Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности музыкально - драматический кружок «АМПЛУА»
рабочая программа
Программа художественной направленности
Данная программа направлена на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе овладения навыками театральной деятельности, а также в других видах деятельности: коммуникативной, художественно-эстетической, познавательной. Показ своего «Я» в создании стихотворений, придумывании рассказов, выражении сценического образа, в своем видении - какой-то познавательной проблемы, но в то же время уважение к коллективу, умение идти на компромиссы - важные моменты этой программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
amplua_programma_2020.docx | 83.13 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Назаровский детский дом»
«Согласовано» Руководитель МО ИбрагимоваЗ.Р.___________ «____»________20 ____ г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР КГКУ »Назаровский детский дом» _________ М.Ю.Байчикова «____»_______20_____ г. | «Утверждаю» Директор КГКУ «Назаровский детский дом» __________Г.А.Козлова Приказ № ___ от «___»____20_____ г. |
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности
музыкально - драматический кружок «АМПЛУА»
Продолжительность освоения: 1 год
Возраст воспитанников: от 7 до 17 лет
Младшая гр. 7-12 лет.
Старшая гр. 13-17 лет.
Составитель
Т.Г. Макарова
педагог дополнительного образования
г. Назарово, 2020
Пояснительная записка
Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы. Общение с произведениями искусства отражает действительность во всей гамме ее проявления. Это не только способствует формированию органов чувств, установленных на восприятие отдельных видов искусства, но и активизирует эстетическое сознание, т.е. позволяет человеку от психо -физического отношения к произведениям искусства перейти к аналитическому отношению к нему. Общение с искусством совершенствует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов.
Задача эстетического воспитания в образовании должна сводиться к постоянному развитию интеллектуального и чувственного начал в человеке. Через приобщение к искусству в человеке активизируется творческий потенциал, и чем раньше заложены основы этого потенциала, тем активнее будет его проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры. Преодолевая время и пространство, сочетая возможности нескольких видов искусств - музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству. Театр - это не только вид искусства, но и сокровища мировой культуры, область знания мирового значения. И чем раньше мы к ним приобщим ребят, тем лучше.
Направленность программы
Программа художественной направленности
Данная программа направлена на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе овладения навыками театральной деятельности, а также в других видах деятельности: коммуникативной, художественно-эстетической, познавательной. Показ своего «Я» в создании стихотворений, придумывании рассказов, выражении сценического образа, в своем видении - какой-то познавательной проблемы, но в то же время уважение к коллективу, умение идти на компромиссы - важные моменты этой программы.
Актуальность данной программы, новизна, педагогическая целесообразность.
Актуальность и педагогическая целесообразность дополнительной программы в сфере художественно-эстетического творчества школьников-подростков обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях, в частности ограниченности стратегии «приобщения к культуре» в условиях экспансии массовой культуры.
Новизна программы заключается в том, что дети, проживающие в стенах детского дома, отличаются следующими качествами: подражательностью, не самостоятельностью, творчество проявляется незначительно. Дети повторяют за педагогом, за другими детьми рассказ, образ. Данная программа направлена на развитие у детей самостоятельности в художественном творчестве, активности. Я хочу научить ребенка самому придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому создавать, фантазировать. Программа способствует развитию наблюдательности у детей. Лишь наблюдая за поведением животных, людей, дети могут понять реальные чувства наблюдаемых, донести до зрителя эти чувства.
Данная программа охватывает, кроме театральной, и другие виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную. Дети проявляют творчество и в изобразительной деятельности – самостоятельно выбирают материал для изготовления различных видов театров, по-своему изображают героев сказки, передавая в рисунке свое отношение к нему, каким он представляет, видит данного героя, передает в рисунке эпизоды рассказа, придуманные им самим. В коммуникативной деятельности дети высказывают свое собственное мнение: «Я считаю», «Я полагаю». Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться высказывать собственное мнение, отличное от мнения других.
Программа музыкально-драматического кружка «АМПЛУА» педагогически целесообразна, так как опирается на практические рекомендации и концептуальные положения, разработанные основоположником русской театральной школы К.С. Станиславским, который рекомендовал специальные этюды и упражнения для развития актерских навыков, предостерегал от увлечения темпом обучения и учил осторожному подходу к юным актерам.
Метод драматической психоэлевации известных профессиональных психологов и драматургов Ирины Медведевой и Татьяны Шишовой принят в программе как один из основополагающих.
Педагогическая целесообразность образовательной программы музыкально-драматический кружок “АМПЛУА” состоит в том, что каждый ребенок, овладев знаниями, умениями, навыками сможет применить их в дальнейшем на создание индивидуального творческого продукта.
Отличительная особенность:
Отличительной особенностью программы музыкально-драматического кружка «АМПЛУА» является то, что она даёт возможность каждому ребёнку с разными способностями реализовать себя как в массовой постановочной работе, так и в сольном исполнении, выбрать самому из предложенного материала роль, элементы костюма, музыкальное сопровождение. Данная программа может подойти для развития и ребенку с ОВЗ.
Настоящая программа музыкально-драматический кружок «АМПЛУА» отличается содержанием деятельности, учебно-тематическим планированием, календарно-тематическим планированием.
Обучение детей театральному искусству, как искусству синтетическому, является одним из средств воспитания школьника через слово, движения, голос, отношение к окружающему миру, что в результате характеризует действительно культурного человека, человека любящего свое Отечество.
В современной педагогике театр все чаще привлекается для решения адаптационных и коммуникационных задач. Детский театральный коллектив рассматривается как развивающая среда, как средство образования, воспитания и психологической коррекции личности ребенка. Дети становятся смелыми и уверенными в себе, могут петь и танцевать, становятся подвижными и активными. Этот момент преодоления себя, своего комплекса, очень важен.
Также театральная деятельность в детском доме поможет ребенку решить многие проблемы в урочной деятельности. Возможно, применять театральное искусство в качестве одного из способов развития познавательной деятельности.
Данная программа позволит не только ввести детей в мир прекрасного, но и поможет развить сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность ставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия "зажатости", обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Дополнительная общеразвивающая программа музыкально – драматического кружка «АМПЛУА» составлена на основе следующих документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (требования к планируемым результатам освоения ООП ООО).
3. Устав учреждения;
4. Основная образовательная программа образовательного учреждения;
4.Положение о внеурочной деятельности.
Адресат программы:
Программа адресована детям и подросткам 7-17 лет.
Максимальное количество детей в театральном кружке до 20 человек. В театральный кружок принимаются дети и подростки 7-17 лет по желанию ребенка, без предварительного отбора.
Воспитанники учувствуют в мероприятиях, проводимых в стенах детского дома. Участвуют в городских, областных, краевых и всероссийских конкурсах ( в онлайн режиме, дистанционно) и фестивалях.
Уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы:
Программа рассчитана на 1 год в объеме 68 ч., возраст от 7 до 17 лет. Участники кружка делятся на 2 возрастных категории (ступени) младшие 7 - 12 лет (1 ступень); старшие 13-17 лет (2 ступень). На первой ступени акцентрируется внимание на речь, постановку сценического голоса. Вторая ступень - акцент на работу над сценическим образом и ведение мероприятий участниками кружка.
Занятия организуются 2 раза в неделю по 40 минут.
Формы обучения:
1. Театрализованные игры.
2. Рассказы о разных видах театров.
4. Организация спектаклей, постановок, литературных композиций и т.д.
5. Беседы-диалоги.
6. Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
7. Чтение литературы.
8. Написание статей о деятельности кружка.
9. Показ представлений.
1.Теоретическая: лекции; работа с литературой; видеоролики; диалоги.
2. Практическая: «Занятие – практикум» показ фрагментов сценария организационно – массовых и культурно - досуговых мероприятий; «Занятие – игра» - раскрепощает аудиторию, даёт возможность получить обратную связь и раскрыть организаторские способности; «Занятие – тренинг» - приёмы владения аудиторией и вовлечение аудитории в свою деятельность.
Полученный материал педагог проверяет с помощью аттестации. Различается 2 вида аттестации промежуточная – январь и итоговая – март.
Промежуточная аттестация в объединении проводится с целью повышения эффективности реализации и усвоения обучающимися дополнительной образовательной программы и повышения качества образовательного процесса.
Промежуточная аттестация включает в себя проверку практических умений и навыков.
Формы проведения промежуточной аттестации: игры и упражнения по актерскому психотренингу, театральные миниатюры.
Для оценки результатов обучения разработаны контрольно-измерительные материалы (прилагаются) с учётом программы театрального объединения
Итоговая аттестация обучающихся по программе проводится в следующих формах: литературный праздник, где каждый участник демонстрирует свое произведение.
Уровни освоения программы определяются в пределе от 0 до 3 баллов.
3 балла - высокий, (характерна творчески преобразующая деятельность детей, самостоятельная работа, творческие изменения, высокий уровень мотивации).
2 балла – средний, (активная познавательная деятельность, проявляют творческую инициативу при выполнении заданий, выражена мотивация на рост, самостоятельность при выполнении заданий).
1 балл - начальный, (репродуктивный, мотивированный на обучение (занимаются с интересом; нуждаются в помощи педагога).
0 баллов - низкий уровень.
Форма занятий:
Формы занятий – групповые.
Основными формами проведения занятий являются: театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакли праздники. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки эпизодов из литературных произведений- все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Режим занятий:
Форма обучения – очная.
Младшая группа (7-12лет) вторник (15:00-15:40), четверг(15:00-15:40) по одному академическому часу, итого: 2 академических часа в неделю.
Старшая группа (13-17 лет) подельник (15:00-15:40), среда(15:00-15:40) по одному академическому часу, итого: 2 академических часа в неделю.
Расписание занятий кружка строится из расчета два занятия в неделю. Образовательный процесс выстроен в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Особенности организации образовательного процесса:
- Младшая группа (7-12лет)
- Старшая группа (13-17 лет)
Используются тематические подборки материалов, текстов песен, стихов, сценариев, игр. Костюмы, декорации, реквизит, атрибуты к спектаклю. Раздаточный материал(выкройки, чертежи, шаблоны, ватман и т.п.); Грим.
Следующие виды учебных занятий
Тренинги
Практика сцены
Игры
Дискуссии.
Каждое занятие строится по схеме:
– настройка голосового аппарата: комплекс упражнений для речевого аппарата (до 2 мин);
– дыхательная гимнастика(1 мин);
– речевые упражнения (словосочетания, скороговорки)(до 2 мин);
–– игры-импровизации, этюды (до 5 мин);
– работа над произведением (до 30 мин);
– анализ занятия (до2 мин);
Методы обучения
1. Практический (написание сценариев, программ, подготовка и проведение организационно–массовых и культурно-досуговых мероприятий).
2. Игровой (использование игровых моментов при проведении организационно – массовых и культурно – досуговых мероприятий).
3. Словесно – иллюстративный (направлен на ассоциации с помощью взаимодействия слова, пояснения и живого исполнения).
4. Моделирование (воспитанник занимает одновременно позицию исполнителя, зрителя, автора, творчески интерпретируя).
Программа обучения состоит из четырех разделов.
- Культура и техника речи
Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения , направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
- Театральная игра
Раздел «Театральная игра» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
- Ритмопластика
Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.
- Мастерство актера
Основы театральной культуры. Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства
Знания и навыки сценического поведения ребятам необходимы. Их значения значительно может облегчить репетиционный период. Ребятам дается задание сделать сценические импровизации на заданную тему или просто изобразить кого-то. На этих этапах педагог объясняет как нужно говорить и двигаться на сцене. Упражнения проводятся чтобы слушать партнера, стараться понять его, оценить его слова и поведения. Воздействовать на него в заданном направлении: убеждать, ругать, хвалить, призывать, просить, требовать, разоблачать и т. д.
Дать возможность исполнителям подвигаться, сочетая словесное действие с физическим.
Призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены:
Особенности театрального искусства.
Виды театрального искусства.
Рождение спектакля.
Театр снаружи и изнутри.
Культура зрителя.
Цели и задачи программы:
Цель (локальная): развитие природных актерских данных, речевых и голосовых возможностей и постановка сценического голоса
Цель (глобальная): содействие развитию духовно-нравственных основ личности ребенка, его творческих способностей и эмоционального мира через приобщение к искусству театра.
Знакомство с понятием театра, а также с разными его видами. Освоение различных видов творчества. Весь процесс осуществляется поэтапно. Совершенствование артистичных умений и навыков. Моделирование ситуаций поведения в рамках установленного задания. Благодаря этому курс нацелен сразу на два аспекта: воспитательный и образовательный. Первый предвидит выполнение заданий, направленных на развитие интеллекта, эмоций, а также разнообразных коммуникативных навыков детей. Второй аспект отвечает за развитие артистизма и конкретных навыков сценических воплощений.
Задачи:
Познавательные:
- Научить навыкам артикуляционной, дыхательной гимнастики, владению интонацией.
- Формировать интерес к произведениям русской литературы (скороговорки, сказки, стихи, басни, былины, рассказы, повести)
- Способствовать развитию более глубокого знакомства с русской культурой.
Развивающие:
- Развивать образное мышление, память, воображение.
- Развивать эмоциональный интеллект.
- Развивать навыки самореализации
- Развивать коммуникативные способности, умение вести диалог.
- Формировать правильную постановку речи
- Развивать творческие задатки каждого ребенка (отдельной личности) индивидуальные часы работы.
Воспитательные:
- Воспитание волевых качеств
- Способствовать умению грамотно существовать в коллективе
- Сформировать самоуважение и взаимоуважение.
- Воспитать зрительскую культуру.
Содержание учебного плана:
Календарное планирование 7-12 лет
№ п.п | Месяц, название темы, раздел. | Коли чество часов | Теория | Практика | Формы аттестации/контроля |
Сентябрь вводная часть Раздел «Культура и техника речи». | |||||
Вводное занятие «Здравствуй, театр». Театр и жизнь. Что дает театральное искусство в формировании личности. | 1 | 1 | Диагностика. Беседа. Выявление знаний и уровня подготовки воспитанников на начало занятий по программе | ||
Театральное искусство России и за рубежом. Онлайн экскурсия «Виды театров». | 1 | 1 | |||
Разучивание стихотворений об осени (современных авторов и классиков) | 3 | 3 | |||
Литературная композиция ко Дню учителя «Примите наши поздравленья». | 3 | 3 | |||
Октябрь Раздел «Культура и техника речи». | |||||
Художественная речь. Научная речь. | 2 | 1 | |||
Разучивание стихотворений об осени (современных авторов и классиков) | 2 | 2 | |||
Подготовка к осеннему балу, подготовка творческих номеров | 4 | 3 | |||
Речь радио, телевидения. | 1 | 1 | 1 | ||
Ноябрь Раздел «Театральная игра» | |||||
Дыхание. | 1 | 1 | |||
Дыхательные упражнения. | 2 | 1 | 1 | ||
Чтение в лицах стихов А.Барто, И. Токмашовой, Э.Успенского | 4 | 1 | 3 | ||
Декабрь Раздел «Театральная игра» | |||||
Овладение техникой сценического общения партнеров: материал для общения – внутренние чувства, мысли; объект общения (партнер, мысль); | 2 | 1 | 1 | ||
Подготовка новогоднего представления для детей «Чудеса под новый год » | 3 | 3 | |||
Подготовка к городскому фестивалю православной музыки и культуры «Рождественские звоны» | 3 | 3 | |||
Январь Раздел «Театральная игра» | |||||
Проведение промежуточной аттестации | 1 | 1 | Промежуточная аттестация в объединениях включает в себя проверку практических умений и навыков. Формы проведения промежуточной аттестации: игры и упражнения по актерскому психотренингу, театральные миниатюры. Для оценки результатов обучения разработаны контрольно-измерительные материалы (прилагаются) с учётом программы театрального объединения | ||
Сценические этюды | 2 | 1 | 1 | ||
Обыгрывание стихотворений о Родине | 4 | 3 | |||
Февраль Раздел «Ритмопластика» | |||||
Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами.. | 2 | 1 | 1 | ||
Подготовка поздравительной открытки к 8 марта «Самым милым и любимым» | 4 | 4 | |||
Март Раздел «Ритмопластика» | |||||
Сценическое движение как неотъемлемая часть сценического театрализованного действия. Упражнение «Как вести себя на сцене» (мимика, жесты, телодвижения в игре). | 4 | 2 | 2 | ||
Работа актера над образом. Логика действия: я – предмет; я – стихия; я – животное; я – растение; внешняя характерность; форма (выдержка и законченность). | 4 | 1 | 3 | ||
Апрель Раздел «Мастерство актера» | |||||
Разучивание стихотворений о ВОВ. | 2 | 2 | |||
Презентация «Мастерство актера» | 2 | 1 | |||
Тренинг «Я бедующий актер» | 2 | 2 | |||
Подготовка к итоговой аттестации литературный праздник «Строки души» | 4 | 1 | 4 | ||
Май Раздел «Мастерство актера» | |||||
Тренинг «Сотвори себя сам» | 1 | 2 | |||
Подготовка к итоговой аттестации литературный праздник «Строки души» | 4 | 4 | |||
Отчётное выступление кружка | 1 | 1 | Итоговая аттестация литературный праздник «Строки души» | ||
Итог | 68 часов | 15 | 53 ч. |
Предполагаемые результаты.
Воспитанники должны уметь выразительно читать художественные произведения, научиться исполнительскому мастерству.
Кроме того, дети должны научиться общению друг с другом, а также с посторонними, научиться оценивать художественные достоинства литературных произведений, что помогает им свободно владеть словом
Календарное планирование 13 -17 лет
№ п.п | Название, месяц, тема, раздел | Количество часов | Тео рия | Прак тика | Формы аттестации/ контроля |
Сентябрь. Вводная часть. Раздел «Культура и техника речи» | |||||
Вводное занятие «Здравствуй, театр». | 1 | 1 | Диагностика. Беседа. Выявление знаний и уроаня подготовки воспитанников на начало по программе | ||
Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. | 1 | 1 | |||
Основы театральной культуры. | 1 | 1 | |||
Скороговорки отработка произношения, звучания. | 1 | 1 | |||
Выразительное чтение стихов ко дню Учителя. | 2 | 2 | |||
Октябрь Раздел «Культура и техника речи» | |||||
Упражнения на постановку дыхания. «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки». | 1 | 1 | |||
Упражнения для языка. Упражнения для губ.» Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.). | 2 | 1 | 1 | ||
Игры по развитию языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем новую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких одна») | 4 | 3 | |||
Подготовка к осеннему балу. Стихи про осень. | 3 | 3 | |||
Ноябрь Раздел «Театральная игра» | |||||
Отработка сценического этюда «Обращение», «Знакомство» | 1 | 1 | |||
Отработка сценического этюда «Пожелание», «Зеркало» | 3 | 1 | 2 | ||
Показ сценических этюдов «Диалог-звукоподражание и «Разговор» животных». (Курица-петух, свинья-корова, лев – баран, собака кошка, две обезьяны, большая собака-маленькая собака) | 4 | 4 | |||
Декабрь Раздел «Театральная игра» | |||||
Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский). | 2 | 1 | 1 | ||
Подготовка к новогоднему представлению. | 2 | 2 | |||
Подготовка и выступление на городском фестивале православной музыки и культуры «Рождественские звоны» | 4 | 2 | |||
Январь Раздел «Театральная игра» | |||||
Проведение промежуточной аттестации | 1 | 1 | Промежуточная аттестация в объединениях включает в себя проверку практических умений и навыков. Формы проведения промежуточной аттестации: игры и упражнения по актерскому психотренингу, театральные миниатюры. Для оценки результатов обучения разработаны контрольно-измерительные материалы (прилагаются) с учётом программы театрального объединения | ||
Работа над литературным монтажом «День защитников Отечества». | 5 | 3 | |||
Февраль Раздел «Ритмопластика» | |||||
Тренинг направленный на координацию. Упражнения на совершенствование осанки и походки | 2 | 1 | |||
Тренировка ритмичности движения. Упражнения с мячами | 2 | 2 | |||
Выбор репертуара, индивидуальная работа с детьми, создание яркого творческого образа подготовка номеров и ведущих к 8 марта. | 4 | 1 | 3 | ||
Март Раздел «Ритмопластика» | |||||
Занятие – практикум «Отрицательный персонаж» | 3 | 1 | 2 | ||
Работа актера над образом. Логика действия: я – предмет; я – стихия; я – животное; я – растение; внешняя характерность; форма (выдержка и законченность). | 4 | 1 | 3 | ||
Апрель Раздел «Мастерство актера» | |||||
Конферансье, работа ведущего, какими качествами должен обладать ведущий, составление портрета современного ведущего | 2 | 1 | 1 | ||
Подготовка к концертной программе День Победы. Стихи и рассказы о войне, о Победе. | 4 | 1 | 3 | ||
Юмореска – один из жанров художественного слова. Чтение юмористических произведений. | 3 | 1 | 2 | ||
Май Раздел «Мастерство актера» | |||||
Подготовка к итоговой аттестации литературный праздник «Строки души» | 5 | 1 | 4 | ||
Отчетное выступление кружка | 1 | 1 | Итоговая аттестация литературный праздник «Строки души» | ||
Итог | 68 часа | 14 | 54 |
Предполагаемые результаты.
В процессе освоения всего курса дети должны уметь:
- Уметь двигаться в заданном ритме, а также произвольно сжимать или разжимать определенные группы мышц.
- Уметь импровизировать в любой ситуации.
- Хорошо владеть своим речевым аппаратом.
- Быстро составлять монолог или диалог с партнером.
- Уметь создавать конкретный образ или характер.
Кроме того, дети умеют работать в парах и командах, а также решают разнообразные конфликтные ситуации.
Ребята готовы к саморазвитию, развиты познавательные интересы.
Участники кружка не бояться сцены, умеют работать с микрофоном.
Ребята принимают активное участие в культурно-досугового мероприятия или его части.
Умеют работать с тексом, определять главные слова. Владеют своим речевым аппаратом. Умеют работать над образом, могут найти зерно образа и подобрать костюм, грим. Получают дополнительный стимул к саморазвитию вырабатывают уверенность в себе, лидерские, организаторские, качества, тренируют силу воли, умение держаться на публике.
В процессе занятий ребенку предоставляется возможность развивать собственный интерес к выбранному делу.
Выделяется 3 уровня освоения программы:
Первый: Результаты первого уровня (Приобретение воспитанником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей. Воспитанник умеет расставить речевые ударения, выделить главные слова, подбирает правильную интонацию.
Второй: Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности): Получение воспитанником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура) воспитанник умеет декламировать стихи, может подобрать и придумать образ, выбрать правильные выразительные средства (реквизит, музыка, костюм, грим).
Третий: Результаты третьего уровня (получение воспитанником опыта самостоятельного общественного действия): воспитанник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. Учащийся владеет основами риторики, разбирается в выразительных средствах, умеет подбирать литературу, образ, может сам импровизировать и проводить мероприятие. Так же победа в городском, краевом, окружном конкурсе или фестивале.
В результате реализации программы у детей будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У воспитанников будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Воспитанник научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над композицией или художественным номером;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Воспитанник научится:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Воспитанник научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Воспитанники научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Раздел №2 «Комплекс организационно – педагогических условий, включающий формы аттестации.
Календарный учебный график 7-12 лет
N п\п | Содержание программы | Всего часов |
1. | Вводные занятия | 1 |
2. | Культура и техника речи | 15 |
3. | Театральная игра | 20 |
4. | Ритмопластика | 14 |
5. | Основы театральной культуры | 3 |
6. | Мастерство актера | 15 |
7. | Заключительное занятие | 1 |
Итого: | 68 |
Календарный учебный график 13-17 лет
N п\п | Содержание программы | Всего часов |
1. | Вводные занятия | 1 |
2. | Культура и техника речи | 15 |
3. | Театральная игра | 20 |
4. | Ритмопластика | 14 |
5. | Основы театральной культуры | 3 |
6. | Мастерство актера | 15 |
7. | Заключительное занятие | 1 |
Итого: | 68 |
Условия реализации программы:
Компьютер, театральный реквизит, костюмы, сценарии, творческий материал. Музыкальные инструменты: фортепиано, баян, магнитофон, фонограммы песен, нотный материал, микрофон, костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок, элементы костюмов для создания образов; видеокамера для съёмок и анализа выступлений. Электронные презентации «Правила поведения в театре». Сценарии сказок, пьес, детские книги.
Формы аттестации
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
- промежуточный – праздники, занятия-зачеты, конкурсы; итоговый – открытые занятия, спектакли.
Формой подведения итогов считать:
выступление на праздниках детского дома, торжественных и тематических программах,
инсценирование,
постановка сказок и пьес для свободного просмотра
В сентябре дети проходят аттестацию в форме беседы, для того что бы выявить уровень каждого воспитанника и оценить его творческий рост. Промежуточная аттестация проходит в январе по заранее разработанным педагогом заданиям.
Задания для промежуточной аттестации для младшей группы 7-12 лет
Контрольный критерий №1.
Запоминание и изображение заданной позы.
Воспитанник должен уметь придумать и зафиксировать позу, запомнить и повторить предложенную позу и жест. Задача в точности воспроизведения и представлении.
Контрольно-измерительный материал:
Текущий контроль
Игра «Передай позу»: дети сидят или стоят в полукруге с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой водящего.
Игра «Фотография»: дети делятся на пары, первый придумывает и фиксирует позу, второй повторяют заданную позу.
Промежуточная аттестация – этюдный показ (индивидуальный и групповой)
Итоговая аттестация – показ театральных мизансцен с различными персонажами.
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Воспитанник не может замереть на месте, запомнить и изобразить заданную позу. | Воспитанник не может придумать и зафиксировать позу, не точно копирует и повторяет заданную позу или движение. | Воспитанник копирует и воспроизводит заданную позу, но не может воспроизвести ее через определенный промежуток времени. | Воспитанник придумывает и фиксирует позу, четко копирует и воспроизводит заданную позу. Может повторить ее через определенный промежуток времени. |
Контрольный критерий №2
Этюдное изображение животных и птиц.
Воспитанник должен представлять животных, птиц, их повадки, поведение, уметь изобразить движения различных животных с помощью выразительных пластических движений.
Контрольно-измерительный материал:
Текущий контроль - упражнение «Дружные животные». Дети делятся на три группы, педагог дает задание – первая группа «медведи», вторая «белки», третья «лисы», по команде учащиеся должны изобразить с помощью пластических движений животных.
Промежуточная аттестация – этюдный показ животных (индивидуальный и групповой)
Итоговая аттестация – показ театральных мизансцен с различными персонажами.
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Воспитанник не знает животных и птиц, не представляет как их можно изобразить. | Воспитанник представляет повадки и поведение некоторых живых существ, но не может воспроизвести их с помощью пластических движений. | Воспитанник скованно и зажато показывает некоторые элементы поведения животных и птиц. | Воспитанник изображает Различных животных и птиц с помощью пластических движений. |
Контрольный критерий №3
Создание образа, используя характер и настроение музыкальных произведений.
Учащийся должен прослушать музыкальную заставку и под характер музыки изобразить заданный персонаж
Контрольно-измерительный материал:
Текущий контроль - упражнение «Превращение»: - под музыку дети превращаются в добрых, злых, медленных, быстрых персонажей.
Музыкально – игровые этюдные задания.
Промежуточная аттестация – музыкальные этюды (индивидуальные и групповые)
Итоговая аттестация – показ музыкально – театральных миниатюр.
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Воспитанник не понимает характер музыкального произведения, не представляет как можно изобразить заданный персонаж. | Воспитанник не сопоставляет характер музыкального произведения и изображение заданного персонажа. | Воспитанник представляет персонаж, но не в характере и настроении заданного музыкального произведения. | Воспитанник четко улавливает характер музыкального произведения и изображает заданный персонаж в соответствии с музыкой. |
Контрольный критерий №4
Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.
Учащийся должен, в зависимости от задания, включиться в игровое пространство вместе с другими, или выполнить действие один.
Контрольно-измерительный материал:
Текущий контроль
Игра «Муравьи»: по хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное пространство, по второму хлопку дети должны сразу остановиться и замереть на месте.
Промежуточная аттестация – этюды на согласованность действий (индивидуальные и групповые)
Итоговая аттестация – показ музыкально – театральных миниатюр.
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Воспитанник не понял смысл задания, начал движение не со всеми, закончил не по команде. | Воспитанник вступил в игровое пространство вместе со всеми, но закончил не по команде. | Воспитанник вступил в игровое пространство вместе со всеми, выполнил требования игры, но не справился с самостоятельным выходом. | Воспитанник вступил в игровое пространство вместе со всеми, выполнил требования игры, справился с самостоятельным выходом. |
Контрольный критерий №5.
Готовность к творчеству, интерес к сценическому искусству.
Формирование у учащихся в процессе обучения положительного отношения к сценическому искусству и развитие мотивации к дальнейшему овладению актерским мастерством и развитию познавательного интереса.
Контрольно-измерительный материал: - театральные миниатюры.
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Отсутствие всякой мотивации к изображению и представлению различных сценических персонажей. | Низкий уровень мотивации. Низкий уровень познавательной деятельности. | Проявляет активность на занятии. Есть мотивация к сценическому искусству, но не высокая. | Высокий уровень познавательной деятельности. С интересом изучает играет различные роли. Высокая мотивация. Проявляет активность на занятии. Проявляет творческую мыслительную активность. |
Контрольные критерии для старшей группы 13-17 лет
Контрольный критерий №1
Действие с воображаемым предметом.
Учащийся должен представить воображаемый предмет и совершить простейшие физические действия с ним.
Контрольно-измерительный материал:
Текущий контроль
Игра «Мы не скажем, а покажем»: дети, действуя с воображаемыми предметами демонстрируют различные профессии: готовят еду, шьют одежду, делают медицинские процедуры и т.д.
Промежуточная аттестация – этюды на память физических действий (индивидуальные и групповые)
Итоговая аттестация – показ музыкально – театральных миниатюр.
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Воспитанник не представляет воображаемый предмет. | Воспитанник представил воображаемый предмет, но с неправильными формами. | Воспитанник представил воображаемый предмет, правильно показал его формы и произвел действие с ним. | Воспитанник представил воображаемый предмет, правильно показал его формы и произвел действие с ним в согласованности с партнером. |
Контрольный критерий №2.
Действие в предлагаемых обстоятельствах.
Умение представить себя и партнера в воображаемых обстоятельствах, выполнять одни и те же действия в различных воображаемых ситуациях.
Контрольно-измерительный материал:
Текущий контроль
Игра «Путешествие» - учащиеся действуют по группам или по одному, детям предлагаются различные предлагаемые обстоятельства, например : вы находитесь в лесу, на необитаемом острове, в магазине игрушек и т.д. Учащиеся должны уметь представить себя и других в предлагаемых обстоятельствах и разыграть историю.
Промежуточная аттестация – этюды на действия в предлагаемых обстоятельствах (индивидуальные и групповые)
Итоговая аттестация – показ музыкально – театральных миниатюр.
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Воспитанник по предложенной картинке не может придумать и рассказать какие действия можно в этих предлагаемых обстоятельствах совершить. | Воспитанник не может представить себя и других в вымышленной картинке и предложенных обстоятельствах. | Воспитанник может представить себя и других в вымышленной картинке и предложенных обстоятельствах, Но не может показать действия. | Воспитанник представляет себя и других в вымышленной картинке и предложенных обстоятельствах, придумывает самостоятельно действия и разыгрывает их в согласованности с партнером. |
Контрольный критерий №3
Воображение и вера в сценический вымысел.
Учащийся должен представить себя в образе героя, и суметь оправдать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами.
Контрольно-измерительный материал:
Текущий контроль
Игра «Превращение комнаты»: дети распределяются на 2-3 группы, и каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. В каждом превращении учащиеся придумывают свою роль и разыгрывают вместе с партнерами. Остальные дети по поведению участников превращения отгадывают, во что именно превращена комната.
Возможные варианты: магазин, театр, берег моря, лес, поликлиника, зоопарк, замок спящей красавицы, пещера дракона.
Промежуточная аттестация – этюды на воображение и фантазию (индивидуальные и групповые).
Итоговая аттестация – показ театральных миниатюр.
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Воспитанник не может представить себя воображаемым героем, не может отгадать в кого превратились другие. | Воспитанник может представить себя воображаемым героем, но не может действовать в предлагаемых обстоятельствах. | Воспитанник представляет себя воображаемым героем, придумывает действия в предлагаемых обстоятельствах, но не может согласованно действовать с партнером. | Воспитанник представляет себя воображаемым героем, придумывает действия в предлагаемых обстоятельствах, согласованно действует с партнером в воображаемых обстоятельствах. |
Заключительной аттестацией служит литературный праздник «Строки души», проводимый в мае, где каждый воспитанник демонстрирует свое мастерство.
Мониторинг результативности.
Оценка результативности освоения программного содержания осуществляется 2 раза в год: на начало реализации программы и в конце рабочего года.
Критерии оценки детьми освоения программного содержания | Показатели |
Освоение способов коллективного труда |
|
Проявление интереса к декламации стихотворений |
|
Освоение работы над сценическим образом |
|
Участие в мероприятиях |
|
Овладение основами актерского мастерства |
|
Каждый параметр оценивается по следующей бальной системе
0 баллов – нет
1 бал – очень редко
2 балла – иногда
3 балла – часто
4 балла – всегда
Список литературы
- Агапова, И. А., Давыкова, М. А. Школьный театр. Создание, организация работы, пьесы для постановок / И. А. Агапова, М. А. Давыкова. – М.: Вако, 2006. – С. 5 -17.
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. – М.: Сфера, 2008. – 88 с.
- Богданова, О.А. Воспитательные возможности внеклассной театральной деятельности./ О.А. Богданова // Методист. – 2006. – №1 – С.49 – 51.
- Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей./ Д.Б. Богоявленская. – М.: Высшее образование, 2002. – 319 с.
- Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры – занятия. - СПб, 2002 с- 125.
- Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л. С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 96 с.
- Елькина, М. Путешествие в мир Театра / М. Елькина, Э. Ялымова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2002. - 224 с.
- Емельянов В.К. «Развитие голоса»-С.Петербург «Лань» 2000г. – 148 с.
- Маханева М.Д. Театрализованные праздники для детей. – М.: Сфера, 2009. – 128с.
- Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002. – 345 с.
- Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.
- Психология одаренности детей и подростков. / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Академия, 2009. – 416 с.
- .Театр, где играют дети: Учебно-методич. пособие для руководителей детских театральных коллективов / Под ред. А.Б.Никитиной. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 288 с.
- Шорохова О.А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия. – М.: Сфера, 2009. – 64 с.
- Я познаю мир. Детская энциклопедия. Театр. – М.: АСТ, 2008. – 448с.
Интернет источники:
1 Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php
2. Методические разработки https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/12/09/stihi-o-rodine-dlya-doshkolnikov
3. Сценарии мероприятий и праздников http://dramateshka.ru
4. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/
Список литературы рекомендованной детям, для успешного освоения данной образовательной программы.
1 Русские народные сказкиИздзво Росмэн-Пресс 2012 год
2. Н. ЭШлитт Э. Маскарадный грим для праздников Издательство Феникс 2005 год
3. И. Медведева, Т.Шишова. «Улыбка судьбы» Москва «Линка-пресс»,2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа культурологической направленности "Школа юного экскурсовода (на английском языке)"
Данная программа самостоятельно разработанна для обучающихся 12-15 лет, прошедших курс обучения по программе "Английский в подарок". Повышение мотивации к изучению английского языка и обретение...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Юный Скульптор"
Программа предназначена для обучения детей 5 - 10 лет...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Рисунок и живопись.»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Рисунок и живопись.»...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Хочу рисовать.»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Хочу рисовать.»...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программма спортивной направленности(баскетбол)
Дополнительная образовательная общеразвивающая программма спортивной направленности(баскетбол)-пояснительная записка....
УМК к дополнительной образовательной общеразвивающей программе художественной направленности "Доминанта"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16535205","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]]...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музыкальное искусство. Инструментальное исполнительство. Специальность и ансамбль «Гармония» (фортепиано)» Возраст: 9-12 лет Срок реализации – 3 года
Актуальность программы. Реалии нашего времени таковы, что музыкальное образование приобретает массовый характер - в школу приходят дети с различными музыкальными способностями, но большим желанием овл...