Программа кружка "Малая моя Родина"
материал
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Обесценились такие понятия, как совесть, честь, долг. В Концепции духовно - нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе русских традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение учащимися духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Проблема духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.
Цели организации внеурочной деятельности: обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребенка в образовательной организации, создание благоприятных условий для развития ребенка, учет его возрастных и индивидуальных особенностей.
Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся является социально-педагогическая поддержка становления и развития гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Рабочая программа кружка «Малая моя Родина» по духовно – нравственному направлению создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель: воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей земле, к своему народу, к своему прошлому, к своей культуре и истории, совершенствование образовательного процесса средствами дополнительных форм обучения.
Задачи:
-развитие познавательного интереса к истории родного края, его традициям,
-воспитание сопричастности к истории малой Родины,
-приобщение к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства,
-изучение малой родины через знакомство с родословной своей семьи, профессиями родителей, достопримечательностями своей деревни, области,
-воспитание толерантного отношения детей к окружающим их людям,
-формирование умения самостоятельно работать с информацией, интереса к занятиям проектной и исследовательской деятельностью,
- воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье.
Данная программа рассчитана на 34 часа (один учебный час в неделю).
Реализация программы предполагает развитие представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника среднего возраста.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт школьника, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать учащемуся реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеурочной, общественно значимой деятельности школьников среднего возраста. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Программа духовно-нравственного воспитания «Школа – социально-культурный центр» опирается на традиционные источники такие как:
-патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
-социальная солидарность - свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
-гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
-семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
-труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
-нравственность - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
-экология – любовь к родной земле, экологическое сознание;
-здоровье – стремление к здоровому образу жизни.
I. Планируемые результаты освоения учащимися программы
Предполагается, что в результате формирования УУД у ребенка будут сформированы:
Личностные УУД:
Обучающийся:
-научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
-приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
-научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
-приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина Смоленской области, чувства сопричастности и гордости за свой край;
-мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
-эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Смоленской области;
-чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков;
-эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
-выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
-проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
-использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность:
-анализировать и синтезировать необходимую информацию;
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
-вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
-используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
-на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
-узнавать символику Смоленской области и её городов;
-описывать достопримечательности родного края;
-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о Смоленщине, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
-работать с атласом, глобусом и картой;
-находить на карте свой регион и его главный город;
-устанавливать причинно‐следственные связи;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность:
-самостоятельно подбирать литературу по теме;
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
-работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
Обучающийся научится:
-понимать различные позиции других людей, отличные от его собственной;
-ориентироваться на позицию партнера в общении;
-учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Обучающийся получит возможность:
-готовить сообщения и выступать с сообщениями;
-формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
-наблюдать, описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
-аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Раздел «Содержание кружка с указанием форм организации и видов деятельности» (34 часа)
«Я и моя фамилия» -1 час
Раскрытие конкретного смысла имени. Составление своего словесного портрета, объективная оценка себя как личность.
Происхождение своей фамилии.
Практическая работа: самостоятельная работа с книгой, участие в составлении фотоальбома, фотовыставка.
«Моя семья» - 2 часа
Знакомство с историческим прошлым своей семьи, даётся элементарное понятие о составлении генеалогического древа.
Практическая работа: рассказ о своей семье, участие в тематической выставке «Увлечение членов моей семьи», выставка творческих работ детей и членов их семей, фотоальбомы «Моя дружная семья».
«Профессии моих родителей»- 1час
Ученики делятся сведениями о профессиях мамы и папы, бабушки и дедушки, ближайших родственников. Узнают о различных профессиях.
Практическая работа: составление рассказов о профессиях, участие в подготовке тематической выставки «Такие разные профессии», посещение совместно с родителями предприятий, на которых они трудятся, составление кроссвордов.
«Мои сверстники» - 1час
Понятия «сверстник», «товарищ», «друг». Интересы и увлечения сверстников в нашей стране и за рубежом. Национальные традиции сверстников края, страны.
Практическая работа:
А) рассказ о друге: фотография, рисунок, презентация,
Б) телефон, адрес – как связаться с другом, составление приглашения на день рождения, выбор подарка другу,
В) составление пожелания другу, составление записной книжки, домашнее задание: составление анкеты для друзей (что бы я хотел узнать у друга), просмотр видеоматериалов о национальных традициях.
«Моя школа» - 2 часа
Знакомство с традициями и историей школы, поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея.
Практическая работа: экскурсия по школьному музею,
Практическая работа: фотоколлаж «Самые интересные экспонаты музея»,
Конкурс рисунков «Наша школа».
«Улица, на которой я живу»-2часа
Знакомство с историей своей улицы.
Практическая работа: фотовыставка «Красивые уголки моего двора, улицы», этапы подготовки к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности.
«Смоленск-областной центр»-7 часов
Знакомство с историей Смоленска, происхождением названий улиц, достопримечательности, расположенные на этих улицах, карта города и области.
Знакомство с понятиями «экспонат», «экспозиционный материал», «выставка», «выставочная деятельность музея».
Практическая работа: поиск в сети Интернет необходимой информации, экскурсия по городу, создание фотоальбома «Ими гордится Смоленщина».
«Дорогобуж-районный центр»-7 часов
Знакомство с историей Дорогобужа, названия улиц, достопримечательности, расположенные на этих улицах, карта города и района.
Практическая работа: поиск в сети Интернет необходимой информации, экскурсия по городу, работа над проектом «Гордость Дорогобужа».
«История деревни Озерище»-4 часа
Знакомство с историей деревни. Достопримечательности, известные люди деревни.
«Путешествие по Смоленскому краю» - 7 часов
Знакомство с достопримечательностями областного центра и других городов. Традиции и культурное наследие края.
Практическая работа: составление путеводителя по Смоленской области.
Формы организации внеурочной деятельности:
-беседы (с использованием презентаций),
-проектная деятельность,
-экскурсии (планируются на полугодие и проводятся в определенные, указанные в расписании дни по общешкольному плану, в котором четко определяется место, время и тема экскурсии; особое место в программе отводится посещению музеев),
-встречи с работниками культуры, образования, медицины, сельского хозяйства и т.д.,
-виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ),
-викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу),
-индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов),
-консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению).
Раздел «Тематическое планирование»
№п/п | Название раздела, темы | Количество часов |
1. | Я и моя фамилия | 1 |
2. | Моя семья | 2 |
3. | Профессии моих родителей | 1 |
4. | Мои сверстники | 1 |
5. | Моя школа | 2 |
6. | Улица, на которой я живу | 2 |
7. | Смоленск-областной центр | 7 |
8. | Дорогобуж-районный центр | 7 |
9. | История деревни Озерище | 4 |
10. | Путешествие по Смоленскому краю | 7 |
ИТОГО: | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАЛАЯ МОЯ РОДИНА»
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
1. | Я и мое имя. Составление словесного портрета. Происхождение фамилии. Практическая работа: самостоятельная работа с книгой, участие в составлении фотоальбома. | 1 | ||
2. | Моя семья. Знакомство с историческим прошлым своей семьи. Составление генеологического дерева. | 1 | ||
3. | Практическая работа: рассказ о своей семье, тематическая выставка «Увлечение членов моей семьи». | 1 | ||
4. | Профессии моих родителей. | 1 | ||
5. | Мои сверстники. Игры наших сверстников в прошлом. | 1 | ||
6. | Моя школа. Традиции и история Озерищенской школы. Конкурс рисунков «Наша школа». | 1 | ||
7. | Экскурсия по школьному музею. Практическая работа: фотоколлаж «Самые интересные экспонаты музея». | 1 | ||
8-9. | История моей улицы. Известные люди живут рядом. Практическая работа: фотовыставка «Красивые уголки моего двора, улицы». | 2 | ||
10. | История Смоленска. Символика Смоленска и Смоленской области. | 1 | ||
11. | Памятники, посвящённые героям Отечественной войны 1812 года. | 1 | ||
12. | Смоленщина – родина талантливых людей. | 1 | ||
13. | История улиц города Смоленска. | 1 | ||
14. | Смоленск в годы Великой Отечественной войны. Виртуальная экскурсия по Смоленску. | 1 | ||
15. | Создание фотоальбома «Ими гордится Смоленщина». Практическая работа: поиск в сети Интернет необходимой информации | 1 | ||
16. | Создание фотоальбома «Ими гордится Смоленщина». Практическая работа: поиск в сети Интернет необходимой информации | 1 | ||
17. | Горжусь тобой, мой Дорогобуж. Символика Дорогобужа. Происхождение названия города Дорогобуж. | 1 | ||
18. | Дорогобуж в годы Великой Отечественной войны. | 1 | ||
19. | История улиц города Дорогобужа. | 1 | ||
20. | Достопримечательности города Дорогобужа | 1 | ||
21. | Работа над проектом «Гордость Дорогобужа». Практическая работа: поиск в сети Интернет информации, необходимой для выполнения проекта. | 1 | ||
22. | Работа над проектом «Гордость Дорогобужа». Практическая работа: поиск в сети Интернет информации, необходимой для выполнения проекта. | 1 | ||
23. | Защита проектов. | 1 | ||
24. | История деревни Озерище. Происхождение названия. | 1 | ||
25. | Мужество и стойкость наших земляков в годы Великой отечественной войны | 1 | ||
26. | Природные особенности родных мест. | 1 | ||
27. | Экскурсия по деревни «Удивительное рядом». | 1 | ||
28. | Талашкино. Заочное путешествие. | 1 | ||
29. | Памятники истории и культуры нашей области. | 1 | ||
30. | Крепостная стена. История строительства. | 1 | ||
31. | Ельня-родина гвардии. | 1 | ||
32. | Традиции Смоленского края. Красная книга Смоленской области. | 1 | ||
33. | Составление путеводителя по Смоленской области. | 1 | ||
34. | Составление путеводителя по Смоленской области. | 1 |
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение программы:
1.Баевский В.С., Павлова Л.В. Поэты земли Смоленской: Маленькая антология.-Смоленск, 2001
2.Дорогобужская старина (Сборник очерков 19 века о Дорогобуже. Выпуск 1) -Смоленское областное книжное издательство «Смядынь», 2000
3.Коломеец А.В. Краеведение на уроках русского языка. Смоленск, 1995
4. Новое в воспитательной работе школы. Сост. Н. Б. Щуркова, В. Н. Шнырева.М.,1991.
5.Полякова Т.К. 34 урока по литературе Смоленщины: Методическое пособие для учителя русского языка и литературы.- Смоленск: СОИУУ, 2001
6.Тимашева Т.М. Не много лиц мне память сохранила…- Смоленск, 2009
7. Шилова М. И. Учителю о воспитании школьников. М., 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/20/picture-184026-1358696041.jpg)
Рабочая программа «Моя Малая Родина»
Программа рассчитана на учащихся 1-9 классов, реализуется в течение года. Программа предназначена для проведения кружковой работы в общеобразовательных школах и в з...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/11/picture-293910-1378888990.jpg)
ПРОГРАММА КРУЖКА МАЛОЙ РОДИНЕ
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формир...
Программа "Моя малая родина"
Программа по краеведению....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/12/picture-549543-1418397238.jpg)
Дополнительная образовательная программа «ПО МАЛОЙ РОДИНЕ МОЕЙ» НОМИНАЦИЯ. ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ.
Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содей...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/25/picture-532713-1424887173.jpg)
Конкурсно-развлекательная программа "Почётная профессия - Родину защищать»
Конкурсно-развлекательная программа "Почётная профессия - Родину защищать»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/30/picture-201006-1485732033.jpg)
Методическая памятка для участников конкурсов Программы "Дети. Творчество. Родина" о подготовке фотоматериалов "Об этом следует знать"
В памятке перечислены 12 важных пунктов, на которые следует обратить внимание, при подготовке фотоматериалов для участия в конкурсных мероприятиях....