Конспект занятия "Конфликты в школьной жизни"
план-конспект занятия (7 класс)

Ранцен Марина Николаевна

Цель: Научить ребят предотвращать и разрешать конфликты.

Задачи:

1. Формировать представление о понятии «Конфликт»

2. Выяснить причины возникновения конфликтов

3. Познакомить со способами предотвращения конфликтных ситуаций.

4.Способствовать общению, через организацию совместной деятельности.

Форма групповое занятие

Методы приёмы: упражнения, тесты, моделирования ситуаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Конфликты в школьной жизни»  6 а класс

Цель: Научить ребят предотвращать и разрешать конфликты.

Задачи:

1. Формировать представление о понятии «Конфликт»

2. Выяснить причины возникновения конфликтов

3. Познакомить со способами предотвращения конфликтных ситуаций.

4.Способствовать общению, через организацию совместной деятельности.

Форма групповое занятие

Методы приёмы: упражнения, тесты, моделирования ситуаций.

Ход занятия.

1.Орг. момент.

Здравствуйте ребята!

Встаньте прямо, подтянитесь.

Сейчас сядут те, у кого голубые глаза.

Теперь те, у кого тёмные волосы.

-Почему вы  сели не одновременно?  ( Да, потому, что вы все разные )

-Сегодня для работы нам понадобится: белый лист бумаги, карандаш, лист самооценки

-Поднимите руки у кого всё это есть?

2. Введение в тему.

-Для того, чтобы определить тему занятия, послушайте стихотворение  

Кто сказал, что мы
подрались?
Мы не дрались, а боролись.
Правда, мы чуть-чуть
кусались,
И щипались, и кололись.
Правда, мы друг друга мяли,
И
бодались, и лягались.
Нас, конечно, разнимали.
Мы, конечно, упирались.
Кто сказал, что это драка?
Правда, он мне руку стиснул,
Правда, я чуть-чуть заплакал,
Правда, он немного взвизгнул.
И расстались мы, поссорясь.
И так сердце громко билось.
Но сначала мы боролись–
Драка после получилась.

-Что произошло в стихотворении с ребятами? Что они делали?

(подрались, щипались, кусались, ссорились)

- Как можно назвать одним словом?

-Что произошло между ними?  Между ними произошёл (Конфликт)

-Поднимите руку, кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить на занятии?

-Тема нашего занятия «Конфликты в школьной жизни»

(вывешивается на доску)

Давайте все вместе повторим тему занятия.

-Как вы думаете, чему мы будем учиться?

-Сегодня на занятии мы будем учиться предотвращать и разрешать конфликты

Вы узнаете:

1. Что такое «Конфликт»

2.Какие бывают причины возникновения конфликтов.

3.Познакомитесь со способами предотвращения конфликтов.

Критерии.

Свою работу вы будите оценивать по листам самооценки, которые находятся у вас на столах

( Если справились с заданием ставите себе бал. Нет прочерк. В конце занятия мы подведём итог.

Набрали 4 балла - молодец, отлично работал

3 балла -хорошо работал

1-2 балла -надо постараться

Работать мы будем в парах и в группах.

-Ребята скажите, зачем нужно учиться предотвращать конфликты?

 Умение обходить конфликты служит  залогом крепкой дружбы. 

-Поднимите руку те, кто ни разу не попадал в конфликтные ситуации?

 (просмотр картинок, где дети ссорятся) (слайд 1)

Посмотрите на слайд и скажите, что происходит с ребятами?

(дерутся,  ссорятся, не поделили мяч, дразнят девочку, одним словом конфликтуют)

- А что такое конфликт?

 Задание №1   Сейчас я предлагаю вам поработать в парах и выбрать  

 правильный ответ «Что такое конфликт» (слайд на экране)

1.Конфликт – это столкновение, серьёзное разногласие, спор.

2.Конфликт – это сотрудничество, избегание, приспособление. (компромисс)

3.Конфликт-это случай, происшествие, недоразумение. (инцидент)


(индивидуальное задание Олегу и Виталию)

Выбрать слова,  которые относятся к конфликту

Ссора, драка, размолвка, , понимание, дружба, страх,  ненависть,  смех, агрессия,  нападение.
И так, давайте проверим. Что такое конфликт?,  Какой вариант вы выбрали?

1,2,3, Ребята зачитывают.   -Почему вы так думаете?

(взаимопроверка, поменяйтесь карточками, а теперь давайте посмотрим, какое верное определение конфликта даётся в словаре Ожегова)

-Зачитывается правильный ответ.

Конфликт – это столкновение противоположных сторон, серьёзное разногласие, спор.

Лист самооценки

Если вы ответили правильно ставите себе бал. Если неправильно  прочерк.

  -Олег, Виталий, вам было задание выбрать слова, относящиеся к конфликту.

Зачитайте их.

     -Могут ли ребята поставить себе бал? (да)

  - А можно ли жить без конфликтов? (Ответы детей)

Нет, но мы должны научиться находить выход из конфликтной ситуации.

-Почему возникают конфликты?
Чтобы понять природу конфликтов. Я хочу предложить вам упражнение «Снежинка». Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. У каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

  1. Сложите лист пополам;
  2. Оторвите правый верхний уголок;
  3. Опять сложите лист пополам;
  4. Снова оторвите правый верхний уголок;
  5. Сложите лист пополам.
  6. Оторвите правый верхний уголок.

Теперь раскройте свои снежинки. Посмотрите у всех они одинаковые? (нет).

А почему? Как вы думаете? (нет одинаковых людей, поэтому снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была одинаковая)

Вот так и в жизни. Все вы  по – разному, реагируют и по -  разному ведёте себя в конфликтных  ситуациях.

Задание № 2

Сейчас ребята мы поработаем в группах. Как нужно работать в группах? Один читает, вместе обсуждают.

 Я предлагаю вам проблемные ситуации обсудив которые вы попробуете определить причину конфликта. (анализ ситуаций)

Задание 1 группа

Проблемные ситуации.

  1. Вова, я сломал твою ручку тихо и робко сказал Максим, что ты наделал? И вообще ты мне не друг – закричал Вова и убежал. А Максим даже не успел сказать, что взамен сломанной, он купил новую и хотел отдать другу. (Проанализируйте и определите по какой причине возникла конфликтная ситуация. Ответ: неумение слушать)

Задание 2 группа.

  1. На соревнованиях мальчики проигравшей команды, стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили тем же. Затем в ход пошли кулаки. Почему здесь возник конфликт? (Ответ: невоспитанность)

Задание для 3 группы индивидуальное ( Олег, Виталий)

Выбрать слова, обозначающие положительные способы разрешения конфликтов.

 ( уступать друг другу, уважать друг друга,  сочувствовать, договариваться, драться, ссорится, спорить, кричать друг на друга.  (проверка ответов)

Оценка. Оцените себя за это задание

Лист самооценки

Задание

Название задания

Баллы

№ 1

«Понятие конфликт»

№ 2

«Причина конфликта»

№ 3

«Мягкое противостояние»

№ 4

«Конструктивное предложение»

Если набрали 4 балла-молодец, отлично работал.

3 балла- хорошо работал

1-2 балла- надо постараться

 

№ 2 Причины возникновения конфликта.  (слайд)

-Так из-за чего возникают конфликты?

Причины конфликтов: 
• несовпадение целей и желаний;
• неуважение к другим людям;
• неумение общаться;
• борьба за авторитет;
• незнания правил и норм поведения.
 

Физминутка

(Предлагаю выйти и выполнить упражнения)

Встаньте, пожалуйста, постойте на одной ноге, на цыпочках одной ноги .

А сейчас тоже самое выполните в парах. Что заметили? (Было легче в паре) Почему? (Было на кого опереться) Какой вывод можно сделать?

(Всегда нужен кто-то рядом, на кого можно опереться, довериться.)

Задание № 3

Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространенных. 


1. Мягкое противостояние- это решительное возражение высказанное в мягкой форме.

Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека. 
- не хочется  ссориться

 -не обижайся

-может быть ты со мной согласишься

2. Конструктивное предложение- это попытка найти компромисс, то есть выход, который бы смог устроить всех.

-мне кажется несправедливым

-я понимаю    -давай договоримся

Мягкое противостояние и конструктивное предложение – это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.

Задание №3  Разбор ситуаций. Работа в группах.  Учиться избегать конфликтов.

 Группа №1.  

Оказать

МЯГКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ
Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте намекнуть ему на это.

Дима, не хочется ссориться, но мне не нравится, когда моими вещами пользуются другие. Не обижайся, но это мои учебники, и мне одному удобнее ими пользоваться.  

Группа №2    Та же самая проблемная ситуация.

Оказать

КОНСТУКТИВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
У вас очень хорошо получилось мягкое противостояние. А как можно в этой ситуации избежать конфликта с помощью конструктивного предложения?
Дима, мне кажется несправедливым то, что я один ношу учебники в школу, я понимаю, что портфель очень тяжёлый, но давай будем это делать по очереди.

Группа№ 3. 

Подчеркните качества, которыми должен обладать человек, умеющий разрешать конфликты «мирным путем».

Лист самооценки. Оцените себя за это задание.

Любой конфликт можно решить, только нужно найти это решение, этот выход и обсудить все в спокойной обстановке.

Наше занятие подходит к концу.

- Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили?

            Какая тема занятия? Что мы сегодня узнали?

  1.  Так что же такое конфликт?
  2. Назовите причины возникновения конфликтов?
  3. С какими двумя способами мы познакомились?
  4. Какое задание для тебя было сложным?
  5. Где понадобятся знания этой темы?

(В жизни, в отношениях между людьми, в классе, в семье, на улице )

На следующем занятии мы продолжим знакомство со способами предотвращения конфликтов.

Итог.

Посмотрите на свои листы самооценки. Посчитайте балы.

Сколько у тебя баллов?

-Как ты сегодня работала? (у меня 4 балла я работала отлично)

Мне сегодня понравилось как работали: Арина, Кристина и т.д.

Спасибо вам за работу.

Я желаю всем вам и себе, чтобы в нашей жизни, как можно меньше было конфликтов. А если даже они произойдут, то главное – чтобы они всегда разрешались только положительно. Согласны? (Да)

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме:"Школьная жизнь"

Урок для 9 класса по теме:" Школьная жизнь"...

Конспект открытого урока «Развитие коммуникативных навыков по теме « Школьная жизнь» к УМК И.Н.Верещагиной, О.В.Афанасьевой «ENGLISH IV»

Урок проводится с целью развития коммуникативной компетентности учащихся.Он нацелен на  обобщение изученного материала по теме « Школьная жизнь» и систематизацию лексико-грамматических...

Конспект урока по теме "Школьная жизнь" в 10 классе

Урок закрепления новых знаний, тренировка в употреблении лексики по теме....

Конспект урока в 10 классе Типы школ и школьная жизнь.

Тема урока: Types of schools & school life Дидактическая цель: осуществлять информационную переработку иноязычных текстов, раскрывая разнообразными способами значения новых словЦели по содерж...

План – конспект открытого урока в 7а классе: «Школа и школьная жизнь»

Урок английского языка в 7а классе по теме "Школа и школьная жизнь" является уроком отработки умений и рефлексии раздела " Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отн...

Конспект урока по английскому языку на тему "Школьная жизнь" (10 класс)

Темой урока является изучение этапов получения образования. Экзамены Во время урока учащиеся изучат схемы, ознакомятся с основными этапами получения образования, новые слова занесут в словарь; от...

План-конспект "Школа и школьная жизнь"

Цель темы:образовательная: развивать умение воспринимать на слух поэтический текст ивыражать свое отношение к нему, совершенствовать речевую компетенцию обучающихся, развивать лексические навыки по те...