Статья "Жития святых мучеников и исповедников III-IV веков – первой половины XX столетия". Евдокимов О.В.
статья по литературе по теме
В представленной статье-докладе рассматривается и анализируется житийная литература, отобразившая подвиги святого мученичества как первых веков христианства, так и прошлого, XX столетия. Особенности агиографических повествований III-IV вв., зиждущиеся на духовно-нравственной основе, сопоставляются с русской, святоотеческой литературой, традиция которой сложилась в течение последнего столетия, чтобы повествовать о человеке, решившемся исповедовать своей жизнью идеалы христианства в СССР. В докладе поднимаются вопросы духовно-нравственного содержания и приводятся редко встречающиеся тексты, факты и свидетельства, относящиеся к заявленной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности агиографической литературы о святых мучениках III-IV--XX вв. | 65.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Жития святых мучеников и исповедников
III-IV веков – первой половины XX столетия
Статья-доклад О.В. Евдокимова
г. Санкт-Петербург
Международная конференция в Польше, г. Соколовко
План:
1. а) житийная литература, отобразившая подвиги святого мученичества. Особенности агиографических повествований III-IV вв. в святоотеческой литературе;
б) Некоторые особенности христианского мученичества и исповедничества первых веков в свете сопоставления с мученичеством и исповедничеством XX столетия. Источники житийной литературы.
2. Пророчества святых о гонении и разорении Церкви в России. Литературные источники.
3. а) Первые указы ленинского СНК против Православной Церкви России.
б) Первые мученики и исповедники за веру в СССР в 18-20-е гг. XX в. Образцы житийной литературы на современном этапе.
в) мученики и исповедники в СССР в 30-е – 40-е, нач. 50-х гг. XX в. Образцы житийной литературы на современном этапе.
4. Выводы.
5. Жития древних и новоявленных святых, частицы мощей которых, передающихся Польской Православной Церкви, являющиеся свидетельством жизненного подвига, отраженного в текстах агиографической литературы.
Представление кратких биографических повествований о святых мучениках и исповедниках (в отдельной папке).
6. Подведение итогов.
Статья-доклад
1. а) житийная литература, отобразившая подвиги святого мученичества. Особенности агиографических повествований III-IV вв. в святоотеческой литературе;
б). Некоторые особенности христианского мученичества и исповедничества первых веков в свете сопоставления с мученичеством и исповедничеством XX столетия.
Сопоставляя подвиг мученичества христиан первых веков с христианами, новомучениками XX века, необходимо заметить общие и отличительные черты в их страданиях и исповедничестве.
Так, древние христианские мученики и исповедники шли на свой подвиг ради того, чтобы избежать духовной смерти, засвидетельствовать Истину о Христе и быть в вечности со Христом. Через личный отказ приносить жертвы языческим богам они в глазах окружающих их не-христиан низлагали веру в этих богов, ниспровергали религиозные стереотипы античного мировоззрения, культурных традиций и, в конечном итоге, оказывая благотворное влияние на образ жизни народов Римской Империи, в присутствии языческих властей утверждали перед языческим миром истинную веру в воплотившегося, распявшегося и воскресшего ради спасения человеческого рода Сына Божия, одновременно свидетельствуя о Евангелии, Его истинах, тем самым проповедовали иные, контрастные языческим, духовно-нравственные идеалы христианской жизни. Подобных примеров святого мученичества древняя агиографическая литература предоставляет достаточно много: жития святых мучеников хорошо известны не только широкому кругу церковных людей, но и тем, кто сегодня принадлежит иным конфессиям.
При изучении подвигов христианского мученичества и исповедничества в XX-ом столетии, которые так ярко и так масштабно просияли в Русской Земле прошлого века, замечаются не только сходные мотивации в страданиях древних и современных христиан, но и те мотивированные отличия, какие не могли не возникнуть в новых условиях и обстоятельствах жизни Церкви, при ее положении, в ее состоянии, ее насильственно суженных перспектив развития. Христианские мученики в XX веке также приносили себя в жертву во имя Христа, чтобы быть с Ним в вечности. Однако, как представляется, в подавляющем числе эпизодов страданий христиан 20-го столетия святые мученики свидетельствовали святую веру в Спасителя через верность Его Церкви, а также предстояли уже не перед несведующими о Христе и Его евангельском учении античными прокураторами, игемонами, проконсулами, которым не были известны и понятны истины христианской веры, недозволявшие никаких компромиссов, например, в принесении жертв языческим богам, а также Христу, «как одному из богов». Эти языческие правители и судьи не имели ни малейшего представления о Спасителе, Евангельском учении и, конечно же, Церкви как мистическом Теле Христовом.
Об этом говорят многие жития мучеников первых веков. В связи с этим интересен, к примеру, диалог, приводимый в древнем житии святых мучеников Тараха, Прова и Андроника, пострадавших 25 октября 304 года. (Святые мощи их находятся в мощевике.) Диалог этот состоялся между проконсулом Марком и бывшим престарелым воином из «римского воинского рода» Тарахом. Само житие уникально тем, что составлено было согласно сохранившимся судебным записям, сделанным писцами проконсула Нумерия Марка в городе Помпеополе в то самое время, когда святые были там пытаемы и мучимы. Именно поэтому сегодня нам известны основные подробности судебного процесса, который проходил в самом начале IV века, те вопросы, что задавал святым мученикам судья, и те ответы, что он от них получал. Позволим себе озвучить отрывок из этого жития:
«…Проконсул сказал:
– Оставь безрассудство свое, и принеси жертву богам нашим.
– Я Единому Богу моему служу, – отвечал Тарах, – и в жертву Ему приношу не кровь, но чистое сердце.
Проконсул сказал:
– Щадя старость твою и оказывая снисхождение, советую тебе оставить безумную веру христианскую и принести жертву богам.
– Не сделаю такого беззакония, – отвечал Тарах, – потому что люблю закон Бога моего, и не отступлю от него» «…»
«Проконсул Максим сказал:
– Снимите с него одежды и бейте его прутьями.
Тарах же, когда его били, говорил:
– Ныне ты сделал меня поистине мудрым и благоразумным, ибо в сих мучениях я еще более уповаю на Бога и на Христа Его.
– Нечестивейший и преступный, – сказал проконсул, – ты сначала говорил, что Единому служишь Богу, а вот теперь двух исповедуешь, – Бога и Христа Его; как же ты теперь двум служишь, а наших многих богов отвергаешь?
– Я исповедую, – отвечал Тарах, – Единого Истинного Бога.
Проконсул сказал:
– Не назвал ли ты Бога и Христа Его?
Тарах отвечал:
– Христос есть Сын Божий (Един по Божеству со Отцом и Духом Святым), надежда всех христиан, и мы спасемся, страдая за Него.
Максим проконсул сказал:
– Оставь многословие и принеси жертву нашим богам.
– Я не пустословлю, – сказал Тарах, – но говорю истину, уже шестьдесят пять лет живу, веруя так, и теперь от истины не отступлю».
По сути перед нами фрагмент жития, в котором между мучителем и мучеником возникает диалог о христианской вере как таковой. Ее догматических тонкостях и особенностях. Конечно, в глазах проконсула Марка вера святого Тараха – это лишь частное его дело и частное его мнение. Тогда как «вера в богов Империи» и принесение им жертвы – дело государственное, которому можно только лишь подчиниться. Тем не менее, в ходе кровавого допроса, услышав от Тараха как бы нечто нелогичное о Едином Боге как о «двух богах», Нумерий Марк спрашивает старого христианина: «…ты сначала говорил, что Единому служишь Богу, а вот теперь двух исповедуешь, – Бога и Христа Его». Из прозвучавшего вопроса видно, что для античного религиозного сознания Марка нет понятия «истинности веры», данной от Бога (как тут не вспомнить вопрос Пилата, обращенный к Христу: «Что есть истина?»). Слова Тараха о Боге для проконсула Марка всего лишь противоречие запутавшегося в своих показаниях преступника, которого следовало обличить, что судья Марк тут же и делает, подчеркивая, как он это понимает, неубедительность мотивов неповиновения Тараха принести жертву богам: «Как же ты теперь двум служишь, а наших многих богов отвергаешь?» Для судьи Марка богословский вопрос как и в кого верить сводится лишь к вопросу почитания количества богов: Одного Бога или многих, и форме почитания: «принести жертву крови».
Тем более для Марка остается непонятным и упоминание Тарахом Бога Духа Святого и исповедание Пресвятой Троицы: «Христос есть Сын Божий (Един по Божеству со Отцом и Духом Святым)». Такое богословие не по плечу проконсулу. На это Марк не обращает даже никакого внимания, он не способен через веру вместить догмат христианства о Едином Боге в Трех Лицах, в Трех Ипостасях и лишь ужесточает суд, сводя его к формуле: «принеси жертву богам нашим или умри». Мученику были камнем разбиты челюсти, его страшно пытали, жгли, а после разрубили на части за верность Христу. Приведенный отрывок из жития наглядно показывает, насколько далеки и от веры, и от понимания ее богословских аспектов были гонители христиан первых веков.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Не так было в XX-ом столетии. В XX столетии христиане были гонимы теми власть предержащими, которые, организуя эти гонения, порой довольно неплохо были осведомлены о христианстве, его учении, Церкви и Христе. Некоторые из них имели довольно сносное духовное образование: они учились и оканчивали духовные семинарии [[например, 1) Иосиф Сталин, окончил в Гори православное духовное училище с оценками: Священная история Ветхого Завета - «5», Священная история Нового Завета - «5», Православный катехизис - «5», Изъяснение богослужения с церковным уставом - «5», русский, грузинский, церковнославянский языки - «5», греческий язык - «4», церковное пение на церковнославянском и грузинском языках - «5» и т.д. Также окончил 4 курса Духовной семинарии в Тифлисе (Тбилиси), но в 1898 г. был исключен, по некоторым сведениям, за прогулы занятий, блуд и воровство денег у товарища при ректоре семинарии архимандрите Серафиме (Мещерякове) и инспекторе иеромонахе Димитрии (Абашидзе) [1], который ни один раз до этого уже предлагал отчислить из семинарии Иосифа Джугашвили; 2) Феликс Дзержинский по происхождению польский дворянин, сын учителя гимназии, в отрочестве мечтал стать ксёндзом, в его свидетельстве об образовании указано, кроме прочего, что он овладел знаниями Закона Божьего «хорошо». С 1917 по 1922 гг. Ф.Дзержинский председатель Всероссийской ЧК, с 1922-26 гг. председатель ГПУ-ОГПУ. Руководил кровавыми репрессиями в Советской России, стремился уничтожить Православную Церковь; 3) Николай Подвойский, род. в семье священника-учителя, окончил Нежинское духовное училище, около 7 лет учился в Черниговской духовной семинарии, один из организаторов Октябрьского переворота, член Реввоенсовета Республики, Нарком по военным делам РСФСР, автор символа Красной армии – красной пятиконечной звезды; 4) Георгий Карпов, окончил киевскую семинарию, служил в ЧК, НКВД, ОГПУ, МГБ, дослужился до звания генерал-майор КГБ, проводил репрессии. С 1943 г. был назначен Сталиным и долгое время являлся Председатель Совета по делам Русской православной Церкви при СНК СССР.]]. Гонители Церкви не только учились, но даже и преподавали в вечерних воскресных школах [[ например, 5) Вячеслав Менжинский [2] - родился в Петербурге, в польской дворянской семье православного вероисповедания. Дед был хоровой певчий, отец – статский советник, преподаватель истории в Петербургском кадетском корпусе. Во время революции был начальником Особого отдела Всероссийского ЧК, правой рукой главы ВЧК Ф.Э. Дзержинского, а с 1926 до 1934 гг. являлся Председателем ОГПУ, знал 16 языков, в начале 20 века был вхож в круг поэтов Серебряного века (поддерживал отношения с Кузьминым), печатал повести, среди которых повесть с интересным в связи с личностью Менжинского названием «Иисус», опубликована в 1907 г. Менжинский был одним из гонителей [3] священноисповедника Агафангела Ярославского, второго из трех Местоблюстителя Патриаршего Престола Российской Церкви.[4]]]. Кроме того, некоторые высокопоставленные большевистские гонители Церкви в СССР 20-30-гг., посредством неусыпных трудов в деле «самообразования» стремились к тому, чтобы достичь как можно больших «познаний» о Русской Православной Церкви. Делалось это ими для того, чтобы свои познания употребить ради быстрейшего ее умерщвления [[примером этого может служить 6) Евгений Тучков - сотрудник ЧК, ГПУ, ОГПУ, НКВД (с 1918-1939 гг.). С 1922 по 1929 гг. – начальник 6-го (антицерковного) отделения ГПУ-ОГПУ. Евгений Тучков стремился основывать свои выводы о Церкви и ее действиях на реальных документах и фактах. Сохранилась рукопись Тучкова об истории Церкви в начале ХХ века (до смерти Патриарха Тихона). В этой рукописи гонителя много интересных документов: в ней отсутствуют вульгарные антирелигиозные и кощунственные выпады, какие были у Ленина, в ней нет абсурдных идей Троцкого о том, что «влияние Церкви на рабочего можно победить с помощью кинематографа». Напротив, несмотря на всю идеологическую окрашенность и субъективный отбор фактов, Тучков попытался изучить роль Церкви в царской России и в первые годы советской власти как реально существующей организации со своей экономикой, «идеологической» платформой. Практически любой свой тезис Тучков подтверждал нужным ему церковным документом: отрывком из проповеди или послания Синода, из обращений духовенства или иных внутрицерковных документов. Так о Церкви из ее противников не писал никто почти до самого распада СССР в 1991 году. Тучков считал Церковь контрреволюционной организацией, но вместе с этим видел в церковной иерархии авторитетных людей, которые имеют вес в глазах миллионов верующих. Именно поэтому Евгений Тучков был самым опасным противником Церкви: все его переговоры, все его давление на архиереев основывалось на хорошем знании реальной ситуации в Церкви. Ему удавалось провоцировать многие болезненные расколы в Российской Православной Церкви. Вероятно, поэтому некоторые Тучкова называли «красным игуменом» - (дотошно занимаясь делами Церкви, немало лет он проживал с женой и старшей, очень религиозной сестрой в покоях московского подворья Серафимо-Дивеевского монастыря, часто помогал в бытовых нуждах как самому подворью, так и его насельницам, оказывал им разного рода покровительство), - так вот, этот «красный игумен» всегда старался причинить Церкви как можно больше вреда. Требовалось не только большое мужество, но иногда и большая находчивость, чтобы отклонить гибельные для Русской Церкви требования Тучкова»]].
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
2. Пророчества святых о гонении и разорении Церкви в России
Гонениям на Церковь в 20-м столетии предшествовала многовековая история ее бытия в России, Российской Империи – все то время, когда церковные проблемы копились (особенно последние 200 лет), а их решение от Церкви, ее иерархии нередко не зависели. В связи с этим можно вспомнить и тяжелейший церковный раскол середины 17 столетия, и насильственную отмену Патриаршества Петром Первым, и весь тот двухсотлетний Синодальный период, в который нестроения церковной жизни сплетались в тугие, плохо разрешимые узлы, и, наконец, само начало 20 столетия с его Первой мировой войной и последовавшей вслед за крушением российской государственностью войной гражданской. Задолго до этой разразившейся катастрофы русские святые предсказывали и тотальные преследования христиан, и кровавые гонения на Церковь в России, и истребления в стране целых сословий. Вот некоторые из этих предсказаний:
Прп. Серафим Саровский: «До рождения антихриста произойдет великая продолжительная война и страшная революция в России, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужаснейшее. Произойдет гибель множества верных отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей; осквернение церквей Господних; уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются. Но Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе…».
Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. 1906-1908 гг.: «Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая — по старому образцу; крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира — как единая Церковь!»
Преподобный Анатолий Оптинский. 1917 г.: «Будет шторм. И русский корабль будет разбит. Но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. И все же не все погибнут. Надо молиться, надо всем каяться и молиться горячо… Явлено будет великое чудо Божие… И все щепки и обломки, волею Божией и силой Его, соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль во всей красе и пойдет своим путем, Богом предназначенным…».
Схииеромонах Аристоклий Афонский. 1917-18 гг.: «А Россия будет спасена. Много страдания, много мучения. Надо много и много перестрадать и глубоко каяться всем. Только покаяние через страдание спасет Россию. Вся Россия сделается тюрьмой, и надо много умолять Господа о прощении. Каяться в грехах и бояться творить и малейшие грехи, а стараться творить добро, хотя бы самое малое. Ведь и крыло мухи имеет вес, а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда явит Бог милость Свою над Россией…»
3. А). Первые указы ленинского СНК против Православной Церкви России.
В России до революции действовало 1253 православных монастырей. К концу 1921 года их осталось 722., то есть закрыта и разграблена 531 обитель. В 1917 году насчитывалось 100 тысяч священнослужителей Русской Православной Церкви, а к 1929 году их осталось 35 тысяч (здесь, конечно же, и естественная убыль, но большая часть репрессирована, исчезла без вести).
Между июнем 1918 г. и январем 1919 г, то есть в течение полугода, было убито 19 архиереев, 102 приходских священника, 154 дьякона, 95 иноков и инокинь. К 1921 г. по религиозным мотивам были убиты больше 12 тысяч православных мирян, несколько тысяч священников, 28 архиереев.
Некоторые убийства священнослужителей, как сообщается в документах, проходили с особой жестокостью либо осуществлялись публично в сочетании с различными унижениями репрессированных лиц. В частности, священнослужитель старец Злотовский был предварительно переодет в женское платье и затем повешен. 8 ноября 1917 года царскосельский протоиерей Иоанн Кочуров был подвергнут продолжительным избиениям, затем был убит путём волочения по шпалам железнодорожных путей. В 1918 году три православных иерея в г. Херсоне были убиты путём распятия на кресте. В декабре 1918 года епископ Соликамский Феофан (Ильменский) был публично убит путём периодического окунания в прорубь и замораживания, будучи подвешенным за волосы, в Самаре бывший Михайловский епископ Исидор (Колоколов) был посажен на кол, вследствие чего умер. Епископ Пермский Андроник (Никольский) был убит путём захоронения в землю заживо. Архиепископ Нижегородский Иоаким (Левицкий) был убит, согласно документально неподтверждённым данным[63], путём публичного повешения вниз головой в севастопольском соборе. Епископ Серапульский Амвросий (Гудко) был убит путём привязывания к хвосту лошади; в Воронеже в 1919 году было одновременно убито 160 священников во главе с архиепископом Тихоном (Никаноровым), которого повесили на Царских вратах в церкви Митрофановского монастыря семь инокинь. В начале января 1919 года, в числе иных, был зверски умерщвлён епископ Ревельский Платон (Кульбуш).
9 апреля 1921 года Ф.Э. Дзержинский пишет Лацису[5] следующее:
«Церковь разваливается, этому нам надо помочь, но никоим образом не возрождать её в обновлённой форме. Поэтому церковную политику развала должна вести ВЧК, а не кто-либо другой… Наша ставка на коммунизм, а не религию. Ликвидировать может только ВЧК…».
Святейший Патриарх Тихон так характеризовал то время: «Никто не чувствует себя в безопасности; все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела. Хватают сотнями беззащитных, гноят целыми месяцами в тюрьмах, казнят смертью часто без всякого следствия и суда, даже без упрощенного суда. Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем невинных, а просто по огульному обвинению... бесчеловечная казнь отягчается для православных лишением последнего предсмертного утешения - напутствия Святыми Таинами, а тела убитых не выдаются родственникам для христианского погребения».
Б). Первые мученики и исповедники за веру в СССР в 18-20-е гг. XX в.
В это время в СССР пострадали мученики и исповедники, частицы святых мощей которых передаются Польской Православной Церкви:
- священномученик Сергий (Флоринский), протоиерей (+ 30 дек. 1918 г.), пострадал в Эстонии;
- священномученик Константин (Жданов) Шарковщинский (+29 апр. 1919 г.), пострадал в Белоруссии;
- священномученик Нииколай Искровский (+ 2 окт. 1919 г.), пострадал в Малоросси;
- священномученица Рафаила (Тертацкая), игумения Чигиринская (+ 24 авг. 1026 г.), пострадала на Западной Украине;
- священноисповедник Агафангел (Преображенский), митрополит Ярославский, Ростовский (+ 16 окт. 1928 г.), подвиг исповедничества нес в России.
В). Мученики и исповедники в СССР в 30-е – 40-е, нач. 50-х гг. XX в.
Вот официальные данные, основанные на изучении архивов 1930-40-х годов 20 столетия. Как известно, в январе 1937 года в СССР была проведена всесоюзная перепись населения. По личному "предложению" Сталина в нее был включен вопрос о вероисповедании граждан. Каждый участник переписи с 16 лет должен быть дать ответ на этот вопрос. Оказалось, что из 98, 4 миллионов человек, которые приняли участие во всесоюзной переписи, верующими себя назвали 55, 3 миллиона человек. Неверующими - 42, 2 миллиона. Из назвавших себя "верующими" 41, 6 миллиона объявили себя православными. Остальная часть - кто мусульманами, кто иудаистами, кто буддистами. То есть православные - это 75,2 % от всех, которые объявили себя верующими людьми, и 42, 3 % всего взрослого населения СССР. Среди всех верующих грамотных мужчин в возрасте 16-49 лет было более 75 %, а женщин этого возраста - 88 %. Следовательно, среди верующих значительную часть составляли мужчины и женщины молодого и зрелого возраста, обученные грамоте. И это после 20 лет (!) атеистической пропаганды! Вот это и было истинной причиной гонения на Церковь во второй половине 30-х – начала 40-х годов. С точки зрения атеистов, установивших в СССР диктаторскую, репрессивную власть, такое религиозное "инакомыслие" в стране строящегося социализма было недопустимо... Поэтому Сталин и его ближайшие соратники по партии утвердили разработанный по их приказу план ликвидации "религиозных элементов", как тогда говорили, а точнее, физическое истребление православного духовенства. Летом 1937 года Политбюро приняло решение о проведении массовых репрессий в стране. Стремились прежде всего ликвидировать духовенство, так как именно оно, являясь носителем живого убедительного слова о Христе, способно было проповедовать народу Благую Весть о Спасителе, иной образ бытия. Вот данные о пострадавших в советской стране за Христа во второй половине 30-х, начале 40-х годов прошлого века:
- В 1937 году было арестовано 136 тысяч 900 священников. Из них расстреляно - 85 тысяч 300 человек.
- В 1938 году - арестовано 28 тысяч священников, расстреляно - 21 тысяча 500 человек.
- В 1939 году - арестовано 1 тысяча 500 священников, расстреляно - 900 человек.
- В 1940 году арестовано 5 тысяч 100 человек, расстреляно - 1 тысяча 100 человек.
- В 1941 году арестовано 4 тысячи священников, расстреляно - 1 тысяча 900 человек. О числе замученных мирян знает только Бог.
Расстреливали священников и во время Великой Отечественной войны, хотя гораздо меньше, около 100 человек в год. А ведь за каждым из священников стояло множество верующий людей, которые так или иначе нуждались в духовном окормлении если не в храмах (подавляющее число из них было закрыто), то либо частным образом, либо в тайных, подпольных катакомбных церквях. Так в 30-е годы уничтожалось духовное сословие, оставшееся в СССР со времен Российской Империи... (Цифры об осужденных и убиенных приводятся по книгам игумена Дамаскина (Орловского) «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия».)
После начала войны руководители атеистического государства поняли, что вдохновить значительную часть русских людей на подвиг спасения Отечества без разворота к многовековым христианским идеалам, традиционно близким, как верующим, так, в общем-то, и неверующим гражданам СССР невозможно! Поэтому верующим решено было не мешать открывать и восстанавливать храмы, поэтому духовенство с началом войны стали освобождать из тюрем и лагерей, поэтому Русской Церкви позволено было провести Поместный собор, избрать Патриарха, возобновить деятельность Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, издавать свой Журнал. Во всем этом со стороны большевистских властей, очевидно, присутствовал политический расчет на некий искренний патриотический подъем в народах СССР. Тем более что фашисты в целях добиться лояльности части населения на оккупированных территориях разрешали свободу вероисповедания. Таким образом, во время войны и после нее Сталин был вынужден идти на уступки в религиозной жизни. Существует даже одно воспоминание о том, как вождь заходил в храм в подмосковных Сокольниках, чтобы постоять на литургии, но в общем религиозная послевоенная политика государства показывает, что в отношениях государства и Церкви постепенно все возвращалось на круги своя! Так, в 1946-ом, 47-ом, 48-ом, 49-ом годах вновь начинают арестовываться тысячи уцелевших священников РПЦ и, хотя в большинстве случаев они уже не расстреливаются, однако на долгие годы отправляются в тюрьмы и ссылаются в лагеря. К 1949 году в местах лишения свободы уже находятся более 3-х тысяч священнослужителей. Судебные процессы, проводимые над ними, в подавляющем большинстве свидетельствуют о том, что причиной осуждения духовенства являлись как раз религиозные мотивы: пастырская, церковная деятельность священников.
4. Выводы.
Сегодняшнее отношение в православной России к теме христианского мученичества и исповедничества – научение благодаря подвигу угодников Божиих, верности и стойкости в святой Вере: большая часть церковного народа почитает христианский церковный подвиг мучеников и исповедников первой половины XX века, хранит его в своих сердцах, несмотря на то, что часть общества в лице части либеральной интеллигенции сегодня настроены, к сожалению, антицерковно. Однако пророчество праведного Иоанна Кронштадтского и укрепляет, и вдохновляет верующих: «Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая — по старому образцу; крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира — как единая Церковь!»
5. А). Частицы древних святых мощей, передающихся Польской Православной Церкви:
- святой мученик Урс Золотурнский, Швейцарский (+30 сент. 286 или 303 г.);
- святые мученики Тарах, Пров и Андроник (+ 25 окт. 303 г.);
- преподобные мученики Лавры Саввы Освященного, сарацинами избиенные (+ 611 г.);
- преподобнные мученики Вифлеемские, Хозреем избиенные (+ 611 г.);
- преподобные мученики киевские, Зверинецкие, от половцев пострадавшие (+ 2 авг. 1096 г.);
- преподобные мученики Черниговские, татарами избиенные (+ 1239 г.);
- преподобные мученики Лавры Феодосия Великого, персами избиенные (+ XVI в.).
Б). В 30-е - нач. 50-х гг. в СССР пострадали мученики и исповедники, частицы святых мощей которых передаются Польской Православной Церкви:
- священномученик Иоанн (Поммер), архиепископ Рижский (+ 12 окт. 1934 г.);
- преподобноисповедник Алексей Карпаторусский (+ 4 дек. 1949 г.);
- святитель-исповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский (+ 28 окт. 1962 г.).
В). Представление кратких биографических повествований о святых мучениках и исповедниках, святые мощи которых передаются Польской Православной Церкви (в отдельной папке).
6. Подведение итогов.
Принимая во внимание выше сказанное, можно видеть, что вдохновители и организаторы кровавых репрессий против Церковь в XX столетии, в отличие от гонителей III или IV веков, в общем-то имели весьма полные сведения и представления о земном устроении Церкви, как о сложившейся в обширном Российском государстве институции, об устоявшихся церковных традициях и об имеющихся внутренних сложностях и проблемах. Некоторые из гонителей получили даже представления о Церкви как о мистическом Теле Христовом, и, конечно же, о христианстве как таковом. Немало из них имели за плечами церковно-приходские школы, духовные училища и даже семинарии, получили университетское образование. Однако, как и у древних гонителей христиан, у них не было святой веры во Христа Распятого и Христа Воскресшего, не было истинного страха Божия. Они служили «иным богам», что привносило иные акценты в подвиг мученичества за Христа в XX-ом веке. Кроме того, гонители предлагали иные версии необходимости гонений на христиан. В чем же заключаются различия в древних и новых гонениях, различия в образах древних и новоявленных гонителях? Прежде всего, в том, что в XX-ом столетии гонители верующих во Христа, несмотря на то, что некоторые самые яркие из них имели достаточную осведомленность о Спасителе, христианстве и Церкви, являлись носителями, бесспорно, иной культуры, иных приоритетов в устроении «нового» мира, в творении и воспитании иного, атеистического мировоззрения. Иного не по отношению к Христу – нет, здесь, как раз, можно наблюдать схожесть в неприятии Бога и Его Церкви и в первые века христианства, и в кровавый XX-й век, - а иного относительно того, ради каких выгод и достижений государственного безбожия должны быть организованы и употреблены гонения на христианство в СССР и какие для этих гонений необходимо сформулировать обоснования, чтобы создать культ и привить культуру поклонения не вере как таковой (языческой или христианской), а поклонения неверию вообще, которое иной раз готово было принимать формы даже некоего религиозного неверия, принимавшего, например, формы богоборчества. (Спрашивается, если в небе никого нет, так зачем же, задрав голову, же в него и плевать?! Но нет, все же плевали!) Как показала история, приоритеты большевиками были отданы насаждению среди населения страны насильственной атеистической идеологии по принципу «верую в неверие», подкреплявшейся репрессиями несогласных. В отличие от гонителей христиан XX-го века античные гонители все-таки заявляли себя «верующими в богов», с которыми были связаны известные их почитания, а также определенные нормы морали и нравов.
Поэтому во время гонений XX-го столетия, проведения предсудебных следствий, пыток, судов, убийств святых страдальцев безбожные гонители старались избегать открытия в стране богословских диспутов об истинах христианского вероисповедания или отсутствия таковых, и наоборот, об истинах вероисповедания языческого или его заблуждений, как это нередко случалось между наделенными властью ставленниками Римского Императора и верующими страдальцами в первые века христианства. Поэтому вопросы богословского обоснования закономерности христианской веры и бытия Церкви в Советской России подменялись агрессивной атеистической, антицерковной пропагандой и клеветой, что нередко поддерживалось истеричными компаниями в коммунистической прессе, а также репрессиями против тех или иных церковных представителей, пытавшихся протестовать против творившихся в СССР беззаконий. Таким образом, вопрос гонения и уничтожения христианства в СССР был предусмотрительно исключен из религиозной плоскости и положен в плоскость политико-идеологическую, хотя именно религиозная суть вопроса о Церкви, вопроса об отношении ко Христу и христианам являлась на самом деле наиболее важной, наиболее существенной во все годы церковных гонений в стране. Все это слишком отчетливо осознавали идеологи репрессий за веру в Советском Союзе. Однако не менее отчетливо это осознавала и Церковь Христова.
В этом и заключаются, на наш взгляд, различия в образе древних и новых гонений на христиан, различия в образе их древних и новых гонителей.
Ведь в самом деле, у наделенных властью атеистов-гонителей XX-го века, несмотря на достаточную у некоторых богословскую осведомленность о христианстве, совершенно не наблюдается никакого желания, вести, скажем, во время следствия и судов над святыми мучениками богословские споры, прения с ними, задавать им вопросы относительно истинности их веры, ее догматов или канонов. Для власть имущих атеистов это был бы разговор ни о чем. Поэтому протоколы допросов мучеников и исповедников XX-го века, сохранившиеся в архивных уголовных делах в огромных количествах, подобных дискуссий не содержат вовсе.
В протоколах допросов 30-х и второй половины 40-х годов мучеников за Веру, за Христа могут иметься лишь общие пропагандистские обвинения, носящие характер классово-нравственного обличения, предъявляемого «обвиняемому» христианину, скажем, священнику, за его принадлежность к тому сословию, которое, с точки зрения советской идеологии, является сословием «тунеядцев и обманщиков» - так советская власть определяла свое отношение к служителям Православной Церкви.
Но что же помогало христианам XX-го века выстоять во время пыток и смерти, остаться верным Христу через верность Его Церкви?! Конечно, Бог. И та внутренняя, духовная свобода во Христе, которую являли святые мученики и исповедники перед своими гонителями и палачами.
Христианина первых веков, как и христианина XX-го века, отличала именно та внутренняя свобода духа, которая оказывалась возможна лишь для того, кто не был подчинен ценностям этого временного мира. Такая свобода приобреталась христианином у Бога через служение Ему и единение с Ним. Такая внутренняя свобода выделяла последователей Христа из общей среды, давала опыт восприятия их как ино-людей. Поэтому, находясь, например, в положении невольника, лишенного властью внешней свободы, прав, статуса социального состояния, средств к существованию, вообще всего того, что удерживает человека в границах человеческого общества, эта власть порой с изумлением обнаруживала, что человек, стоящий перед ней в качестве осужденного, истерзанного преступника, остался человеком, воля, сознание и сердце которого в образе исповедания веры не подчинены, а потому и не принадлежат могущественной императорской власти первых веков нашей эры или власти атеистической XX-го века. Вот фрагмент уже процитированного жития святых мучеников Тараха, Прова и Андроника, который свидетельствует о той свободе духа, которая стяжается через веру и верность Христу:
<< – С тобою, – сказал проконсул [Максим мученику Тараху – О.Е.], – и друзья твои должны страдать и умереть, по закону.
Тарах отвечал:
– Безумно ты говоришь, обещая нам смерть, ибо умирают только те, которые делают зло, а мы, неведующие зла, но страдающие за Господа нашего, ожидаем получить от Него воздаяние.
– Преступный и негодный, – сказал проконсул, – какого воздаяния вы ожидаете, живя худо и беззаконно?
– Не следует тебе, язычнику, знать, – отвечал Тарах, – какое Господь уготовал нам на небесах воздаяние, ради которого мы терпим яростный гнев твой.
– Имеешь ли ты право, – сказал Максим, – так смело говорить со мною, как будто ты – друг мне?
Тарах отвечал:
– Я – не друг тебе, но говорить имею право и никто не может запретить мне сие, когда Бог укрепляет меня.
– Право твое, – сказал Максим, – которое ты имеешь, я уничтожу, нечестивец!
Тарах отвечал:
– Никто права сего отнять у меня не может, ни ты, ни цари твои, ни отец ваш – сатана>>.
Слова страдальца, сказанные проконсулу: «Я - не друг тебе, но говорить имею право и никто не может запретить мне сие, когда Бог укрепляет меня», - говорят о полной непринадлежности, полной неподчиненности тем внешним условиям, созданным проконсулом, которые, словно оковы, должны были бы теснить и подчинять человека мира сего, но которые в случае с христианином оказываются абсолютно недейственными на его внутреннее стояние в духовной свободе.
Очевидно, что ради тех же христианских идеалов, теми же исповедническими мотивами был совершен подвиг стояния в вере святых мучеников Прова, Андронника и Урса - воина фиванского легион. Святой мученик Урс пострадал за отказ поклониться идолам при императоре Максимилиане в Золотурне (Швейцария) 30 сентября 286-го или 303-го года от Рождества Христова.
Свобода духа была явлена и мучениками XX века. Так, священномученик Ионанн (Поммер), архиепископ Рижский, испытывая «на себе нападки и угрозы, ненависть и клевету, гонения и преследования» врагов Христа и Его Церкви, в духе мира и покоя отвечал своим гонителям: Я уже в том возрасте, когда человек не боится никаких угроз, приходите со своими угрозами, я спокойно прочитаю слова Священного Писания: Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу твоему, с миром (Лк. 2, 29). Надо сказать, что священномученик Иоанн, конечно же, говорил не только о своем земном возрасте, но и о возрасте духовно зрелом, говорящем о твердом стоянии в истине. Гонения на святого воздвигали не только внешние враги, среди его гонителей были и клирики Рижского кафедрального собора, уличенные архиепископом в обмане». Так свидетельствует житие священномученика Иоанна Рижского.
Свтятители-исповедники Агафангел Ярославский, Афанасий Ковровский, преподобноисповедник Алексей Карпаторусский, святая мученица игумения Рафаила Чигиринская, священномученики Константин Жданов, Сергий Флоринский, Николай Искровский, архиепископ Иоанн (Помер) многие-многие другие святые мученики и исповедники веры Христовой.
Они также явили поразительную внутреннюю независимость и стойкость перед принуждением гонителями отречься верности святой Вере и святой Церкви. В основе этой независимости духа святых от мнений и требований сил зла лежала верность Христу.
___________________________________________________________________________________
Евдокимов О.В.
СТАТЬЯ «ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА О МУЧЕНИЧЕСТВЕ И ИСПОВЕДНИЧЕСТВЕ ПЕРВЫХ ВЕКОВ ХРИСТИАНСТВА И ГОНЕНИЯ НА ЦЕРКОВЬ В XX СТОЛЕТИИ»
Сопоставляя подвиг мученичества христиан первых веков с подвигом новомучеников XX века, можно заметить общие и отличительные черты в их страданиях и исповедничестве. Общей чертой, это понятно, является сам подвиг мученичества, утверждающий верность Христу до конца, до смерти. С отличиями разобраться сложнее, но это представляется важным, поскольку проясняет особенности тех людей, которые, будучи святыми, в то же время очень близки нам. Близки потому, что жили совсем недавно, не полторы тысячи лет назад. Нас разделяет всего столетие.
Итак, древние христианские мученики и исповедники шли на свой подвиг ради того, чтобы избежать духовной смерти, засвидетельствовать Истину о Христе и быть в вечности со Христом. Через личный отказ приносить жертвы языческим богам они в глазах окружающих их нехристиан отрицали веру в этих богов, стереотипы античной религии, культурных традиций и, в конечном итоге, в присутствии римских властей утверждали перед языческим миром истинную веру в
воплотившегося, давшего себя распять и воскресшего ради спасения человеческого рода Сына Божия. Подобных примеров святого мученичества древняя агиография предоставляет достаточно много: жития святых мучеников хорошо известны не только широкому кругу церковных людей, но и светским исследователям.
Дошедшие до нас тексты обыкновенно свидетельствуют о том, что языческие правители и судьи не имели ни малейшего представления о Спасителе, Евангельском учении и, конечно же, Церкви как мистическом Теле Христовом. Читая жития мучеников первых веков, мы встречаемся с этим фактом неоднократно. Интересен, к примеру, диалог, приводимый в древнем житии святых мучеников Тараха, Прова и Андроника, пострадавших 25 октября 304 года. Диалог этот состоялся между проконсулом Марком и бывшим престарелым воином из «римского воинского рода» Тарахом. Само житие уникально тем, что составлено было согласно сохранившимся судебным записям, сделанным писцами проконсула Нумерия Марка в городе Помпеополе в то самое время, когда святые были там пытаемы и мучимы. Именно поэтому сегодня нам известны основные подробности судебного процесса, который проходил в самом начале IV века, те вопросы, что зада
вал святым мученикам судья, и те ответы, что он от них получал. Позволим себе привести отрывок из этого жития:
«Проконсул сказал:
— Оставь безрассудство свое, и принеси жертву богам нашим.
— Я Единому Богу моему служу, — отвечал Тарах, — и в жертву Ему приношу
не кровь, но чистое сердце.
Проконсул сказал:
— Щадя старость твою и оказывая снисхождение, советую тебе оставить безумную веру христианскую и принести жертву богам.
— Не сделаю такого беззакония, — отвечал Тарах, — потому что люблю закон Бога моего, и не отступлю от него».
«Проконсул Максим сказал:
— Снимите с него одежды и бейте его прутьями.
Тарах же, когда его били, говорил:
— Ныне ты сделал меня поистине мудрым и благоразумным, ибо в сих мучениях я еще более уповаю на Бога и на Христа Его.
— Нечестивейший и преступный, — сказал проконсул, — ты сначала говорил, что Единому служишь Богу, а вот теперь двух исповедуешь, — Бога и Христа Его; как же ты теперь двум служишь, а наших многих богов отвергаешь?
— Я исповедую, — отвечал Тарах, — Единого Истинного Бога.
Проконсул сказал:
— Не назвал ли ты Бога и Христа Его?
Тарах отвечал:
— Христос есть Сын Божий (Един по Божеству со Отцом и Духом Святым), надежда всех христиан, и мы спасемся, страдая за Него.
Максим проконсул сказал:
— Оставь многословие и принеси жертву нашим богам.
— Я не пустословлю, — сказал Тарах, — но говорю истину, уже шестьдесят пять лет живу, веруя так, и теперь от истины не отступлю»[6].
По сути перед нами фрагмент жития, в котором между мучителем и мучеником возникает диалог о христианской вере как таковой. Ее догматических основах и особенностях. Конечно, в глазах проконсула Марка вера святого Тараха — это лишь частное его дело и частное его мнение. Тогда как «вера в богов Империи» и принесение им жертвы — дело государственное, которому остаётся только подчиниться.
Тем не менее, в ходе кровавого допроса, услышав от Тараха как бы нечто нелогичное о Едином Боге как о «двух богах», Нумерий Марк спрашивает старика-христианина: «…ты сначала говорил, что Единому служишь Богу, а вот теперь двух исповедуешь, — Бога и Христа Его». Из прозвучавшего вопроса видно, что для античного религиозного сознания Марка нет понятия «истинности веры», данной от Бога (как тут не вспомнить вопрос Пилата, обращенный к Христу: «Что есть истина?»). Слова Тараха о Боге для проконсула Марка всего лишь противоречие запутавшегося в своих показаниях преступника, которого следовало обличить, что судья Марк тут же и делает, подчеркивая, как он это понимает, неубедительность мотивов неповиновения Тараха принести жертву богам: «Как же ты теперь двум служишь, а наших многих богов отвергаешь?»
Для судьи Марка богословский вопрос как и в кого верить сводится лишь к вопросу почитания количества богов: Одного Бога или многих, и форме почитания: «принести жертву крови». Тем более для Марка остается непонятным и упоминание Тарахом Бога Духа Святого и исповедание Пресвятой Троицы: «Христос есть Сын Божий (Един по Божеству со Отцом и Духом Святым)». Такое богословие вполне чуждо проконсулу. На что Марк не обращает никакого внимания — он не способен вместить в себя догмат христианства о Едином Боге в Трёх Лицах — и лишь ужесточает суд, сводя его к формуле: «принеси жертву богам нашим или умри». Мученику были камнем разбиты челюсти, его страшно пытали, жгли, а после разрубили на части за верность Христу. Приведенный отрывок из жития наглядно показывает, насколько далеки и от веры, и от понимания ее богословских аспектов были гонители христиан первых веков.
Не так было в XX столетии. В XX столетии христиане были гонимы теми властями, которые, организуя гонения, порой неплохо были осведомлены о христианстве, его учении, Церкви и Христе. Некоторые из них имели довольно сносное духовное образование: они учились и оканчивали духовные семинарии. Иосиф Джугашвили окончил в Гори православное духовное училище с оценками: Священная история Ветхого Завета — «5», Священная история Нового Завета — «5», Православный катехизис — «5», Изъяснение богослужения с церковным уставом — «5», русский, грузинский, церковнославянский языки — «5», греческий язык — «4», церковное пение на церковнославянском и грузинском языках — «5» и т. д. Также окончил 4 курса Духовной семинарии в Тифлисе (Тбилиси), но в 1898 г. был исключен, по некоторым сведениям, за прогулы
занятий, блуд и воровство денег у товарища при ректоре семинарии архимандрите Серафиме (Мещерякове) и инспекторе иеромонахе Димитрии (Абашидзе)[7], который не один раз до этого уже предлагал отчислить из семинарии Иосифа Джугашвили.
Другой известный большевик, Феликс Дзержинский по происхождению польский дворянин, сын учителя гимназии, в отрочестве намеревался стать ксёндзом, в его свидетельстве об образовании указано, кроме прочего, что он овладел знаниями Закона Божьего «хорошо».
С 1917 по 1922 гг. Ф. Дзержинский председатель Всероссийской ЧК, с 1922 по 1926 гг. председатель ГПУ ОГПУ. Руководил кровавыми репрессиями в Советской России, стремился уничтожить Православную Церковь. А вот еще биография: Николай Подвойский, родился в семье священника-учителя, окончил Нежинское духовное училище, около 7 лет учился в Черниговской духовной семинарии, один из организаторов Октябрьского переворота, член Реввоенсовета
Республики, Нарком по военным делам РСФСР. Именно он предложил в качестве символа Красной армии — красную пятиконечную звезду.
И еще одна история: Георгий Карпов, окончил киевскую семинарию, служил в ЧК, НКВД, ОГПУ, МГБ, дослужился до звания генерал-майора КГБ, проводил репрессии. С 1943 г. был назначен Сталиным и долгое время являлся Председателем Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР.
Гонители Церкви не только учились, но даже и преподавали в вечерних воскресных школах. Вячеслав Менжинский[8] — родился в Петербурге, в польской дворянской семье православного вероисповедания. Дед был хоровой певчий, отец — статский советник, преподаватель истории в Петербургском кадетском корпусе. Во время революции стал начальником Особого отдела Всероссийского ЧК, правой рукой главы ВЧК Ф. Дзержинского, а с 1926 по 1934 гг. являлся Председателем ОГПУ, знал 16 языков, в начале 20 века был вхож в круг поэтов Серебряного века (поддерживал отношения с Кузьминым), печатал повести, среди которых была повесть «Иисус» (знаменательное название, учитывая особенности личности Менжинского), опубликованная в 1907 г. Менжинский был одним из гонителей[9] священноисповедника Агафангела Ярославского, второго из трех Местоблюстителей Патриаршего Престола Российской Церкви[10]. Кроме того,
некоторые высокопоставленные большевистские гонители Церкви в СССР 20-30-е гг., посредством неусыпных трудов в деле «самообразования» стремились к тому, чтобы достичь как можно больших «познаний» о Русской Православной Церкви. Делалось это ими для того, чтобы свои познания употребить ради быстрейшего ее умерщвления.
Примером этого может служить Евгений Тучков — сотрудник ЧК, ГПУ, ОГПУ, НКВД (с 1918 по 1939 гг.). С 1922 по 1929 гг. — начальник 6-го (антицерковного) отделения ГПУ*ОГПУ. Евгений Тучков стремился основывать свои выводы о Церкви и ее действиях на реальных документах и фактах. Сохранилась рукопись Тучкова об истории Церкви в начале ХХ века (до смерти Патриарха Тихона). В ней содержится много интересных документов, отсутствуют вульгарные антирелигиозные и кощунственные выпады, какие были у Ленина, нет абсурдных идей наподобие идеи Троцкого о том, что «влияние Церкви на рабочего можно победить с помощью кинематографа». Практически любой свой тезис Тучков подтверждал нужным ему церковным
документом: отрывком из проповеди или послания Синода, из обращения духовенства или иных внутрицерковных документов. Так о Церкви из ее противников не писал никто почти до самого распада СССР в 1991 году.
Тучков считал Церковь контрреволюционной организацией, но вместе с этим видел в церковных иерархах авторитетных людей, которые имеют вес в глазах миллионов верующих. Именно поэтому Евгений Тучков был самым опасным противником Церкви: все его переговоры, все его давление на архиереев основывалось на хорошем знании реальной ситуации. Ему удавалось провоцировать многие расколы в Русской Православной Церкви. Вероятно, поэтому некоторые Тучкова называли «красным игуменом». К тому же, дотошно занимаясь делами Церкви, немало лет он проживал с женой и старшей, очень религиозной сестрой в покоях московского подворья Серафимо-Дивеевского монастыря. Часто помогал в бытовых нуждах как самому подворью, так и его насельницам. Оказывал им разного рода покровительство, что не мешало «красному игумену» в меру сил причинять Церкви как можно больше вреда. Требовалось не только большое мужество, но иногда и большая находчивость, чтобы отклонить гибельные для Русской Церкви требования Тучкова.
Полагаю, сказанного вполне достаточно для заключения о том, что в ХХ-м столетии гонители верующих во Христа имели достаточную осведомлённость о Спасителе, христианстве и Церкви, а также о том, что они являлись носителями, бесспорно, иных приоритетов в устроении «нового» мира, в формировании иного, атеистического мировоззрения.
Как показала история, приоритеты большевиками были отданы насаждению среди населения страны насильственной атеистической идеологии по принципу «верую в неверие», подкреплявшейся репрессиями несогласных. В отличие от гонителей христиан XX-го века
античные гонители все-таки заявляли себя «верующими в богов», с которыми были связаны известные их почитания, а также определенные нормы морали. Поэтому во время гонений XX-го столетия, проведения предсудебных следствий, пыток, судов, убийств святых страдальцев безбожные гонители старались избегать открытия в стране богословских диспутов об истинах христианского вероисповедания или отсутствия таковых. Вопросы богословского обоснования христианской веры и бытия Церкви в Советской России подменялись агрессивной атеистической, антицерковной пропагандой и клеветой, что нередко поддерживалось истеричными компаниями в коммунистической прессе, а также репрессиями против тех или иных церковных представителей, пытавшихся протестовать против творившихся в СССР беззаконий.
Таким образом, вопрос гонения и уничтожения христианства в СССР был предусмотрительно исключен из религиозной плоскости и переведён в плоскость политико- идеологическую, хотя именно религиозная суть вопроса о Церкви, вопроса об отношении ко Христу и христианам являлась на самом деле наиболее важной, наиболее существенной во все годы церковных гонений в стране. Все это достаточно отчетливо осознавали идеологи репрессий за веру в Советском Союзе. Однако не менее отчетливо это осознавала и Церковь Христова.
В протоколах допросов 30- и второй половины 40-х годов мучеников за Веру, за Христа могут обнаруживаться лишь общие пропагандистские обвинения, носящие характер классового обличения, предъявляемого «обвиняемому» христианину. Скажем, священнику, за его принадлежность к тому сословию, которое, с точки зрения советской идеологии, является сословием «тунеядцев и обманщиков».
Но что же помогало христианам XX-го века выстоять во время пыток и смерти, остаться верным Христу через верность Его Церкви?!
Конечно, Бог. И та внутренняя, духовная свобода во Христе, которую
являли святые мученики и исповедники перед своими гонителями и
палачами.
[1] Впоследствии иеромонах Димитрий (Абашидзе) станет архиепископом, в 1928 г. в Киеве примет схиму с именем Антоний в честь прп. Антония Киево-Печерского. В 1942 г., являясь насельником открывшейся Киево-Печерской Лавры, представится и будет погребен близ входа в Ближние Пещеры Лавры. Пройдут годы. 22 апреля 2012 г. за чистоту жизни Владыка-схимник будет канонизирован Украинской Православной Церковью Московского Патриархата и причислен к лику местночтимых святых Киевской епархии.
[2] Поразительно странным, по воспоминаниям подчиненных, было то, что сам В.Менжинский никак не соответствовал образу ужасного палача. Занимаясь самой кровавой работой, которую только можно придумать, при этом он всячески избегал присутствия на допросах и тем более расстрелах, предпочитая оставлять свои руки чистыми и заниматься исключительно умственным трудом. Его сослуживцы потом с удивлением говорили о том, что все свои кровавые приказы он предварял фразой: «Покорно прошу».
[3] В середине мая 1922 г. начальник секретно-оперативного управления ГПУ В.Менжинский и начальник секретного отдела ГПУ Самсонов отправили в Ярославль шифрованную телеграмму: «Под ответственность начальника ГОГПУ с соблюдением строжайшей конспирации предлагаем провести следующее: 1) обследовать хозяйство митрополита Агафангела, осторожно намекнув на то, что оно может быть реквизировано; 2) немедленно произвести у Агафангела в его канцелярии и у ближайших его помощников самый тщательный обыск, изъяв все подозрительные документы; 3) взять с Агафангела подписку о невыезде ввиду неблагонадежности; 4) арестовать всех его приближенных, в частности, тех, кто принимал участие в беседе Агафангела с московским попом Красницким; 5) прислать на Агафангела весь компрометирующий материал. Настоящее принять к неуклонному исполнению и хранению в строжайшем секрете». Телеграмма была получена 20 мая 1922 г., в тот же день был выписан ордер на обыск, а сам митрополит приглашен в Ярославское ГПУ для допроса. Начавшиеся преследования ГПУ для престарелого Владыки Агафангела вскоре повлекли за собой неоднократные ареста, тюремные заключения и тяжелейшую ссылку. Следуя по этапу вместе с уголовниками - это стало причиной многих страданий, - часть пути престарелому Владыке пришлось идти пешком в лютую стужу. Заместитель Патриарха Тихона митрополит Агафангел около 3-х с половиной лет находился в ссылке фактически на каторжных работах в Нарымском крае (Сибирь, Томская обл.), в глухом поселке, в 200 верстах от села Копышева под надзором местной ЧК.
[4] В соответствии с завещательным распоряжением Патриарха Тихона, в случае его кончины права и обязанности Патриарха возлагались на митрополита Казанского Кирилла (Смирнова). В случае невозможности его принять такие права и обязанности, они, согласно распоряжению, переходили к митрополиту Ярославскому Агафангелу (Преображенскому). При неспособности последнего — их должен был исполнять митрополит Крутицки Петр (Полянский).
[5] Мартын Лацис (Ян Судрабс, латыш). Род. в 1888 г. Из бедной латвийской семьи. Был пастухом, учеником столяра, подсобным рабочим в магазине. В 1908 г., сдав экзамены в Риге на должность народного учителя, преподавал в Велико-Ропском приходском училище. С 1912 г слушатель Народного института в Москве. В 1917 г. один из организаторов Красной гвардии Петрограда, сообща с другими революционерами подготавливал переворот 1917 г. в северной столице Российской Империи. С мая 1918 г. член коллегии ВЧК, с июля по ноябрь 1918 г. председатель ЧК и Военного трибунала 5-й армии Восточного фронта. В 1919-1921 гг. – председатель Всеукраинской ЧК, руководитель Киевской ЧК. 9 янв. В 1919 г., участвуя в заседании Президиума ВЧК, вынес постановление, по которому в Петрограде расстреляны Великие Князья Николай Михайлович, Георгий Михайлович, Павел Александрович, Дмитрий Константинович. Ряд современников в своих воспоминаниях указывали на большую личную жестокость Лациса. Такая оценка подтверждена материалами, собранными деникинской комиссией, расследовавшей действия Всеукраинской ЧК, а также исповедуемой идеологией самого Лациса. В начале 1930-х гг. - один из руководителей коллективизации и операций по раскулачиванию крестьян в СССР. Расстрелян в 1938 г.
[6] Жития святых св. Дмитрия Ростовского. Октябрь. Издание Введенской Оптиной пустыни, 1993. С. 263—264.
[7] Впоследствии иеромонах Димитрий (Абашидзе) станет архиепископом, в 1928 г. в Киеве примет схиму с именем Антоний в честь преп. Антония Киево-Печерского. В 1942 г., являясь насельником открывшейся Киево-Печерской Лавры, преставится и будет погребен близ входа в Ближние Пещеры Лавры. Пройдут годы. 22 апреля 2012 г. за чистоту жизни Владыка-схимник будет канонизирован Украинской Православной Церковью Московского Патриархата и причислен к лику местночтимых святых Киевской епархии.
[8] Поразительно странным, по воспоминаниям подчиненных, было то, что сам В. Менжинский никак не соответствовал образу ужасного палача. Занимаясь самой кровавой работой, которую только можно придумать, при этом он всячески избегал присутствия на допросах и тем более расстрелах, предпочитая оставлять свои руки чистыми и заниматься исключительно «умственным трудом». Его сослуживцы потом с удивлением говорили о том, что все свои кровавые приказы он предварял фразой: «Покорно прошу».
[9] В середине мая 1922 г. начальник секретно-оперативного управления ГПУ В. Менжинский и начальник секретного отдела ГПУ Самсонов отправили в Ярославль шифрованную телеграмму: «Под ответственность начальника ГОГПУ с соблюдением строжайшей конспирации предлагаем провести следующее: 1) обследовать хозяйство митрополита Агафангела, осторожно намекнув на то, что оно может быть реквизировано; 2) немедленно произвести у Агафангела в его канцелярии и у ближайших его помощников самый тщательный обыск, изъяв все подозрительные документы; 3) взять с Агафангела подписку о невыезде ввиду неблагонадежности; 4) арестовать всех его приближенных, в частности, тех, кто принимал участие в беседе Агафангела с московским попом Красницким; 5) прислать на Агафангела весь компрометирующий материал. Настоящее принять к неуклонному исполнению и хранению в строжайшем секрете». Телеграмма была получена 20 мая 1922 г., в тот же день был выписан ордер на обыск, а сам митрополит приглашен в Ярославское ГПУ для допроса. Начавшиеся преследования ГПУ для престарелого Владыки Агафангела вскоре повлекли за собой неоднократные аресты, тюремные заключения и тяжелейшую ссылку. Следуя по этапу вместе с уголовниками, — это стало причиной многих страданий, — часть пути престарелый Владыка должен был идти пешком в лютую стужу. Заместитель Патриарха Тихона митрополит Агафангел около 3-х с половиной лет находился в ссылке фактически на каторжных работах в Нарымском крае (Сибирь, Томская обл.), в глухом поселке, в 200 верстах от села Копышева под надзором местной ЧК.
[10] В соответствии с завещательным распоряжением Патриарха Тихона, в случае его кончины права и обязанности Патриарха возлагались на митрополита Казанского Кирилла (Смирнова). В случае невозможности его принять такие права и обязанности, они, согласно распоряжению, переходили к митрополиту Ярославскому Агафангелу (Преображенскому). При неспособности последнего — их должен был исполнять митрополит Крутицкий Петр (Полянский).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный фильм "Интерьер дворянской усадьбы первой половины XIX века. "Приютино" вблизи Всеволожска."
Фильм посвящен усадьбе дворянского семейства Олениных вблизи современного Всеволожска. Глава семейства начинал свою карьеру как офицер, но успеха добился в первую очередь в качестве высокопоставленног...
Учебный фильм "Дворянская усадьба первой половины XIX века. "Приютино" вблизи Всеволожска."
Усадьба "Приютино" была в современном ее виде создана к 1805-6 годам. Она принадлежала известному государственному деятелю, меценату, первому директору Публичной библиотеки и руководителю Академии худ...
Особенности русской литературы первой половины 19 века.
Презентация содержить тезисы к лекции по теме "Особенности русской литературы первой половины 19 века", рассматривает такие вопросы: 1. Общая характеристика и своеобразие русской лите...
Культура первой половины XIX века
Повторительно-обобщающий урок для 8, 10 классов в форме презентации с изображениями выдающихся личностей, памятников культуры, которых учащимся необходимо узнать....
Тест "Россия в первой половине ХХ столетия"
Тест составлен на основе проекта Дмитрия Гущина "Решу ЕГЭ". Ориентирован на учащихся 9, 11 классов...
Презентация к уроку литературы "Русская литература первой половины XIX века. Романтизм- ведущее направление русской литературы первой половины XIX века".
Презентация к лекции....
Презентация по истории «Духовная жизнь и развитие мировой культуры в первой половине 20-го столетия»
Открытый урок по истории по теме «Духовная жизнь и развитие мировой культуры в первой половине 20-го столетия»...