Народные праздники как форма КТД
статья
Праздник - форма коллективного творческого дела в ансамбле "Забава"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_ktd.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Народные праздники как форма КТД.
МБУДО «Центр детского творчества» г.Саяногорск
Педагог: Королева Ольга Евгеньевна
Концертмейстер: Дуюн Сергей Александрович
Реальность нашей жизни сегодня такова, что утрачены многие традиции, обычаи, которые играли первостепенную роль в формировании личности, укреплении системы жизненных и нравственных установок подрастающего поколения. Постижение наследия народного творчества, где в органичной системе изобразительно-пластических, музыкально-поэтических средств выражается неразрывная связь духовной, материальной жизни и окружающей среды, может послужить формирующим фактором развития духовной культуры обучающихся.
Пробудить в детях потребность к творческому самовыражению – задача нелегкая и первостепенная. К сожалению, в наше время детям свойственно пассивное потребление культурного опыта людей. В ансамбле русской народной песни «Забава» Центра детского творчества г.Саяногорска дети изучают народную культуру России, узнают о жизни и быте русского народа, его традициях, обычаях и обрядах, что способствует развитию у обучающихся исторической памяти, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающей действительности, становлению творческих качеств личности.
В поиске путей духовного становления личности ребёнка неоценимую значимость приобретает коллективная творческая деятельность (КТД).
Понятие «Коллективное творческое дело» (КТД) было введено в середине 60-х годов советским педагогом и писателем Антоном Семеновичем Макаренко, который разработал ряд направлений воспитания, заключающиеся в центральной роли коллектива в развитии личности.
Продолжил педагогическое наследие А.С. Макаренко и стал его последователем академик (доктором педагогических наук, профессором) Игорь Петрович Иванов. Педагоги считают его изобретателем методики КТД, создателем педагогики, о которой говорят как о «педагогике сотрудничества», называют ее «коллективное творческое воспитание», «воспитание по Иванову».
Коллективное творческое дело - совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых, способствующее оказывать комплексное педагогическое воздействие на развитие эмоционально-волевых качеств, познавательных, творческих способностей, формированию мировоззрения личности, сплочению коллектива.
Отличительные признаки КТД:
- коллективность - совместное создание дела (планируется, готовится, совершается и планируется совместно с воспитанниками, воспитателями как младшими, так и старшими) с самого первого этапа;
- целеполагание (для чего надо, что хотим, для кого это нужно?);
- мотивация - высокая мотивация создателей (нам это надо?);
- творчество (планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения, жизненно важных задач);
- рефлексия (самоанализ, осмысление, оценка происходящего.
Одна из форм Коллективно творческого дела в ансамбле «Забава» - народный праздник.
Праздник для обучающихся становится стимулом к художественно-творческому выражению в различных видах деятельности: пении, сочинительстве, танце, рукоделии. На праздниках ребята легко, без напряжения приобретают опыт взаимодействия с другими людьми, проявляют творческие способности, организаторские и лидерские качества, а главное осознают свою роль в обществе.
Цель проведения народного праздника – способствовать решению проблемы целостного развития личности посредством взаимодействия народного творчества, понимания обучающимися окружающей действительности, осмысления исторического развития народной культуры.
Содержание праздника строится по земельно-календарному принципу, на каждое время года.
Народный праздник в ряду обучающих занятий имеет ряд параметров:
- наличие предметного компонента (костюмы, оборудование, реквизит, игрушки и т.п.);
- знакомство с культурным наследием через доступные формы народного творчества и игры;
- коллективность, совместность участия;
- проявление артистизма, эмоциональный подъем;
- развивающий эффект, возможность для каждого воспитанника проявить свою индивидуальность, самоутвердиться, самореализоваться.
Ценность проведения народного праздника во многом определяется успехом подготовительных этапов. Готовясь к такому мероприятию, участвуя в нем, дети становятся не пассивными зрителями, а активными участниками – играют в народные игры, разучивают пословицы и поговорки, поют, импровизируют и т.п. В процессе работы идет закрепление и расширение знаний, приобретается опыт применения их на практике.
Из опыта ансамбля «Забава» определился своеобразный алгоритм действий по проведению народных праздников:
1.Предварительная работа:
- выбор темы, соответственно народному календарю;
- определение конкретных воспитательных и жизненно-практических задач и действий для их выполнения;
- привлечение родителей, педагогов других творческих объединений к обсуждению и дальнейшему участию в совместной работе;
- увлечение детей перспективой интересного и полезного дела;
- проведение «нацеливающих» занятий, бесед, встреч и т.д.
2. Коллективное планирование:
- организация работы (обсуждение плана и замысла мероприятия);
- поиск и выбор лучшего варианта;
- опора на ранее накопленный опыт;
- выбор руководящего органа для подготовки и проведения мероприятия и стимулирование активности и самостоятельности каждого воспитанника при решении организационных вопросов.
3. Подготовительная работа:
- разучивание музыкально-художественного материала по выбранной теме;
- реализация коллективно принятого плана проведения праздника;
- работа микроколлективов (групп, объединений) в соответствии с поручениями (подготовка атрибутов на занятиях, изготовление реквизита, музыкальное оформление и т.п.);
- сотрудничество и взаимопомощь в процессе подготовки;
- актуализация детьми полученного опыта, знаний, умений и навыков.
4. Проведение мероприятия:
- участие в коллективном творческом деле (демонстрация своих творческих способностей);
- формирование определенных знаний, умений и навыков;
- создание соответствующего настроя, одобрение и поддержка педагогом участников праздника.
5. Подведение итогов и анализ (рефлексия):
- организация коллективного обсуждения результатов мероприятия с учетом предыдущего опыта подготовки и проведения занятий-праздников;
- включение каждого воспитанника в процесс анализа и размышления о проделанной работе;
- сопоставление мнений и предложений, стимулирование поиска причин успехов и неудач;
- опора на положительный опыт взаимодействия воспитанников.
6. Стадия ближайшего последействия:
- реализация принятых коллективом решений;
- использование опыта (планирования, обсуждения, подготовки и проведения таких мероприятий) в жизнедеятельности коллектива.
Проведение календарных праздников является не только закреплением тем, изученных учащимися на занятиях по народной культуре, но и способствует интеграции знаний, полученных в ходе различной художественно-практической деятельности, позволяет проявить свою инициативность и творческий потенциал. Праздники – своеобразный итог проведенной работы с детьми по усвоению фольклорного материала.
Педагогическое наблюдение на каждой стадии от планирования до участия каждого в оценке сделанного дает возможность увидеть эмоциональные проявления обучающихся, их практические действия, динамику взаимоотношений в коллективе.
Работая в этом направлении, коллектив достиг определенных результатов. Так, некоторые семьи теперь считают совершенно естественным и даже жизненно необходимым в полном составе принять участие в Масленице, поколядовать на Святках, посетить вечерку или посиделки и др. При этом родители имеют уникальную возможность увидеть своих детей и других детей в их социальной, творчески ориентированной среде. Важное в такой деятельности – это возможность реализовать себя предоставляется всем желающим
В процессе КТД при подготовке и проведении народных праздников ребята, не только закрепляют и демонстрируют свои знания в области народного творчества, но и приобретают навыки общения, учатся работать в коллективе, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, знакомятся и приобретают друзей. В процессе общей работы происходит взаимодействие людей разных возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших. Положительно эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождает добрые чувства, сопереживания, способствующего развитию личности, сплочению коллектива.
Коллективное творческое дело - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Оно является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания.
Список литературы, использованных источников:
- Бенифанд А.В. Праздники: сущность, история, современность. Красноярск, 2006.
- Бойков А. А. Коллективно-творческое дело как личностно ориентированная воспитательная технология, 2005.
- Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел - М.: Педагогика, 1989.
- Куликовская И.Э. Технология интегрированного праздника: практическое пособие. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2003.
- Фришман И.И. Организация и проведение коллективно-творческого дела в детских общественных объединениях // Внешкольник. – 2007. - № 2. – С. 11.
- http://si-sv.com/publ/ktd/4-1-0-22
- http://gigabaza.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные праздники и традиции. Праздник Светлой пасхи.
Научить детей уважать и хранить народные традиции, а так же развивать народные промыслы....
Сценарий фольклорного праздника "Календарь народных праздников. Святки"
Сенарий фолклорного праздника из цикла "Русскикие народные праздники, обряды и традиции"...
Мастер - класс "Народные праздники как этнопедагогическая форма социокультурного взаимодействия с учащимися
В сборнике представлена технология проведения народных праздников, предложенные здесь материалы направлены на актуализацию знаний педагогических работников ОУ ДОД в области этн...
Использование традиционных народных праздников как средства воспитания на уроках английского языка. Сценарий урока-праздника.
Урок-праздник как пример использования народных традиций для реализации воспитательной функции урока английского языка....
Фольклорный народный праздник "Народный календарь"
Тема занятия «Народный календарь»Цель: Создание условий для приобщения учащихся к культуре своего народа через знакомство с различными жанрами фольклора.Задачи:1.Познаком...
"Приобщение детей первого года обучения к народному творчеству через проведение народных праздников"
Данная статья посвящена теме приобщения детей 1-го года обучения (т.е. дети, которые первый год занимаются в моём ансамбле «Народная песня») к народному творчеству через проведение народны...
Внеклассное мероприятие – фольклорный праздник. Тема «Русский народный праздник «Красная горка»
Технологию организации и проведения праздника можно рассматривать как специальную план-программу, составленную с целью получения определённых педагогических и творческих результатов, соответственно он...