Россия и Болонский процесс: положительные тенденции и дискуссионные вопросы в образовани
статья
К важнейшим тенденциям развития высшего образования в развитых странах на современном этапе относят его глобализацию. Сейчас этот процесс является объективной реальностью, и, таким образом, главная опасность глобализации заключается в игнорировании ее существования и реализации. В данном эссе речь пойдет о таком явлении глобализации как Болонский процесс.
Болонский процесс — процесс интеграции и гармонизации систем высшего образования стран Европы. Главной целью этого процесса является создание единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, именно тогда была подписана Болонская декларация. По состоянию на 2013 год, Болонский процесс объединял уже 48 стран. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году.
Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации №40 от 15.02.2005 система высшего образования должна быть приравнена к европейским стандартам. С каким проблемами столкнулась Россия при реализации Болонской декларации и какие положительные результаты мы можем наблюдать уже сейчас, автор данного эссе изложит ниже.
Одним из положений Декларации является перевод всех вузов на двухступенчатую систему образования: бакалавриат и магистратура. Как мы можем наблюдать в России, с этим положением справились далеко не все вузы. Перед старыми учебными заведениями возникает проблема перехода на двухступенчатый формат обучения. Некоторые специалисты в области образования вообще считают, что бакалавриат и магистратура это сокращенный по сроку обучения и набору дисциплин специалитет. Тем более, в России бакалавриат приравнивается к специалитету, но на Западе бакалавриат лишь первая ступень высшего образования. И главное за что беспокоятся университеты – качество образования, которое осталось бездолжного внимания со стороны государства. Но согласно Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» представляется реальная возможность вузам самостоятельно разрабатывать и реализовывать программы, что перекладывает заботу о качестве образования на университеты.
Вторая проблема, с которой столкнулись российские вузы, заключается в том, что многие работодатели до сих пор не готовы принимать на работу специалистов с 4-х летним обучением, т.е. с образованием бакалавра. Таким образом, выпускник бакалавра не удовлетворяет потребности рынка. Но с другой стороны, мы можем констатировать тот факт, что большинство выпускников магистратуры устраиваются на работу без каких-либо проблем.
Положительным моментом в принятии Болонской декларации, мне как учащейся в университете, видится возможность уехать заграницу на семестр или же полностью продолжить образование в каком-нибудь из университетов в стране-участнице Болонского процесса с целью обмена опытом и знаниями.
Но реальность, порой, заставляет меня задуматься над теми трудностями, с которым может столкнуться каждый студент, мечтающий о продолжении образования заграницей. Владение иностранным языком становится определяющим фактором при выборе кандидата для обучения за рубежом. Несмотря на увеличение академических часов в российских вузах на изучение иностранного языка, у студентов выявляется абсолютно разный уровень знаний. К тому же, трудностью при выезде на обучение заграницу представляет не полностью разработанная система принятия зачетов и дипломов, а также неразвитая инфраструктура (общежития) и доступность источников к существованию заграницей (гранты, стипендии и т.д.). Большинство студентов вынуждены ехать заграницу за собственные средства.
Даже если не удалось выехать заграницу для обмена знаниями и опытом, российские вузы предусматривают возможность разрабатывать совместные программы со странами-участницами Болонского процесса, что дает студенту реальный шанс получить два диплом об образовании. Здесь же усматривается еще один положительный момент такой интеграции – возможность изучать языки, что на сегодняшний день является бесценным знанием.
Таким образом, результаты участия России в Болонском процессе являются противоречивыми. С одной стороны, мы наблюдаем много положительных моментов, связанных с возможностью познакомиться с деятельностью и жизнью европейских университетов, возможностью получить полноценное образование спустя 6 лет обучения с последующим трудоустройством. Но с другой стороны, мы видим, что Россия не до конца реализовала статьи Декларации, а некоторые специалисты в области образования отмечают, что игнорирование и перекладывание забот о качестве образования в российских вузах привело к снижению качества подготовки будущих специалистов. А это значит, что российские студенты не составляют конкуренции европейским студентам на рынке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rossiya_i_bolonskiy_protsess.docx | 19.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Россия и Болонский процесс: положительные тенденции и дискуссионные вопросы в образовании
К важнейшим тенденциям развития высшего образования в развитых странах на современном этапе относят его глобализацию. Сейчас этот процесс является объективной реальностью, и, таким образом, главная опасность глобализации заключается в игнорировании ее существования и реализации. В данном эссе речь пойдет о таком явлении глобализации как Болонский процесс.
Болонский процесс — процесс интеграции и гармонизации систем высшего образования стран Европы. Главной целью этого процесса является создание единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, именно тогда была подписана Болонская декларация. По состоянию на 2013 год, Болонский процесс объединял уже 48 стран. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году.
Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации №40 от 15.02.2005 система высшего образования должна быть приравнена к европейским стандартам. С каким проблемами столкнулась Россия при реализации Болонской декларации и какие положительные результаты мы можем наблюдать уже сейчас, автор данного эссе изложит ниже.
Одним из положений Декларации является перевод всех вузов на двухступенчатую систему образования: бакалавриат и магистратура. Как мы можем наблюдать в России, с этим положением справились далеко не все вузы. Перед старыми учебными заведениями возникает проблема перехода на двухступенчатый формат обучения. Некоторые специалисты в области образования вообще считают, что бакалавриат и магистратура это сокращенный по сроку обучения и набору дисциплин специалитет. Тем более, в России бакалавриат приравнивается к специалитету, но на Западе бакалавриат лишь первая ступень высшего образования. И главное за что беспокоятся университеты – качество образования, которое осталось без должного внимания со стороны государства. Но согласно Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» представляется реальная возможность вузам самостоятельно разрабатывать и реализовывать программы, что перекладывает заботу о качестве образования на университеты.
Вторая проблема, с которой столкнулись российские вузы, заключается в том, что многие работодатели до сих пор не готовы принимать на работу специалистов с 4-х летним обучением, т.е. с образованием бакалавра. Таким образом, выпускник бакалавра не удовлетворяет потребности рынка. Но с другой стороны, мы можем констатировать тот факт, что большинство выпускников магистратуры устраиваются на работу без каких-либо проблем.
Положительным моментом в принятии Болонской декларации, мне как учащейся в университете, видится возможность уехать заграницу на семестр или же полностью продолжить образование в каком-нибудь из университетов в стране-участнице Болонского процесса с целью обмена опытом и знаниями.
Но реальность, порой, заставляет меня задуматься над теми трудностями, с которым может столкнуться каждый студент, мечтающий о продолжении образования заграницей. Владение иностранным языком становится определяющим фактором при выборе кандидата для обучения за рубежом. Несмотря на увеличение академических часов в российских вузах на изучение иностранного языка, у студентов выявляется абсолютно разный уровень знаний. К тому же, трудностью при выезде на обучение заграницу представляет не полностью разработанная система принятия зачетов и дипломов, а также неразвитая инфраструктура (общежития) и доступность источников к существованию заграницей (гранты, стипендии и т.д.). Большинство студентов вынуждены ехать заграницу за собственные средства.
Даже если не удалось выехать заграницу для обмена знаниями и опытом, российские вузы предусматривают возможность разрабатывать совместные программы со странами-участницами Болонского процесса, что дает студенту реальный шанс получить два диплом об образовании. Здесь же усматривается еще один положительный момент такой интеграции – возможность изучать языки, что на сегодняшний день является бесценным знанием.
Таким образом, результаты участия России в Болонском процессе являются противоречивыми. С одной стороны, мы наблюдаем много положительных моментов, связанных с возможностью познакомиться с деятельностью и жизнью европейских университетов, возможностью получить полноценное образование спустя 6 лет обучения с последующим трудоустройством. Но с другой стороны, мы видим, что Россия не до конца реализовала статьи Декларации, а некоторые специалисты в области образования отмечают, что игнорирование и перекладывание забот о качестве образования в российских вузах привело к снижению качества подготовки будущих специалистов. А это значит, что российские студенты не составляют конкуренции европейским студентам на рынке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века (11 класс)
Программа курса дополнительного образования «Дискуссионные вопросы в изучении истории XX века» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными ...
Модульное календарно-тематическое планирование элективного курса:"Трудные и дискуссионные вопросы истории России. XIX - XX вв".
Курс рассчитан на два модуля, три темы (34 часа в год). В основе планирования использовано Приложение к Историко-культурному стандарту по Отечественной истории( "Примерный перечень трудных вопросов ис...
«Процесс начала и эскалации Гражданской войны в России (октябрь 1917 – ноябрь 1918 гг.): проблемы изучения в школьном курсе истории России, методологические проблемы и методы изучения, современные подходы, дискуссионные вопросы, новые концепции».
В данной статье анализируются основные содержательные проблемы преподавания курса Гражданской войны в школе, а также представлены некоторые методы изучения отдельных дискуссионных, сложных вопросов да...
Рабочая программа элективного курса «Дискуссионные вопросы истории России»
Рабочая программа элективного курса «Дискуссионные вопросы истории России»...
«Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века»
Рабочая программа элективного курса«Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России 20 века»предназначена для обучающихся 11 класса, составлена в соответствии с требованиями ФГОС О...
Элективный курс «Дискуссионные вопросы истории России»
Курс способствует обогащению социального опыта обучающихся при изучении и обсуждении наиболее сложных и противоречивых процессов в развитии российского общества. Ключевую роль играет развитие способно...
Модифицированная программа факультативного курса «Дискуссионные вопросы истории России XX века»
Изучение данного курса позволит учащимся изучать и анализировать проблемные, дискуссионные вопросы истории нашей страны двадцатого века....