Программа кружка "Малая моя Родина"
материал

к аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_malaya_moya_rodina.docx99.08 КБ

Предварительный просмотр:

I:\ПОРТФОЛИО _МОЁ 2020 ГОД\ПОРТФОЛИО НОВОЕ 2019-2020\КОПИИ ПРИКАЗОВ\Малая моя Родина.jpg

Пояснительная записка

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Обесценились такие понятия, как совесть, честь, долг. В Концепции  духовно - нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе русских традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение учащимися  духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. 

Проблема духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Новизна программы в том, что она  направлена   на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.

Цели организации внеурочной деятельности: обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребенка в образовательной организации, создание благоприятных условий для развития ребенка, учет его возрастных и индивидуальных особенностей.

Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся является социально-педагогическая поддержка становления и развития гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Рабочая программа кружка «Малая моя Родина» по духовно – нравственному направлению создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Цель: воспитание гражданственности  и патриотизма, любви к своей земле, к своему народу, к своему прошлому, к своей культуре и истории, совершенствование образовательного процесса средствами дополнительных форм обучения.

Задачи: 

-развитие познавательного интереса к истории родного края, его традициям,

-воспитание сопричастности к истории малой Родины,

-приобщение к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства,

-изучение малой родины через знакомство с родословной своей семьи, профессиями родителей, достопримечательностями своей деревни, области,

-воспитание  толерантного отношения детей к окружающим их людям,

-формирование умения самостоятельно работать с информацией, интереса к занятиям проектной и исследовательской деятельностью,

- воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье.

Данная программа рассчитана на 34 часа (один учебный час в неделю).  

Реализация программы предполагает развитие представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности.

Программа составлена на основе  следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника среднего возраста.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт школьника, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать учащемуся реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеурочной, общественно значимой деятельности школьников среднего возраста. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Программа духовно-нравственного воспитания «Школа – социально-культурный центр» опирается на традиционные источники такие как:

-патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

-социальная солидарность - свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;

-гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

-семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

-труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

-нравственность - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

-экология  – любовь к родной земле, экологическое сознание;

-здоровье – стремление к здоровому образу жизни.

I. Планируемые результаты  освоения учащимися программы

Предполагается, что в результате формирования УУД у ребенка будут сформированы:

Личностные УУД:

Обучающийся:

-научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

-приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

-приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина  Смоленской области, чувства сопричастности и гордости за свой край;

-мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебнопознавательные, внешние и внутренние мотивы;

-эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Смоленской области;

-чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков;

-эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

-выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

-проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

-самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

-использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность:

-анализировать и синтезировать необходимую информацию;

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;

-вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

-используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

-на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

-узнавать символику Смоленской области и её городов;

-описывать достопримечательности родного края;

-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о Смоленщине, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

-работать с атласом, глобусом и картой;

-находить на карте свой регион и его главный город;

-устанавливать причинноследственные связи;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность:

-самостоятельно подбирать литературу по теме;

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;

-работать в семейных архивах.

Коммуникативные действия:

Обучающийся научится:

-понимать различные позиции других людей, отличные от его собственной;

-ориентироваться на позицию партнера в общении;

-учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Обучающийся получит возможность:

-готовить сообщения и выступать с сообщениями;

-формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

-наблюдать, описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;

-аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Раздел «Содержание кружка с указанием форм организации и видов деятельности» (34 часа)

«Я и моя фамилия» -1 час

Раскрытие конкретного смысла имени. Составление своего словесного портрета, объективная оценка себя как личность.

Происхождение своей фамилии.

Практическая работа: самостоятельная работа с книгой, участие в составлении фотоальбома, фотовыставка.

«Моя семья» - 2 часа

Знакомство с историческим прошлым своей семьи, даётся элементарное понятие о составлении генеалогического древа.

Практическая работа: рассказ о своей семье, участие в тематической выставке «Увлечение членов моей семьи», выставка творческих работ детей и членов их семей, фотоальбомы «Моя дружная семья».

«Профессии моих родителей»- 1час

Ученики делятся сведениями о профессиях мамы и папы, бабушки и дедушки, ближайших родственников. Узнают о различных профессиях.

Практическая работа: составление рассказов о профессиях, участие в подготовке тематической выставки «Такие разные профессии», посещение совместно с родителями предприятий, на которых они трудятся, составление кроссвордов.

«Мои сверстники» - 1час

Понятия «сверстник», «товарищ», «друг». Интересы и увлечения сверстников в нашей стране и за рубежом. Национальные традиции сверстников края, страны.

Практическая работа:

А) рассказ о друге: фотография, рисунок, презентация,

Б) телефон, адрес – как связаться с другом, составление приглашения на день рождения, выбор подарка другу,

В) составление пожелания другу, составление записной книжки, домашнее задание: составление анкеты для друзей (что бы я хотел узнать у друга), просмотр видеоматериалов о национальных традициях.

«Моя школа» - 2 часа

Знакомство с традициями и историей школы, поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея.

Практическая работа: экскурсия по школьному музею,

Практическая работа: фотоколлаж «Самые интересные экспонаты музея»,

Конкурс рисунков «Наша школа».

«Улица, на которой я живу»-2часа

Знакомство с историей своей улицы.

Практическая работа: фотовыставка «Красивые уголки моего двора, улицы», этапы подготовки к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности.

«Смоленск-областной центр»-7 часов

Знакомство с историей Смоленска, происхождением названий улиц, достопримечательности, расположенные на этих улицах, карта города и области.

Знакомство с понятиями «экспонат», «экспозиционный материал», «выставка», «выставочная деятельность музея».

Практическая работа: поиск в сети Интернет необходимой информации, экскурсия по городу, создание фотоальбома  «Ими гордится Смоленщина».

«Дорогобуж-районный центр»-7 часов

Знакомство с историей Дорогобужа, названия улиц, достопримечательности, расположенные на этих улицах, карта города и района.

Практическая работа: поиск в сети Интернет необходимой информации, экскурсия по городу, работа над проектом «Гордость Дорогобужа».

«История деревни Озерище»-4 часа

Знакомство с историей деревни. Достопримечательности, известные люди деревни.

«Путешествие по Смоленскому краю» - 7 часов

Знакомство с достопримечательностями областного центра и других городов. Традиции и культурное наследие края.

Практическая работа: составление путеводителя по Смоленской области.

Формы организации внеурочной деятельности:

-беседы (с использованием презентаций),

-проектная деятельность,

-экскурсии (планируются на полугодие и проводятся в определенные, указанные в расписании дни по общешкольному плану, в котором четко определяется место, время и тема экскурсии; особое место в программе отводится посещению музеев),

-встречи с работниками культуры, образования, медицины, сельского хозяйства и т.д.,

-виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ),

-викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу),

-индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов),

-консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению).

Раздел «Тематическое планирование»

№п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1.

Я и моя фамилия

1

2.

Моя семья

2

3.

Профессии моих родителей

1

4.

Мои сверстники

1

5.

Моя школа

2

6.

Улица, на которой я живу

2

7.

Смоленск-областной центр

7

8.

Дорогобуж-районный центр

7

9.

История деревни Озерище

4

10.

Путешествие по Смоленскому краю

7

ИТОГО:

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАЛАЯ МОЯ РОДИНА»

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

План

Факт

1.

Я и мое имя. Составление словесного портрета. Происхождение фамилии. Практическая работа: самостоятельная работа с книгой, участие в составлении фотоальбома.

1

2.

Моя семья. Знакомство с историческим прошлым своей семьи. Составление генеологического дерева.

1

3.

Практическая работа: рассказ о своей семье, тематическая выставка «Увлечение членов моей семьи».

1

4.

Профессии моих родителей.

1

5.

Мои  сверстники. Игры наших сверстников в прошлом.

1

6.

Моя школа. Традиции и история  Озерищенской школы. Конкурс рисунков «Наша школа».

1

7.

Экскурсия по школьному музею.

Практическая работа: фотоколлаж «Самые интересные экспонаты музея».

1

8-9.

История моей улицы. Известные люди живут рядом. Практическая работа: фотовыставка «Красивые уголки моего двора, улицы».

2

10.

История Смоленска. Символика Смоленска  и Смоленской области.

1

11.

Памятники, посвящённые героям Отечественной войны 1812 года.

1

12.

Смоленщина – родина талантливых людей.

1

13.

История улиц города Смоленска.

1

14.

Смоленск в годы Великой Отечественной войны. Виртуальная экскурсия по Смоленску.

1

15.

Создание фотоальбома  «Ими гордится Смоленщина». Практическая работа: поиск в сети Интернет необходимой информации

1

16.

Создание фотоальбома  «Ими гордится Смоленщина». Практическая работа: поиск в сети Интернет необходимой информации

1

17.

Горжусь тобой, мой Дорогобуж. Символика Дорогобужа. Происхождение названия города Дорогобуж.

1

18.

Дорогобуж  в годы Великой Отечественной войны.

1

19.

История улиц города Дорогобужа.

1

20.

Достопримечательности города Дорогобужа

1

21.

Работа над проектом «Гордость Дорогобужа». Практическая работа: поиск в сети Интернет информации, необходимой для выполнения проекта.

1

22.

Работа над проектом «Гордость Дорогобужа». Практическая работа: поиск в сети Интернет информации, необходимой для выполнения проекта.

1

23.

Защита проектов.

1

24.

История деревни Озерище. Происхождение названия.

1

25.

Мужество и стойкость наших земляков в годы Великой отечественной войны

1

26.

Природные особенности родных мест.

1

27.

Экскурсия  по деревни «Удивительное рядом».

1

28.

Талашкино. Заочное путешествие.

1

29.

Памятники истории и культуры  нашей области.

1

30.

Крепостная стена. История строительства.

1

31.

Ельня-родина гвардии.

1

32.

Традиции Смоленского края. Красная книга Смоленской области.

1

33.

Составление путеводителя по Смоленской области.

1

34.

Составление путеводителя по Смоленской области.

1

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение программы:

1.Баевский В.С., Павлова Л.В. Поэты земли Смоленской: Маленькая антология.-Смоленск, 2001

2.Дорогобужская старина (Сборник очерков 19 века о Дорогобуже. Выпуск 1) -Смоленское областное книжное издательство «Смядынь», 2000

3.Коломеец А.В. Краеведение на уроках русского языка. Смоленск, 1995

4. Новое в воспитательной работе школы. Сост. Н. Б. Щуркова, В. Н. Шнырева.М.,1991.

5.Полякова Т.К. 34 урока по литературе Смоленщины: Методическое пособие для учителя русского языка и литературы.- Смоленск: СОИУУ, 2001

6.Тимашева Т.М. Не много лиц мне память сохранила…- Смоленск, 2009

7. Шилова М. И. Учителю о воспитании школьников. М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Моя Малая Родина»

Программа рассчитана на учащихся 1-9  классов, реализуется в течение года.   Программа предназначена для проведения кружковой  работы  в общеобразовательных школах и в  з...

ПРОГРАММА КРУЖКА МАЛОЙ РОДИНЕ

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формир...

Программа "Моя малая родина"

Программа по краеведению....

Дополнительная образовательная программа «ПО МАЛОЙ РОДИНЕ МОЕЙ» НОМИНАЦИЯ. ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ.

                             Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содей...

Конкурсно-развлекательная программа "Почётная профессия - Родину защищать»

Конкурсно-развлекательная программа "Почётная профессия - Родину защищать»...

Методическая памятка для участников конкурсов Программы "Дети. Творчество. Родина" о подготовке фотоматериалов "Об этом следует знать"

В памятке перечислены 12 важных пунктов, на которые следует обратить внимание, при подготовке фотоматериалов для участия в конкурсных мероприятиях....