Школы роста - отправная точка. Из опыта работы МБОУ "Юрт-Акбалыкская ООШ" по выходу из категории школ с УНОР и школ, работающих в неблагоприятных социальных условиях Новосибирской области.
статья

Описание опыта работы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Юрт-Акбалыкская основная общеобразовательная школа» по реализации проекта «Школа — центр идентичности», направленного на повышение мотивации обучающихся и их родителей к участию в образовательной и общественной работе школы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_shkol_rosta_yurt-akbalyk.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта работы Муниципального  бюджетного общеобразовательного учреждения «Юрт-Акбалыкская основная общеобразовательная школа» по реализации проекта «Школа — центр идентичности», направленного на повышение мотивации обучающихся и их родителей к участию в образовательной и общественной работе школы.

1. Образовательная организация.

1.1. Полное наименование: Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение «Юрт-Акбалыкская основная общеобразовательная школа».

1.2. Сокращенное наименование: МБОУ «Юрт-Акбалыкская ООШ».

1.3. Место расположения: 633187, Новосибирская область, Колыванский район, с. Юрт-Акбалык, ул. Центральная, д. 28.

1.4. Название практики (проекта): «Школа — центр идентичности».

1.5. Используемая модель образовательного пространства школы: «Школа-центр идентичности».

2. Содержательные основания, раскрывающие суть практики.

2.1. Актуальность. Инновационный характер практики. Новизна. Нестандартность. Оригинальность.

Юрт-Акбалык — небольшое село, удаленное от районного центра на 90 км., с населением около 250 человек, в основном это татары, сумевшие сохранить быт и уклад своей национальной культуры.

Школа расположена в одноэтажном деревянном здании, имеет статус «малокомплектная». Число обучающихся в школе - 25 человек. Из них 11 детей из многодетных семей, 6 человек из малообеспеченных семей, при этом нет детей из неблагополучных семей. Большинство родителей безработные, не имеют высшего образования.

В селе отсутствуют сельхозпредприятия, нет производства, общая занятость населения составляет 28 человек, это меньше 25% от трудоспособного населения села.

В 2017 году МБОУ «Юрт-Акбалыкская ООШ» вошла в региональный перечень общеобразовательных организаций, показывающих устойчиво низкие образовательные результаты  и находящихся в сложных социальных условиях (далее - УНОР). В соответствии с принятой типологизацией МБОУ «Юрт-Акбалыкская ООШ» отнесена к школам, расположенным на территории с признаками депрессивности. Одной из причин включения учреждения к данному типу школ стала неблагоприятная социальная среда и высокий уровень безработных родителей.

Сделав анализ социальных условий функционирования школы, были определены положительные стороны социума и образовательный потенциал историко-культурного среды поселения, рассмотрены возможности их использования в учебно-воспитательном процессе.

Во-первых,  школа малочисленная, здесь нет особого возрастного различия, все воспитательные мероприятия, внеурочная деятельность организуются в разновозрастных группах.

Во-вторых, село имеет богатое культурное наследие, имеется мечеть, построенная самими жителями. Сохранились традиции отмечать национальные татарские праздники: Сабантуй, Навруз и др. В селе отдыхали известные сибирские поэты и писатели: Ю. Магалиф, Е. Стюарт, Е. Коронатова, Л. Решетников, А. Садыров.

В-третьих, не смотря на отсутствие производства,  большой процент многодетных и безработных, в селе нет неблагополучных семей. Жителям удалось сохранить основные виды занятий, приносящие стабильный (хотя и сезонный) доход: собирательство (вокруг села находится бор, богатый ягодами, грибами, кедровыми шишками), огородничество (приусадебные участки более 20 соток), животноводство (некоторые подворья содержат по 10-15 голов крупнорогатого скота, при каждом подворье имеется сельскохозяйственная техника).

Учитывая социальные контексты, в которых работает школа, было принято решение  разработать проект «Школа — центр идентичности», сделав акцент на активизацию взаимодействия школы с родителями, социумом, общественностью по  вовлечению их в образовательный процесс через сохранение культурного и исторического наследия села.

2.2. Цель и задачи.

Цель: создание модели развивающего образовательного пространства для активного включения обучающихся, педагогов, родителей в познавательную, культуросозидающую деятельность по изучению, сохранению и развитию культурного, национального наследия, повышению  привлекательности территории села Юрт-Акбалык, направленной на повышение уровня социализации обучающихся и их родителей, обеспечивающей формирование готовности школьников к реализации социальной роли гражданина, жителя и труженика сельской местности.

Задачи:

- проанализировать возможности и ресурсы внутреннего и внешнего пространства школы в реализации модели «Школа — центр идентичности», включая изменения в учебный план школы, во внеурочную деятельность, пересмотр тем самообразования педагогов и направлений повышения их квалификации;

- разработать детский образовательный экскурсионный маршрут в с. Юрт-Акбалык;

- разработать программу воспитания и социализации по модели «Школа — центр идентичности»;

- укрепить материально- техническую базу школы.

2.3. Средства, способы реализации практики, мероприятия.

Учителям были предложены следующие темы для самообразования:

«Преподавание математики (школьных предметов) в разновозрастных группах сельской малочисленной школы»;

«Организация воспитательной деятельности в разновозрастных группах сельской малочисленной школы»;

«Взаимодействие сельского социума и сельской школы»;

«Модели организации внеурочной деятельности в сельской малочисленной школе».

Педагоги школы прошли курсы повышения квалификации по таким темам как «Сетевые педагогические сообщества» и «Организация дистанционного обучения».

В учебный план внесены изменения: включено преподавание татарского языка как родного, модуль «Ислам» ОРКСЭ и дистанционные курсы в 7 классе  по алгебре и обществознанию, а в 8 классе по русскому языку.

Изменения коснулись и организации внеурочной деятельности. В школе создан национальный кукольный театр. Для его работы обучающиеся совместно с родителями изготавливают куклы и костюмы. Сценарии для спектаклей разрабатываются на татарском языке, к репетициям привлекаются учителя татарского языка, технологии, родители.

При школе работает информационный медиацентр, которым руководит учитель информатики. Работа центра включает создание обучающимися  рекламных материалов (афиш, буклетов), а так же оказание помощи населению по использованию электронных государственных услуг.

Изменились направления и в исследовательской деятельности обучающихся: стало больше работ краеведческого характера.

В школе была создана первичная организация Российского движения школьников (РДШ), функционирует клуб юнармейцев.

Одним из ключевых механизмов вовлечения родительской общественности в жизнь школы и села стала деятельность территориального общественного самоуправления «Юрт-Акбалык» (далее - ТОС). Инициаторами создания и руководителями ТОС выступили педагоги школы. Взаимодействие школы с ТОС дало возможность реализовать значимые социальные проекты, создало ситуацию общего успеха, что бесспорно явилось сильным мотиватором для дальнейшей совместной деятельности.  

3. Целевая аудитория. С кем реализовывалась практика. Участники, партнеры.

К реализации проекта привлечены обучающиеся школы, их родители, общественность села. В процессе реализации проекта усилилось взаимодействие с социальными партнерами школы.

Обучающиеся совместно с родителями стали активно принимать участие в мероприятиях Новосибирского татарского культурного центра. Все крупные школьные праздники организуются и проводятся на базе сельского клуба совместно с родителями обучающихся.

4. Данные о результатах.

Сохранилась позитивная динамика выполнения Всероссийских проверочных работ, государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов.

Увеличилось количество исследовательских работ краеведческого характера, если в 2017 году таких работ не было, то с 2018 года обучающиеся регулярно представляют свои проекты на районной научно-практической конференции обучающихся «Первые шаги в науку», показывая высокое качество их выполнения.

В 2019 году обучающиеся школы стали конкурсантами регионального этнокультурного фестиваля «Истоки», подготовка к которому проходила с участием родителей.

Во взаимодействии с ТОС обучающиеся школы были вовлечены в реализацию социального проекта «Помнить всех поименно». Проект направлен на  сохранение и увековечивание памяти воинов-земляков. В результате его реализации в школе создан электронный архив данных об односельчанах, воевавших, погибших на фронтах ВОВ, содержащий личные данные, фото, наградные листы, сведения о местах захоронения, отреставрирован расположенный на территории школы памятник участникам Великой Отечественной войны. Уход за памятным местом осуществляют члены юнармейского отряда.

Появились  новые школьные события  краеведческой направленности. В их числе конкурс «Ваше слово» в ходе которого, дети соревнуются в мастерстве декларирования стихов, отрывков художественных произведений писателей и поэтов, проживавших  в с. Юрт-Акбалык и отразивших отношение к нему в своем творчестве. Высокий воспитательный потенциал имеют, ставшие традиционными  литературные мероприятия: «Магалифовские чтения», «Елизавета Стюарт о моём селе», «Сибирские писатели о нас».

В целях знакомства и популяризации национальной культуры татарского народа, Юрт-Акбалыкская школа совместно с родителями выступили организаторами  районного детского праздника  «Сабантуй собирает друзей». Гостями праздника стали дети и педагоги школ района. Участники мероприятия имели возможность познакомиться с бытовой и религиозной культурой чадских татар,  традициями села Юрт-Акбалык, поучаствовать в национальных играх, конкурсах, мастер-классах.

Данное масштабное мероприятие, объединившее всех участников образовательных отношений, жителей и  гостей села зародило идею нового краеведческого проекта – создание образовательного экскурсионного маршрута в с. Юрт-Акбалык. Эта идея определила вектор дальнейшей работы школы и перспективы её развития.

5. Перспективы развития.

Создание детского образовательного экскурсионного маршрута в с. Юрт-Акбалык даст возможность организовать системную работу с детьми по изучению и представлению национальной татарской культуры, исторического наследия Сибири, используя историко-культурную среду села и его кадровые ресурсы.

Работая над его созданием, в рамках внеурочной занятости школьники смогут узнать особенности профессиональной деятельности экскурсоводов, разработать и производить сувенирную продукцию, осуществлять информационно-медийное сопровождение экскурсионного маршрута.

 Школа, являясь инициатором и организатором крупных просветительских мероприятий во взаимодействии с жителями Юрт-Акбалыка становится социокультурным центром села.

Программа экскурсионного маршрута предполагает знакомство с селом Юрт-Акбалык: домик под кедрами (дома, где проживали Л. Решетников, Е. Стюарт, Ю. Магалиф, Е. Коронатова); религией (местная мечеть); промыслом; Юрт-Акбалыкской школой: вчера, сегодня, завтра; главным праздником – «Сабантуй».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Толерантность - дорога к миру". Из опыта работы социального педагога: неделя проведения толерантности в школе.

Тема толерантности была выбрана не случайно: в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов; нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которой, в сил...

Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»

Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»...

Из опыта работы. Профессиональная компетентность учителя-логопеда в условиях школы VI вида.

Из опыта работы. Профессиональная компетентность учителя-логопеда в условиях школы VI вида....

Целевая программа перехода в эффективный режим работы для школ с низкими результатами и работающих в сложных социально-экономических условиях "Новой школе - новое качество образования" 2019 год

Решение проблемы перехода школы в эффективный режим работы связывается с оптимизацией условий организации образовательного процесса на основе раскрытия внутреннего потенциала ресурсов школы и кооперац...

Сертификат участника «Психолого-педагогическое сопровождение школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях»

Сертификат участника «Психолого-педагогическое сопровождение школ с низкими результатами обучения и/или  школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях»...