урок обществознания в 10 классе по теме "Правонарушение"
материал по праву по теме
в содержании урока рассматриваются признаки правонарушения и его виды; используются разнообразныет формы работы. урок разработан с учетом новых ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravonarushenie.zip | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. автора: Подкопаева Светлана Александровна
Место работы: МОУ СОШ № 4 г.Ершов
Должность автора: учитель истории и обществознания
Урок обществознания на тему «Правонарушения» в 10 классе.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель:
- метапредметная: формировать навыки планирования своей работы, корректировки своей деятельности на уроке;
- предметная: рассмотреть признаки правонарушения, его виды;
- личностная: развивать качества законопослушной личности, воспитывать уважение к закону, правам окружающих нас людей.
Приветствие.
А сейчас я расскажу вам сказку: жила-была очень хитрая рыжая особа, которая прославилась покушением на жизнь круглого изделия из теста, сбежавшего от дедушки и бабушки. Догадались, что это за сказка (слайд)?
Этот мужчина в полном расцвете сил подозревается в краже варенья и плюшек из дома одной уважаемой домомучительницы (слайд).
Серая неприметная дама причинила материальный ущерб деду и бабе, разбив хвостом их единственную ценность из чистого золота (слайд).
Пожилая женщина, инвалид с костяной ногой, использует запрещенный вид транспорта и занимается мелким хулиганством (слайд).
Деревянный лентяй с длинным носом прогуливает уроки на представлении в кукольном театре (слайд).
Чем характеризуется поведение героев этих сказок?
Вспомните по предыдущим темам, что мы называем законом?
Для чего нужны законы?
Сегодня мы поговорим о нарушении закона. Тема урока: «Правонарушение». А рассмотрим мы ее с помощью понятий рисунок и схема.
Что бы вы хотели узнать? Сформулируйте вопросы, на которые хотите получить ответ. Давайте заполним ими «Корзину идей», которая висит на доске (раздаются каждому листы, маркеры).
Это – наша цель. Вершина, которую мы должны покорить. Сейчас мы у подножия. Чтобы проще было преодолеть этот путь, давайте составим план действий.
Возьмите хронологическую карту урока. Как вы думаете, какие действия нам нужно запланировать, чтобы достичь цели?
Теперь давайте распределим время. На выполнение всех действий нам дано 15 минут.
Не будем терять время и начнем работать по плану.
Главное понятие темы – правонарушение. Попробуйте дать свое определение этому понятию.
А вот как определяет правонарушение юридический словарь: (слайд) правонарушение - это противоправное виновное действие или бездействие, причиняющее вред обществу, государству или отдельным лицам.
Есть что-то в этом определении, что вам непонятно?
Какое из определений дает более полную характеристику понятию правонарушение?
А теперь я прошу вас поработать в парах и за 1 минуту выделить 4 признака правонарушения из этого определения.
Что у вас получилось?
Сравните с теми признаками, которые даются в учебнике по праву (слайд).
Оцените выполнение задания по тем критериям, которые вы разработали на прошлом уроке (слайд).
Какие действия по плану мы выполнили? Какой шаг следующий?
5. Рассмотрим схему. Правонарушения делятся на два вида: преступление и проступок.
В чем между ними разница?
Найдите ответ или подтверждение своего мнения в тексте (работа с текстом).
Выполните задание: выделите преступления и проступки (слайд).
Правильно мы выполнили задание? Проверьте по критериям.
Проступок в свою очередь также делится на несколько видов. Вот некоторые из них (слайд).
Для работы по видам проступка давайте разделимся на 3 группы.
Представьте, что каждая группа – это адвокатская контора:
1 группа – специализируется на административных проступках
2 группа – на дисциплинарных
3 группа – на гражданско-правовых.
Ваша задача – дать консультацию клиенту по своему виду проступка. В хронокарту выполнения задания занесите план ваших действий. В работе используйте текст. Общее время выполнения действий – 2 минуты.
Прошу вас дать консультацию. А клиентами будут герои сказок, которые даже не подозревают, что совершили правонарушение.
Какая группа дает консультацию первому герою? Какой вид проступка он совершил? Какой бы совет вы ему дали, чтобы он больше не попадал в такие ситуации?
Чьим клиентом является второй герой? Какой вид проступка он совершил? Какой бы совет вы ему дали, чтобы он больше не попадал в такие ситуации?
В какую контору отправится третий клиент? Какой вид проступка он совершил? Какой бы совет вы ему дали, чтобы он больше не попадал в такие ситуации?
А последнего героя к кому направить? Почему?
Спасибо за консультацию.
Мы рассмотрели с вами картину правонарушений. Что дает нам схема? Что дает нам рисунок?
А как же нам строить свое поведение, чтобы жить, не нарушая закон?
Предлагаю каждой группе придумать свое правило, но уже не как адвокатам, а как гражданам, уважающим закон (листы, маркеры).
Посмотрите еще раз на хронокарту урока. Все ли действия мы выполнили?
Возвращаемся к «Корзине идей» (пройтись по всем целям и проговорить то, чего достигли).
Интересные факты (если останется время).
6. Наш путь к вершине окончен. Чему вы научились сегодня? Где смогут пригодиться эти знания?
Это – ваша оценка урока. А теперь поставьте оценку своей работе. Человечек – это вы. А вот наш путь:
- если вы хорошо усвоили тему, довольны своей работой на уроке, сделали все, что могли для общего успеха – ваше место на вершине;
- если у вас остались какие-то вопросы, вы работали хорошо, но можете и лучше – вы еще на пути к вершине, но уже близко к ней;
- если вы тему не усвоили, работали на уроке не в полную силу – вы так и остались у подножия.
Отметьте свое место.
Вывод.
Спасибо за помощь и сотрудничество. Было приятно с вами работать. Урок окончен.
Приложение.
Хронологическая карта урока и выполнения задания.
Действие | Минуты | Всего минут |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Текст для работы по группам.
Как и столетия назад, в современном обществе совершаются противоправные поступки различного характера. В зависимости от степени опасности их можно классифицировать на преступления и проступки..
Преступление – запрещенное уголовным законом противоправное, виновное, наказуемое деяние, характеризующееся высшей степенью общественной опасности.
Преступления отличаются от проступков повышенной степенью общественной опасности. Они причиняют тяжкий вред личности, государству, обществу. Уголовное наказание применяется не только за совершение преступления, но и за приготовление, покушение на преступление и соучастие в нем. К преступлениям относятся кражи, убийства и т.д. Все преступления указаны в Уголовном Кодексе РФ.
Проступки характеризуются меньшей степенью общественной опасности, чем преступления, и посягают на отдельные стороны правопорядка.
Проступки подразделяют на административные, гражданско-правовые, дисциплинарные.
Деяния, наносящие ущерб отношениям в сфере государственного управления, называются административными проступками. К ним относят нарушение правил дорожного движения, безбилетный проезд в общественном транспорте, мелкое хулиганство, нарушение правил противопожарной безопасности.
Гражданско-правовые нарушения четко не прописаны в законе. Из много, и они связаны с нарушением имущественных или личных неимущественных прав людей. К ним относят порча чужого имущества, оскорбление чести и достоинства, нарушение авторского права и т.д.
В том случае, когда работники не выполняют своих обязанностей в процессе трудовой деятельности, речь идет о совершении дисциплинарных проступков. К их числу относятся прогулы, опоздания на работу, невыполнение трудовых обязанностей.
Любые правонарушения отрицательно влияют на состояние законности и правопорядка. Поэтому предотвращение правонарушений является одной из основных задач государства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к урокам обществознания 7 класс (к учебнику Л.Н.Боголюбова)
Презентации к каждому уроку....
Личность. Урок обществознания. 6 класс.
Урок- презентация. Рассматриваются вопрсы: что такое личность; различие между "личностью" и "человеком"; что лежит в основе формирования личности; кто и что влияет на формирование личности; как стать ...
План коспект урока обществознания. 8 класс Спрос и предложение
Тема урока: Спрос и предложение Цели урока: обучающая - сформировать представление учащихся о спросе и предложении, познакомить с законами спроса и предложения, раскрыть связь м...
Урок обществознания 6 класс "Делу - время, потехе - час"
Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику Л. Н. Боголюбова "Обществознание. 6 класс". Помимо основной цели (введения понятия хобби и работе с ним) преследуется другая -...
Урок обществознания 11 класс. Тема урока. Глобализация – понимание, основные направления, противоречия и возникающие проблемы.
Компонент знаний- давать определения основным понятиям, связанным с глобализацией;-называть основные сферы и характеристики процесса глобализации, позитивы и издержки процесса глобал...
Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»
Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»...
Урок обществознания 6 класс "Урок доброты"
Обществознание 6 класс...