Открытый урок.Орфографическая зоркость
план-конспект

Попова Анна Сергеевна

Для успешного усвоения школьной программы по русскому языку необходимо сформировать основные учебные умения.

Любое учебное умение школьника, необходимое ему для учебно-познавательной деятельности, характеризуется набором конкретных взаимосвязанных учебных действий (УУД). Например, механизм письма предполагает следующие действия ученика:

- проговаривание звука во внутреннем плане, фонематический анализ звука (гласный – согласный, звонкий- глухой, твердый – мягкий), перевод фонемы в графему.

            Таким образом, учебное действие состоит из отдельных мини-операций. Знание учеником этих операций определяет возможность алгоритмизировать процесс решения учебной задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orfograficheskaya_zorkost.docx517.18 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное общеобразовательное учреждение

                                «Средняя общеобразовательная школа № 25»

                                 Г.о. Подольска Московской области

Формирование орфографической зоркости у  обучающихся на логопедических занятиях .

Учитель-логопед: Попова Анна Сергеевна

Г.о. Подольск

2018 г.

Для успешного усвоения школьной программы по русскому языку необходимо сформировать основные учебные умения.

Любое учебное умение школьника, необходимое ему для учебно-познавательной деятельности, характеризуется набором конкретных взаимосвязанных учебных действий (УУД). Например, механизм письма предполагает следующие действия ученика:

- проговаривание звука во внутреннем плане, фонематический анализ звука (гласный – согласный, звонкий- глухой, твердый – мягкий), перевод фонемы в графему.

        Таким образом, учебное действие состоит из отдельных мини-операций. Знание учеником этих операций определяет возможность алгоритмизировать процесс решения учебной задачи.

        Ход решения орфографической задачи может выглядеть следующим образом:

  1. обнаружение орфограммы – актуализация правила – оценка орфографического поля – морфологический анализ слова – привлечение лексического или морфологического материала, необходимого по условиям правила – запись;
  2. обнаружение орфограммы – актуализация правила – подбор аналогии – запись;
  3. актуализация зрительного образа слова с орфограммой(без её осознанного выделения) – запись;
  4. автоматизированная запись(на основе моторной памяти) без осознанного анализа орфограммы (Корнев, 1997).

Орфография (от греч. orthos - правильный + grapho - пишу)- правописание; система правил о написании слов и их значимых частей, о слитных, раздельных и дефисных написаниях, об употреблении прописных букв, переносе и сокращении слов.

Орфограмма – (от греч. orthos – прямой, правильный + gramma – запись) – такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу.

Что же подразумевается под орфографической зоркостью учащихся? Выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением, называется орфографической зоркостью.

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако, решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму в слове, ученик сможет решить вопрос о его конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.

Условия формирования орфографической зоркости:

1.Умение обнаруживать орфограммы (т.е. сомнительность того или иного написания).

2.Умение различать орфограммы (определять тип орфограммы, её признаки)

3.Умение соотносить орфограмму с определённым правилом.

4.Умение выполнять действие по правилу (по алгоритму).

5.Умение осуществлять самопроверку.

Главным средством воспитания орфографической зоркости является правильное, своевременное формирование понятия об орфограмме. При этом обучение умению находить орфограммы - ставить орфографические задачи - рассматривается как первоначальный и специальный период в обучении правописанию.

На формирование орфографической зоркости оказывают большое влияние следующие психические процессы:

а) активное зрительное и слуховое восприятие, включающее в себя целенаправленный анализ;

б) логические операции сравнения, конкретизации, систематизации, классификации;

в) зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм;

г) непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста, упражнений, корректировки письма.

Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.

Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание.

Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.

Общепризнанным является положение о том, что наибольший эффект для выработки орфографической зоркости дает комбинированное восприятие и запоминание, которые возможны в процессе комментированного письма, звуко-буквенного и орфографического разбора.

Итак, необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и квалифицировать их на основе опознавательных признаков.

Школьников надо учить определять орфограммы при различных обстоятельствах:

1. Несовпадение буквы и звука.

2. Звуки, дающие наибольшее количество несовпадений (опасные звуки). Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие “опасные” звуки (буквы), такие позиции в словах, такие пары звуков:

- гласные - а, о, и, е, я;

- пары звонких и глухих согласных;

- сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу;

- сочетания: стн-сн, здн-зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные;

- согласные п, к, ф, т, с, ш на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями фонем б, г, в, д, з, ж;

- повышенное внимание должно обращаться на буквы я, е, ё, ю;

- мягкие согласные (особенно “л” мягкое) также относятся к числу “опасных”;

- “опасными позициями” в слове следует считать окончание, стык приставки и корня и многое другое.

3. Морфемы: корень, приставка, суффикс, окончание; соединительные гласные в сложных словах; возвратная частица ся (сь). Сочетание морфем - две приставки, 2-3 суффикса.

Осознав в слове разные морфемы, ученик целенаправленно ищет орфограмму, так как уже заранее знает, какие именно трудности (орфограммы) могут встретиться в приставке, корне, окончании, какие - на стыке морфем.

        Содержание коррекционно-логопедической работы по формированию орфографической зоркости:

  • родственные слова;
  • дифференциация однокоренных слов со словами-омонимами;
  • морфемный разбор слова;
  • дифференциация близких по написания и значению морфем;
  • выделение «ошибкоопасных» мест в слове;
  • подбор проверочных слов при проверке безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением;
  • подбор проверочных слов при проверке сомнительных согласных в корне слова;
  • ассоциативные ряды при работе со словарными словами;
  • выделение орфограмм в приставке, суффиксе, окончании;
  • падежные формы имен существительных;
  • употребление предлогов;
  • дифференциация предлогов и приставок;
  • правописание разделительных ь и ъ.

Система орфографических коррекционных упражнений.

С учётом двух принципов, положенных в основу усвоения правописания, сознательного и механического, обучение орфографии включает следующие коррекционные упражнения:

  • списывание с правильного текста;
  • чтение;
  • письмо заученного наизусть связного текста;
  • предупредительные диктанты;
  • объяснительные диктанты;
  • творческие, свободные диктанты;
  • выборочные, немые, зрительные диктанты;
  • пользование орфографическими словарями;
  • проверочные диктанты;
  • работа над ошибками.

Помимо этих упражнений использую:

  1. Решение анаграмм

ЯИЦАИВА - авиация, ШАФТЛАНД- ландшафт, РГСТРТРЕИАУА регистратура, ШЕВЯ -швея и т. д.

Другой вид упражнений предусматривает работу учащихся с символами, шифрами, кодами. Они позволяют развивать абстрактное мышление, внимание, память, орфографическую зоркость.

  1. Нужно назвать два слова, которые зашифрованы с помощью чисел. Каждому числу соответствует определённая буква

Первое слово: 5, 1,7, 9, 2, 6, 3, 6, 4.

Второе слово: 11, 3, 10, 8, 12, 2, 4, 1, 5.

Каждому числу соответствует определённая буква:

123456789 10 11 12

АРНМГОСВТ И У Е

Искомые слова: гастроном, универмаг.

hello_html_187b09f1.jpg

  1. Приём на использование геометрических знаний.

Дети должны запомнить фигуры и находящиеся в них буквы.
(Время для запоминания - от 30 с. до 1 мин.), после чего фигуры с буквами убираю и показываю те же фигуры без букв в нужной последовательности. Дети должны вспомнить буквы каждой фигуры и составить слово (развитие памяти, внимания, орфографической зоркости).

hello_html_3d2169a5.jpg

  1. Приём на использование знаний по рисованию.
    Расположить квадраты с буквами по цветам радуги.
    hello_html_m2f8edfe0.jpg
  2.  «Недописанные слова»

hello_html_m4679f229.jpg

  1. Ребусы

hello_html_m608c8fc5.jpg

  1.  Упражнения-схемы, работа с «разрезанными словами» (развитие внимания, орфографической зоркости, памяти).

- Ориентируясь на графическое изображение, форму и цвет фигур,

соберите слова и запишите их в три столбика по родам.

- Прочитайте слова на полосках.

hello_html_131d2478.pnghello_html_1651e9f7.pnghello_html_m1468282.png

hello_html_m2dbf1368.pnghello_html_23683d3e.pnghello_html_5f350ef8.png

hello_html_132eba9b.pnghello_html_m3fb83dd0.pnghello_html_m6d8edd31.png

hello_html_1a82a894.pnghello_html_m689b340c.pnghello_html_m3172a0ca.png

8.  «Слова в разных направлениях»

- Определите род существительных и запишите их в три столбика

hello_html_46bf0d52.png

  1. «Клякса»

«Род имён существительных» (клякса упала на слова, остались только окончания)

hello_html_65fe4489.jpg

  1. «Расшифруй»

Прочитать пословицу, вычеркнув буквы х и ф. Записать.

Тфрхудф хчфефлохвфехкаф фкохрфмихт хлфенхь фпхорфтихт.

  1. «Зашифрованное слово»

Этот вид упражнений закрепляет умение учащихся делить слова на слоги и составлять из них новые слова. Из каждого слова нужно брать заданные слоги, например,

1) Из каждого слова взять только первые составить новое слово:

а) берег, серебро, дама бе -се - да

б) богатство, лото, топор бо - ло - то

в) костюм, мостик кос - мос

и т.д.

2) Из каждого слова взять второй слог, составить новое слово:

а) консервы, девиз сер виз

б) беседа, дерево, родина, тина се - ре - ди - на

в) поворот, пороша, канава во - ро - на

и т.д.

3) Из каждого слова взять последний слог, составить
новое слово:

а) лиса, письмо, билет са - мо - лет

б) север, пальто, жилет вер - то —лет

в) карман, вода, сахарин ман - да —рин

и т.д.

4) Задание можно усложнить. Например, из первого
слова взять первый слога, из второго - второй, из
третьего - третий и др.

а) факел, синева, пещера_ фа -не -ра

б) семена, березовый, проходила, балерина се-ре-ди-на
и т. д.

Эти задания развивают основные свойства внимания и позволяют формировать такие мыслительные операции, как анализ и синтез (мысленно разбивать целое на части и составные части снова соединять в одно целое).

  1. «Кодирование»

hello_html_m712d02e9.png

Список литературы

  1. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии, – 2-е изд. перераб. и доп. – М., 1966.– с.250.
  2. Бучкина Б.З. “Правила русской орфографии и пунктуации”, 1956 г. и орфографическая практика//ИАНОЛЯ. 1974 т. 33 №1
  3. Гвоздева Е.М. Как я использую загадки, пословицы при изучении проверяемой безударной гласной в корне // Начальная школа//-1993.-№3.-с.55 (статья из журнала)
  4. Гвоздев А.Н. Основы русской орфографии. – М.1947: 4-е изд. – М., 1954.
  5. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. – 12-е изд. – М.1963. – с. 35
  6. Кузьмина С.М. О новой редакции “Правил русской орфографии и пунктуации”// “Русская словесность” №2, 1995 г.
  7. Петрова Е.Н. Система орфографических работ//РЯШ – 1957. – №6. – с. 54, 58.
  8. Панов М.В. Теория письма. Орфография.//Современный русский язык./Под ред. В.А. Белошапковой – 2-е изд. – М., 1989. – с. 159.
  9. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: "Ось-89", 1997. – 271с.
  10. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Просвещение, 1960. – 159 с.
  11. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.: МГУ, 1974. – 99 с.
  12. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. М., Гном-Пресс, 1997.
  13. Дети с задержкой психического развития. Под редакцией Власовой Т.А., М., Педагогика, 1984.
  14. Коррекционно-развивающее обучение школьников. Сборник нормативных документов, под ред. Курнешова Л.С. центр инноваций в педагогике, 1997.
  15. Обучение детей с задержкой психического развития. Под ред. Мачихиной В.Ф., М.: “Просвещение”, 1987.
  16. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения школьников с ЗПР, под ред. Шевченко С.Г., М., Ника-Пресс, 1998.
  17. Масюк В.Ю. Основы специальной педагогики и психологии. Москва, 2004.
  18. Гордеюк Т.Н. Психолого-педагогические инновации в коррекционных классах. Волгоград, 2009.
  19. Капустина Г.М. Обучение детей с задержкой психического развития. Москва, 1991.
  20. Журнал «Коррекционная педагогика» №1/2009.
  21. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М, «Владос», 2005 г.
  22. Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль, «Академия развития», 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование орфографической зоркости на уроках русского языка.

Данная методическая разработка помогает формировать орфографическую зоркость на уроках русского чязыка....

Формирование орфографической зоркости

Данная статья помогает определиться с этапами формирования и проверки знаний по теме "Орфография"...

Формирование орфографической зоркости

Данная статья помогает определиться с этапами формирования и проверки знаний по теме "Орфография"...

Формирование орфографической зоркости учащихся 5-9 классов

Практическая цель обучения русскому языку предполагает овладение учащимися двумя видами коммуникации – устной речью и письменной, чтобы научиться правильно писать, ученик должен овладеть правила...

Концепция по теме самообразования «Нетрадиционные способы и приемы формирования орфографической зоркости учащихся»

Каждому учителю русского языка известно, что сформировать грамотное письмо у учащихся - задача не из легких. В этом я убедилась с первого дня работы в школе. Орфографические навыки, действительно, при...

Формирование орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка и литературы зоркости

В последние годы всё сложнее складываются отношения школьников с родной речью, родным языком. Увлечь их, заставить полюбить русский язык учителю бывает непросто. Поэтому, работая с обучающимися, как м...

Презентация к уроку "Орфографическое путешествие"

Презентация к логопедическому занятию для группы по коррекции смешанной формы дисграфии в 4 классах...