Рабочая программа по ОФГ 10 класс
рабочая программа (10 класс)
Основы финансовой грамотности
Класс:10
Количество часов по учебному плану: всего 35 часов, 1 час в неделю.
Планирование составлено: на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089.
Учебник: Основы финансовой грамотности: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. В.В.Чумаченко, А.П.Горяев, 3-е издание Москва «Просвещение» 2018
Рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. В.В.Чумаченко, А.П.Горяев, 3-е издание Москва «Просвещение» 2018
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ofg_rabochaya_programma_.docx | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
на заседании МО зам. директора по УВР директор школы
протокол № ____ ___________________ ___________Н.А.Слепцова
«__»_________20__г. «_____»__________20__г. пр №___«__»_______20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ
«ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
ДЛЯ 10 КЛАССА
1 ЧАС В НЕДЕЛЮ (ВСЕГО 35 ЧАСОВ)
Составитель:
Касаткин Алексей Сергеевич,
учитель истории и обществознания
2019-2020 учебный год
Рабочая программа
Наименование учебного курса: Основы финансовой грамотности
Класс:10
Количество часов по учебному плану: всего 35 часов; в неделю 1 час
Планирование составлено: на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089.
Учебник: Основы финансовой грамотности: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. В.В.Чумаченко, А.П.Горяев, 3-е издание Москва «Просвещение» 2018
Рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. В.В.Чумаченко, А.П.Горяев, 3-е издание Москва «Просвещение» 2018
Пояснительная записка
Нормативные документы, регламентирующие разработку и реализацию рабочей программы учителя
Федеральный Закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012 с изменениями от 06.04.2015 N 68-ФЗ (ред. 19.12.2016)
Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577
Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015 N 1578
Примерная основная образовательная программа основного общего образования http://fgosreestr.ru/
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования http://fgosreestr.ru/
Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в ред. Приказов Минобрнауки России от 13.12.2013 N 1342.
Данная рабочая программа составлена на основании следующих документов:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089;
- Федеральный базисный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1312;
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения экономики на ступени основного общего образования, изложенной в пояснительной записке. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:
- развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации; -
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос:«Что произойдет, если...»);
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).
Содержание тем учебного курса
«Основы финансовой грамотности»
Глава 1. «Личное финансовое планирование» (9 часов)
Вводная часть: О чем и для чего этот предмет. О Центральном банке (Банке России) – независимом регуляторе финансовой системы РФ и защитнике прав потребителей финансовых услуг.
Основные понятия: человеческий капитал, деньги, финансы, финансовые цели, финансовое планирование, горизонт планирования, активы, пассивы, доходы (номинальные, реальные), расходы, личный бюджет, семейный бюджет, дефицит, профицит, баланс.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности:
Практикум. Составление текущего и перспективного личного (семейного) бюджета, оценка его баланса;
Практикум. Составление личного финансового плана (краткосрочного, долгосрочного) на основе анализа баланса личного (семейного) бюджета, анализ и коррекция личного финансового плана;
Мини-проекты. «Планирование сбережений как одного из способов достижения финансовых целей»; «Сравнительный анализ сберегательных альтернатив».
Глава 2. «Депозит» (8 часов)
Основные понятия: Сбережения, инфляция, Индекс потребительских цен как способ измерения инфляции, банк, банковский счет, вкладчик, депозит, номинальная и реальная процентная ставка по депозиту, депозитный договор, простой процентный рост, процентный рост с капитализацией, банковская карта (дебетовая, кредитная), банкомат, заемщик, финансовые риски, ликвидность.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности:
Мини-проекты. Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей вкладчика. Сравнительный анализ финансовых организаций для осуществления выбора сберегательных депозитов на основе полученных критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий);
Мини-исследование: «Анализ возможностей Интернет-банкинга для решения текущих и перспективных финансовых задач»;
Практикум: «Изучаем депозитный договор». «Анализ финансовых рисков при заключении депозитного договора».
Глава 3. «Кредит» (11 часов)
Основные понятия: банковский кредит, заемщик, виды кредита, принципы кредитования (платность, срочность, возвратность), банковская карта (дебетовая, кредитная), номинальная процентная ставка по кредиту, полная стоимость кредита (ПСК), виды кредитов по целевому назначению (потребительский кредит, ипотечный кредит), схемы погашения кредитов (дифференцированные и аннуитетные платежи), финансовые риски заемщика, защита прав заемщика, микрофинансовые организации, кредитная история, коллекторы, бюро кредитных историй, минимальный платеж по кредиту.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности:
Мини-проекты. «Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей заемщика». «Сравнительный анализ финансовых институтов для осуществления выбора кредита на основе полученных критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий)»;
Практикум. «Заключаем кредитный договор» – Анализ финансовых рисков при заключении кредитного договора. Расчет общей стоимости покупки при приобретении ее в кредит;
Мини-исследование: «Анализ преимуществ и недостатков краткосрочного и долгосрочного займов».
Глава 4. «Расчетно-кассовые операции» (7 часов)
Основные понятия: банковская ячейка, денежные переводы, валютно-обменные операции, банковские карты (дебетовые, кредитные, дебетовые с овердрафтом), риски при пользовании банкоматом, риски при использовании интернет-банкинга, электронные деньги.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности.
Практикум. «Заключаем договор о банковском обслуживании с помощью банковской карты» - формирование навыков безопасного поведения владельца банковской карты;
Мини-проект: «Безопасное использование интернет-банкинга и электронных денег».
Тематическое планирование курса «Основы финансовой грамотности»
№ | Тема | Кол-во часов |
Раздел | Личное финансовое планирование | 9 |
1 | Введение в предмет. Личные финансы | |
2 | Человеческий капитал. | |
3 | Принятие решений | |
4 | Домашняя бухгалтерия | |
5 | Как вести учёт активов и пассивов? | |
6 | Как составить бюджет? | |
7 | Составление личного финансового плана | |
8 | Составление личного финансового плана | |
9 | Кейс. Использование SWOT-анализа для выбора карьеры | |
Раздел | Депозит | 8 |
10 | Накопление и инфляция | |
11 | В чём причины инфляции? Как рассчитывается инфляция? | |
12 | Что такое депозит и какова его природа? | |
13 | Преимущества и недостатки депозита | |
14 | Условия депозита | |
15 | Управление рисками по депозиту | |
16 | Практикум. Решение задач | |
17 | Тестирование по теме "Депозит" | |
Раздел | Кредит | 11 |
18 | Что такое кредит? | |
19 | Основные характеристики кредита | |
20 | Автокредит | |
21 | Ипотечный кредит. Как учитывать кредит в личном финансовом плане? | |
22 | Как выбрать наиболее выгодный кредит | |
23 | Как сравнивать кредитные предложения? | |
24 | Как уменьшить стоимость кредита | |
25 | Как уменьшить стоимость кредита | |
26 | Типичные ошибки при использовании кредита | |
27 | Кейс. Покупка машины | |
28 | Тестирование по теме "Кредит" | |
Раздел | Расчетно-кассовые операции | 7 |
29 | Хранение, обмен и перевод денег | |
30 | Хранение, обмен и перевод денег | |
31 | Различные виды платёжных средств | |
32 | Различные виды платёжных средств | |
32 | Формы дистанционного банковского обслуживания | |
34 | Формы дистанционного банковского обслуживания | |
35 | Тестирование по теме "Расчётно-кассовые операции" |
Планируемые результаты изучения предмета
Планируемые предметные результаты изучения курса «Основы финансовой грамотности» на базовом уровне могут быть достигнуты на уровне среднего общего образования.
Выпускник научится:
- характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
- различать экономические явления и процессы общественной жизни;
- выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных финансов;
- находить в реальных ситуациях последствия инфляции;
- применять способы анализа индекса потребительских цен;
- анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, трудовыми правоотношениями в области личных финансов;
- находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера относительно личной финансовой безопасности, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;
- объяснять проблему ограниченности финансовых ресурсов;
- называть и конкретизировать примерами виды налогов;
- характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
- формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость;
- различать виды ценных бумаг;
- различать сферы применения различных форм денег;
- грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
- определять практическое назначение основных элементов банковской системы;
- различать виды кредитов и сферу их использования;
- решать прикладные задачи на расчет процентной ставки по кредиту;
- формирование навыков разумного и безопасного финансового поведения;
- применять правовые нормы для защиты прав потребителей финансовых услуг;
- выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации;
- применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;
- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;
- грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;
- анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей заемщика и акционера;
- применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования основных социально-экономических ролей наемного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях;
- оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;
- использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;
- определять влияние факторов, влияющих на валютный курс;
- применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;
- оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
- разрабатывать и реализовывать проекты междисциплинарной направленности на основе полученных знаний по финансовой грамотности и ценностных ориентиров.
Сформированная у выпускника по итогам изучения курса «Основы финансовой грамотности» система знаний об основных инструментах финансового рынка позволит ему эффективно выполнять социально-экономическую роль потребителя, вкладчика, заемщика, акционера, налогоплательщика, страхователя, инвестора.
На основе правовых знаний в области защиты прав потребителей финансовых услуг, полученных в результате изучения данного курса, обучающиеся овладеют навыками безопасного поведения и защиты от мошенничества на финансовом рынке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...