Фольклорный народный праздник "Народный календарь"
материал
Тема занятия «Народный календарь»
Цель:
Создание условий для приобщения учащихся к культуре своего народа через знакомство с различными жанрами фольклора.
Задачи:
1.Познакомить с народными приметами, песнями-закличками, загадками, играми;
2.Разучить песни-заклички, народные игры;
3.Овладеть простейшими жанрами устного народного творчества.
Участники: учащиеся объединения «Весёлый колокольчик»
Действующие лица: ведущий, два скомороха (Фома, Ерема), танцевальный коллектив девочек.
Реквизит: магнитофон, фонограмма песни “Во поле береза стояла”, “Как ходил - гулял Ванюша”, Р.Щедрин “Озорные частушки”, бутафорская балалайка, деревянные ложки, платок, палочка (для игры), репродукция Кустодиев “Ярмарка”.
Педагогические технологии:
1. Проблемные обучения
2. Исследовательские методы
3. Игровые методы
4. Обучение в сотрудничестве
5. Здоровьесберегающие технологии
Ход занятия
I этап. Организационный момент
Звучит русская народная песня “Во поле береза стояла”, дети заходят в зал и садятся на стулья, которые стоят полукругом. Музыка затихает, выходит ведущий.
II этап. Беседа
Ведущий:
- Как называется песня, которая звучала при входе? (“Во поле береза стояла”)
- Кто из вас знает автора песни “Во поле береза стояла”? (русский народ)
- Кто придумал сказку про Колобка, про Курочку Рябу? (русский народ)
- Кто придумал считалки, скороговорки, дразнилки, приговорки? (русский народ)
- Конечно же, это сочинил не один человек, а целый коллектив людей и имя ему — русский народ. Начал придумывать кто-то один, потом песня путешествовала от человека к человеку. И каждый, кто мог, добавлял что-то свое, поточнее, поскладнее, поинтереснее. В те далекие времена у людей не было грамоты, и всякая песня или сказка передавалась через живую речь, из уст в уста. И вот это устное народное творчество называется фольклором. Слово это английское, в буквальном переводе означает “народная мудрость”. В наше время мы часто не замечаем, что устное народное творчество продолжает жить рядом с нами. Что вчера во дворе прозвучала новая считалка, что соседские мальчишки играют в какую-то новую игру, что одна девочка взяла да и переделала по-своему слова знакомой песни. А ведь это - самое настоящее творчество, так как создается что-то новое, интересное.
- Когда-то, давным-давно, на нашей земле жили люди, которые занимались земледелием. Им было очень важно знать: когда пройдут холода, настанут теплые солнечные дни, будет ли дождь? Писать люди не умели, вот и стали они наблюдать и запоминать, когда бывают заморозки, в какие дни солнышко появляется чаще. Из таких наблюдений и примет сложился народный календарь. Эти приметы и наблюдения собирались народом много лет, а потом их записали. “Не примечать, так и хлебушка не видать”, – говорили крестьяне.
- А какие народные приметы вы знаете?
(вспомнить приметы осени).
- Но одних наблюдений было мало, и человеку казалось, что если обратиться за помощью к солнышку, дождику, ветру, то они помогут. Споешь для солнышка веселую песенку — согреет оно ласковыми лучами землю, заговоришь бурю — она успокоится, попросишь дождик полить землю теплой влагой — напьется земля, проснутся в ней зернышки, начнет поспевать урожай. В каждое время года люди находили нужные слова, чтобы похвалить и глубокие снега, прикрывающие озимые (зерна, посаженные осенью и укрытые зимой, снегом), и веселую дружную весну, и пышущую зелень лета, и созревшие нивы (так называли поля, где рос хлеб).
III этап. Исполнение песен-закличек
- Да вы и сами знакомы с такими песенками. Раньше их называли “закличками” - они звали, вызывали.
Несколько ребят познакомят вас с несколькими песнями-закличками.
Дождик, дождик, лей, лей, лей | Радуга – дуга! |
Гром, гром! | Радуга-дуга! |
Ветер-ветерцо!
Не дуй в лицо,
А дуй мне в спину,
Чтобы идти было в силу.
Ребята, а вы знаете песенки-заклички? (ответы детей)
Их иногда поют, а иногда приговаривают.
IV этап. Разучивание закличек.
Педагог:
-Мы сейчас разучим две заклички. Обратите внимание на выразительность слова, на то, что мелодия строится на нескольких звуках. Давайте акцентировать сильную долю деревянными ложками.
(Забегают скоморохи Фома да Ерема)
Фома, Ерёма (вместе).
- Здравствуйте, честной народ!
Мы пришли к вам оба (показывают на себя, затем друг на друга),
Фома да Ерёма.
(Кланяются и теряют колпаки.)
Вместе.
Низко поклонились,
Колпаки свалились.
(Ведущий надевает на них колпаки.)
Фома: Колпак надеваем —
Ерема: Снова начинаем.
Вместе:
Здравствуйте, честной народ!
Мы пришли к вам оба:
Фома да Ерёма.
Фома: Людей посмотреть. (Садится на край скамьи.)
Ерема:
Себя показать. (Садится на край скамьи.)
Да небылицы вам рассказать.
(Смотрят друг на друга, шутливо подталкивают друг друга.)
Фома: Подвинься.
Ерема: Нет, ты подвинься.
Фома: Подвинься.
Ерема:
Нет, ты подвинься.
Фома вредный,
Голос медный,
Сам с кувшин,
Голова с аршин.
(Смеется.)
Фома:
Шутку любишь над Фомой —
Так люби и над собой.
Ерему поднимали –
Животы надорвали.
(отворачиваются друг от друга).
Фома: (толкает Ерему локтем)
Начинай,
Ерема: Нет, ты начинай.
(Фома с Еремой по очереди рассказывают потешки).
Как у нашего Данилы
Разыгралася скотина:
Овцы — в донцы,
Тараканы — в барабаны,
Утки — в дудки,
Сверчки — в смычки,
Комары — в котлы.
Козел пляшет,
Ножкой машет.
Журавли пошли плясать,
Долги ноги выставлять.
Бух,бух,бух,бух,
(Вместе достают и показывают балалайку.)
Фома. Я буду играть.
Ерёма. Нет, я буду играть.
Ерёма. Эх, Фома!
Фома. Эх, Ерёма!
Вместе. Сидел бы ты дома!
Фома: Ерема играет!
Ерёма. Фома подпевает!
Звучит мелодия песни “Как ходил-гулял Ванюша” (фрагмент). Ерёма имитирует игру на плоскостной балалайке. Фома приплясывает и приговаривает.
Фома.
Ух, ух, ух, ух,
Попляши, Фома, за двух!
Не интересно плясать одному, лучше я позову помощниц.
V этап. Пляска
(русский народный танец в исполнении танцевального коллектива девочек)
VI этап. Отгадывание загадок
Ерема: Ребята, а загадки вы отгадывать любите?
(Фома и Ереме загадывают загадки):
Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук.)
Сидит красная девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь.)
Лежит меж грядок,
Зелен и сладок. (Огурец.)
Как на нашей грядке
Выросли ребятишки —
Сочные да круглые,
Вот такие крупные.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидор.)
Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком лежат
Круглые ребятки
Треснул домик гладкий,
Ускакали кто куда
Круглые ребятки. (Горох.)
Сто одежек и все без застежек. (Капуста.)
И зелен, и густ
На грядке вырос куст,
Покопай немножко:
Под кустом... (Картошка.)
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Кругла, крупна,
Сладка на вкус,
Узнали, кто я? (Свекла.)
Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко,
Что же это? (Репка.)
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.)
Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет. (Смородина.)
На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки,
Собираем огоньки. (Земляника.)
Сидит рядом с нами,
Смотрит черными глазами
Черна, сладка, мала
И всем нам мила. (Черника.)
Красненькая матрешка.
Беленькое сердечко. (Малина.)
Ведущий:
- Спасибо скоморохам за загадки.
- А кто из вас, ребята, знает загадки об осени, о земле, о хлебе?
(работа с залом).
VII этап. Игровая деятельность
Педагог- Крестьянские ребятишки очень любили играть. А вы любите играть?
Но любую игру всегда начинали со считалки.
- Сейчас двое ребят познакомят вас с новыми считалками.
Шел крокодил,
Трубку курил,
Трубка упала
И написала:
«Возьму из кадушек
Дохлых лягушек.
Возьму с улиц
Дохлых куриц.
Кто засмеется
Губа задерется,
Губа задерется,
Хохол затрясется.
Кто первый скажет,
Тот их съест с кашей».
Педагог:
- Давайте разучим считалку и поиграем в игру “Жмурки с голосом”.
Правила игры: Все играющие образуют круг, взявшись за руки. Водящий становится в середину круга, ему завязывают глаза. В руки водящему можно дать палочку. Все играющие двигаются в какую-либо сторону, пока водящий не остановит их командой: “Стой!”. Когда все останавливаются, он протягивает вперед руку. За нее должен взяться тот, на кого показал водящий. Он просит подать голос, т.е. что-нибудь произнести. Игрок называет имя водящего или издает любой звук. Если водящий не угадает, кто это, то продолжает водить.
(скоморохи проводят игру несколько раз со всеми детьми)
VIII этап. Исследование картины
Педагог:
- Сейчас осень, а осенью у крестьян был веселый праздник – ярмарка!
- Кто из вас знает, что это такое?
- А сейчас ярмарки бывают?
- На ярмарках покупали и продавали товары, рассказывали друг другу новости, веселились. Многие композиторы, художники отразили это в своем творчестве. Сейчас мы послушаем музыку Р.Щедрина “Озорные частушки”, где композитор изобразил народное гуляние. (Слушание).
- Какую картину нарисовала нам музыка? (ответы детей)
(показ картины Кустодиева “Ярмарка”).
IX этап. Исполнения частушек
Педагог:
- Любимым жанром русского народа были частушки, маленькие четырех строчные песенки различного содержания (сатира, юмор, любовь).
- Несколько ребят споют для вас свои частушки, а припев вы можете им подпевать.
Частушки.
Девочки, вы девочки,
Конфеточки покушайте.
Мы споем частушечки,
А вы пока послушайте.
ПРИПЕВ:
Ля – ля – ля,
Ля – ля – ля – ля - ля.
Мальчики, вы мальчики,
Конфеточки покушайте.
Мы споем частушечки,
А вы пока послушайте.
ПРИПЕВ: тот же
Девочки и мальчики
Конфеточки покушали,
Спели все частушечки
И вместе их послушали.
ПРИПЕВ: тот же.
X этап. Итог
Ведущий:
- К сожалению, наш праздник подошел к концу. Давайте подведем итоги:
- Что вам понравилось больше всего?
- Для чего пелись песенки-заклички?
- Что такое фольклор? Народный календарь?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_folklornyy_prazdnik_narodnyy_kalendar.doc | 55 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема занятия «Народный календарь»
Цель:
Создание условий для приобщения учащихся к культуре своего народа через знакомство с различными жанрами фольклора.
Задачи:
1.Познакомить с народными приметами, песнями-закличками, загадками, играми;
2.Разучить песни-заклички, народные игры;
3.Овладеть простейшими жанрами устного народного творчества.
Участники: учащиеся объединения «Весёлый колокольчик»
Действующие лица: ведущий, два скомороха (Фома, Ерема), танцевальный коллектив девочек.
Реквизит: магнитофон, фонограмма песни “Во поле береза стояла”, “Как ходил - гулял Ванюша”, Р.Щедрин “Озорные частушки”, бутафорская балалайка, деревянные ложки, платок, палочка (для игры), репродукция Кустодиев “Ярмарка”.
Педагогические технологии:
1. Проблемные обучения
2. Исследовательские методы
3. Игровые методы
4. Обучение в сотрудничестве
5. Здоровьесберегающие технологии
Ход занятия
I этап. Организационный момент
Звучит русская народная песня “Во поле береза стояла”, дети заходят в зал и садятся на стулья, которые стоят полукругом. Музыка затихает, выходит ведущий.
II этап. Беседа
Ведущий:
- Как называется песня, которая звучала при входе? (“Во поле береза стояла”)
- Кто из вас знает автора песни “Во поле береза стояла”? (русский народ)
- Кто придумал сказку про Колобка, про Курочку Рябу? (русский народ)
- Кто придумал считалки, скороговорки, дразнилки, приговорки? (русский народ)
- Конечно же, это сочинил не один человек, а целый коллектив людей и имя ему — русский народ. Начал придумывать кто-то один, потом песня путешествовала от человека к человеку. И каждый, кто мог, добавлял что-то свое, поточнее, поскладнее, поинтереснее. В те далекие времена у людей не было грамоты, и всякая песня или сказка передавалась через живую речь, из уст в уста. И вот это устное народное творчество называется фольклором. Слово это английское, в буквальном переводе означает “народная мудрость”. В наше время мы часто не замечаем, что устное народное творчество продолжает жить рядом с нами. Что вчера во дворе прозвучала новая считалка, что соседские мальчишки играют в какую-то новую игру, что одна девочка взяла да и переделала по-своему слова знакомой песни. А ведь это - самое настоящее творчество, так как создается что-то новое, интересное.
- Когда-то, давным-давно, на нашей земле жили люди, которые занимались земледелием. Им было очень важно знать: когда пройдут холода, настанут теплые солнечные дни, будет ли дождь? Писать люди не умели, вот и стали они наблюдать и запоминать, когда бывают заморозки, в какие дни солнышко появляется чаще. Из таких наблюдений и примет сложился народный календарь. Эти приметы и наблюдения собирались народом много лет, а потом их записали. “Не примечать, так и хлебушка не видать”, – говорили крестьяне.
- А какие народные приметы вы знаете?
(вспомнить приметы осени).
- Но одних наблюдений было мало, и человеку казалось, что если обратиться за помощью к солнышку, дождику, ветру, то они помогут. Споешь для солнышка веселую песенку — согреет оно ласковыми лучами землю, заговоришь бурю — она успокоится, попросишь дождик полить землю теплой влагой — напьется земля, проснутся в ней зернышки, начнет поспевать урожай. В каждое время года люди находили нужные слова, чтобы похвалить и глубокие снега, прикрывающие озимые (зерна, посаженные осенью и укрытые зимой, снегом), и веселую дружную весну, и пышущую зелень лета, и созревшие нивы (так называли поля, где рос хлеб).
III этап. Исполнение песен-закличек
- Да вы и сами знакомы с такими песенками. Раньше их называли “закличками” - они звали, вызывали.
Несколько ребят познакомят вас с несколькими песнями-закличками.
Дождик, дождик, лей, лей, лей | Радуга – дуга! |
Гром, гром! | Радуга-дуга! |
Ветер-ветерцо!
Не дуй в лицо,
А дуй мне в спину,
Чтобы идти было в силу.
Ребята, а вы знаете песенки-заклички? (ответы детей)
Их иногда поют, а иногда приговаривают.
IV этап. Разучивание закличек.
Педагог:
-Мы сейчас разучим две заклички. Обратите внимание на выразительность слова, на то, что мелодия строится на нескольких звуках. Давайте акцентировать сильную долю деревянными ложками.
(Забегают скоморохи Фома да Ерема)
Фома, Ерёма (вместе).
- Здравствуйте, честной народ!
Мы пришли к вам оба (показывают на себя, затем друг на друга),
Фома да Ерёма.
(Кланяются и теряют колпаки.)
Вместе.
Низко поклонились,
Колпаки свалились.
(Ведущий надевает на них колпаки.)
Фома: Колпак надеваем —
Ерема: Снова начинаем.
Вместе:
Здравствуйте, честной народ!
Мы пришли к вам оба:
Фома да Ерёма.
Фома: Людей посмотреть. (Садится на край скамьи.)
Ерема:
Себя показать. (Садится на край скамьи.)
Да небылицы вам рассказать.
(Смотрят друг на друга, шутливо подталкивают друг друга.)
Фома: Подвинься.
Ерема: Нет, ты подвинься.
Фома: Подвинься.
Ерема:
Нет, ты подвинься.
Фома вредный,
Голос медный,
Сам с кувшин,
Голова с аршин.
(Смеется.)
Фома:
Шутку любишь над Фомой —
Так люби и над собой.
Ерему поднимали –
Животы надорвали.
(отворачиваются друг от друга).
Фома: (толкает Ерему локтем)
Начинай,
Ерема: Нет, ты начинай.
(Фома с Еремой по очереди рассказывают потешки).
Как у нашего Данилы
Разыгралася скотина:
Овцы — в донцы,
Тараканы — в барабаны,
Утки — в дудки,
Сверчки — в смычки,
Комары — в котлы.
Козел пляшет,
Ножкой машет.
Журавли пошли плясать,
Долги ноги выставлять.
Бух,бух,бух,бух,
(Вместе достают и показывают балалайку.)
Фома. Я буду играть.
Ерёма. Нет, я буду играть.
Ерёма. Эх, Фома!
Фома. Эх, Ерёма!
Вместе. Сидел бы ты дома!
Фома: Ерема играет!
Ерёма. Фома подпевает!
Звучит мелодия песни “Как ходил-гулял Ванюша” (фрагмент). Ерёма имитирует игру на плоскостной балалайке. Фома приплясывает и приговаривает.
Фома.
Ух, ух, ух, ух,
Попляши, Фома, за двух!
Не интересно плясать одному, лучше я позову помощниц.
V этап. Пляска
(русский народный танец в исполнении танцевального коллектива девочек)
VI этап. Отгадывание загадок
Ерема: Ребята, а загадки вы отгадывать любите?
(Фома и Ереме загадывают загадки):
Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук.)
Сидит красная девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь.)
Лежит меж грядок,
Зелен и сладок. (Огурец.)
Как на нашей грядке
Выросли ребятишки —
Сочные да круглые,
Вот такие крупные.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидор.)
Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком лежат
Круглые ребятки
Треснул домик гладкий,
Ускакали кто куда
Круглые ребятки. (Горох.)
Сто одежек и все без застежек. (Капуста.)
И зелен, и густ
На грядке вырос куст,
Покопай немножко:
Под кустом... (Картошка.)
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Кругла, крупна,
Сладка на вкус,
Узнали, кто я? (Свекла.)
Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко,
Что же это? (Репка.)
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.)
Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет. (Смородина.)
На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки,
Собираем огоньки. (Земляника.)
Сидит рядом с нами,
Смотрит черными глазами
Черна, сладка, мала
И всем нам мила. (Черника.)
Красненькая матрешка.
Беленькое сердечко. (Малина.)
Ведущий:
- Спасибо скоморохам за загадки.
- А кто из вас, ребята, знает загадки об осени, о земле, о хлебе?
(работа с залом).
VII этап. Игровая деятельность
Педагог- Крестьянские ребятишки очень любили играть. А вы любите играть?
Но любую игру всегда начинали со считалки.
- Сейчас двое ребят познакомят вас с новыми считалками.
Шел крокодил,
Трубку курил,
Трубка упала
И написала:
«Возьму из кадушек
Дохлых лягушек.
Возьму с улиц
Дохлых куриц.
Кто засмеется
Губа задерется,
Губа задерется,
Хохол затрясется.
Кто первый скажет,
Тот их съест с кашей».
Педагог:
- Давайте разучим считалку и поиграем в игру “Жмурки с голосом”.
Правила игры: Все играющие образуют круг, взявшись за руки. Водящий становится в середину круга, ему завязывают глаза. В руки водящему можно дать палочку. Все играющие двигаются в какую-либо сторону, пока водящий не остановит их командой: “Стой!”. Когда все останавливаются, он протягивает вперед руку. За нее должен взяться тот, на кого показал водящий. Он просит подать голос, т.е. что-нибудь произнести. Игрок называет имя водящего или издает любой звук. Если водящий не угадает, кто это, то продолжает водить.
(скоморохи проводят игру несколько раз со всеми детьми)
VIII этап. Исследование картины
Педагог:
- Сейчас осень, а осенью у крестьян был веселый праздник – ярмарка!
- Кто из вас знает, что это такое?
- А сейчас ярмарки бывают?
- На ярмарках покупали и продавали товары, рассказывали друг другу новости, веселились. Многие композиторы, художники отразили это в своем творчестве. Сейчас мы послушаем музыку Р.Щедрина “Озорные частушки”, где композитор изобразил народное гуляние. (Слушание).
- Какую картину нарисовала нам музыка? (ответы детей)
(показ картины Кустодиева “Ярмарка”).
IX этап. Исполнения частушек
Педагог:
- Любимым жанром русского народа были частушки, маленькие четырех строчные песенки различного содержания (сатира, юмор, любовь).
- Несколько ребят споют для вас свои частушки, а припев вы можете им подпевать.
Частушки.
Девочки, вы девочки,
Конфеточки покушайте.
Мы споем частушечки,
А вы пока послушайте.
ПРИПЕВ:
Ля – ля – ля,
Ля – ля – ля – ля - ля.
Мальчики, вы мальчики,
Конфеточки покушайте.
Мы споем частушечки,
А вы пока послушайте.
ПРИПЕВ: тот же
Девочки и мальчики
Конфеточки покушали,
Спели все частушечки
И вместе их послушали.
ПРИПЕВ: тот же.
X этап. Итог
Ведущий:
- К сожалению, наш праздник подошел к концу. Давайте подведем итоги:
- Что вам понравилось больше всего?
- Для чего пелись песенки-заклички?
- Что такое фольклор? Народный календарь?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Народные промыслы. Народный календарь""
Дополнительная образовательная программа "Народные промыслы. Народный календарь" . Программа "Народные промыслы. Народный календарь» имеет художественно-эстетическую и культурологическую направле...
Консультация для воспитателей «Народные песни и праздники с использованием фольклорного искусства в рамках патриотического воспитания детей»
В консультации музыкальный руководитель предлагает воспитателям рекомендации по реализации патриотического воспитания детей средствами фольклорного искусства....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИЕ ФОЛЬКЛОРНОГО КРУЖКА НА ТЕМУ "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИЯ ФОЛЬКЛОРНОГО КРУЖКА НА ТЕМУ "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"...
Сценарий фольклорного праздника "Календарь народных праздников. Святки"
Сенарий фолклорного праздника из цикла "Русскикие народные праздники, обряды и традиции"...
Значение народно-православного календаря в духовно-нравственом воспитании детей в отечественном образовании
Статья (из опыта работы педагога дополнительного образования)...
Значение народно-православного календаря в духовно-нравственом воспитании детей в отечественном образовании
Статья для педагогов тдополнительного образования...
Народный праздничный календарь «Масленица»
-Какую музыку Вы только что услышали: композиторскую или народную? - Мы сегодня продолжаем знакомиться с древней культурой нашего народа, с искусством древней Руси.Русский человек славился умение...