Семья как основное звено в профилактике правонарушений несовершеннолетних
статья
В теории нарушить закон может любой человек, но на практике не каждый способен преступить черту. Взрослые люди руководствуются правилами морали, этики, знанием закона и другими аспектами общественной жизни. И если кто-то и решается на преступление, то отдает себе в этом отчет. Дети же не всегда могут объективно оценивать мотивы и результаты своих поступков. Основной причиной того, что несовершеннолетние идут на преступления, является их неспособность анализировать серьезность действий и то, что зачастую они ассоциируют свои поступки с увлекательной игрой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_semya_kak_osnovnoe_zveno_v_profilaktike_pravonarusheniy_nesovershennoletnih.docx | 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Семья как основное звено в профилактике правонарушений несовершеннолетних
Филатова Наталья Ивановна
В теории нарушить закон может любой человек, но на практике не каждый способен преступить черту. Взрослые люди руководствуются правилами морали, этики, знанием закона и другими аспектами общественной жизни. И если кто-то и решается на преступление, то отдает себе в этом отчет. Дети же не всегда могут объективно оценивать мотивы и результаты своих поступков. Основной причиной того, что несовершеннолетние идут на преступления, является их неспособность анализировать серьезность действий и то, что зачастую они ассоциируют свои поступки с увлекательной игрой.
Действующее законодательство предоставило детям права, которые они могут реализовать, начиная с 10 лет, а в 14 подростки уже могут быть привлечены к уголовной ответственности.
В зоне риска находятся дети: ранее совершившие преступления; из неблагополучных семей; попавшие под влияние дурных лиц (психологически неустойчивые); попавшие в запрещенные группировки и объединения; мало занятые и не увлеченные (секциями, кружками); не знающие закон и уверенные в безнаказанности.
Дети совершают административные и уголовные правонарушения, которые в свою очередь делятся на преступления и проступки (от хулиганства и мелких краж до занятия проституцией и убийства).
Поведение подростков, отличное от нормы, может иметь несколько форм:
- Неодобряемое: шалости, озорство, упрямство, непослушание.
- Порицаемое: редкое нарушение дисциплины, периодические драки, грубость и ложь. Вызывает осуждение родителей, учителей.
- Девиантное: лицемерие, лживость, эгоизм, агрессивное поведение, воровство и т. д.
- Предпреступное: зачатки деструктивного и криминального поведения (хулиганство, вымогательство, злостное нарушение дисциплины, увлечение алкоголем).
- Преступное: правонарушения и преступления.
Ответственность за преступление ложится на плечи самого подростка и его родителей (опекунов). Приучать к нормам жизни в обществе в семье обязаны с раннего детства. Ребенок четко должен осознавать границы плохого и хорошего, понимать, за что могут наказать, а за что похвалить. Родителям следует акцентировать его внимание на ответственном поведении и развивать в нем способность анализировать свои действия и отвечать за поступки. Дети должны знать цену деньгам, уметь ими распоряжаться, планировать свои траты, исходя из семейных возможностей. Родители обязаны привить ребенку правила этикета, помочь понять, что есть свои вещи, а есть чужие и они неприкосновенны.
И главное: родители сами должны вести себя достойно и собственным примером показывать, что можно делать, а что нет, и как исправлять совершенные ошибки.
Что еще можно посоветовать родителям, которые хотят уберечь ребенка:
- Максимально избегать конфликтов в семье. Не ругаться с супругом/супругой на глазах у ребенка — это очень травмирует его психику.
- Быть терпеливыми по отношению к детям, их желаниям и начинаниям.
- Ставить на первое место детей, а не карьеру.
- С раннего возраста пресекать проявления жестокости малыша в отношении братьев, сестер, друзей и других сверстников, а также животных.
- Знать круг общения ребенка.
Семья — важное звено в системе своевременной профилактики преступлений среди детей, родителям принадлежит огромная роль в воспитании подрастающего поколения.
Безнадзорный ребенок — это ребенок, чьи родители или законные представители ненадлежащим образом его воспитывают и не ведут надзор за его поведением. Беспризорный ребенок — несовершеннолетний, не имеющий места жительства и пребывания.
Профилактика преступлений / правонарушений, а также безнадзорности/беспризорности детей заключается в реализации социальных, педагогических, правовых мер, направленных на снижение количества преступлений среди детей.
Профилактика — задача не только семейная. Этой работой также занимаются: комиссия ПДН; органы опеки и попечительства; органы соцзащиты населения; федеральные органы государственной власти, органы власти в регионах РФ и муниципалитеты, осуществляющие госрегулирование в области образования; учреждения уголовно-исполнительной системы (СИЗО, колонии и т. д.); ОВД; органы здравоохранения; органы по контролю над оборотом наркотиков; органы по делам молодежи; службы занятости.
Работа указанных органов по профилактике правонарушений помогает выявить и устранить изменения в личности и поведении ребенка, пока они еще не стали устойчивыми и поддаются корректировке.
Меры профилактики преступлений — это: изучение условий проживания и воспитания ребенка и своевременное выявление вредного влияния на несовершеннолетнего со стороны членов его семьи; ликвидация источников негативного воздействия на ребенка; корректирующее влияние на ребенка с опасным и асоциальным поведением.
Основные задачи мер профилактики: предупреждение правонарушений/преступлений детьми, выявление обстоятельств и способствующих этому причин; защита прав несовершеннолетних; социальная и педагогическая реабилитация детей, находящихся в социально-опасном положении; выявление и пресечение преступных ситуаций, в которых могут оказаться дети.
Каждая из перечисленных выше организаций может создавать обособленные подразделения для выполнения функций по профилактике детских правонарушений несовершеннолетних. Кроме установленных законом способов и методов предупреждения детской преступности, эти организации могут прорабатывать и собственные программы.
В Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее «Закон №120-ФЗ») понятие «Профилактика» определяется как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении. Следовательно, для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, необходимо, прежде всего, выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным, противоправным действиям детей и подростков, дают мотивацию асоциального поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия. Период социально-экономических реформ в жизни нашей страны способствовал расслоению общества, обнищанию класса интеллигенции, усилению антагонизма между поколениями, кризису образования и культуры, отсутствию единой государственной молодежной политики.
Падение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение, миграция населения, препятствуют развитию личностных, волевых качеств ребенка, а отсутствие должного внимания со стороны взрослых приводит к асоциальному поведению. Подростков и молодежь успешно используют в своих целях нарко и порнодельцы, криминальные структуры, лидеры националистических движений и экстремистски настроенных организаций и группировок, служители религиозных сект. Как следствие этого, происходит изменение системы ценностей и критериев социальной справедливости, нарушение системы адаптации подростков и молодежи в обществе. Поэтому, именно образовательные учреждения, где с детьми и подростками на протяжении 8-10 лет работают специалисты (педагоги, воспитатели, психологи), должны взять на себя основную ответственность за воспитание подрастающего поколения и принять необходимые меры для формирования здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения правонарушений среди студентов и реабилитации подростков с девиантным и деликвентным поведением. Согласно Закону №120-ФЗ, в компетенцию образовательных учреждений входят следующие задачи: - оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении; - выявление несовершеннолетних, находящихся в социально- опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования; - выявление семей, находящихся в социально-опасном положении; - обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних; - осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на законопослушное поведение.
Несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия. Семья, находящаяся в социально-опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними. Руководители и педагогические работники образовательных учреждений имеют право в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними и их родителями (законными представителями) или иными лицами. Запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей (законных представителей). Новые факторы и условия, вызывающие асоциальные поступки студентов, требуют модернизации форм работы по профилактике правонарушений, проектирование и создание системы управления этой работой в учебном заведении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по профилактике правонарушений несовершеннолетних
Среди основных причин правонарушений обучающихся с проблемами в развитии можно выделить следующие факторы:неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав, отказ ...
«Программа по профилактике конфликтов в школьной среде» (Профилактика правонарушений несовершеннолетних
Наименование программы Программа по профилактике конфликтов в школьной средеРазработчики программыСоциальный педагогМОУ Лицей г. ИстраЦели программыФормировать нормы и традиции коллектива, в осно...
Доклад на родительском собрании "Роль семьи в профилактике правонарушений несовершеннолетних"
Доклад на общешкольном родительском собрании...
Презентация к докладу на родительском собрании "Роль семьи в профилактике правонарушений несовершеннолетних"
Презентация...
Конкурс "Система профилактики правонарушений несовершеннолетних", номинация "Профилактика безнадзорности и правонарушений в образовательном учреждении"
Материалы по профилактике правонарушений несовершеннолетних...
Взаимодействие социального педагога и семьи в профилактике правонарушений несовершеннолетних группы риска
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются, изменению, развитию. Одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи....
Взаимодействие семьи и школы в профилактике правонарушений несовершеннолетних
С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного творческого заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного уч...