Возрождение обители на Святых Горах (1992-1994 гг.) Очерк. Евдокимов О.В.
материал
Очерк посвящен описанию возрождения древнего Святогорского монастыря на юго-востоке современной Украины, в прошлом - южной России. Опираясь на архивные документвы и свидетельства очевидцев, автор рассказывает о начале возобновления жизни во Святых Горах (1992 - 1995 гг), ее первом наместнике и начальном возобновителе - архимандрите Серафиме (Лаврике), первой братии, трудностях ее жизни и ее подвиге ради существовании древнейшего монастыря, ведущего свое основание, предположительно, от домогнольского времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrorozhdene_obiteli_na_svyayhgorah._donetskaya_oblast_1992-1995_gg.docx | 70.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрождение обители на Святых Горах
(1992-1994 гг.)
Очерк
Подходил к концу 1991-й год. Божиим определением советская эпоха близилась к завершению. Страницы жизни безбожного государства переворачивались и навсегда становились «вчерашним днем». Народ начинал припоминать свое первородство, свои святыни, свою тысячелетнюю историю. О Святых Горах, находящихся в плену страстей и мирской суеты, пекся Сам Господь. Располагая временем и обстоятельствами, милосердный Творец заботился о воскрешении Своей святыни. Святогорье вступало в новое время. Его возрождение уже забрезжило и засветилось в предрассветной мгле. Все чаще являлись люди, желавшие восстановления Свято-Успенской обители и ревновавшие о славе Гор Святых. Жизнь круто менялась. Нарождалась другая эпоха.
В ноябре 1991 года «Донецкий облисполком принял решение о передаче в собственность Донецкой епархии УПЦ [некоторых]сооружений бывшего Святогорского монастыря»[1], на территории которого располагались санаторий им. Артема (позже санаторий «Святые Горы») и Славяногорский государственный историко-архитектурный заповедник. Подобные возвращения Церкви ее церковного имущества начинали происходить в те времена все чаще и чаще. Государства, образовавшиеся на пространстве СССР и относившиеся к потенциально православным странам, в лице новоизбранных властей стали искать пути взаимодействия с Церковью Христовой. Совершалось же такое взаимодействие благодаря трудам и молитвам всей Русской Православной Церкви во Отечестве сущей, которая ни одно десятилетие просила Бога о возрождении храмов и монастырей, о прощении и снисхождении к заблудшему народу, населяющему древние земли Святой Руси – России, Украины, Белоруссии, а также об умножении в народной среде любви и благочестия. Стараниями архипастырей РПЦ на Украине, в том числе и ходатайством епископа Алипия (Погребняк)[2], возглавившего в середине осени 1991 года новообразованную Донецко-Славянскую епархию, власть имущие мужи приняли решение способствовать открытию обители во Святых Горах. И хотя до официального оформления принятого решения между Донецкой областной администрацией и Донецко-Славянской епархией пройдет еще несколько месяцев, однако само по себе это событие станет знаковым и многообещающим событием, свидетельствующим о начале иных, добрых отношений государства и Церкви.
19 января 1992 года, в праздник святого Богоявления, Владыка Алипий приезжал в г. Славяногорск. Пройдя через санаторий им. Артема, располагавшийся в стенах притихшей обители, он спустился к забеленной, местами в черных протоках реке и «на берегу Донца <...> совершил великое освящение воды»[3]. Вряд ли в тот зимний январский день Владыку окружало много богомольцев, собравшихся на молебен, чтобы вознести свои мирные молитвы, присоединив их к молитвам древней церковной ектении, в которой в тот день возглашалось: «О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа...», «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов..., и на всяку пользу изрядну (сильную)...».
Однако уже то, что на Донце, а по сути, в самом монастыре, был совершен чин великой Агиасмы[4], говорило о многом: действием божественной благодати святая Богоявленская вода, духовно распространяя вокруг себя благословение и освящение, при архипастырском окроплении благословляла и освящала приготовлявшееся к возрождению Святогорье. Пожалуй, это был первый водосвятный молебен, который, милостью Божией, в течение последних десятилетий отслужил в обители правящий архиерей на праздник Крещения Господня, освятил молитвой речные воды, текущие темными рукавами в белых пеленах льда и снега у подножия меловых гор, издревле населявшихся монахами.
В день Светлой Христовой Пасхи, приходившийся на 26 апреля 1992 года, Преосвященнейший Владыка вновь посетил Святые Горы. На этот раз его Преосвященство «служил [молебен] на паперти собора, где – по сообщению летописца – еще демонтировали свое оборудование санаторские служащие», уже начавшие подготовку к возвращению храма епархии[5].
Прошло еще немного времени, и совершилось дивное чудо Божие – возрождение Святых Гор. Год 1992-й стал судьбоносным в жизни обители. Как и предсказывали старцы, документы о передаче возобновленному монастырю Успенского собора и нескольких корпусов подписывал Преосвященнейший епископ Алипий (Погребняк)[6]. Таким образом, возрожденный Святогорский монастырь, получивший в свое пользование храм и несколько малых зданий, оказался расположенным в самом центре санатория лечебно-курортного типа и государственного заповедника. В то время обитель практически не имела ни денежных средств, ни материальных возможностей, ни каких-нибудь иных, особых, вспоможений и была так мала, что напоминала собою то евангельское зернышко, какое только-только насадили и окучили, и задача этого зернышка заключалась теперь в том, чтобы в дальнейшем мало-помалу окрепнуть и возрасти. Это и было монастырское зерно святогорского возрождения. Павши в землю Святогорья, оно, чтобы прорасти, требовало умелого попечения, большого труда и терпения. Бесспорным казалось и то, что до полного своего воскрешения в силе и красоте обители предстоял еще длинный и тяжелый путь. Начало этого пути и благословил Владыка Алипий.
« – Деточка, да еще придет время – Святогорские колокола зазвонят, а ты Святые Горы будешь открывать!» – всплывали в памяти слова предсказания, сказанные о возрождении Святогорья мальчику Василию Погребняк, будущему Владыке Алипию, преподобноисповедником Иоанном (Стрельцовым).
« – ... Настало время, и мне пришлось, будучи Донецким епископом, в 1992 году первым подписывать документы о передаче возобновленному монастырю Успенского собора и нескольких корпусов. Необычное волнение испытывал я в тот момент, воспоминания о давних пророческих словах отца Иоанна заполнили мои мысли, и мне пришлось переждать несколько мгновений, прежде чем поставить на документах свою подпись».
1 июня 1992 года священник Свято-Николаевского храма, находящегося в поселке Ямполь Краснолиманского района, иерей Николай Лаврик – впоследствии первый наместник Святогорского мужского монастыря архимандрит Серафим[7] – получил благословение управляющего Донецко-Славянской епархией Владыки Алипия исполнять обязанности наместника возрождающейся обители. Такое благословение, по словам Владыки Алипия, было дано в видах возвращения и удержания Успенского собора (а в перспективе и всех прочих строений) его законным владельцем, то есть Русской Православной Церковью, на который пытались заявить права представители Украинской православной автокефальной церкви (УАПЦ).
Медлить было нельзя, и назначение состоялось. Как позже вспоминал отец Серафим, первое время он не имел возможности в открытом монастыре ни где-нибудь остановиться, ни, тем более, переночевать. Требовалось немало времени и сил, чтобы существующее положение вещей сдвинуть с мертвой точки и начать приводить в согласие с подписанными документами об открытии обители, на голом месте постараться воссоздать, а затем упорядочить монастырский строй жизни, привнесенный в тот мир, который абсолютно был чужд монашескому духу и складу, организовать и утвердить хотя бы сносный для братии быт, а также наладить условия жизнедеятельности монастыря. Трудности были большие. Здравница Донбасса и славяногорский заповедник, владевшие всем пространством древней обители, просто не предусматривали размещение новоназначенного отца наместника и братии на «своем» пространстве. Поэтому, чтобы положить начало данному от Владыки Алипия послушанию, отец Николай ежедневно приезжал на велосипеде в Святые Горы из г. Славянска (место жительство батюшки), оставлял свой транспорт в зарослях, покрывавших место, где некогда стоял храм во имя Ахтырской иконы Божией Матери и находилась могила Иоанна Затворника, одевал подрясник и уже потом, спускаясь по бетонной дороге вниз, входил на территорию санатория имени Артема. После посещения администрации санатория, трижды с молитвой, творя прообраз всех будущих крестных ходов Святогорской обители, обходил отец Николай Успенский собор, в котором еще недавно размещался просторный кинотеатр (ранее театр) и до сих пор продолжал действовать музей Великой Отечественной войны с оборудованными для этого залами, наполненными соответствующими экспонатами.
– Приедешь, бывало, в санаторий, – вспоминал архимандрит Серафим об июне – первой половине июля 1992 года, – а там народу – море! Не пройти! Как быть?! Везде гуляющие, отдыхающие, лечащиеся! Пойдешь к храму, обойдешь его вкруг с молитвой, постоишь, помолишься, попросишь у Господа и Божией Матери помощи, чтобы хоть как-то начать восстанавливать монастырь, и уезжаешь обратно...
На вопросы: «Как, батюшка, вы молились и что читали, когда обходили собор?» отец Серафим отвечал: «Читал Богородичное правило по преподобному Серафиму Саровскому…»[8].
Но время шло. Днем, 14 июля 1992 года, иерей Николай вновь приехал в обитель[9]. Утром следующего дня он, протоиерей Иоанн Сингеев, священник из села Христище[10], иеромонах Силуан (Расулов) совершили на месте разрушенного храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери молебен, а на могилке Иоанна Затворника панихиду.
– Это была первая служба в обители, которую мы тогда отслужили, – спустя многие годы говорил отец Серафим. – И была она на престольный праздник обители – в честь святого образа Богородицы «Ахтырская». Отец Иоанн привез с собой из Христища все необходимое: все богослужебные книги. По ним мы совершили вечерю, утреню, чин обедницы и панихиду по Святогорскому Затворнику. Отслужили все последовательно, благоговейно. Все, кроме литургии. А уже вечером этого же дня служили вечернюю службу в Успенском соборе[11].
В этот же день, 15 июля, по договоренности с администрациями санатория и заповедника, для поселения в Святых Горах прибыла в обитель первая братия. Ее число состояло всего лишь из 8-ми человек. С этого времени в обезображенном в годы лихолетия соборе Успения Божией Матери начались ежедневные уставные монастырские богослужения. Поэтому день 15 июля 1992 года в многолетней череде невероятно тяжелых, но радостных, незабываемых дней является первым днем духовного возрождения Святогорской обители, так как именно тогда, летним июльским утром, на могиле Иоанна Затворника и, вечером, в соборе Успения Божией Матери после длительного перерыва в стенах открытого монастыря вновь зазвучала живая молитва, приносимая за Донецкий край, Святую Русь и весь Православный мир.
Первая после 1943 года[12] божественная литургия была совершена в Успенском соборе 20 августа 1992 года, в день памяти святителя Митрофана Воронежского, одного из трех святителей, которым посвящен левый придел храма. Об этом долгожданном событии, вдохновенно и с благодарностью, вспоминал архимандрит Серафим. Не скрывая волнения, батюшка в таких словах выражал свои возвышенные переживания:
– Такая была радость! Такая, что не передать! Как будто тут, в соборе, присутствовала Сама Божия Матерь! Первые причастники! Слезы! Народ в церкви! Такая была радость!! Причащалось тогда человек двадцать!
Для совершения богослужения Владыка Алипий передал святой антиминс. Его привез в монастырь протоиерей Николай Фоменко, священник из города Славянска. Он же доставил в обитель богослужебные сосуды, а также прочую необходимую утварь. Говорили, что иерейские и диаконские облачения для этого первого богослужения отец Серафим испрашивал на приходах.
Трудно было восьми человекам только что пришедшей братии налаживать быт и восстанавливать жизненный лад монастыря. Первое время с питанием братии помогал санаторий, с администрацией которого у отца Николая (с августа 1992 г. отца Серафима) сложились теплые человеческие отношения. Народ Божий также не оставлял пришедших в обитель тружеников. Посещая богослужения, верующие посильно жертвовали средства для братии: приносили продукты, овощи, фрукты, вещи, требующиеся в повседневном быту, клали в кружку деньги, покрывавшие текущие нужды обители, – радужные украинские купоны, ходившие в те времена. По воспоминаниям архимандрита Арсения (Ванюшина), регента святогорского хора, часть первой братии поселилась в корпусе на хоздворе, в нескольких комнатах, предоставленных отцу наместнику и братии в сане, часть – в Успенском соборе, на месте Варваринского придела, разделенного на секции бетонными перекрытиями, на «втором этаже», где в общей комнате стояло пять-шесть коек, приобретенных для ночевки насельников, тумбочки, стол; на стенах ее висели иконы и легкие бумажные образки, которые, помимо стен, были пришпилены даже к широким клетчатым занавескам, наглухо закрывавшим окно.
– До осенних холодов, – рассказывал о первоначальных трудностях отец Арсений (Ванюшин), – братия ходила умываться, чистить зубы и мыть руки на Донец. Других условий в это время не было. Ну а мыться приходилось в душевых, которые предоставлял нам санаторий в пока еще «своих» корпусах...»
Впоследствии для обогащения монастырского рациона питания отец Серафим благословил завести небольшое хозяйство – и в обители появилось четыре коровы, а также около сорока кур. За ними стали присматривать некоторые женщины из числа монастырских прихожанок, так что на хоздворе теперь можно было слышать заливистые петушиные голоса, а на пастбищах, в полях, в теплое время года видеть неспешно гуляющее малочисленное стадо пасущихся парнокопытных. Первое время условий для содержания коров не было почти никаких. Поэтому чтобы сохранить их в зимние месяцы, спины и бока этих домашних животных, содержащихся в наскоро устроенном «хлеву», старательно покрывали старыми ватниками и телогрейками, а иной раз, в сильные морозы, даже обматывали коровьи туловища ветхими, разных цветов одеялами, что придавало стаду довольно своеобразный, оригинально цветастый вид. Поначалу коровы проявляли неудовольствие, нервничали, мычали, но затем научались смиряться, терпеть и в дальнейшем довольно стоически проходили прочие неудобства монастырской жизни. Опытные прихожанки, с легкостью управлявшиеся в домашнем хозяйстве с доением, пробовали на досуге обучать доильному ремеслу какого-нибудь сообразительного послушника, более-менее склонного к этому делу. Послушник волновался, нервничал, неумело пробовал, потом приноравливался и, в конце концов, в результате своих трудов доставлял братии немалое утешение в виде свежего, парного молока, подаваемого в двухлитровых банках к столу. Четкого графика трапез, точно расписанного по часам, в обители в те годы не существовало: многое зависело в этом вопросе от времени окончания служб, разных встреч, событий и, порой, незапланированных мероприятий. Трапезная находилась на первом этаже в двухэтажном кирпичном корпусе на хоздворе, напротив современной столярной мастерской. Она была небольшого размера, так что трапезничали в два захода – вначале братия и часть послушников, а потом оставшиеся послушники и трудники. Летом, помнится, было очень жарко, зимой прохладно. Разумеется, кондиционеров при отце Серафиме не было и быть не могло – их вообще тогда почти нигде не имелось.
С соседями монастырь старался ладить. Никаких особых трений с администрацией санатория «Святые Горы» и Славяногорского историко-архитектурного заповедника у отца Серафима не возникало. Все было мирно, спокойно. Такие отношения, очевидно, сложились потому, что каких-либо прав и возможностей на территориях, принадлежащих этим организациям, монастырь в то время просто не имел. На права же и полномочия их не покушался. Со стороны упомянутых госучреждений серьезные претензии к монастырю также отсутствовали. Лишь только один раз могущественный и авторитетный директор заповедника Владимир Николаевич Дедов пригрозил отцу Серафиму выселить братию из корпуса. Произошло это в связи с окончанием срока договора об «использовании общежития заповедника»[13]. Но компромисс был найден, и братия с отцом Серафимом осталась на месте. Следующее возникшее недоразумение также удалось сгладить. Однажды июльским днем 1994 года, наблюдая увеличение числа верующих, желающих помолиться в древнем монастырском пещернике, В.Н.Дедов строго окликнул отца Серафима, указав наместнику обители на то, каким образом обязаны были вести себя богомольцы в подведомственных ему, директору заповедника, пещерах. В официально присланной на имя отца Серафима бумаге от 26.07.19994 г. В.Н.Дедов уверенно продиктовал те правила, которые, согласно извлеченному на свет циркуляру, устанавливались теперь на маршруте: «Наместнику Свято-Успенского Мужского монастыря отцу Серафиму. С целью обеспечения безопасности людей, посещающих сооружения в меловой скале, а также сохранности подверженных разрушению участков пещер – при посещении пещер следует руководствоваться заключением института ВНИМИ о местах безопасного нахождения людей. В связи с вышеизложенным маршрут посещения ограничивается пещерным ходом и Алексеевской церковью. С заключением можно ознакомиться в научном архиве заповедника. Посещение верхнего яруса и усыпальницы допускается в исключительных случаях с разрешения директора заповедника. Для обеспечения режима сохранности памятника истории и архитектуры – пещер XVII в. в меловой скале Вам необходимо заключить договор на использование пещер. Директор заповедника В.Н.Дедов»[14].
Скрепя сердце отец Серафим, полагаясь на помощь Царицы Небесной, подчинился директору музея, и богомольцы стали ходить по указанному пути, посещая только часть пещерника.
Описанные эпизоды более чем красноречиво свидетельствуют об истинных взаимоотношениях, сложившихся между небольшой, возрожденной обителью (в лице ее наместника и братии) и реальными хозяевами Святых Гор: никаких прав, никакой власти, никаких возможностей, кроме уже предоставленных обители, для святогорских насельников не предусматривалось, так же, как не предусматривалось и дальнейшего ее развития. Это было состояние обители, полностью зависящей от государственных служб и ведомств, от их представителей на местах. Возможно, иначе в те годы и быть не могло. Благодаря приведенным документам становится понятно, каков был начальный этап существования монастыря и перспективы его развития. Дабы не обострять отношений, наместник обители, отец Серафим, терпел, лавировал и смирялся, возлагая в своих молитвах надежду на помощь Божию и заступление Богородицы...
Таким образом, учитывая выше сказанное, новоначальный период возрожденной обители, охватывающий около двух с половиной лет, можно постараться охарактеризовать как период вдохновенного, романтического и, вместе с тем, самоотверженного времени жизни братии, спасавшейся и трудившейся во Святых Горах, когда, с одной стороны, во имя будущего монастыря его настоятелем и насельниками приносились ежедневные жертвы, связанные с известными лишениями и потому требовавшие и терпения, и упования на помощь Божию (отец Серафим в те годы стал сильно болеть), а с другой стороны – в недрах существования самой братии порой находили место те события и явления, которые свойственны в основном новоначальным и новооткрытым неустроенным монастырям. Эти события и явления не могли не обнажить известных проблем, как во внутреннем, духовном, так и во внешнем, повседневном устроении, которому еще только предстояло стать монашеским, монастырским благоустроением в полном смысле этого слова. Поэтому продолжительные богослужения, молитвенные правила, различные послушания, забиравшие иногда немалые физические силы, а также многолюдные молитвенные хождения, совершаемые братией на могилку Святогорского Затворника, к месту взорванной Ахтырской церкви, на гору Фавор, к разрушенной до основания церкви Преображенской, и на развалины запустевшего скита преподобного Арсения Великого, куда поначалу, в летние месяцы 1992 года, для вычитывания молитвенного правила первые насельники, спасаясь от пестрого и шумного мира санатория, не раз отправлялись со своим наместником вверх по Донцу на лодках, взятых напрокат у санаторской лодочной станции, а порой ходили туда же, вдоль полей, пешком... и ежедневное стечение верующего и неверующего народа – все это – и удивительно прекрасные, и огорчительно грустные проявления начального периода – было характерно для времени неоформившейся, неупорядоченной еще жизни монастыря 1992-1994 годов, который без глубоких нестроений в силу неотменимо сложной ситуации, казалось, не мог тогда и существовать. Однако, Бог милостив, обитель в те годы выстояла!
В монастырской Летописи за 1996 год приведены некоторые размышления, содержащие в себе определенное осознание начального периода обители и как бы подытоживающие его. Автор летописного свода по этому поводу говорит: «1992-1994 гг. можно назвать временем формирования обители, стабилизации ее внутренней жизни, состава насельников. В эти годы многие приходили и уходили: среди них и иеромонахи, и послушники других монастырей, и личности с темным прошлым, и др.»[15].
К сожалению, жизнь первой братии, состоявшей к началу возобновления обители из 8-ми человек, пришедших искать спасения души, протекала в чрезвычайных обстоятельствах. Свеча святогорского иночества была возжена в круговерти сквозных ветров и искушений, так что сугубой внешней суетой, с утра и до вечера обступавшей первых насельников, а также многими соблазнами и духовной неопытностью все прибывшие с отцом Серафимом восемь иноков, кроме него самого, вскоре оказались расточены по другим монастыря и приходам Русской Православной Церкви. Однако Господь и Матерь Божия давали силы и терпение тем, кто большой любовью любил и ценил Святые Горы. Вновь и вновь приходившие молодые подвижники своими трудами и верой поддерживали горение зажженной лампады монашества в обители во Святых Горах.
В восстановлении и духовном устроении Святогорского монастыря понес много трудов и дал много неоценимых духовных советов епископ Алипий, передавший новой братии духовное преемство от прежних святогорских насельников, у которых он в молодые годы духовно окормлялся и руководился, а также свой десятилетний опыт монастырской жизни в Троице-Сергиевой Лавре. Это знание монашеского быта и духовного устроения явилось значительным вкладом в дело установления уклада монашеской жизни – внешнего и внутреннего. Несмотря на набиравшие силу в начале 1990-х гг. на Украине церковные нестроения, связанные с раскольнической деятельностью митрополита Киевского Филарета (Денисенко), когда правящие архиереи обязаны были присутствовать на часто созываемых архиерейских заседаниях, Владыка Алипий старался по возможности уделять внимание возрожденной обители. Важнейшим делом для него оставалось духовное и материальное попечение о Святогорском монастыре и его насельниках
Своими архипастырскими молитвами Владыка Алипий не оставлял монастырь даже тогда, когда пребывал на покое. В эту пору, по признанию наместника обители, отца Серафима, он и его братия, особенно первое время по оставлению Владыкой кафедры, остро чувствовали себя осиротевшими. Будучи на покое, любвеобильный архипастырь, невзирая на внешние, не всегда благоприятные, обстоятельства, неоднократно приезжал в Святогорский монастырь помолиться, духовно поддержать и наставить братию.
С 22 декабря 1992 г. до середины июля 1994 г. Донецко-Славянской епархией стал управлять епископ Ипполит (Хилько). За это время Владыка Ипполит не раз посещал Святые Горы с архипастырским визитом, возглавлял богослужения, общался с братией. При нем администрация санатория «Святые Горы» передала обители во временное пользование небольшой одноэтажный домик, находящийся близ пещерного храма преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В этом домике, который работниками санатория принято было называть «финский» и в котором раньше функционировала местная метеостанция, теперь разместилась часть святогорской братии. Однако тихая жизнь продолжалась недолго: к концу осени возникли проблемы. Из-за отсутствия средств монастырь не всегда имел возможность вовремя внести деньги за использование этого помещения, поэтому начальство санатория грозило отцу наместнику санкциями. Пять дней давалось ему на погашение задолженности.
«...Вы не выполняете условия договора по аренде финского домика, - писала отцу Серафиму встревоженная главврач санатория А.Н.Пономарева, - не производите оплату за электроэнергию и коммунальные услуги. В связи с повышением тарифов оплаты за электроэнергию, водоснабжение и канализацию в 5 раз санаторий не может нести убытки. Просим Вас освободить помещение финского домика до 9 ноября 1994 г. Ставим Вас в известность, что с 9 ноября 1994 г. энергоснабжение и водоснабжение будут отключены»[16].
6 лет спустя уже обжитый братией «финский» домик, храм прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских, а также земля вокруг него, на которой ранее располагалось монастырское кладбище, были переданы монастырю. Монастырь же, благодаря пожертвованиям благодетелей, перечислил санаторию 200 тысяч гривен, что в 2000-м году равнялось сумме чуть более 40 тысяч долларов США. Теперь же обители приходилось выживать. В архивах Лавры сохранилось несколько прошений того времени, написанных рукой отца Серафима. Все они свидетельствуют о бедности монастыря и обращены к благотворителям (или тем, кто мог таковыми оказаться) в надежде на их помощь.
«Святогорский Свято-Успенский мужской монастырь, – писал в августе 1993 года наместник обители директору дебальцевской овощной базы, – просит оказать помощь свежими овощами: картофелем, чесноком, помидорами, луком репчатым, бураком, морковью, капустой, а также солениями: огурцами – 2 бочки, капустой квашеной – 2 бочки, помидорами – 2 бочки, томатами – 2 бочки, в вашей таре, деньгами. Просим посильной помощи в возрождении монастыря. Да благословит Вас Господь на все Ваши добрые дела. Наместник монастыря игумен Серафим»[17].
В другой раз отец Серафим искал помощи у Президента Русского Христианского Движения, К.А.Ельчанинова. В письме, направленном в его адрес, батюшка напоминал, что однажды, в 1992 году, он уже обращался к главе РХД со словами о помощи и теперь, среди прочего, призывает оказать обители посильное вспоможение.
«Святогорский монастырь, – говорил отец Серафим, – открылся после 70-летнего забвения, в 1992 году. Процесс его восстановления идет очень медленно и трудно из-за отсутствия средств и материалов. И даже самое малое оказывается проблемой. Так, есть острая нужда в материале для монашеских облачений и одежды. Будем рады, если Вы сможете помочь нам в этом. Наши нужды:
1. Материя черная для монашеской одежды (простой черный материал) – 200 метров.
2. Крепдешин черный – 200 метров.
Как вновь открывшийся, наш Святогорский монастырь нуждается также в материальной помощи для восстановления обители.
Да благословит Вас Господь на многие лета!
С любовью о Господе, наместник Святогорского монастыря, игумен Серафим»[18].
Не все просьбы о помощи бывали услышаны, однако находилось немало благотворителей средней руки, которые откликались на подобные прошения и посильно жертвовали на нужды святогорской братии.
Тогда же, при епископе Ипполите, в Святогорскую обитель в самом начале мая 1993 года был определен иеромонах Арсений (Яковенко), священник красно-лиманского храма святых апостолов Петра и Павла, ставший через небольшое время благочинным монастыря, а впоследствии его следующим наместником[19].
Как бы ни была трудна жизнь первой братии, однако Господь никогда не оставлял богохранимую обитель на произвол судьбы: Милосердный Бог посылал и радостные события, утешавшие и ободрявшие святогорских насельников.
4-5 августа 1994 года, при отце Серафиме, стал праздноваться праздник Почаевской Божией Матери, хотя до этого времени в монастыре были послушания[20].
Так, в бытность управления Донецко-Славянской епархией епископом Алипием, 4 октября 1992 года, в день памяти святителя Димитрия Ростовского, произошло большое и радостное событие, ставшее знаком благоволения Царицы Небесной к Святым Горам: крестным ходом была возвращена в обитель одна из великих святынь, находившихся в монастыре до его закрытия – чудотворная икона «Святогорской» Божией Матери, чудесно сохраненная в советское время благочестивыми людьми.
Последний отрезок пути (Славянск – Святые Горы), расстоянием около 30 километров, более девяти часов крестный ход шел пешком. Икону, поставленную на носилки, все это время на своих плечах несли священнослужители. К окончанию крестного хода множество верующих шли уже через вечереющие последним светом поля. Там, в полях, к основному потоку богомольцев, сопровождавших чудотворный образ, присоединился один небольшой крестный ход, следовавший из села Христище. Его возглавлял протоиерей Иоанн Сингеев, с ним было около 40 человек верующих. Миновав село Сидорово, святой образ стал приближаться к разрушенному монастырскому кладбищу. Стоя на перекрестье дорог, поднимавшихся от склонов гор к раздольным полям, возвращавшуюся святыню ожидал епископ Алипий. Вместе с архипастырем, в числе многочисленных верующих, составлявших встречный крестный ход, находились насельники монастыря: иеромонахи Евмений и Силуан, регент монастырского хора, иеродиакон Елеазар, инок Симеон, первый уставщик обители, послушник Виктор, будущий архимандрит Арсений (Ванюшин) и некоторые другие.
Когда же чудотворный образ Божией Матери приблизился к тому месту, к которому с крестным ходом подходил и Владыка Алипий, и два крестных хода, пришедший и встречающий, слились в один, – тогда две шеренги хоругвеносцев, отделившись от основной массы людей, выстроились по обе стороны пред святыней и трижды приклонили свои хоругви перед вернувшейся в Святые Горы иконой Богоматери. В это время на глазах многих верующих появились слезы. Сам отец Серафим, так же, как и прочие в его небольшой братии, не мог сдержать благодарного сердца и плакал от переполнявшей его светлой, волнительной радости.
Радующийся епископ Алипий, подойдя к принесенной святыне, почтил ее поклоном и, осеняя себя крестными знамениями, благоговейно приложился к чудотворному образу. После этого перед иконой пропели краткий молебен и шествие двинулось далее.
Выйдя на бетонную полосу, крестный ход начал спускаться вниз, к обители, и люди принялись зажигать свечи. Сотни, тысячи свечей! Густые деревья, растущие в этих местах над извилистой дорогой, уже не пропускали неверного вечернего света, которым продолжала еще сереть западная часть прохладного осеннего неба.
– Это была большая огненная река! – вспоминал о том незабываемом торжестве архимандрит Серафим. – Я с другими священниками нес тогда икону Царицы Небесной, и когда однажды, на повороте перед храмом Антония и Феодосия, вдруг обернулся, то увидел, что народу столько, что не передать! Он, как огненная, оранжевая река, извиваясь по изгибам серпантина[21], течет вниз, по Святым Горам, к монастырю. Людей – множество! И все они – с горящими свечами! Такая красота! И радость, радость какая! Но не обошлось и без искушений. Когда крестным ходом мы вышли на ровную дорогу, то откуда-то взялась какая-то пожилая женщина, наверное, болящая. Во время шествия она мешала – путалась под ногами. Затем, обратясь к иконе, принялась вдруг кричать! И кричала все что-то недоброе, оскорбительное. На замечания не обращала внимания. А потом забежала вперед и метров с четырех-пяти взяла да и плюнула в сторону святого образа! Такое вот искушение! И почти тут же, через малое время, эта женщина была строго наказана: она споткнулась на ровном месте, на котором не было ни ямочки, ни камешка, и упала! Да так упала, что все свое лицо разбила о землю! Разбила страшно! Так что все ее лицо – буквально все! – было в крови и свезено! Поэтому пришлось на машине «скорой помощи» – она нас сопровождала на протяжении всего крестного хода – везти ее в больницу, чтобы там оказали ей медицинскую помощь! Вот так! Позже говорили, что эту женщину видели в одном городском храме, кающуюся[22].
Вернувшуюся икону торжественно внесли в обитель и установили в Успенском соборе, рядом с временным «алтарем», у северной стены.
Спустя годы, при наместнике Арсении, близ места встречи чудотворного образа Божией Матери был поставлен большой памятный восьмиконечный крест из дерева, обложенный глыбами из дикого камня, который и сегодня, словно на горе Голгофа, высится перед вратами возведенного деревянного скита Всех Святых.
С тех пор многие больные после усердной молитвы перед иконой Святогорской Богородицы получили исцеление от различных недугов. Молясь и помазываясь маслом от лампады, горящей перед ней, они выздоравливали. Вскоре чудотворный образ покрылся множеством золотых и серебряных подвесок, свидетельствующих о совершившихся чудесах и милости Царицы Небесной к грешному человеческому роду: немало верующих, получивших помощь от Матери Божией, в знак благодарности «дарят» Ее образу разные драгоценные приношения: кресты, кольца, серьги, бусы, монеты, цепочки и прочее. Со временем для чудотворной иконы, уже при новом Святогорском наместнике Арсении, его стараниями и заботами, в монастырской мастерской трудом и умением мастеров-резчиков под началом отца Агафангела (Пантелеева) была изготовлена особая резная деревянная сень, а московскими ювелирами отлита драгоценная сребро-позлащенная риза.
К концу 1994 года число святогорской братии, пришедшей в возрожденную обитель, достигало 30 человек[23].
20 января 1995 г., по благословению митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана), епископ Алипий, к этому времени уже возглавлявший Горловско-Славянскую кафедру, назначил с возведением в сан игумена и вручением жезла нового наместника монастыря – благочинного иеромонаха Арсения (Яковенко)[24]. С этого времени, благодаря решительному и неутомимому отцу наместнику, с помощью умножившегося братства и усердием благотворителей, началось деятельное и перспективное возрождение Святых Гор. Спустя три месяца после возведения отца Арсения в сан игумена состоялось его возведение в сан архимандрита.
______________
Однако отец Серафим, без сомнения, вошел в историю древней Святогорской обители как начальный ее возродитель (1992-1994 гг.) после семидесятилетнего запустения, ее первый наместник и добросердечный духовник многих сотен и тысяч богомольцев, паломников не только Украины, но России и Белоруссии. Любвеобильный духовник, имеющий духовные дары молитвы, утешения, прозорливости. Если же говорить о мере трудностей и неопределенностей вновь открывшегося монастыря, то, кажется, самое первое, тяжелое по неустроенности и противоречивости время возрождения обители выпало именно отцу Серафиму, так как мир, которым была пленена обитель, мертвой хваткой вцепился в нее и ни за что не желал отпускать ее. Господь милостив. Ежедневная молитва, терпение, любовь, покаяние, жертва и слезы – все это положило начало монастырю, рождавшемуся мучительно и одновременно радостно. Вдохновенные труды братии, трудников, паломников, первых благотворителей служили основанием закладывающегося фундамента монастыря, будущей - Лавры. Должно быть, многое с течением времени уже забылось и никогда не вспомнится. Однако сердечная память хранит немало добрых чувств того, что именно поколению братии времен отца Серафима выпало прилагать первые усилия по воскрешению прославленной обители на Святых Горах. Конечно, не без помощи Царицы Небесной совершалось это благое дело, не без промыслительной заботы Пресвятой Хозяйки Гор Святых! И лишь можно только догадываться, что было на сердце первого наместника Святогорской святыни в эти первые годы, когда он, с малой братией, сталкивался, казалось, с непреодолимыми трудностями и скорбями. Можно лишь сожалеть, что никто, похоже, так и не записал на бумаге подробную летопись того, как и чем жила в первые времена после открытия монастыря его первая братия, ютившаяся в разоренных корпусах, молившаяся в разрушенных стенах древней обители – не создал лучшие страницы этого удивительного, навсегда ушедшего монашеского бытия. Очень жаль, что, напрягая память, приходится вспоминать, что и как было в те годы при отце Серафиме. Ведь сегодня уже трудно поверить, что жить и спасаться в далекие 1992-1994 годы было радостно от того, что было несказанно трудно возрождать обитель и, тем не менее, удивительно легко это делать от изливающейся благодати Божией, которая озаряла первых, еще неопытных, но боголюбивых насельников Гор Святых, жертвенно пришедших их восстанавливать…
[1] АСЛ (Архив Святогоскрй Лавры). Летопись. – 1996 г., 2 сентября, с. 32.
Необходимо сказать, что монастырская Летопись Свято-Успенского Святогорского монастыря стала вестись в те годы со 2 сентября 1995 года по благословению тогдашнего Священноархимандрита обители, епископа Горловского и Славянского Алипия (Погребняк).
[2] Епископ Алипий (Погребняк) – в миру Василий Семенович Погребняк. Род. 21.06. 945 г. в с. Малиевка Боровского р-на Харьковской обл. В 1966-1970 гг. учился в МДС. В 1968 г. принял постриг в Троице-Сергиевой Лавре, в сан иеродиакона рукоположен ректором МДС, Владыкой Филаретом (Вахромеевым), в 1970 г. Владыкой Платоном (Лобанковым) – во иеромонаха. В 1970-1974 гг. учился в МДА, которую окончил со степенью кандидата богословия. 6.10.1991 г. хиротонизирован в епископа Донецкого и Славянского. 22.01.1992 г. отказался подписать обращение Собора УПЦ к Патриарху Московскому и всей Руси Алексию II с просьбой о предоставлении автокефалии Украинской Церкви. 23.01.1992 г. митр. Киевским Филаретом (Денисенком, впоследствии анафематствован) отстранен от управления Донецко-Славянской епархией. С мая 1992 г., когда на расширенном заседании Священного Синода РПЦ, проходившего в Москве 7.05.1992 г. и признавшего наложенные митр. Филаретом прещения на архиереев, клириков и мирян «незаконными и недействительными», – Владыка Алипий вновь управляющий Донецко-Славянской епархией. 8.12.1992 г. решением Священного Синода УПЦ под председательством митр. Киевского Владимира (Сабодана) по собственному прошению был почислен на покой. 29.07.1994 г. назначен епископом Горловским и Славянским. С 3.05. по 12.09.1994 г. временно управлял Донецкой епархией. 11.06.1997 г. почислен на покой по болезни, принял схиму. 16.09.2014 г. Священным Синодом Украинской Церкви МП назначен епископом Краснолиманским, викарием Горловской епархии. 4 октября 2014 г. в Вознесенском кафедральном соборе горда Изюма митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием возведен в сан архиепископа.
[3] АСЛ. Летопись. – 1996 г., 2 сентября, с. 32.
[4] Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой — великой Святыней. С древних времен христиане имеют особое благоговение к этой воде. Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни. Очевидно для всех ее святость проявляется и в том, что крещенская вода длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Об этом ее свойстве еще в IV веке в 37-й беседе на Крещение Господне говорил св. Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника». Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах.
[5] АСЛ. Летопись. – 1996 г., 2 сентября, с. 32. Говоря о «демонтаже... оборудования санаторскими служащими», писавший эти строки, безусловно, имел в виду сворачивание выставки, на которой, скорей всего, демонстрировали какие-либо медицинские товары, как то: лекарства, препараты, инструменты и проч., выставлявшиеся работниками санатория под стенами собора на временных витринах, или переносных стеллажах с целью очевидного обзора для людей, проходящих курс лечения в здравнице.
[6] АСЛ. Летопись. – 1996 г., 2 сентября, с. 32. «Тогда, – задним числом записывал монастырский летописец, – возвратили Успенский собор и 3 маленьких корпуса на хоздворе».
[7] Архимандрит Серафим (Лаврик) – в миру Николай Иванович Лаврик (1953-2020 гг.). Род. 4.03.1953 г. в с. Христище Славянского р-на Донецкой обл. 22.08.1990 г. рукоположен во диаконы, 23.08. того же года – в сан священника. Согласно указу за № 101 от 1.06.1992 г., подписанному Владыкой Алипием (Погребняк), 1 июня 1992 г. зачислен в Святогорский мужской монастырь, хотя фактически поступил в обитель полтора месяца спустя, 14.07.1992 года. Такая задержка была вызвана естественными причинами, так как для отца Николая не имелось подготовленного места для поселения. 23.08.1992 г. пострижен в монашество с именем Серафим в честь прп. Серафима Саровского. С 1.06. до 25.10. 1992 г. – исполняющий обязанности наместника Святогорской обители, с 25.10.1992 г. до 13.01.1995 г. – первый наместник обители во Святых Горах. С января 1995 г. до середины июля 2020 г. нес послушание духовника паломников монастыря, принимая с большой заботой и любрвью о Господе большое количество православного народа, стекавшегося к нему за советом и молитвой с разных концов Святой Руси.
[8] В июне-июле 1992 года отец Серафим, не имея возможности проживать в вверенной ему обители, не имея также еще и братии, старался как можно чаще приезжать в Святые Горы, к 1992 году находившиеся уже семь десятилетий в плену различных светских заведений. Приезжать из Славянска, на велосипеде. Обычно в то лето к Святым Горам добирался отец Серафим дорогами через поля. Кто видел эти живописные просторы в районе Святогорской обители, тот представляет, какие чудесные места открываются внимательному взору: мягкие волнистые очертания желтых и зеленых холмов и полей, пересеченных вдали ровно растущими густыми посадками. Если ехать от Славянска до Святых Гор напрямую, то длина пути составляет около 12-15-ти километров. Однако первым делом, приезжая в Святогорье, батюшка посещал не знаменитую здравницу, а могилку Иоанна Затворника - укромное в то время место, заброшенное и довольно одичалое, расположенное на обратном склоне горы, спускавшейся к бескрайним полям. Одежду для велосипедного путешествия отец Серафим выбирал простую, поэтому одевался по-дорожному: на нем были спортивные штаны, рубашка или же спортивная майка, на ногах из обуви - либо сандалии, либо легкие летние туфли. Могилка Иоанна Затворника, которого в лике преподобных прославят лишь через три года, в 1995 году, была ухожена на сколько, насколько хватало в те годы на это сил нечастых, скорее даже, редких здесь богомольцев. Захоронение славного святогорского подвижника XIX века, понятное дело, не афишировалось. О нем знали - в прямом смысле слова - единицы. Поэтому остальное пространство вокруг места упокоения Иоанна Затворника тонуло в густых зарослях трав и непролазных кустов. Было очевидно, что место, на котором некогда высилась больничная Ахтырская церковь и располагалась могилка, находятся в печальном запустении. Прибывая на могилку, отец Серафим доставал из пакета священническую одежду - черный подрясник, крест, скуфейку - переодевался, прятал в кустах велосипед, а также мирское свое одеяние и принимался молиться угоднику Божию. После благословения у Иоанна Затворника батюшка выходил на тропинку, доходил по ней до бетонного серпантина, по которому спускался вниз, в Санаторий имени Артема. В самом же санатории ему иной раз приходилось идти мимо сотен гуляющих людей, приехавшим со всей постсоветской Украины, чтобы поправить свое пошатнувшееся здоровье; мимо выбеленных корпусов, в которых располагались физиотерапевтические, рентгеновские, электролечебные кабинеты, клинические лаборатории, гостиница, столовая, библиотека. Мимо бывших, а теперь плененных монашеских келий, церквей... Иногда отец Серафим заходил в администрацию санатория, чтобы поговорить с тамошним начальством о предстоящих делах. Затем отправлялся к самому центру санатория, туда, где располагался главный храм Святогорского монастыря, воздвигнутый в честь Успения Божией Матери. Подходя к Успенскому собору, служившему для хворых пациентов кинотеатром, отец Серафим поднимался по бетонным ступеням вверх и как бы крестным ходом, творя прообраз всех будущих крестных ходов Святогорской обители, начинал обходить вокруг - навстречу Свету, то есть против часовой стрелки - оскверненный храм, произнося про себя святые молитвы. Так продолжалось некоторое время, очевидно, столько, сколько подсказывало батюшке его любвеобильное сердце. На вопрос: «Отец Серафим, какие молитвы вы читали, когда обходили собор?» - батюшка в сердечной простоте, улыбаясь и чуть задумавшись, коротко отвечал: «Разные читал. Читал, например, "Богородица Дево радуйся...", "Отче наш..." читал и другие» (позже, спустя годы, взорам внимательных богомольцев, бывало, открывалась следующая картина: довольно поздно, чаще всего уже после 11 часов вечера, отец Серафим, выходя из Успенского собора, где он молился и вынимал бесчисленные частицы за здравствующих, болящих и покойных, мог обходить ночной храм все также с молитвой, как когда-то обходил его, еще будучи протоиереем Николаем, которому поручили принять оскверненную и разбитую лихолетием обитель). Так как остановиться в санатории, чтобы передохнуть, было негде, то отец Серафим вынужден был тем же путем в этот же день отправляться обратно: он поднимался на гору по серпантину, затем шел вниз по тропинке к могилке Иоанна Затворника, где вновь переодевался в мирскую одежду, а потом ехал по дорогам на велосипеде через поля в город Славянск. В июне-начале июля 1992 года, до своего поселения в Святых Горах, в корпусе на хоздворе, отец Серафим старался как можно чаще бывать в святой обители, оскверненной безбожным наследием предков, стремясь положить начало к духовному ее освобождению из многолетнего плена.
[9] Согласно воспоминаниям отца Серафима, его прибытие в обитель произошло 14 июля 1992 г., братия же в Святые Горы пришла только на следующий день, то есть 15 июля. В монастырской Летописи, зафиксировавшей это событие лишь в 1996 г., то есть более 4-х лет спустя, приезд о. Серафима отмечен тем же самым числом – 14 июля 1992 г., – хотя добавлено, что в этот же день с батюшкой пришли в обитель «иеромонах Силуан (Расулов) и послушники». – АСЛ. Летопись. – 1996 г., 2 сентября, с. 32-33.
[10] За много лет до открытия монастыря в Святых Горах Владыка Алипий, будучи тогда еще отцом Алипием, указал отцу Иоанну Сингееву место захоронения Иоанна Затвороника. В течение 10 лет раз в неделю старался приезжать отец Иоанн на святое место, чтобы на склоне дня, когда не было вокруг праздно гуляющих зевак, совершить панихиду по святогорскому подвижнику. При этом, как рассказывал сам отец Иоанн, ему несколько раз приходилось становиться свидетелем тех бесовских помех, которые происходили во время служения им панихиды: в окружающих зарослях начиналось движение, хруст веток и шелест, как будто там кто-то ходил, желая устрашить молящегося.
[11] Успенский собор, переданный возрожденному монастырю, находился тогда в самом плачевном состоянии. Службы 1992-1994 гг. проходили близ места центрального алтаря, в безбожные годы перестроенного под сцену, оканчивавшуюся оркестровой ямой, впоследствии упраздненной. Для проведения служб, которые совершались между «сценой» и «зрительным залом», за неимением святого Престола первое время вынуждены были служить на обыкновенном столе. Жертвенником также являлся стол. Во время литургии на столе-Престоле размещались: святая Чаша, стоящая на антиминсе, престольное Евангелие, светильники, лежал напрестольный крест, стояла икона, семисвечник и прочие необходимые для совершения Евхаристии священные предметы. С правой стороны от стола-Престола располагался хор, поначалу состоявший из насельника обители иеромонаха Силуана и нескольких умевших петь «матушек». Первое время служащих в «алтаре» священников ничто не отделяло от молящихся в зале богомольцев. Позже в качестве иконостаса на протянутой веревке был повешен занавес, отделивший «алтарь» от остального пространства храма. К этому занавесу прикрепили бумажные изображения Спасителя и Богоматери, находившиеся там до тех пор, пока его не заменили фанерными щитами, призванными выполнять роль временного иконостаса. Царских Врат не было совсем. Вместо них использовался длинный занавес голубого цвета с нашитым вверху матерчатым крестом. Этот занавес открывался и закрывался в определенных местах богослужения. Сразу от «алтаря», через проход, простирался большой зрительный зал с красно-бурым полом, который по мере удаления от богослужебного места все более и более поднимался ввысь, к западной стене собора с пристроенной к ней кинобудкой, так что священник, выходивший, например, «на амвон» к народу со святой Чашей, оказывался стоящим внизу, тогда как масса верующих, располагаясь на порядок выше, вынужденно взирала на батюшку сверху. К моменту передачи собора ряды зрительских мест, помещавшихся на длинных, ступенчато возвышающихся поперечных платформах, были освобождены от кресел, хотя сами эти платформы, а также устроенные для зрителей проходы и дорожки еще долго напоминали о бывшем здесь кинотеатре. На этих широких, оголенных от кресел, платформах во время вечерних и утренних богослужений проходила исповедь. Для ее проведения в зале ставились 2-3 аналоя, за которыми стояли священники. За ними толпились исповедники. При этом очередь исповедников возвышалась сообразно с поднимающимся полом, так что последние из них на одну-две головы находились выше тех, кто стоял впереди них. Вдоль стен кинозала, под нависающими выпуклыми балконами бель-этажа, висели те немногие образа, что имела тогда обитель. Диакон или священник, совершающий каждение храма, должен был начинать свой путь с восхождения по ступеням зрительного зала вверх, от южной стены кинотеатра к ее западной стене, а затем, продолжая каждение, таким же образом сходить по ступеням вниз, вдоль северной стены, к «алтарю». Такое своеобразное прохождение богослужений сохранялось до середины 1995 года, когда при новом наместнике начался ремонт Успенского храма, призванный через его благоустройство привести все в надлежащее состояние.
[12] После закрытия в 1922 г. Святогорской пустыни богослужения в обители возобновлялись и продолжались лишь единожды – с лета-осени 1942 года - до начала весны 1943 года. Продолжались они 8-мь месяцев, и проводила их в Трапезном храме часть вернувшейся дореволюционной святогорской братии. Однако богослужения были прекращены срезу после изгнания немецких оккупантов и восстановления в Святых Горах советской власти.
[13] АСЛ. Входящие. – 1994 г. Официальное письмо директора Славяногорского государственного историко-архитектурного заповедника В.Н.Дедова за № 38 от 25.07.1994 г.
[14] АСЛ. Входящие. – 1994 г. Официальное письмо директора Славяногорского государственного историко-архитектурного заповедника В.Н.Дедова за № 39 от 26.07.1994 г.
[15] АСЛ. Летопись. – 1996 г., 2 сентября, с. 34.
[16] АСЛ. Входящие. – 1994 г. Официальное письмо главврача санатория «Святые Горы» А.Н.Пономаревой за № 1002 от 4.11.1994 г.
[17] АСЛ. Исходящие. – 1993-1995 гг. Письмо игумена Серафима (Лаврика) директору овощной базы г. Дебальцево за № 21 от 11.08.1993 г.
[18] АСЛ. Исходящие. – 1993-1995 гг. Письмо игумена Серафима (Лаврика) Президенту РХД К.А.Ельчанинову от 1.08.1994 г.
[19] АСЛ. П/с. – Указы Владыки Ипполита (Хилько) за № 179 и № 205 от 5.05.1993 г. и 17.05.1993 г. соответственно.
[20] Установление и приращение добрых традиций в святогорской обители, в том числе и богослужебных, началось еще при отце Серафиме. Так, например, было и с Праздником в честь Почаевской иконы Пресвятой Богородицы. 5 августа - празднуется память этого чудотворного образа. Было это давным-давно, когда отец Серафим служил Богу еще в качестве наместника вновь открытого Святогорского монастыря. 4 и 5 августа 1994 года немногочисленная братия тогда еще не праздновала память чудотворной иконы Божией Матери "Почаевская", а работала в поле, на земле, чтобы заготовить что-либо впрок, на зиму. В этот раз на поле вязали скирды, чтобы было чем кормить несколько монастырских коров и как-то выжить в нелегких условиях. Монастырь при отце Серафиме в 1992-1994 годах был бедненький, финансово и материально слабенький, со всех сторон зависимый от светского музейного и санаторского начальства - последнее, надо сказать, благодаря светлому, улыбчивому и непомерно доброму батюшке Серафиму, благоволило пришедшей немногочисленной братии, с большим трудом и напряжением сил выживавшей среди роскоши разнообразных благ санаторского быта. Несмотря на это, обитель, понятное дело, остро нуждалась во всем: толком не было где спать, что носить, иной раз есть (санаторий в вопросе питания братии отца Серафима несколько помогал), не было чем заплатить за элементарные, но необходимые бытовые нужды. Словом, обитель при отце Серафиме только-только начинала восстанавливаться и поэтому страдала от известного рода неустройств, которые бывают во вновь открытых монастырях, особенно тех монастырях, в стенах которых, как в Святых Горах, доминирют такие большие центры, как санаторий имени Артема или, например, всесильный заповедник, возглавляемый в то время В.Н.Дедовым. Потому вечерняя и утренняя служба в монастыре совершалась, но большая часть братии на ней не молилась, а несла в этот день послушания на полях. Снопы были братией собраны, увязаны и оставлены стоять в поле. Братия же под вечер спустилась в обитель. И вдруг через время пронеслась весть, что соломенные снопы загорелись и сгорели. Весь труд, положенный на эту работу, оказался тщетным, а время и силы потрачены зря. Был ли это поджог озорных людей или произошло что-то из ряда вон выходящее - сегодня уже трудно сказать. Но, тем не менее, знак был очевидный, поэтому отец Серафим отменил утренние послушания и братия в праздник Почаевской Божией Матери находилась в храме, молясь и воспевая Господа и Царицу Небесную. Так же было и на следующий год, и через год, и через десять лет, уже при новом наместнике, архимандрите, а ныне митрополите, Арсении. Таким образом, в Святогорской обители в дни 4 и 5 августа не было больше послушаний, а святогорские насельники молились в храме, где торжественно праздновался и празднуется Праздник чудотворной иконы Почаевской Божией Матери. Позже, в новое время, уже при наместнике Владыке Арсении, часть святогроской братии не раз отправлялась в Почаевскую обитель, где принимала участие в торжественном богослужении. Так что до сего дня в обители во святых Горах, теперь уже имеющей статус Лавры, почитается чудотворная икона Царицы Небесной "Почаевская". Но возникло это почитание на заре возрождения святогорского монастыря, при отце Серафиме, при указанных обстоятельствах.
[21] Дорогу, выложенную из больших бетонных плит и извилисто вьющуюся с вершины холмов к монастырю, лежащему внизу, у Северского Донца, принято называть «серпантином» или, реже, «терренкуром» – словом, означающим от фр. terrain – местность и нем. Kur – лечение. Слово «терренкур» осталось в лексиконе братии и паломников со времен санатория «Святые Горы», медперсонал которого употреблял его в качестве медицинского термина, имеющего смысл: «лечение санаторно-курортными дозированными прогулками по гористой местности».
[22] Об этом происшествии, которое имело место во время крестного хода с возвращающейся чудотворной иконой, 4-е года спустя повествует Летопись монастыря: «Во время шествия случилось следующее (по рассказу прот. Николая Фоменко (г. Славянск)): несколько раз дорогу перед образом перебегала какая-то женщина. На неоднократные замечания [не реагировала], после одного из них она вдруг повернулась и плюнула в икону [в ее сторону]. Не успели пройти и десяти метров, как святотатствовавшую подняла в воздух невидимая сила, в горизонтальном положении обернула лицом вниз и опустила. Не было слышно удара. Кощунницу подняли – лицо было разбито об асфальт. Ее увезла «скорая помощь». – АСЛ. Летопись. – 1996 г., 2 сентября, с. 33.
[23] АСЛ. Летопись. – 1996 г., 2 сентября, с. 34. Здесь же, на 34-й странице отмечено, что «в 1994-95 гг. установились более или менее критерии отбора в состав братии, их число значительно увеличилось: около 30 чел-к в 1994 г. и 48 – в августе 1995 г., около 60 на сегодня», то есть на начало сентября 1996 г.
[24] Игумен Арсений (Яковенко) – ныне митрополит Святогорский, викарий Донецкой епархии, наместник Свято-Успенской Святогорской Лавры. В миру Яковенко Игорь Фёдорович. Род. 21.06.1968 г. в пос. Поросозеро Суоярвского р-на Карельской АССР. В1969 г. семья Яковенко переехала в с. Лиски Воронежской обл., на родину отца, Ф.И. Яковенко. В 1985 г. закончил среднеобразовательную школу. С 1985 по 1986 гг. учился в Воронежском сельскохозяйственном институте на агрономическом ф-те (ВСХИ). С 1986 по 1988 гг. служил в рядах Советской Армии. В 1988-1989 гг. исполнял обязанности псаломщика в воронежском кафедральном соборе Покрова Божией Матери. С 1989 по 1992 гг. учился в МДС. 12.07.1992 г. рукоположен епископом Донецким Алипием (Погребняк) в сан диакона в Петропавловском храме г. Красный Лиман Донецкой епархии. 25.07.1992 г. в Свято-Николаевском храме г. Ясиноватая Донецкой обл. рукоположен в сан иерея, а 21.08 того же года в храме свт. Василия Великого с. Никольское Волновахского р-на епископом Алипием пострижен в мантию с именем Арсений в честь прп. Арсения Великого и с того же числа получил указ на приходское служение при храме свв. апп. Петра и Павла в г. Красный Лиман Донецкой обл. вторым священником. 5.05.1993 г. указом епископа Донецкого Ипполита (Хилько) переведён в число братии новооткрытого Свято-Успенского Святогорского монастыря и 17.05.1993 г. назначен на должность благочинного оной обители. 20.01.1995 г. по благословлению митр. Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) назначен наместником Святогорского монастыря с возведением в сан игумена и вручением жезла. В том же 1995 г. к празднику святой Пасхи возведён в сан архимандрита. 10.11.2005 г. постановлением Священного Синода Украинской Православной Церкви определено быть епископом Святогорским, викарием Горловской епархии. 5.12.2005 г. в Свято-Успенском соборе Свято-Успенской Святогорской Лавры за Божественной литургией состоялась архиерейская хиротония, которую возглавил митр. Киевский и всея Украины Владимир. Ему сослужили: митрополиты Днепропетровский и Павлоградский Ириней, Донецкий и Мариупольский Иларион; архиепископ Вышгородский Павел; епископы Алипий (Погребняк), Криворожский и Никопольский Ефрем, Черниговский и Нежинский Амвросий и Васильковский Лука. С 24.01.2007 г. Владыка Арсений назначается викарием Донецкой епархии. 19.12.2010 г. возведён в сан архиепископа. 17 августа 2015 г. в Киево-Печерской Лавре – в сан митрополита.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Святые Горы"
В самом центре Псковской области, в 120 километрах к юго-востоку от Пскова, на невысоких холмах, окружённых сосновым лесом, расположен посёлок Пушкинские горы. Когда-т...
Русская Палестина. Места, затрагивающие душу (экскурсия в Костомарово - Свято-Спасская обитель, Воронежская область).
Знакомство со святыми Святой Православной Церкви; получение знаний о духовном мире; развитие особых качеств эстетического сознания, раскрывая национальное народное искусство....
Святая Обитель ( на примере Свято-Троицкого монастыря в с. Чуфарово, Ромодановского района РМ)
Данная исследовательская работа, может использоваться на урока краеведения, при проведении внеклассных мероприятий, а также широкому кругу читателей,...
Статья "Жития святых мучеников и исповедников III-IV веков – первой половины XX столетия". Евдокимов О.В.
В представленной статье-докладе рассматривается и анализируется житийная литература, отобразившая подвиги святого мученичества как первых веков христианства, так и прошлого, XX столетия. Особенности а...
ПОЕЗДКА В ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД (художественный очерк о былом педагогическом опыте). Евдокимов О.В.
Литературные зарисовки по горячим следам - благодарное дело. Во-первых, многие детали еще свежи в памяти, а во-вторых, самая малость художественного вымысла, более служащего для связи событий, делает ...
Святая гора АФОН
Классный час псвящен святой горе Афон. 2016 год – год тысячелетия русского монашества. Святая гора Афон-колыбель русского монашества. На свете много достойнейших мест, куда стремится попасть чел...
Александр Михайлович Потёмкин (1787–1872 гг.). Биографический очерк. Евдокимов О.В.
Многие знают одну из самых известных благотворительниц XIX в. Татьяну Борисовну Потёмкину, урожденную княжну Голицыну, о которой говорится в мемуарах различных людей, знавших её при жизни, про которую...