«Воспитание нравственных качеств личности, составляющих современную общечеловеческую мораль»
статья
Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты.
Более чем за двадцать постперестроечных лет выросло новое поколение молодежи. Это дети, которые воспитывались не на добрых мультиках, а на фильмах ужасов, агрессивных боевиках. Нередко первоклассники, впервые переступившие порог школы, стремятся копировать главных героев фильмов, мечтают о завоевании мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_vospitateln.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты.
Более чем за двадцать постперестроечных лет выросло новое поколение молодежи. Это дети, которые воспитывались не на добрых мультиках, а на фильмах ужасов, агрессивных боевиках. Нередко первоклассники, впервые переступившие порог школы, стремятся копировать главных героев фильмов, мечтают о завоевании мира.
Кто придет завтра на производство, в научные лаборатории, в школы и больницы, в социальное служение, в армию? Это не праздный вопрос. От него зависит дальнейшее возрождение России.
Именно поэтому мы все вместе, и прежде всего педагоги, должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним – единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства. И у нас должно хватить мужества поставить и решать эту задачу средствами школьных предметов, и в первую очередь на уроках русского языка и литературы.
Если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным.
Во-первых, такие ученики отличаются добротой, отзывчивостью и милосердием, во-вторых, они с удовольствием изучают русский язык, читают классическую литературу. Не секрет, что далеко не все из школьной программы можно изучать с интересом. Однако если у ученика формируется нравственное мышление, то успех изучения предметов более чем наполовину обеспечен.
По словарю С. И. Ожегова, нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
Духовный – относящийся к умственной деятельности, к области духа;
В словаре нет определения, что такое духовность. Возможно, потому, что само существо духовности не поддается точному определению и рациональному осмыслению.
Жизнь и опыт безбожной жизни показали, что духовность и нравственность в обществе тесно взаимосвязаны: там, где нет духовности, падает нравственность.
Заниматься проблемой духовно-нравственного образования одинаково полезно как учителю, так и ученику.
Учительство – одно из труднейших видов служению Отечеству и своему народу. Учителю поручена высокая духовная миссия: на своем месте он реализует дело, может быть, куда более важное, чем любая концепция или программа, ибо он строит жизнь человека. Но чтобы заложить в души учеников высокие нравственные принципы, учителю нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть построена на тех же принципах.
Замечательно, что главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников.
Наиболее способствуют этому русский язык и литература. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся. Небольшие предложения для разбора по русскому языку (Люди стали жить богаче, но беднее стала речь. Много на свете умных, да добрых мало), а какую большую работу можно по ним провести! Или при изучении правила о правописании приставок на з- и с- полезно бывает рассказать, что приставка без- в русском языке обозначала отсутствие чего-то. Но после 1917 года большевики поменяли орфографию, и появились слова с написанием бесценный, бесполезный. Почему? Нетрудно догадаться. После такой беседы запоминание изучаемой орфограммы идет лучше. А задание на дом : «Найти материал обо всех реформах русского языка» поможет повысить познавательную активность воспитанников.
«Отечество», «Родина» для меня не пустые слова. Общаясь каждый день с детьми, я вижу их взаимоотношения, их моральный и духовный уровень, отношение к окружающему их миру. Да, в течение последних лет многое изменилось (мягко говоря): изменились ценностные ориентиры,
взаимоотношения между людьми, отношения гражданина России с Государством и обществом. И мы, учителя, меняемся, много переосмыслили, особенно свою роль в воспитании молодежи. Поэтому, как гражданин своей страны, я не могу равнодушно смотреть на происходящее; считаю, что ответственна за формирование личности учащегося на своих уроках, за воспитание будущего поколения.
С учениками 10 классов провели дискуссию «Патриотизм: знак вопроса», одна из целей которой была формирование гражданской позиции учащихся воспитание духовной, нравственной личности. Дети открыто делились тем, что для них Родина, гражданский долг, что значит любить свое отечество, какое отношение у них к службе в армии. С удовлетворением слушала я их выступления, в которых звучали слова «Честь», «Совесть», «Долг», «Родина», «Отечество», «Патриотизм». Ребята отметили, что, какие же они счастливые, что могут беззаботно просыпаться утром, радуясь солнцу, и всё это благодаря тем, кто отстаивал рубежи своей Родины в годы Великой Отечественной войны, нашим ветеранам и тем, кто погиб за наше мирное утро. Всё дальше и дальше от нас 9 мая 1945 года. Но мы вместе с своими воспитанниками чтим память погибших за нашу Родину. 6 мая десятиклассники приняли активное участие в праздничном концерте в п. Первомайское. По уже сложившейся традиции в День Великой Победы мы участвуем в праздничном шествии. В этом году п. Могот присоединился к акции «Бессмертный полк». Лучшие ученики школы (в том числе и уч-ся 10 класса) несли портреты воинов освободителей, родственников наших односельчан. Затем приняли активное участие в литературно – музыкальной композиции «Просто ты умела ждать…»
Во время проведения Декады гуманитарных наук состоялся Конкурс красноречия «Зачем я учу русский язык» для учащихся 9 - 11 классов.
Цель этого конкурса – способствовать воспитанию духовной, нравственной личности. Это мероприятие – результат длительной и плодотворной работы учеников. Ребята показали умение чувствовать родное слово, думать над ним, искать в слове истинный смысл, восхищаться им, выражать себя в слове. Речь шла о любви к родной земле, об отношении к национальной культуре, к достоянию нашему – русскому языку.
Воспитанию нравственности помогают, конечно, и уроки русского языка и литературы. Так, например, дискуссии весьма ценны в гражданском воспитании. Они развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни.
Где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Особую ценность представляет и форма обсуждения, ролевая игра, групповая форма работы, тренинги, анкетирование. Для решения гражданственного, духовно-нравственного воспитания на уроках литературы провожу уроки-исследования, беседы, семинары, дискуссии, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях : о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.
Изучая «Слово о полку Игореве» мы . учителя, привыкли больше говорить о гражданской позиции автора, о патриотизме русского народа, упуская важные рассуждения автора о честолюбии и человеческой гордыне, как об одном из смертных грехов человека. Гордыня и потеря ответственности за свои поступки влекут за собой огромные человеческие трагедии.
В беседе о Базарове по роману Тургенева «Отцы и дети» очень важно подвести детей к выводу, что трагизм героя – в отсутствии нравственных ориентиров, отрицая все, он не может предложить ничего взамен. А идеал Тургенева – жизнь, идущая беспрерывно от прошлого к будущему через настоящее, где главная ценность - любовь отцов к детям, наследующим лучшее в них.
Часто практикую на своих уроках сочинения- миниатюры, сочинения –рассуждения о нравственных понятиях : совесть, милосердие, сострадание, благородство. Меня всегда волнуют творческие работы моих учеников, тонко трогают мою душу и успокаивают: »На правильном пути стоят мои дети». Вот выдержки из сочинения: »Совесть?.. Что она для человека? Почему именно это качество является важнейшим достоинством человеческой души? Эти вопросы волновали и продолжают волновать сердца людей, ведь во все времена «чистая совесть» была величайшим благом для человека. Совесть – внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение. Так объясняет значение этого слова толковый словарь. Ребята проявили активность в обсуждении проблемы века «Что нужно изменить в мире, чтобы он стал «добр и хорош»? Убедительными были и рассуждения «Реальный друг!?! Виртуальный друг!?!»
Я думаю, что внутренняя красота человека заключается в гармонии его мыслей и чувств. Смотреть на людей со «сломленной совестью» еще страшнее, чем на убитых. Сохранить свою честь и достоинство и остаться с «незапятнанной
совестью» очень важно для любого человека, независимо ни от условий его существования, ни от того дела, которым он занимается в своей жизни. Совесть – главное качество человеческой души, и тот, кто утратил его, превращается в жестокое и алчное существо, не имеющее ни чувств, ни мыслей.»
На уроках русского языка и литературы просто необходимо показать бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений, Размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают учащимся познакомиться с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации. Зачетным заданием за 3 четверть для моих десятиклассников стала исследовательская работа «Энциклопедия одного слова»., в которой учащиеся проследили за этимологией слова, его лексическим значением, употреблением его в русском народном творчестве, в творчестве наших писателей и поэтов, привели примеры своих творческих работ с этим словом. Прекрасные энциклопедии составили дети со словами любовь, семья, правда, жизнь. Такое размышление над словом духовно обогащает учащихся, помогает познакомить их с национальными традициями, складом мышления, самобытной неповторимостью, нравственным состоянием и духовностью своего народа. Большую пользу приносят мероприятия, проводимые совместно с поселковой библиотекой и клубом «Багульник»: «День славянской посьменности», игра «Как слово наше отзовётся», поэтическая гостиная «Встреча с Э. Асадовым» и др.
Ребята с активной жизненной позицией стремятся успеть везде поучаствовать, как можно больше прочувствовать. Откликаются на всё предложенное. Приняли участие в фестивале – конкурсе детского, юношеского и взрослого творчества «Молодость +» в г. Тында, в фестивале патриотической песни «Наши родители - БАМостроители».
Как важно для учителя передать детям то, что поможет им сохранить человеческое в себе и в мире, защитить от глупости, беспамятства, духовной глухоты и трагедии мира. Можно рассказать ученикам о природе вещей, научить ухаживать за растениями, не обижать животных, но суть в ином. Смысл нашего пребывания на Земле в любви ко всему видимому и невидимому, служении ему.
Через диалог воспитателя и воспитанника происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение учащихся и преподавателя.
Муниципальное общеобразовательное казённое
учреждение «Моготская СОШ»
Доклад по самообразованию
«Воспитание
нравственных качеств личности,
составляющих современную общечеловеческую мораль»
Кл. руководитель 10 класса
А.А.Болотова
Могот
2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств личности»
Человек XXI века в лавине обрушивающейся на него информации, в напряженном режиме жизни часто забывает заглянуть в собственную душу, отходит от тех нравственных и моральных устоев, которые он постигал...
«Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств личности»
Человек XXI века в лавине обрушивающейся на него информации, в напряженном режиме жизни часто забывает заглянуть в собственную душу, отходит от тех нравственных и моральных устоев, которые он постигал...
Родительское собрание на тему"«Единство семьи и школы в воспитании нравственных качеств личности».
Родительское собрание на протяжении многих лет остаётся одной из наиболее распространённых форм работы классного руководителя с родителями. Здесь решаются вопросы, касающиеся обучения и воспитания дет...
Воспитание нравственных качеств личности через организацию досуговой деятельности/из опыта работы
Работа по нравственному воспитанию может быть полезна воспитателям, классным руководителям. В приложениях даны разработки занятий "Делать добро спешите", "Совесть",...
Педагогический проект "Литературно-образовательное пространство как фактор воспитания нравственных качеств личности"
АННОТАЦИЯ к педагогическому проекту «Литературно-образовательное пространство как фактор воспитания нравственных качеств личности» Авторы: Калачева Лира Владимировна, Попова Айталина Прокопь...
Воспитание нравственных качеств личности на уроках биологии и во внеклассной деятельности (кустовое методическое объединение)
Биология - наука о жизни. Ее изучение способствует осознанию школьниками того, что сохранение биосферы - непременное условие не только существования, но и развития человечества. Биологическое об...
«Самосовершенствование личности. Воспитание нравственных качеств личности подростка через самопознание и саморазвитие»
Одно из примечательных явлений подросткового возраста — начало процесса сознательного нравственного и эстетического самовоспитания. Подросток начинает задумываться над возможностями влияния на собстве...