Выступление на ШМО классных руководителей на тему: "Технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья школьников."
учебно-методический материал по теме
Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учёбы знания, которые будут востребованы в дальнейшей жизни.
Достижение этой цели невозможно без применения здоровьесберегающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_sposobstvuyushchie_sohraneniyu_i_ukrepleniyu_zdorovya_shkolnikov.docx | 446.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СТАРОГОРОДКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Выступление на ШМО
классных руководителей
на тему: «Технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья школьников».
Подготовила
классный руководитель
11 «а» класса
Печенкина Светлана Юрьевна
2018 год
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. Поэтому проблема сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни, сегодня очень актуальны. Модернизация системы образования требует внедрения кардинально нового подхода в обучении, который должен органично войти в повседневную деятельность школы и лежать в основе всего образовательного процесса.
Понятие «Здоровье» имеет множество определений. Но мы остановимся на определении, которое дано Всемирной организацией Здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого.
Основная задача школы – создание необходимых условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья школьника. Иными словами, если задача медицины – воздействовать на причины болезни, то задача педагогики – воздействовать на причины здоровья.
Причины здоровья – это категория, характеризующая условия формирования конкретного человека, становления и развития его психических и духовных качеств, физического совершенства, целевой жизненной установки.
Факторы, влияющие на причины здоровья ученика:
- уровень учебной нагрузки на организм учащихся;
- состояние лечебно-оздоровительной работы в школе;
- состояние внеурочной воспитательной работы в школе;
- уровень психологической помощи учащимся;
- состояние микроклимата в школе и дома.
Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учёбы знания, которые будут востребованы в дальнейшей жизни.
Достижение этой цели невозможно без применения здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии в образовании - это многокомпонентное понятие.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.
Это движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и минутки «покоя» гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура, подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Итак, перед школой стоит задача созданий условий для сохранения здоровья учащихся, то есть создания механизма формирования здоровьесберегающей среды.
Основные вопросы по здоровьесберегающим направлениям, которые изучает учитель:
1. Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.
2. Физкультминутки на уроках в начальной школе.
3. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках.
4. Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни.
5. Организация учебно-воспитательного процессов в режиме профилактики и охраны психологического здоровья школьников.
6. Экспресс-диагностика - основной показатель здоровьесберегающих технологий.
Методы здоровьесберегающих образовательных технологий, которыми должен владеть учитель:
- фронтальный;
- групповой;
- практический метод;
- познавательная игра;
- ситуационный метод;
- игровой метод;
- соревновательный метод;
- активные методы обучения;
- воспитательные, просветительские и образовательные программы; метод индивидуальных занятий.
Приёмы здоровьесберегающих образовательных технологий, которые использует учитель в своей работе:
- защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);
- компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки; оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура; массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации);
- стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, и др.);
- информационно-обучающее (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).
Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
- соблюдение санитарно-гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;
- рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
- четкая организация учебного труда;
- строгая дозировка учебной нагрузки;
- смена видов деятельности;
- обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
- место и длительность применения ТСО;
- включение в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;
- построение урока с учетом работоспособности учащихся;
- индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
- формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
- благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
- профилактика стрессов:
- работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища; стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить неправильный ответ;
- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;
- целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.
Деятельность учителя – классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья школьника:
- Сотрудничество с медицинским персоналом школы для изучения и последующей коррекции физического здоровья учеников класса.
- Организация сотрудничества с родителями учащихся, консультирование родителей.
- Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации коррекции здоровья учащихся.
- Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
- Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев.
- Формирование у обучающихся способности к рефлексии по проблемам собственного здоровья.
Итак, к здоровьесберегающим технологиям относятся.
1. Медико-гигиенические технологии (МГТ).
К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии е регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Участие врача или медицинской сестры необходимо при проведении психолого-педагогических консилиумов, на которых решаются вопросы, касающиеся отдельных учащихся с проблемами здоровья.
2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).
Направлены на физическое развитие занимающихся: тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.
3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).
Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и участие в природоохранных мероприятиях.
4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).
Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т. д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи - сохранение жизни требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов - курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор.
5. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:
- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии (ПИТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 40 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:
- социально адаптирующие и личностно развивающие технологии (CAЛPT) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов.
Итак, в нашей школе на уроках постоянно реализуются здоровьесберегающие образовательные технологии:
- в начальной общей школе – технология развивающего обучения, педагогика сотрудничества, элементы технологий уровневой дифференциации, технология проектно-исследовательской деятельности, интерактивные технологии;
- в основной общей школе – технологии уровневой дифференциации и модульной технологии, педагогика сотрудничества, технология проектно-исследовательской деятельности, интерактивные технологии;
- в средней (полной) общей школе – педагогика сотрудничества, элементы модульной технологии, элементы уровневой дифференциации, технология проектно-исследовательской деятельности.
Итак, комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе помогает сохранению и укрепление здоровья школьников, предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.
Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
Таким образом, можно сделать вывод, что здоровьесберегающие технологии являются неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.
Список литературы
- Ананьев В.А. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания. С-П. 2000
- Гафаров В.В. Личность и ее взаимодействие с социальной средой: непроторенная дорога. Новосибирск. СО РАН, 2008.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004
- Назарова Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие. М. «Академия» 2001.
- Свияш А.Г. Здоровье в голове, а не в аптеке. ЗАО Центрополиграф. 2007.
- Счастье быть здоровым / под ред. С.А. Муравьев, Г.А. Макарова. Екатеринбург «Фотек» 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация воспитательного процесса с учётом норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
При написании данного ватериала я опиралась на практическую работу....
Обобщение опыта работы классного руководителя по теме "Сохранение и укрепление здоровья школьников, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни"
Муниципальный этап Педагогического марафона классных руководителей «Учительство Подмосковья-воспитанию будущего поколения России"Описание опыта работы классного руководителя 6 класса...
Создание школьной инфраструктуры, способствующей сохранению и укреплению здоровья обучающихся
Выступление на административном совете г. Ельца...
Создание школьной инфраструктуры, способствующей сохранению и укреплению здоровья обучающихся
Выступление на административном совете г. Ельца...
Вклад классного руководителя в сохранение и укрепление здоровья школьников
«Забота о здоровье –это важнейший труд воспитателя.От жизнедеятельности,бодрости детейзависит их духовная жизнь, мировоззрение,умственное развитие, прочность знаний,вера в свои силы…»...
Здоровьесберегающие технологии, как необходимый элемент, способствующий сохранению и укреплению здоровья детей с ОВЗ при проведении прогулок
Без данной технологии не обходится ни одна прогулка с детьми ОВЗ. Упражнения на релаксанию и дыхательная гимнастика подробно описаны....
Вклад классного руководителя в сохранение и укрепление здоровья школьников
Здоровье – понятие комплексное. По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье – это “состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только ...