Статья о "ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ"
статья

Христина Юлия Викторовна

В настоящее время метод  проектов широко используется в образовательном процессе. Его испольование предполагает определенную совокупность учебно - познавательных приемов, которые позволяют решить эту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Использование методов проекта поволяет испольовать совокупность исследовательских, поисковых,  проблемных и других творческих методов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_metoda_proektov.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

В статье описываются возможности использования метода проектов при организации воспитательной работы с младшими школьниками, рассмотрены основные принципы проектного метода, ведущие идеи организации проектной деятельности с младшими школьниками, требования к педагогу, организующему реализацию проектной деятельности и педагогическая целесообразность предлагаемых младшим школьникам проектов.

Ключевые слова: младшие школьники, метод проектов, воспитательная работа, проект, мотивация.

В настоящее время метод проектов широко используется в образовательном процессе. Его использование предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить эту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Использование метода проектов позволяет использовать совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и других творческих методов обучения. Цель использования метода проектов - научить школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи [1]. Он давно используется в педагогике. В 1920-е годы в США его называли методом проблем. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, основывая его на мотивации ученика сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Чрезвычайно важно показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Учитель может подсказать новые источники информации или просто направить мысль школьников в нужную сторону для самостоятельного поиска. Но в результате школьники должны самостоятельно и совместными усилиями решить предлагаемую проблему, применив необходимые знания, возможно, из разных областей, и получить реальный и ощутимый результат. Так решение проблемы становится по своей сути проектной деятельностью.

В педагогической литературе много внимания уделяется использованию метода проектов в учебной деятельности. Но метод проектов предоставляет широкие возможности для его использования в воспитательной работе. Ведь реализация метода проектов берет своё начало из идеи свободного воспитания.

В настоящее время суть метода проектов остается прежней — стимулировать интерес школьников к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Основные принципы проектного метода:

- процесс работы не менее важен, чем ее результаты;

- процесс выстраивается в логике деятельности;

- опыт разрешения целостной проблемы воспитывает привычку доводить дело до конца, не останавливаясь на полпути;

- допустимость выполнения проекта в индивидуальном темпе создает равные возможности для личностного роста каждого участника;

- система использования проектного метода влияет на развитие мотивационной сферы школьников;

- гуманистический смысл использования проектного метода состоит в том, что основной конечной целью его применения является творческих способностей школьников.

Ведущие идеи организации проектной деятельности:

- в центре деятельности - ребенок, педагог обеспечивает содействие развитию его индивидуальности и самореализации;

- проектированию можно научиться. Для этого необходимо желание что-то сделать самостоятельно или вместе с другими, осуществить свою идею, решить какую-либо проблему, принести кому-то пользу;

- каждому предоставляется возможность свободно выбирать (тему, вид, продолжительность, форму проекта). Выбор предполагает ответственность за свою деятельность и ее результат;

- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого участника проекта на свой уровень развития;

- проектная деятельность должна быть практически значимой, результатом проекта должен быть некоторый продукт; выбор предполагает ответственность за свою деятельность и ее результат.

К педагогу, организующему реализацию проектной деятельности, предъявляются следующие требования:

- высокая профессиональная компетентность;

- активная научно-методическая деятельность;

- стремление к самообразованию и самосовершенствованию;

- высокий уровень теоретической подготовки по проблеме;

- общекультурная эрудированность;

- владение возрастной психологией;

- наличие организаторских способностей;

- доброжелательность, педагогический такт.

Чем младше школьник, тем проще должна быть предлагаемая ему тема проекта. Она должна быть проста для понимания и не требовать много времени для работы над проектом. Ребенок должен отчетливо представлять задачу, стоящую перед ним, и в общих чертах способы её решения. В первую очередь нужно научить составлять программу (или план работы) реализации проекта. Педагогическая ценность детского проекта определяется:

- возможностью его осуществления самостоятельно или в составе группы;

- включением в содержание потенциальных проблем, которые могут послужить основой для будущих проектов;

- совокупностью навыков, которые развиваются в процессе работы над проектом;

- высокой мотивацией ребенка к участию в реализации проекта.

В реализации обязательны три этапа: выбор, планирование и критика.

В законе «Об образовании в Российской Федерации» воспитание рассматривается как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [2].

Приоритетная задача Российской Федерации – воспитание новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является организация воспитательной работы с детьми. В законе «Об образовании в Российской Федерации» воспитание рассматривается как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [2].

В младшем школьном возрасте жизни ребенка характерна смена образа и стиля жизни. На смену игровой приходит новый вид деятельности – учебная деятельность. Помимо новых знаний и навыков, в школе ребенок приобретает и определенный социальный статус. Меняются интересы ребенка, ценности, весь уклад его жизни. Он оказывается на границе нового возрастного периода. Поэтому, так важно выстраивать процесс воспитания таким образом, чтобы максимально развить познавательные потребности школьника. И проектная деятельность – эффективный инструмент для решения этой задачи. Исследование для младшего школьника – это наблюдение за жизнью, и открытие новых явлений.

Наиболее востребованными в воспитательной работе являются конструктивные проекты, включая игры и экскурсионные проекты. Ведущей идеей первых является самообслуживание. Это может быть создание сувениров, поздравительных открыток, книжек, игрушек и т.п. Задача педагога в том, чтобы традиционное задание ребенку было представлено в проектной форме исходя из алгоритма проектирования, включать элементы обоснования, проработку разных вариантов реализации, выбора одного из вариантов и рефлексия в конце работы. Несложность проекта в данных случаях является одним из факторов успеха и стимулом к участию для младшего школьника. Экскурсия – это проект для небольшой группы, когда каждый участник понимает детальный план экскурсии и понимает её цель (найти ответ на конкретный вопрос). Итоги экскурсии обязательно обсуждаются, впечатления вербализуются.

Младшие школьники в своем большинстве ещё не имеют постоянных серьезных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, проект нужно реализовать в короткие сроки, т.е. материальное обеспечение реализации проекта, особенно в условиях школы-интерната, должно быть подготовлено и находиться в распоряжении воспитателя.

Таким образом, проект, как элемент воспитательной работы с младшими школьниками, проект – это самостоятельная познавательная, творческая или игровая деятельность младших школьников по исследованию и решению или исследованию какой-либо проблемы, направленная на создание результата в виде реального объекта или разного рода интеллектуального продукта. Роль воспитателя в этой ситуации меняется: он перестает быть единственным руководителем игры и источником знаний, а лишь подсказывает пути поиска необходимой информации и помогает приобрести опыт самостоятельной деятельности.

В педагогической литературе проект определяют следующим образом «проект – это пять «П»: проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт (создание проектного продукта), презентация проектного продукта. Внедрение метода проектов позволяет воспитателю расширить образовательное пространство, помогает повышать свою квалификацию, осваивать новые формы деятельности, способствовать развитию межличностных отношений и социализации младших школьников. Для воспитанников - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. То, что не может сделать один, в совместной деятельности оказывается вполне достижимым, причем на основе собственных, самостоятельных усилий.

Библиографический список:

1.        Радевская Н.С. , Моисеева А.А. Проектный метод, как средство обеспечения связи обучения с жизнью и расширения пространства образования. Методические рекомендации.- СПб.: Изд-во ООО «Фирма «Стикс», 2016.- 104 с.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Текст: электронный.URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов в воспитательной работе

Проект - это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определённого результата (цели), создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданн...

Метод проектов в воспитательной работе

Презентация для доклада на МО Классных руководителей МАРТ 2015...

Использование метода проектов в логопедической работе как способа развития коммуникативной функции речи детей-логопатов

Реализация проекта в условиях  специальной (коррекционной) школы  VIII вида сопряжена с определёнными трудностями, что обусловлено интеллектуальными и психофизическими особенностями обучающи...

Использование метода проектов в логопедической работе в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

У младших школьников с интеллектуальной недостаточностью отмечается  слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, нарушение смыслового программирования  речевой деятельности. ...

Системно-деятельностный подход на уроках английского языка на основе метода проектов: мини - творческие задания для младших школьников"

Главной идеей своего опыта я вижу в создании эффективной и результативной системы преподавания английского языка на основе деятельностного подхода через использование, разработку, исследование, проект...