Актуальность физминутки на коррекционно-развивающих занятиях
статья

Ерунова Ольга Николаевна

Все о физминутках на коррекционных занятиях с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost_fizminutok.docx210.24 КБ

Предварительный просмотр:

        Актуальность     физминутки  на коррекционно-развивающих    занятиях

        Основная задача на занятиях – так организовать развивающий процесс, чтобы каждый ребенок, независимо от своих возможностей, мог успешно развиваться, реализовать себя в познавательной деятельности.

Роль  физминуток:      Проводят физкультминутку на 10 -12 минуте от начала занятия.

                                         Продолжительность 2-3 минуты.

Физминутки направлены:

  • на снятие локального утомления  
  • общее воздействие на усталый организм

Основные требования при составлении комплекса физкультминуток:

Упражнения должны охватывать большие группы мышц и снимать напряжение, вызываемое продолжительным ограничением движения

  • потягивание
  • наклоны
  • повороты                              
  • приседания
  • подскоки
  • бег на месте
  • Движение кистями: сжимание, разжимание, вращение.

Основные  требования при составлении комплекса  физкультминуток:

  • Упражнения должны быть просты, интересны, доступны детям, по возможности связаны с содержанием занятий, носить игровой характер.
  • Комплекс должен состоять из одного двух упражнений, повторяющихся 4-6 раз. Замена комплекса проводиться не реже 1 раза в две недели.

Содержание упражнений должно зависеть от характера и условий проведения занятия.

В  состав   упражнений   для   физминуток входят:

  • упражнения по формированию осанки,
  • укреплению зрения,
  • укреплению мышц рук,
  • отдых позвоночника,
  • упражнения для ног,
  • релаксационные упражнения для мимики лица,
  • психогимнастика,
  • дыхательная гимнастика.

Физкультминутки   можно   отнести   к следующим   видам:

по степени воздействия на организм - это то, как воздействует каждая физминутка   на  ту  или иную систему организма
по форме проведения – то, какие физминутки следует подбирать для каждого занятия.

Классификация    физминуток

        

Оздоровительные физминутки

        Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, “поболтать ножками”.

  • Танцевальные.
  • Ритмические

        Движения в ритмических физминутках должны быть более четкими, отработанными. Часто ритмические физминутки выполняются под счет.

  • Гимнастика   для   глаз.

        

  • Пальчиковая гимнастика

«Рука является вышедшим наружу головным мозгом»,

это высказывание Эммануила Канта прозвучало еще

задолго до того, как была доказана физиологическая

значимость развития тонкой моторики. Человек –

универсальное «мыслящее тело», классический пример

этой универсальности - движущая рука человека»

                                                                                                 (Э.В. Ильенко).

Задачи:

  • стимуляция развития речи у детей раннего возраста;
  • подготовка руки к письму у старших дошкольников и младших школьников;
  • тренировка внимания;
  • координация движений;

Условия   проведения

Комплекс упражнений  гимнастики для пальчиков  рук проводят в течение 6—8  минут. Он включает в себя 6—8 упражнений, выполняемых в такой последовательности:

  • кончики пальцев,
  • кисть,
  • предплечье,
  • плечо.

Двигательно-речевые физминутки.
В эту группу входят:

  • дыхательная   гимнастика
  • артикуляционная    гимнастика

Это упражнения на чередование звуков, чередование дыхания, длительный вдох и выдох, упражнения “Задуй свечу”, “Надуй шарик”, подражания животным.

     “Звук вокруг” – дети показывают при помощи звуков: дождь, полет шмеля, летящий самолет, проезжавшую мимо машину и т д.

    “Сгибание стопы” – упражнение, отвечающее за речь и язык. При помощи этих упражнений происходит воздействие на верхние и нижние отделы легких, насыщение их кислородом, снижение напряжения.

    А также в эту группу относим инсценировку небольших стишков. Педагог читает небольшие стишки с одновременным выполняем различных движений детьми, как бы инсценируя их.

Дыхательная    гимнастика.

Перед физическими упражнениями рекомендуется выполнять  дыхательную   гимнастику.

Заниматься лучше

  • пo yтpaм,
  • в проветренной комнате
  • и обязательно на голодный желудок.

Дыхательной гимнастике специалисты придают большое значение: благодаря ей увеличивается насыщение кислородом крови, a в результате и всех органов, происходит общее очищение организма и заметно улучшается состояние кожи.

  • Очищающее   дыхание.
  • Энергетизирующее   дыхание.
  • Cтимyлиpyющee   дыxaниe.

Артикуляционная гимнастика

         является основой для формирования речевых звуков–фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза.

Четкая артикуляция обеспечивается подвижными органами речи- языком, губами, нёбом.

    Артикуляция так же связана с работой многочисленных мышц. В том числе жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания- гортани, трахеи, бронхов, лёгких, диафрагмы, межрёберных мышц. У наших детей практически у всех органическое поражение головного мозга или ЦНС, с сопутствующими парезами, параличами. Поэтому ребёнок не может придать своему языку, губам нужное положение, язык как бы непослушен, недостаточно подвижен или же занимает какое-то необычное положение при выполнении некоторых самых простых движений. Для этого и необходимо артикуляционная гимнастика, основной целью которой является развитие подвижности мышц губ и языка ,без чего невозможно правильное артикулирование звуков.

Физкультурно-спортивные физминутки.

         Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц.

Можно включать:

  • бег,
  • прыжки,
  • приседания,
  • ходьбу на месте.

Общеразвивающие    упражнения

Это традиционная гимнастика, которая выполняется под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано на укрепление определенной группы мышц.

Подвижные игры

       Это могут быть игры с мягким мячом. Игра может проходить в виде закрепления изученного материала по аналогии игры «Съедобное – несъедобное», упражнения на координацию движения «Забей гол».

Когнитивные.

Обычно такие упражнения включают в себя действия ребенка в ответ на задания воспитателя или педагога.

  • Дидактические  игры  с  движениями.
  • Психогимнастика.
  • Развивающие игры.
  • Двигательные действия и задания

Креативные.

  • Гимнастика ума.

        Использование игр для развития, логического мышления, воображения, восприятия, памяти, внимания, познавательных процессов умения принимать решения. Это могут быть мини-викторины, кроссворды, загадки, ребусы. Гимнастика ума также включает в себя упражнения для улучшения мозгового кровообращения – это двигательные действия (наклоны и повороты головы) + дыхательная гимнастика.

        Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные вопросы профессиональной деятельности УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

1. Что понимают под экзогенно-органическими причинами возникновения речевых расстройств?1)  неправильная речь окружающих;2)  двуязычие в семье;3)  черепно-мозговая родовая травма....

АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...

Актуальность проблемы личностно-ориентированного подхода в обучении английскому языку в 5-х классах

  Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Всё больше внимания сегодня обращается на создание в школе на...

Актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы,...

Координация усилий школы и семьи в решении актуальных проблем

Выступление на педагогическом совете по теме: "Координация усилий  школы и семьи  в решении актуальных проблем  воспитания школьников". В условиях кардинальных изменений в социальн...

Актуальный педагогический опыт

Работа с текстом на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся...

Актуальные вопросы этической культуры.

Школа, решая социальные задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому учащемуся определить чувство ответственности за сохранение моральных основ общества....