Тема: "Правонарушение и наказание. Причина правонарушений"
материал

Игонченкова Нина Николаевна

Есть такая поговорка "От сумы и тюрьмы не зарекайся". Она пришла к нам из далёкого прошлого и напоминает о неблагоприятных поворотах судьбы. Ведь за решётку из вас никто не стремиться, но однако ежегодно тысячи несовершеннолетних пополняют специальные учреждения и колонии.

Поэтому главная задача беседы с вами - это предупредить об опасностях в играх с законом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_pravvonarusheniya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Правонарушение и наказание. Причина правонарушений"

Есть такая поговорка "От сумы и тюрьмы не зарекайся". Она пришла к нам из далёкого прошлого и напоминает о неблагоприятных поворотах судьбы. Ведь за решётку из вас никто не стремиться, но однако ежегодно тысячи несовершеннолетних пополняют специальные учреждения и колонии.

Поэтому главная задача беседы с вами - это предупредить об опасностях в играх с законом.

Правонарушение и преступление.

Правонарушение- это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и караемое по закону. К. правонарушению относятся аморальный поступок и аморальное поведение.

Аморальный поступок - это действие, нарушающее общепринятые моральные нормы (примеры аморальных поступков: грубить, курить, сорить в общественных местах, распивать спиртные напитки, сплетничать, жадничать и т.д.).

За аморальный поступок такого вида применяется административное наказание.

Преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещённое уголовным законом под угрозой наказания ( кража, угон автомобиля, вымогательство денег, кража личного имущества и др.)

Отличие правонарушения от преступления:

1. Преступление - это деяние, отличающееся особой опасностью для общества.

2. Преступление - это деяние совершенное виновно.

Словарная работа:

Спецшкола - учебное заведение закрытого типа, где находятся малолетние преступники.

СИЗО-следственный изолятор- место, где находится подследственный в период следствия.

Следствие- выяснение причин, нахождение свидетелей преступления или правонарушения.

Адвокат - лицо, которое защищает интересы подсудимого в суде.

ВТК -  воспитательно – трудовая  колония -место, где отбывают наказание несовершеннолетние/летние преступники.

Дискуссия. Разобрать с воспитанниками с ситуациями и выяснить к чему могут привести такие "шалости":

1. завёл чужую машину, чтобы покататься ( велосипед);

2. положил в карман нож и пошёл на дискотеку.

3. метнул камень в убегающего обидчика.

Виновность.

Вина - это отношение лица к своему противоправному действию (поведению) и его последствиям.

Как только следственные органы доказали вину, наступает ответственность, далее наказание за совершенное действие. Суд признаёт человека виновным - это означает, что подсудимый понимал недопустимость своего поступка и к чему он приведёт.

Смягчение вины подсудимого-совершение преступления в состоянии крайней необходимости (самооборона, чистосердечное признание, по неосторожности, из-за преступной небрежности - не предвидел опасных последствий) преступной самонадеянности - знал, что совершает плохой поступок, но надеялся избежать наказания.

Вопрос: "Объясните, что такое умысел и умышленное преступление?"

Мысли великих людей: "Первое условие исправления человека-осознание и признание своей вины" Сенека-римский политический деятель, философ.

Что такое ответственность?

Юридическая ответственность - это государственное принуждение к исполнению требований права, когда лицо, нарушавшее закон, обязано отвечать за свои поступки перед государством, обществом.

Виды ответственности:

- дисциплинарная;

- гражданско-правовая;

- административная;

- уголовная.

Самый строгий вид ответственности - это уголовная, она наступает с 14 лет.

Когда наступает уголовная ответственность:

- совершение преступного деяния;

- приготовление к преступному деянию;

- покушение на преступление (когда преступление сорвалось, но готовилось);

- соучастие в преступлении (ответственность у того, кто находится вместе с теми, кто совершает преступление).

Уголовная ответственность с 14 лет наступает за следующие преступления:

- убийство;

- умышленное причинение вреда здоровью;

- похищение человека;

- изнасилование;

- кража, грабёж, разбой;

- вымогательство;

- угон транспортного средства;

- умышленное уничтожение или повреждение имущества;

- терроризм;

- захват заложника;

- заведомо ложное сообщение об акте терроризма;

-хулиганство;

- вандализм;

- хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;

- хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ;

- приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

Какова ответственность тех, кому ещё не исполнилось 14 лет?

Их не судят. К ним применяют принудительные меры: отправляют в спецшколу.

Работа с воспитанниками.  Вопрос: "Что такое соучастие в преступлении. Как вы это понимаете?

Взыскания и наказания.

За совершение административных нарушений применяются следующие взыскания:

- предупреждение;

- штраф;

- конфискация орудия, с помощью которого совершено административное правонарушение;

- лишение специального права (управление автомобилем, охоты и т.д.);

- административный арест (15 суток).

Цель административного взыскания - предупреждение лица от совершения новых правонарушений.

Виды наказания, предусмотренные уголовным кодексом РФ:

- штраф;

- обязательные работы;

- исправительные работы;

- конфискация имущества;

- ограничение свободы;

- арест;

- лишение свободы на определенный срок;

- пожизненное лишение свободы;

- смертная казнь.

Цель уголовного наказания - это восстановление справедливости, исправление осужденного; предупреждение совершения новых преступлений.

Словарная работа:

Явка с повинной - добровольное личное обращение лица, совершившего преступление, с заявлением о нем, с намерением передать себя в руки правосудия (считается смягчающим обстоятельством).

Аморализм.

Аморализм - аморальное поведение, пренебрежение к моральным нормам.

По статистики правонарушений среди н/летних, как правило, во время учёбы в школе отличались следующими аморальными поступками:

- плохо учились, бросали школу;

- курили и выпивали;

- потребляли наркотики;

- грубили сверстникам и взрослым;

- унижали маленьких и слабых;

- лгали даже без причин;

- доказывали свою правоту с помощью силы;

- играли в карты;

- разрисовывали стены;

- портили школьное имущество;

- совершали много других аморальных поступков.

Воспитательные трудовые колонии.

Существуют мужские ВТК и женские ВТК для несовершеннолетних, где воспитываются и трудятся малолетние правонарушители.

Тот, кто с лёгкостью нарушает моральные нормы, легко нарушает и закон.

Почему люди так ведут себя? (Можно задать этот вопрос учащимся для обсуждения.)

Потому, что всё это помогает получать "кайф". Но наступает момент, когда и этого становится мало, нужны новые ощущения. Путь к новым ощущениям обычно лежит через чужую квартиру, склад, киоск и т.д.

Самым опасным нарушением норм морали является употребление несовершеннолетними алкоголя. В пьяном дурмане совершается большинство правонарушений и преступлений. "Редкий вор и убийца совершает своё трезвым. Л.Н.Толстой"

Вопрос: Как потребление алкоголя влияет на совершение преступления?

Бездуховность.

Большинство людей обладает духовностью. Под духовностью подразумевается наличие в человеке богатого внутреннего мира, души, умения её слушать.

Вопрос: Как вы понимаете духовность и  бездуховность человека?

Почему бездуховность человека принято считать одной из причин правонарушений?

Безудховный человек примитивен (очень прост) в своих желаниях. Это- поесть, поспать, выпить, затуманить мозги какой-нибудь гадостью, ощутить свою власть и силу над другими и т.д., чтобы дни катились без напряжения и труда.

Каковы же источники бездуховности:

- пренебрежительное отношение к учёбе, занятиям;

- стремление к примитивному времяпрепровождению (просмотр видеофильмов: ужасы, боевики, порнография, мультики, фантастика и т.д., слушание песен с непристойным содержанием;

- преобладание материальных потребностей, "вещизм" (от слова "вещь", главная цель в жизни - приобретение различных вещей и материальных ценностей).

Вопросы:  Какие вы знаете материальные ценности?

Подводится итог беседы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания по теме: "Правонарушение и его признаки"

Урок обществознания в 9 классе по учебнику Кравченко А.И....

урок обществознания в 10 классе по теме "Правонарушение"

в содержании урока рассматриваются признаки правонарушения и его виды; используются разнообразныет формы работы. урок разработан с учетом новых ФГОС....

Урок права в 9 классе по теме "Правонарушение"

Методическая разработка урока с применением технологии развития критического мышления. Использованы приемы "Корзина идей", "Кластер", интерактивное задание, созданное с помощью приложения Web 2.0 Lear...

Рабочий лист к уроку по теме «Правонарушения и их виды» в 9 классе

Материал содержит разработку разноуровневых заданий к уроку "Правонарушения и их виды" в 9 классе....

Комплексное тестирование по теме "Правонарушение" (право, профильное изучение, 10-11 класс)

Данный материал может быть использован для организации как текущего контроля знаний учащихся по теме "Правонарушение", так и при подготовке к ЕГЭ по обществознанию (раздел "Право")...

Презентация по обществознанию на тему "Правонарушения и юридическая ответственность" выполнил Антонов Евгений

Презентация по обществознанию на тему "Правонарушения и юридическая ответственность" выполнил Антонов Евгений...

Методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность».

Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятель...