Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних
рабочая программа
программа расчитана на детей с ОВЗ 2-9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_formirovaniyu_zakon_poved_nesoversh_na_18-19_uch._god.docx | 35.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое общеобразовательное учреждение Республики Мордовия
«Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
431430 Республика Мордовия город Инсар улица Советская дом 45
тел: (8-834-49) 2-10-65 (факс), 2-10-95, 2-10-78
ПринятоУтверждаю
на заседании педсовета Директор школы –интерната
«31».08.2019 г. ____________В. В. Зарубин
Протокол №1
Программа
по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних
ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа – интернат
для детей – сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, с ограниченными
возможностями здоровья»
Срок реализации: 2019 - 2020г.г.
Возраст: 7-18 лет
Руководитель: Зарубин В.В.
Выполнили: Тишина В.П.,
зам. директора по УВР;
Проказова И.В.,
зам. директора по ВР.
Инсар, 2019 г.
Срок реализации программы – 1 год
Разработана для учащихся 2 – 9 классов
Программа разработана на основе следующих документов:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон «Об образовании в РФ» (с изменениями и дополнениями) от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.09.96 № 63-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001№ 174-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
7. Федеральный закон от 08.01.98 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изменениями и дополнениями).
8. Федеральный закон от 24.06.99 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями).
9. Конвенция о правах ребенка от 26.01.1990.
10. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
11. Федеральный закон от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака».
12. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 28.02.2000 № 619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивных веществ в образовательной среде».
13. Приказ министерства общего и профессионального образования РФ от 23.03.99 № 718 «О мерах по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи».
14. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2005 № АС-1270/06 «О Концепции превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде».
15. Письмо Министерства образования и науки России, МВД России, ФСКН России от 21.09 2005 № ВФ – 1376/06 «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в образовательных учреждениях».
16. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.08.2009 N 1121-р) «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
Содержание
I. Основные положения Программы.
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цель и задачи Программы.
II. Общая характеристика содержания работы.
2.1. Основные аспекты программы.
2.2. Структура программы.
III. План мероприятий по реализации программы.
IV. Учебно-тематический план.
V.Прогнозируемые результаты реализации Программы.
VI. Тематика бесед для родителей.
I. Основные положения Программы
1.1. Пояснительная записка
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения обучающихся– это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Пребывание ребенка в школе-интернате целесообразно рассматривать как этап его жизни, предполагающий создание условий не только для физического оздоровления, но и для личностного роста молодого человека, для формирования законопослушного гражданина.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведенияобучающихся необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждениемобучающихся.
Важно, чтобы обучающиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения обучающихся.
В Федеральном Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от 24.06.1999г.( с изменениями на 13.07.2015), ст.14.5 подчеркнута необходимость разработки и внедрения в практику работы образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в обществе, а следовательно и в среде обучающихся, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения как обучающихся, так и их родителей.
Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбыобучающиеся должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель - формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры обучающихся, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений обучающихся, воспитание основ безопасности.
Задачи программы:
- Воспитание у обучающихся уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам.
- Усиление профилактической работы по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения обучающихся.
- Активизация разъяснительной работы среди обучающихся и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье.
- Формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью.
В компетенцию школы-интерната входят следующие задачи:
Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении.
Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования. Несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия.
Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении. Семья, находящаяся в социально-опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
Обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних.
Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения.
II. Общая характеристика содержания работы.
2.1. Основные аспекты Программы:
1. Ликвидация пробелов в знаниях обучающихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такимиобучающимися, организовать помощь педагогу-предметнику с неуспевающимиобучающимися.
2. Работа с учащимися, пропускающими занятия без уважительной причины,является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
3. Организация досуга учащихся. Широкое вовлечение обучающихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Классными руководителями должны приниматься меры по привлечению в спортивные секции, кружки широкого круга учащихся, особенно детей «группы риска».
4. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала.
5. Правовое воспитание. Широкая пропаганда средиобучающихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия.
6. Профилактика наркомании и токсикомании.
7. Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации. Весь педагогический коллектив поводит работу по предупреждению вовлечения обучающихсяв экстремистские настроенные организации и группировки. К участию в массовых беспорядках, хулиганских проявлениях во время проведения спортивных мероприятий, распространению идей, пропагандирующих межнациональную, межрелигиозную рознь привлекаются обучающиеся старших классов.
8. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют Совет профилактики школы-интерната. Классные руководители, социальный педагог знакомятся с жилищными условиями обучающихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. Некоторые посещения проводятся с сотрудниками ПДН органов внутренних дел, особенно в семьи, состоящие на учете в ОП №9.
9. Проведение индивидуальной профилактической работы. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на ИПР учащихся с асоциальным поведением индивидуальная работа с ними.
2.2.Структура программы
Устройство программы - модульное. В каждом модуле пакет вариативных учебно-методических материалов, содержащий теоретические положения, практические занятия определенного тематического содержания с базовым законодательным аспектом. Каждый модуль может использоваться самостоятельно, вместе с тем все они связаны единой темой программы: «Формирование законопослушного поведения несовершеннолетних».
Программа разработана с учетом закономерностей половозрастного развития и ориентирована на различный возраст обучающихся. По возрасту наиболее значимо выделение группы детей младшего школьного возраста (7 - 10 лет), среднего школьного возраста (11 – 14 лет), старшего подросткового, юношеского возрастов (15 – 18 лет).В соответствии с этим курс состоит из трех модулей:
1 Модуль: «Я познаю себя» (для учащихся 1-4 классов),
2 Модуль: «Я и они» (для учащихся 5-7 классов),
3 Модуль: «Я познаю других.Мой нравственный выбор» (для учащихся 8-9 классов).
III. План мероприятий по реализации программы
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Привлечение учащихся к культурно-досуговой деятельности (кружки, секции). | В течение всего года | Кл.руководители, заместители директора |
2. | Составление социальных паспортов классов и школы с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе-интернате. | Сентябрь | Кл.руководители, заместители директора, социальный педагог |
3. | Сбор информации о детях и семьях, стоящих на разных формах учета, формирование банка данных. Оформление карточек учащихся, поставленных на учет | Сентябрь, в течение учебного года | Кл.руководители, заместители директора, социальный педагог |
4. | Комплекс мероприятий, проводимый в рамках Декады правовых знаний | декабрь | Кл.руководители, заместители директора, инспектор ПДН. |
5. | Организация и проведение “Дня здоровья” | 1 раз в четверть | Кл.руководители, учитель физической культуры |
6. | Проведение социально- психологического тестирования учащихся 7-х-9-х классов. | В течении учебного года | Психолог |
7. | Кинолектории по профилактике детской преступности, правонарушений, бродяжничества | Во время месячников, дней профилактики | Кл.руководители, воспитатели, Заместители директора |
8. | Проведение классных часов, родительских собраний по проблемам ПАВ, беседы с детьми и родителями, имеющих отклонения в поведении | В течение учебного года | Кл.руководители, воспитатели, психолог, заместители директора |
9. | Участие в спортивных соревнованиях | По плану работы школы-интерната | учитель физ. культуры |
10. | Учет посещаемости уроков, кружков и секций школы-интерната детьми, состоящими на разных формах учёта. | В течение года | Кл.руководители, воспитатели, администрация |
11. | Проведение заседаний Совета профилактики правонарушений. | Согласно плану работы | заместитель директора по ВР |
12. | Проведение рейдов в семьи детей, оказавшихся в социально-опасном положении и семьи, чьи дети состоят на различных формах учёта | В течение года | Кл.руководители, социальный педагог, инспектор ПДН. |
13. | Организация выставок творческих работ обучающихся по здоровому образу жизни. | В течение года | Кл.руководители, учитель ИЗО, воспитатели |
14. | Система классных часов, воспитательных занятий по программе | В течение года | Кл.руководители, воспитатели |
Данная программа предполагает использование различных подходов при работе с обучающимися:
Информационный подход, который фокусируется на повышении уровня информированности обучающимисяпо правовым аспектам законодательства.
Приобретение и развитие общих жизненных навыков, которые помогут принять правильное решение при возникновении проблемных ситуаций.
Освоение социальных навыков, дающих возможность приобрести навыки противостояния социальному давлению.
Формы работы:
-Классный час
-Беседа
-Дискуссия
-Ролевая игра
-Видеолекторий
IV. Учебно-тематический план по реализации программы по формированию законопослушного поведениянесовершеннолетних
№ п/п | Разделы курса, темы | Кол-во часов | Сроки проведения | ||
1-4 класс |
| ||||
1 МОДУЛЬ: «Я познаю себя» |
| ||||
1. | Международные документы о правах ребенка. | 1 | октябрь | ||
2. | Правила поведения учащихся. Для чего они нужны? | 1 | январь | ||
3. | Мои права и права других людей. Мои обязанности. | 1 | март | ||
4. | Вредные привычки и борьба с ними. | 1 | май | ||
5-7 класс |
| ||||
2 МОДУЛЬ: «Я и они» |
| ||||
1 | Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. |
| октябрь | ||
2 | 1 | январь | |||
3 | Курение: мифы и реальность. | 1 | март | ||
4 | Хулиганство как особый вид преступлений несовершеннолетних. |
| май | ||
8-9 класс |
|
| |||
3 МОДУЛЬ: «Я познаю других» |
|
| |||
1 | Критерии взрослости. Способы борьбы со стрессом. | 1 | октябрь | ||
2 | Взаимоотношения полов. Что такое ответственность? | 1 | ноябрь | ||
3 | 1 | декабрь | |||
4 | Алкоголь: мифы и реальность. | 1 | март | ||
5 | Учимся решать конфликты. | 1 | май | ||
«Мой нравственный выбор» |
|
| |||
| Свобода и ответственность. Преступление и наказание. | 1 | октябрь | ||
| Навыки самообладания при общении с неприятными людьми. Умеем ли мы прощать? | 1 | ноябрь | ||
| Я гражданин России. | 1 | декабрь | ||
| Как не стать жертвой преступления. | 1 | март | ||
| Защита прав ребенка и правовое воспитание. | 1 | апрель |
V. Прогнозируемые результаты реализации Программы
Реализация Программы формирования законопослушного поведенияобучающихся призвана способствовать формированию правовой культуры и законопослушности. В результате обучающиесядолжны:
-овладеть системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;
- уважать и соблюдать права и законы;
- жить по законам морали и государства;
-быть законопослушным, активно участвовать в законодательном творчестве;
- быть толерантным во всех областях общественной жизни;
-осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.
Ожидаемый результат:
Повышение уровня развития познавательных интересовобучающихся, включающие навыки конструктивного взаимодействия, успешности самореализации;
Активизация внутренних ресурсов личности накануне вступления в самостоятельную жизнь;
Снижение количества правонарушений за учебный год.
Повышение осведомленности обучающихсяпо проблемам наркотической и алкогольной зависимости.
Приобретениеобучающимися навыков устойчивости к групповому давлению и избегания ситуаций, связанных с употреблением ПАВ.
Приобретение обучающимисяумения адекватно оценивать проблемные ситуации и готовность разрешать их.
VI.Тематика бесед для родителей
- Законы воспитания в семье. Какими им быть? (1 класс)
- Воспитание ненасилием в семье. (2 класс)
- Как научить сына или дочь говорить «нет»? (3 класс)
- Детская агрессивность, ее причины и последствия. (4 класс)
- За что ставят на учет в полиции? (5 класс)
- Свободное время - для души и с пользой
или чем занят ваш ребенок? (6 класс)
- Как уберечь подростка от насилия? (7 класс)
- Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения. (8 класс)
- Как научиться быть ответственным за свои поступки? (9 класс)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних
Программа законопослушного поведения несовершеннолетних...
Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних «Я – законопослушный гражданин»
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Воспитание п...
Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних граждан "Отражение"
Данная программа включает в себя задачи, формы, методы и приемы профилактической работы, прогнозируемый результат, план основных мероприятий....
Программа во формированию законопослушного поведения несовершеннолетнего "РЕБЁНОК И ЗАКОН"
Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетнего «РЕБЁНОК И ЗАКОН»...
Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних
Программа по формированию законопослушного поведения учащихся 1-11 классов....
ПРОГРАММА по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних
Программа разработана для учащимися 1-11 классов. Срок реализации 1 год....
Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних через здоровый образ жизни
Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних через здоровый образ жизни Пояснительная записка Правовое воспитание является одним из важных условий формирования пра...