Конспект занятия по коррекционному курсу «Произношение» во 2 классе у детей с ТНР. Дифференциация звуков С-Ш
план-конспект
Материал предназначен для учителей-логопедов начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx | 22.76 КБ |
prezentatsiya_s-sh.pptx | 2.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по коррекционному курсу «Произношение»
во 2 классе у детей с ТНР.
Тема: Дифференциация звуков С-Ш
Цель: учить детей различать звуки [с] - [ш] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
Задачи:
- учить сравнивать акустико-артикуляционную характеристику звуков [С]-[Ш]
- учить дифференцировать звуки [С]-[Ш] изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях ;
- развивать фонематическое восприятие, языковой анализ и синтез;
- развивать грамматический строй речи через согласование числительных и прилагательных с существительными, образование притяжательных прилагательных;
-активизировать словарный запас;
- развивать воображение, память, мышление.
Ход занятия:
Логопед: доброе утро, ребята!
Посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся!
Дети приветствуют гостей.
Организационный момент.
Логопед: сейчас мы с вами проведем небольшую разминку. Садится за парту тот, чья фамилия начинается с глухого согласного звука, со звонкого, с гласного звука.
Сообщение темы.
Логопед: послушайте слово и определите третий звук в этом слове: ЛИСА, а затем в слове МЫШКА.
Логопед: какие звуки вы выделили?
Дети: звуки С и Ш.
Логопед: как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать?
Дети: со звуками С и Ш.
Логопед: правильно, сегодня мы будем учиться четко и правильно произносить и различать на слух звуки С и Ш.
Формирование умений и навыков.
Различение артикуляции звуков:
Логопед: давайте охарактеризуем эти звуки (с опорой на таблицу) и посмотрим, чем же они похожи и чем отличаются.
Звук [с] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы улыбаются. Кончик языка лежит внизу, упираясь в передние зубы. Воздушная струя длительная, холодная. Звук [с] - твёрдый, глухой. (палец вниз)
Звук [ш] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперёд. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму «чашечки». Воздушная струя длительная, тёплая. Звук [ш] -твёрдый, глухой. (палец вверх)
Звуки [с] и [ш] произносятся без участия голоса (ладонь на горле, при произнесении горло не дрожит) - звуки глухие. При произнесении звуков воздушная струя встречает преграды - звуки согласные.
Различение в слогах.
Логопед: ребята, какое сейчас время года?
Дети: весна.
Логопед: а вы знаете, что ежи зимой впадают в спячку и просыпаются только весной. Вот и мы сейчас будем выполнять задание с шариком-ежиком. Логопед: Я называю слог со звуком С, а вы звук С меняете на звук Ш и наоборот. (Са-ша, со-шо, су-шу, ас-аш и т.д. ) -дети выполняют задание.
Логопед: усложним задачу и будем заменять звуки в словах. Уши-усы, Машка-маска, наш-нас, вас-ваш, сок-шок
Работа со словами, словосочетаниями и предложениями.
Логопед: ребята, посмотрите на экран.
Давайте закроем глаза и представим, что мы в лесу ранней весной, идем по лесной дорожке, под ногами хрустит подтаявший снег, светит яркое солнышко. Делаем глубокий вдох носом, надуваем животик и выдыхаем через рот. Вдруг мы видим нору. Откройте глаза-как вы думаете чья это нора?
Дети рассуждают ( нора лисы) … Если в ней живет лиса, значит нора чья?-лисья .
Логопед: посмотрите на лису, она какая?
Дети: рыжая, хитрая…
Логопед: хвост у лисы какой?
Дети: пушистый
Логопед: хвост чей?
Дети: лисий .
Логопед: назовите какое сегодня число?
Дети: называют число.
Логопед: сколько слов в этом предложении?
Дети : два слова.
Логопед: давайте откроем тетради и запишем его.
Логопед: у лисы есть для нас задание. Посмотрите на доску, вам нужно распределить данные слова в два столбика (на экране картинки , в названии которых есть звук С или Ш: машина, карандаш, сумка, краски, шапка, ананас, сушки). В первый столбик записываем слова, в которых есть звук С, во второй, в которых есть звук Ш (дети по одному выходят и записывают слова в столбики).
Логопед: Молодцы! Справились с заданием. А сейчас составьте предложение с любым из этих слов. Предложение должно состоять из 4 слов.
Один ученик записывает предложение на доске, а остальные в тетради (проговариваем заглавную букву и точку).
Логопед: выделите грамматическую основу (подлежащее и сказуемое). Найдите в грамматической основе имя существительное, подпишите его. Это существительное одушевленное или неодушевленное? Другие ученики пишут в тетради.
Динамическая пауза.
Логопед: маршируем на месте и проговариваем скороговорку: любит сушки наша Даша, сушки это вам не каша (сначала медленно, потом быстрее).
Логопед: присаживаемся и продолжаем нашу прогулку по лесу. Закрываем глаза и идем дальше. Слышим как стучит дятел, как скрипят веточки. Открываем глаза и видим нору, как вы думаете, кто живет в этой норе ?
Дети: тут живет заяц.
Логопед: правильно , это нора ушастого зайца. Если в ней живет заяц, значит она чья?
Дети: заячья.
Логопед: по другому нора у зайца называется лежка.
Логопед: посмотрите на доску, нам нужно посчитать: пушистую лису, шустрого мышонка и ушастого зайчонка до 6. (одна пушистая лиса, две пушистых лисы и т.д)
Логопед: молодцы, справились! Закрываем глаза и продолжаем нашу прогулку по лесу. Слышим как падают сосновые шишки. Открываем глаза - как вы думаете это чья нора? Маленькая норка.
Дети: это мышиная нора.
Логопед : мышь приготовила нам следующее задание. Нужно подобрать родственные слова к слову МЫШЬ.
Дети по одному выходят к доске и записываю слова (мышка, мышата, мышонок).
Логопед: а теперь нужно выделить общую часть этих слов. Как называется общая часть слов?
Дети: корень (один ребенок выделяет корень в словах)
Логопед: Молодцы! Вот и закончилась наша прогулка по лесу, пора возвращаться в школу.
Итог занятия.
Логопед: Какие звуки мы сегодня учились различать?
Дети: звуки С и Ш.
Логопед: где язычок когда мы говорим звук С, а когда Ш. Если вы считаете, что справились с заданиями – пошипите и поднимите большой палец вверх, если у вас возникали трудности , произнесите звук С и опустите большой палец вниз.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дифференциация звуков С-Ш Подготовил: учитель-логопед Тупикова Е.С. НШ-ДС № 76 г. Тюмень
Характеристика звуков С-Ш
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.
Упражнение в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического слуха и логического мышления и внимания. Упражнение в звуковом ...
Планы-конспекты занятий по коррекционным курсам «Предметно-практическая деятельность, обучение игре »,"Окружающий мир", "Сенсорика"
Это конспект занятия, адресованный педагогам, работающим с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития....
Планы-конспекты занятий по коррекционным курсам «Предметно-практическая деятельность, обучение игре »,"Окружающий мир", "Сенсорика"
Конспекты адресованы педагогам,работающим с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития....
Конспект занятия с детьми подготовительной логопедической группы по обучению грамоте на тему: «Дифференциация звуков [р]-[л]». Лексическая тема «Космос».
Лексическая тема «Космос».Цель.Оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера) и испытывающим трудности в обучении и общении, поср...
Конспект занятия по коррекционному курсу «Ступени жизни» Тема: Административная и уголовная ответственность, 10 класс
Тема: Административная и уголовная ответственность Цель: расширение представлений учащихся о юридической ответственности за совершение правонарушений....
Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Дифференциация звуков [ш] - [с]».
В конспекте представлены игры и упражнения по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста на дифференциацию звуков [ш] - [с]....
Конспект занятия по коррекционному курсу «Дефектологические занятия». Тема Развитие воображения и речи. «Продолжи историю».
Занятие направлено на закрепление и обобщение знаний по ранней пройдённой теме «Зима», развитие самостоятельного мышления, воображения, речи и планомерного выполнения зада...