Программа кружка "Малая моя Родина"
материал
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Обесценились такие понятия, как совесть, честь, долг. В Концепции духовно - нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе русских традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение учащимися духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Проблема духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.
Цели организации внеурочной деятельности: обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребенка в образовательной организации, создание благоприятных условий для развития ребенка, учет его возрастных и индивидуальных особенностей.
Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся является социально-педагогическая поддержка становления и развития гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Рабочая программа кружка «Малая моя Родина» по духовно – нравственному направлению создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель: воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей земле, к своему народу, к своему прошлому, к своей культуре и истории, совершенствование образовательного процесса средствами дополнительных форм обучения.
Задачи:
-развитие познавательного интереса к истории родного края, его традициям,
-воспитание сопричастности к истории малой Родины,
-приобщение к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства,
-изучение малой родины через знакомство с родословной своей семьи, профессиями родителей, достопримечательностями своей деревни, области,
-воспитание толерантного отношения детей к окружающим их людям,
-формирование умения самостоятельно работать с информацией, интереса к занятиям проектной и исследовательской деятельностью,
- воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье.
Данная программа рассчитана на 34 часа (один учебный час в неделю).
Реализация программы предполагает развитие представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника среднего возраста.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт школьника, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать учащемуся реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеурочной, общественно значимой деятельности школьников среднего возраста. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Программа духовно-нравственного воспитания «Школа – социально-культурный центр» опирается на традиционные источники такие как:
-патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
-социальная солидарность - свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
-гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
-семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
-труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
-нравственность - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
-экология – любовь к родной земле, экологическое сознание;
-здоровье – стремление к здоровому образу жизни.
I. Планируемые результаты освоения учащимися программы
Предполагается, что в результате формирования УУД у ребенка будут сформированы:
Личностные УУД:
Обучающийся:
-научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
-приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
-научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
-приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина Смоленской области, чувства сопричастности и гордости за свой край;
-мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
-эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Смоленской области;
-чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков;
-эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
-выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
-проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
-использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность:
-анализировать и синтезировать необходимую информацию;
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
-вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
-используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
-на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
-узнавать символику Смоленской области и её городов;
-описывать достопримечательности родного края;
-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о Смоленщине, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
-работать с атласом, глобусом и картой;
-находить на карте свой регион и его главный город;
-устанавливать причинно‐следственные связи;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность:
-самостоятельно подбирать литературу по теме;
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
-работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
Обучающийся научится:
-понимать различные позиции других людей, отличные от его собственной;
-ориентироваться на позицию партнера в общении;
-учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Обучающийся получит возможность:
-готовить сообщения и выступать с сообщениями;
-формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
-наблюдать, описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
-аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Раздел «Содержание кружка с указанием форм организации и видов деятельности» (34 часа)
«Я и моя фамилия» -1 час
Раскрытие конкретного смысла имени. Составление своего словесного портрета, объективная оценка себя как личность.
Происхождение своей фамилии.
Практическая работа: самостоятельная работа с книгой, участие в составлении фотоальбома, фотовыставка.
«Моя семья» - 2 часа
Знакомство с историческим прошлым своей семьи, даётся элементарное понятие о составлении генеалогического древа.
Практическая работа: рассказ о своей семье, участие в тематической выставке «Увлечение членов моей семьи», выставка творческих работ детей и членов их семей, фотоальбомы «Моя дружная семья».
«Профессии моих родителей»- 1час
Ученики делятся сведениями о профессиях мамы и папы, бабушки и дедушки, ближайших родственников. Узнают о различных профессиях.
Практическая работа: составление рассказов о профессиях, участие в подготовке тематической выставки «Такие разные профессии», посещение совместно с родителями предприятий, на которых они трудятся, составление кроссвордов.
«Мои сверстники» - 1час
Понятия «сверстник», «товарищ», «друг». Интересы и увлечения сверстников в нашей стране и за рубежом. Национальные традиции сверстников края, страны.
Практическая работа:
А) рассказ о друге: фотография, рисунок, презентация,
Б) телефон, адрес – как связаться с другом, составление приглашения на день рождения, выбор подарка другу,
В) составление пожелания другу, составление записной книжки, домашнее задание: составление анкеты для друзей (что бы я хотел узнать у друга), просмотр видеоматериалов о национальных традициях.
«Моя школа» - 2 часа
Знакомство с традициями и историей школы, поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея.
Практическая работа: экскурсия по школьному музею,
Практическая работа: фотоколлаж «Самые интересные экспонаты музея»,
Конкурс рисунков «Наша школа».
«Улица, на которой я живу»-2часа
Знакомство с историей своей улицы.
Практическая работа: фотовыставка «Красивые уголки моего двора, улицы», этапы подготовки к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности.
«Смоленск-областной центр»-7 часов
Знакомство с историей Смоленска, происхождением названий улиц, достопримечательности, расположенные на этих улицах, карта города и области.
Знакомство с понятиями «экспонат», «экспозиционный материал», «выставка», «выставочная деятельность музея».
Практическая работа: поиск в сети Интернет необходимой информации, экскурсия по городу, создание фотоальбома «Ими гордится Смоленщина».
«Дорогобуж-районный центр»-7 часов
Знакомство с историей Дорогобужа, названия улиц, достопримечательности, расположенные на этих улицах, карта города и района.
Практическая работа: поиск в сети Интернет необходимой информации, экскурсия по городу, работа над проектом «Гордость Дорогобужа».
«История деревни Озерище»-4 часа
Знакомство с историей деревни. Достопримечательности, известные люди деревни.
«Путешествие по Смоленскому краю» - 7 часов
Знакомство с достопримечательностями областного центра и других городов. Традиции и культурное наследие края.
Практическая работа: составление путеводителя по Смоленской области.
Формы организации внеурочной деятельности:
-беседы (с использованием презентаций),
-проектная деятельность,
-экскурсии (планируются на полугодие и проводятся в определенные, указанные в расписании дни по общешкольному плану, в котором четко определяется место, время и тема экскурсии; особое место в программе отводится посещению музеев),
-встречи с работниками культуры, образования, медицины, сельского хозяйства и т.д.,
-виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ),
-викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу),
-индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов),
-консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению).
Раздел «Тематическое планирование»
№п/п | Название раздела, темы | Количество часов |
1. | Я и моя фамилия | 1 |
2. | Моя семья | 2 |
3. | Профессии моих родителей | 1 |
4. | Мои сверстники | 1 |
5. | Моя школа | 2 |
6. | Улица, на которой я живу | 2 |
7. | Смоленск-областной центр | 7 |
8. | Дорогобуж-районный центр | 7 |
9. | История деревни Озерище | 4 |
10. | Путешествие по Смоленскому краю | 7 |
ИТОГО: | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАЛАЯ МОЯ РОДИНА»
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
1. | Я и мое имя. Составление словесного портрета. Происхождение фамилии. Практическая работа: самостоятельная работа с книгой, участие в составлении фотоальбома. | 1 | ||
2. | Моя семья. Знакомство с историческим прошлым своей семьи. Составление генеологического дерева. | 1 | ||
3. | Практическая работа: рассказ о своей семье, тематическая выставка «Увлечение членов моей семьи». | 1 | ||
4. | Профессии моих родителей. | 1 | ||
5. | Мои сверстники. Игры наших сверстников в прошлом. | 1 | ||
6. | Моя школа. Традиции и история Озерищенской школы. Конкурс рисунков «Наша школа». | 1 | ||
7. | Экскурсия по школьному музею. Практическая работа: фотоколлаж «Самые интересные экспонаты музея». | 1 | ||
8-9. | История моей улицы. Известные люди живут рядом. Практическая работа: фотовыставка «Красивые уголки моего двора, улицы». | 2 | ||
10. | История Смоленска. Символика Смоленска и Смоленской области. | 1 | ||
11. | Памятники, посвящённые героям Отечественной войны 1812 года. | 1 | ||
12. | Смоленщина – родина талантливых людей. | 1 | ||
13. | История улиц города Смоленска. | 1 | ||
14. | Смоленск в годы Великой Отечественной войны. Виртуальная экскурсия по Смоленску. | 1 | ||
15. | Создание фотоальбома «Ими гордится Смоленщина». Практическая работа: поиск в сети Интернет необходимой информации | 1 | ||
16. | Создание фотоальбома «Ими гордится Смоленщина». Практическая работа: поиск в сети Интернет необходимой информации | 1 | ||
17. | Горжусь тобой, мой Дорогобуж. Символика Дорогобужа. Происхождение названия города Дорогобуж. | 1 | ||
18. | Дорогобуж в годы Великой Отечественной войны. | 1 | ||
19. | История улиц города Дорогобужа. | 1 | ||
20. | Достопримечательности города Дорогобужа | 1 | ||
21. | Работа над проектом «Гордость Дорогобужа». Практическая работа: поиск в сети Интернет информации, необходимой для выполнения проекта. | 1 | ||
22. | Работа над проектом «Гордость Дорогобужа». Практическая работа: поиск в сети Интернет информации, необходимой для выполнения проекта. | 1 | ||
23. | Защита проектов. | 1 | ||
24. | История деревни Озерище. Происхождение названия. | 1 | ||
25. | Мужество и стойкость наших земляков в годы Великой отечественной войны | 1 | ||
26. | Природные особенности родных мест. | 1 | ||
27. | Экскурсия по деревни «Удивительное рядом». | 1 | ||
28. | Талашкино. Заочное путешествие. | 1 | ||
29. | Памятники истории и культуры нашей области. | 1 | ||
30. | Крепостная стена. История строительства. | 1 | ||
31. | Ельня-родина гвардии. | 1 | ||
32. | Традиции Смоленского края. Красная книга Смоленской области. | 1 | ||
33. | Составление путеводителя по Смоленской области. | 1 | ||
34. | Составление путеводителя по Смоленской области. | 1 |
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение программы:
1.Баевский В.С., Павлова Л.В. Поэты земли Смоленской: Маленькая антология.-Смоленск, 2001
2.Дорогобужская старина (Сборник очерков 19 века о Дорогобуже. Выпуск 1) -Смоленское областное книжное издательство «Смядынь», 2000
3.Коломеец А.В. Краеведение на уроках русского языка. Смоленск, 1995
4. Новое в воспитательной работе школы. Сост. Н. Б. Щуркова, В. Н. Шнырева.М.,1991.
5.Полякова Т.К. 34 урока по литературе Смоленщины: Методическое пособие для учителя русского языка и литературы.- Смоленск: СОИУУ, 2001
6.Тимашева Т.М. Не много лиц мне память сохранила…- Смоленск, 2009
7. Шилова М. И. Учителю о воспитании школьников. М., 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Моя Малая Родина»
Программа рассчитана на учащихся 1-9 классов, реализуется в течение года. Программа предназначена для проведения кружковой работы в общеобразовательных школах и в з...
ПРОГРАММА КРУЖКА МАЛОЙ РОДИНЕ
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формир...
Программа "Моя малая родина"
Программа по краеведению....
Дополнительная образовательная программа «Моя малая Родина»
программа дополнительного образования...
Дополнительная образовательная программа «ПО МАЛОЙ РОДИНЕ МОЕЙ» НОМИНАЦИЯ. ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ.
Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содей...
Конкурсно-развлекательная программа "Почётная профессия - Родину защищать»
Конкурсно-развлекательная программа "Почётная профессия - Родину защищать»...
Методическая памятка для участников конкурсов Программы "Дети. Творчество. Родина" о подготовке фотоматериалов "Об этом следует знать"
В памятке перечислены 12 важных пунктов, на которые следует обратить внимание, при подготовке фотоматериалов для участия в конкурсных мероприятиях....