Статья "Урок в современной школе"
статья

Тишина Вера Петровна

В связи с введением ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) на педагогов возложена ответственность достижения целей учебного процесса в свете современных требований общества.  

  Главная цель ФГОС - раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды.

Стандарт направлен на решение следующей задачи образования обучающихся - формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить его до конца, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок в современной школе20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тишина Вера Петровна

учитель ГБОУ РМ «Инсарская

общеобразовательная школа-интернат»

УРОК В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

В связи с введением ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) на педагогов возложена ответственность достижения целей учебного процесса в свете современных требований общества.  

  Главная цель ФГОС - раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды.

Стандарт направлен на решение следующей задачи образования обучающихся - формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить его до конца, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками).

Ведущую роль  в образовательном процессе занимает школьный урок, где происходит реализация педагогического взаимодействия,  общение учителя и ученика. По итогам урока судят и о педагогическом мастерстве учителя, и об уровне подготовки ученика. Поэтому урок – это визитная карточка каждого учителя. Каждый урок – это сложная система, все компоненты здесь связаны; это целостный учебно-воспитательный процесс.

В основу Стандарта обучающихся с умственной отсталостью положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:

  • признание обучения как процесса организации речевой, познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с умственной отсталостью;
  • развитие личности обучающегося с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социальной адаптации;
  • личностное и познавательное развитие с учетом их особых образовательных потребностей;
  • рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

В соответствии с новыми стандартами, необходимо усилить мотивацию детей к познанию окружающего мира, продемонстрировать им, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Поэтому большая часть времени на уроке должна быть посвящена изучению нового материала ("учить на уроке"). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Контрольная функция на уроке - это постоянная обратная связь "ученик - учитель". Закрепление проводится в форме повторения и применения знаний. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему урока, наиболее коротким путем ведущую учащихся к цели.

При этом надо учитывать, что развитие каждого ученика идет неравномерно: то замедленно, то скачкообразно.

Выделяя в качестве основной цели учебного процесса продвижение учеников в развитии, усвоение ими знаний, умений и навыков, актуальной и обязательной составляющей педагогического творчества становится проблема дифференциации учебной работы.

Возможность применения индивидуально-дифференцированного подхода в традиционной форме организации учебной деятельности помогает оптимизировать процесс обучения в разнородных группах и добиться как можно более высокого раскрытия потенциала каждого ученика или отдельно взятой группы. Ведь принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация стандартов на результаты освоения адаптированных основных общеобразовательных программ.

Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Учитель должен поддерживать инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивать приоритет его деятельности по отношению к своей собственной. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Выделяют три постулата современного урока:

  • Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.
  • Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
  • Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Современный урок в рамках ФГОС для детей строится на основе использования технических средств обучения с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. Применение ИКТ для обучения данной категории учеников является неотъемлемой частью современного урока.

Современный урок для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - это:

  • урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
  • урок, содержащий разные виды деятельности.
  • урок, на котором ученику должно быть комфортно.
  • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
  • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Требования к структуре говорят о необходимости:

  • Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, продумываются оптимальные средства ее достижения).
  • Определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом).
  • Связать данный урок с предыдущими и последующими уроками.
  • Отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала.
  • Обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся.
  • Продумать систему повторения и закрепления изученного материала.

Требования к подготовке и организации урока:

  • Обеспечить на уроке охрану здоровья школьников (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения).
  • Начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме.
  • Своевременно готовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал.
  • Обеспечить разнообразие типов уроков в системе уроков по данной теме.
  • Создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя.

Требования к содержанию урока и процессу учения:

  • Урок должен быть воспитывающим.
  • Должны выполняться требования, вытекающие из основных дидактических принципов.
  • На уроке следует воспитывать любовь к природе.
  • Процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и учителя доказательными, лабораторные и практические работы должны включать элементы творческого поиска.
  • В процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе и т.д.

Требования к технике проведения урока:

  • Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях.
  • Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учеников завершенными.
  • Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке.
  • Создавать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда.
  • Менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения.
  • Управлять учебным процессом на уроке так, чтобы большую часть урока активно работали учащиеся.

Выделяется ряд показателей эффективности современного урока:

  • Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока.
  • Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности        других.
  • Демократичность, открытость.
  • Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
  • Мотивация познавательной деятельности на уроке. Обучение через открытие.
  • Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
  • Развитие личности.
  • Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
  • Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока.
  • Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке, с последующей самопроверкой или взаимопроверкой.
  • Достижение целей урока.

Основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, цели урока.


Литература

  1. Татарченкова С.С.. Урок как педагогический феномен. Учебно-методическое пособие. СПб., 2005
  2. Конаржевский Ю.. Анализ урока. М., 2003.
  3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. Ростов-на-Дону, 2003.
  4. Перминова Л.М., Фёдоров Б.И. Наука обучать. СПб., 2000.
  5. Гришова Е.А. Современный урок в условиях введения ФГОС нового поколения [Электронный ресурс] / Е.А. Гришова // http://wiki.ippk.ru/images/1/1f/Гришова_Е.А., Горобец М.А.
  6. Иванова М.Ю. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-v-usloviyah-vvedeniya-fgo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Современной школе - современный учитель"

" Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя,а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том,что он есть, должен быть и не может быть иным.Эта уверенность встречается ре...

Выступление на тему "Современный урок в современной школе" на педагогических чтениях - 2012

В выступлении рассматривается актуальность данной темы на сегодняшний день, общие требования к современному уроку, основные пути совершенствования урока в современной школе....

Современный учитель в современной школе (размышления по поводу).

Современный учитель в современной школе (размышления по поводу)....

Муниципальный марафон "Современной школе - современная библиотека"

"Комфортная образовательно - воспитательная среда школьной библиотеки"...

Коммуникативность – как важнейшее качество современного учителя, способствующее разрешению проблем современной школы.

В последние годы особую остроту приобретает  задача повышения качества образования, поиски решения которой приобретают характер национальной проблемы. Сегодня не вызывает сомнения факт, что сущес...

Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.

Современная школа - современный учитель.  Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе....