Открытый урок.Орфографическая зоркость
план-конспект
Для успешного усвоения школьной программы по русскому языку необходимо сформировать основные учебные умения.
Любое учебное умение школьника, необходимое ему для учебно-познавательной деятельности, характеризуется набором конкретных взаимосвязанных учебных действий (УУД). Например, механизм письма предполагает следующие действия ученика:
- проговаривание звука во внутреннем плане, фонематический анализ звука (гласный – согласный, звонкий- глухой, твердый – мягкий), перевод фонемы в графему.
Таким образом, учебное действие состоит из отдельных мини-операций. Знание учеником этих операций определяет возможность алгоритмизировать процесс решения учебной задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orfograficheskaya_zorkost.docx | 517.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 25»
Г.о. Подольска Московской области
Формирование орфографической зоркости у обучающихся на логопедических занятиях .
Учитель-логопед: Попова Анна Сергеевна
Г.о. Подольск
2018 г.
Для успешного усвоения школьной программы по русскому языку необходимо сформировать основные учебные умения.
Любое учебное умение школьника, необходимое ему для учебно-познавательной деятельности, характеризуется набором конкретных взаимосвязанных учебных действий (УУД). Например, механизм письма предполагает следующие действия ученика:
- проговаривание звука во внутреннем плане, фонематический анализ звука (гласный – согласный, звонкий- глухой, твердый – мягкий), перевод фонемы в графему.
Таким образом, учебное действие состоит из отдельных мини-операций. Знание учеником этих операций определяет возможность алгоритмизировать процесс решения учебной задачи.
Ход решения орфографической задачи может выглядеть следующим образом:
- обнаружение орфограммы – актуализация правила – оценка орфографического поля – морфологический анализ слова – привлечение лексического или морфологического материала, необходимого по условиям правила – запись;
- обнаружение орфограммы – актуализация правила – подбор аналогии – запись;
- актуализация зрительного образа слова с орфограммой(без её осознанного выделения) – запись;
- автоматизированная запись(на основе моторной памяти) без осознанного анализа орфограммы (Корнев, 1997).
Орфография (от греч. orthos - правильный + grapho - пишу)- правописание; система правил о написании слов и их значимых частей, о слитных, раздельных и дефисных написаниях, об употреблении прописных букв, переносе и сокращении слов.
Орфограмма – (от греч. orthos – прямой, правильный + gramma – запись) – такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу.
Что же подразумевается под орфографической зоркостью учащихся? Выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением, называется орфографической зоркостью.
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако, решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму в слове, ученик сможет решить вопрос о его конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.
Условия формирования орфографической зоркости:
1.Умение обнаруживать орфограммы (т.е. сомнительность того или иного написания).
2.Умение различать орфограммы (определять тип орфограммы, её признаки)
3.Умение соотносить орфограмму с определённым правилом.
4.Умение выполнять действие по правилу (по алгоритму).
5.Умение осуществлять самопроверку.
Главным средством воспитания орфографической зоркости является правильное, своевременное формирование понятия об орфограмме. При этом обучение умению находить орфограммы - ставить орфографические задачи - рассматривается как первоначальный и специальный период в обучении правописанию.
На формирование орфографической зоркости оказывают большое влияние следующие психические процессы:
а) активное зрительное и слуховое восприятие, включающее в себя целенаправленный анализ;
б) логические операции сравнения, конкретизации, систематизации, классификации;
в) зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм;
г) непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста, упражнений, корректировки письма.
Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.
Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание.
Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.
Общепризнанным является положение о том, что наибольший эффект для выработки орфографической зоркости дает комбинированное восприятие и запоминание, которые возможны в процессе комментированного письма, звуко-буквенного и орфографического разбора.
Итак, необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и квалифицировать их на основе опознавательных признаков.
Школьников надо учить определять орфограммы при различных обстоятельствах:
1. Несовпадение буквы и звука.
2. Звуки, дающие наибольшее количество несовпадений (опасные звуки). Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие “опасные” звуки (буквы), такие позиции в словах, такие пары звуков:
- гласные - а, о, и, е, я;
- пары звонких и глухих согласных;
- сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- сочетания: стн-сн, здн-зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные;
- согласные п, к, ф, т, с, ш на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями фонем б, г, в, д, з, ж;
- повышенное внимание должно обращаться на буквы я, е, ё, ю;
- мягкие согласные (особенно “л” мягкое) также относятся к числу “опасных”;
- “опасными позициями” в слове следует считать окончание, стык приставки и корня и многое другое.
3. Морфемы: корень, приставка, суффикс, окончание; соединительные гласные в сложных словах; возвратная частица ся (сь). Сочетание морфем - две приставки, 2-3 суффикса.
Осознав в слове разные морфемы, ученик целенаправленно ищет орфограмму, так как уже заранее знает, какие именно трудности (орфограммы) могут встретиться в приставке, корне, окончании, какие - на стыке морфем.
Содержание коррекционно-логопедической работы по формированию орфографической зоркости:
- родственные слова;
- дифференциация однокоренных слов со словами-омонимами;
- морфемный разбор слова;
- дифференциация близких по написания и значению морфем;
- выделение «ошибкоопасных» мест в слове;
- подбор проверочных слов при проверке безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением;
- подбор проверочных слов при проверке сомнительных согласных в корне слова;
- ассоциативные ряды при работе со словарными словами;
- выделение орфограмм в приставке, суффиксе, окончании;
- падежные формы имен существительных;
- употребление предлогов;
- дифференциация предлогов и приставок;
- правописание разделительных ь и ъ.
Система орфографических коррекционных упражнений.
С учётом двух принципов, положенных в основу усвоения правописания, сознательного и механического, обучение орфографии включает следующие коррекционные упражнения:
- списывание с правильного текста;
- чтение;
- письмо заученного наизусть связного текста;
- предупредительные диктанты;
- объяснительные диктанты;
- творческие, свободные диктанты;
- выборочные, немые, зрительные диктанты;
- пользование орфографическими словарями;
- проверочные диктанты;
- работа над ошибками.
Помимо этих упражнений использую:
- Решение анаграмм
ЯИЦАИВА - авиация, ШАФТЛАНД- ландшафт, РГСТРТРЕИАУА - регистратура, ШЕВЯ -швея и т. д.
Другой вид упражнений предусматривает работу учащихся с символами, шифрами, кодами. Они позволяют развивать абстрактное мышление, внимание, память, орфографическую зоркость.
- Нужно назвать два слова, которые зашифрованы с помощью чисел. Каждому числу соответствует определённая буква
Первое слово: 5, 1,7, 9, 2, 6, 3, 6, 4.
Второе слово: 11, 3, 10, 8, 12, 2, 4, 1, 5.
Каждому числу соответствует определённая буква:
123456789 10 11 12
АРНМГОСВТ И У Е
Искомые слова: гастроном, универмаг.
- Приём на использование геометрических знаний.
Дети должны запомнить фигуры и находящиеся в них буквы.
(Время для запоминания - от 30 с. до 1 мин.), после чего фигуры с буквами убираю и показываю те же фигуры без букв в нужной последовательности. Дети должны вспомнить буквы каждой фигуры и составить слово (развитие памяти, внимания, орфографической зоркости).
- Приём на использование знаний по рисованию.
Расположить квадраты с буквами по цветам радуги. - «Недописанные слова»
- Ребусы
- Упражнения-схемы, работа с «разрезанными словами» (развитие внимания, орфографической зоркости, памяти).
- Ориентируясь на графическое изображение, форму и цвет фигур,
соберите слова и запишите их в три столбика по родам.
- Прочитайте слова на полосках.
8. «Слова в разных направлениях»
- Определите род существительных и запишите их в три столбика
- «Клякса»
«Род имён существительных» (клякса упала на слова, остались только окончания)
- «Расшифруй»
Прочитать пословицу, вычеркнув буквы х и ф. Записать.
Тфрхудф хчфефлохвфехкаф фкохрфмихт хлфенхь фпхорфтихт.
- «Зашифрованное слово»
Этот вид упражнений закрепляет умение учащихся делить слова на слоги и составлять из них новые слова. Из каждого слова нужно брать заданные слоги, например,
1) Из каждого слова взять только первые составить новое слово:
а) берег, серебро, дама бе -се - да
б) богатство, лото, топор бо - ло - то
в) костюм, мостик кос - мос
и т.д.
2) Из каждого слова взять второй слог, составить новое слово:
а) консервы, девиз сер - виз
б) беседа, дерево, родина, тина се - ре - ди - на
в) поворот, пороша, канава во - ро - на
и т.д.
3) Из каждого слова взять последний слог, составить
новое слово:
а) лиса, письмо, билет са - мо - лет
б) север, пальто, жилет вер - то —лет
в) карман, вода, сахарин ман - да —рин
и т.д.
4) Задание можно усложнить. Например, из первого
слова взять первый слога, из второго - второй, из
третьего - третий и др.
а) факел, синева, пещера_ фа -не -ра
б) семена, березовый, проходила, балерина се-ре-ди-на
и т. д.
Эти задания развивают основные свойства внимания и позволяют формировать такие мыслительные операции, как анализ и синтез (мысленно разбивать целое на части и составные части снова соединять в одно целое).
- «Кодирование»
Список литературы
- Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии, – 2-е изд. перераб. и доп. – М., 1966.– с.250.
- Бучкина Б.З. “Правила русской орфографии и пунктуации”, 1956 г. и орфографическая практика//ИАНОЛЯ. 1974 т. 33 №1
- Гвоздева Е.М. Как я использую загадки, пословицы при изучении проверяемой безударной гласной в корне // Начальная школа//-1993.-№3.-с.55 (статья из журнала)
- Гвоздев А.Н. Основы русской орфографии. – М.1947: 4-е изд. – М., 1954.
- Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. – 12-е изд. – М.1963. – с. 35
- Кузьмина С.М. О новой редакции “Правил русской орфографии и пунктуации”// “Русская словесность” №2, 1995 г.
- Петрова Е.Н. Система орфографических работ//РЯШ – 1957. – №6. – с. 54, 58.
- Панов М.В. Теория письма. Орфография.//Современный русский язык./Под ред. В.А. Белошапковой – 2-е изд. – М., 1989. – с. 159.
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: "Ось-89", 1997. – 271с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Просвещение, 1960. – 159 с.
- Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.: МГУ, 1974. – 99 с.
- Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. М., Гном-Пресс, 1997.
- Дети с задержкой психического развития. Под редакцией Власовой Т.А., М., Педагогика, 1984.
- Коррекционно-развивающее обучение школьников. Сборник нормативных документов, под ред. Курнешова Л.С. центр инноваций в педагогике, 1997.
- Обучение детей с задержкой психического развития. Под ред. Мачихиной В.Ф., М.: “Просвещение”, 1987.
- Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения школьников с ЗПР, под ред. Шевченко С.Г., М., Ника-Пресс, 1998.
- Масюк В.Ю. Основы специальной педагогики и психологии. Москва, 2004.
- Гордеюк Т.Н. Психолого-педагогические инновации в коррекционных классах. Волгоград, 2009.
- Капустина Г.М. Обучение детей с задержкой психического развития. Москва, 1991.
- Журнал «Коррекционная педагогика» №1/2009.
- Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М, «Владос», 2005 г.
- Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль, «Академия развития», 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование орфографической зоркости на уроках русского языка.
Данная методическая разработка помогает формировать орфографическую зоркость на уроках русского чязыка....
Формирование орфографической зоркости
Данная статья помогает определиться с этапами формирования и проверки знаний по теме "Орфография"...
Формирование орфографической зоркости
Данная статья помогает определиться с этапами формирования и проверки знаний по теме "Орфография"...
Формирование орфографической зоркости учащихся 5-9 классов
Практическая цель обучения русскому языку предполагает овладение учащимися двумя видами коммуникации – устной речью и письменной, чтобы научиться правильно писать, ученик должен овладеть правила...
Концепция по теме самообразования «Нетрадиционные способы и приемы формирования орфографической зоркости учащихся»
Каждому учителю русского языка известно, что сформировать грамотное письмо у учащихся - задача не из легких. В этом я убедилась с первого дня работы в школе. Орфографические навыки, действительно, при...
Формирование орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка и литературы зоркости
В последние годы всё сложнее складываются отношения школьников с родной речью, родным языком. Увлечь их, заставить полюбить русский язык учителю бывает непросто. Поэтому, работая с обучающимися, как м...
Презентация к уроку "Орфографическое путешествие"
Презентация к логопедическому занятию для группы по коррекции смешанной формы дисграфии в 4 классах...