали, на каких занятиях они используют видеоуроки.
Рисунок 4 – Использование видеоуроков
Как выяснилось, 52% педагогов используют видеоуроки на урочных занятиях в образовательной организации. 32% опрошенных отметили, что применяют видеоуроки на внеклассных мероприятиях, а 13% – на занятии с учеником, который находится на домашнем обучении.
Кроме того, опрос помог выяснить, насколько эффективно внедрение технологии видеоуроков применительно к учебному предмету.
Рисунок 5 – Эффективность внедрения технологии создания видеоуроков применительно к преподаваемому учебному предмету (предметной области)
В целом, внедрение технологии создания видеоуроков было оценено педагогами как эффективное. Только 8% участников опроса отметили, что в учебном процессе существенно ничего не изменилось. 2% педагогов посчитали внедрение технологии применительно к преподаваемому учебному предмету неэффективным.
Выводы
Результаты мониторинга эффективности внедрения и тиражирования технологии создания учебных материалов (видеоуроков):
для организации занятий с видеоуроками большинству педагогов требуется только школьный компьютер (или компьютер с проектором);
видеоуроки создаются с применением наиболее доступной и простой в использовании, но, в то же время, малофункциональной программы – Power Point;
основным методом создания видеоуроков является использование комбинированных материалов, таких как текст, видео, аудио, что способствует наиболее эффективному усвоению учебного материала;
в видеоуроках педагоги делают акцент на четкую формулировку сути вопроса, яркие примеры и логичное изложение учебного материала;
основные дидактические требования к структуре создания видеуроков реализует большинство педагогов, при этом реже всего используются инфографика и соблюдение единого стиля видеоурока;
относительно большой процент видеоуроков предусматривает оптимальное сочетание фронтальной, индивидуальной, групповой работы и достаточный объем самостоятельной работы;
сравнительно большое количество педагогов при создании видеоуроков в полной мере или частично придерживались рекомендаций и инструкций по созданию материалов, учитывая психолого-физиологические особенности обучающихся;
как правило, респонденты используют видеоуроки на урочных занятиях в образовательной организации и на внеклассных мероприятиях.
В целом, педагоги отмечают эффективность внедрения технологии создания видеоуроков применительно к преподаваемому ими предмету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся", 2008
Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся"...
Профессиональный проект_Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс на уроках географии
Новые технологии обучения на уроках географии в школе закрытого социума...
Внедрение дистанционных образовательных технологий в учебный процесс общеобразовательных учреждений.
Определение дистанционного обучения. Деятельность при ДОТ. Типы уроков с примененеием ДОТ....
Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс на уроках физики
21 век – время перемен. И в наше время в российское образование пришли новые веяния. Появились новые подходы к извечным проблемам: как учить, какие педагогические технологии использовать, какие ...
Педагогическая мастерская «Технология создания учебных заданий, как средство достижения планируемых результатов ФГОС»
Тема: «Технология создания учебных заданий, как средства достижения планируемых результатов ФГОС»Цель: формирование понимания принципов построения учебных заданий, как средства достижения ...
Аналитическая справка по результатам мониторинга эффективности деятельности руководителей ОО Ельниковского муниципального района
Ммониторинг эффективности деятельности руководителей ОО Ельниковского района 2020 г ....
ПОЛОЖЕНИЕ о проведении Фестиваля учебных материалов (видеоуроков) педагогов в рамках проекта «Телешкола»
ПОЛОЖЕНИЕ о проведении Фестиваля учебных материалов (видеоуроков) педагогов в рамках проекта «Телешкола»...