Актуальность физминутки на коррекционно-развивающих занятиях
статья
Все о физминутках на коррекционных занятиях с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnost_fizminutok.docx | 210.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность физминутки на коррекционно-развивающих занятиях
Основная задача на занятиях – так организовать развивающий процесс, чтобы каждый ребенок, независимо от своих возможностей, мог успешно развиваться, реализовать себя в познавательной деятельности.
Роль физминуток: Проводят физкультминутку на 10 -12 минуте от начала занятия.
Продолжительность 2-3 минуты.
Физминутки направлены:
- на снятие локального утомления
- общее воздействие на усталый организм
Основные требования при составлении комплекса физкультминуток:
Упражнения должны охватывать большие группы мышц и снимать напряжение, вызываемое продолжительным ограничением движения
- потягивание
- наклоны
- повороты
- приседания
- подскоки
- бег на месте
- Движение кистями: сжимание, разжимание, вращение.
Основные требования при составлении комплекса физкультминуток:
- Упражнения должны быть просты, интересны, доступны детям, по возможности связаны с содержанием занятий, носить игровой характер.
- Комплекс должен состоять из одного двух упражнений, повторяющихся 4-6 раз. Замена комплекса проводиться не реже 1 раза в две недели.
Содержание упражнений должно зависеть от характера и условий проведения занятия.
В состав упражнений для физминуток входят:
- упражнения по формированию осанки,
- укреплению зрения,
- укреплению мышц рук,
- отдых позвоночника,
- упражнения для ног,
- релаксационные упражнения для мимики лица,
- психогимнастика,
- дыхательная гимнастика.
Физкультминутки можно отнести к следующим видам:
по степени воздействия на организм - это то, как воздействует каждая физминутка на ту или иную систему организма
по форме проведения – то, какие физминутки следует подбирать для каждого занятия.
Классификация физминуток
Оздоровительные физминутки
Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, “поболтать ножками”.
- Танцевальные.
- Ритмические
Движения в ритмических физминутках должны быть более четкими, отработанными. Часто ритмические физминутки выполняются под счет.
- Гимнастика для глаз.
- Пальчиковая гимнастика
«Рука является вышедшим наружу головным мозгом»,
это высказывание Эммануила Канта прозвучало еще
задолго до того, как была доказана физиологическая
значимость развития тонкой моторики. Человек –
универсальное «мыслящее тело», классический пример
этой универсальности - движущая рука человека»
(Э.В. Ильенко).
Задачи:
- стимуляция развития речи у детей раннего возраста;
- подготовка руки к письму у старших дошкольников и младших школьников;
- тренировка внимания;
- координация движений;
Условия проведения
Комплекс упражнений гимнастики для пальчиков рук проводят в течение 6—8 минут. Он включает в себя 6—8 упражнений, выполняемых в такой последовательности:
- кончики пальцев,
- кисть,
- предплечье,
- плечо.
Двигательно-речевые физминутки.
В эту группу входят:
- дыхательная гимнастика
- артикуляционная гимнастика
Это упражнения на чередование звуков, чередование дыхания, длительный вдох и выдох, упражнения “Задуй свечу”, “Надуй шарик”, подражания животным.
“Звук вокруг” – дети показывают при помощи звуков: дождь, полет шмеля, летящий самолет, проезжавшую мимо машину и т д.
“Сгибание стопы” – упражнение, отвечающее за речь и язык. При помощи этих упражнений происходит воздействие на верхние и нижние отделы легких, насыщение их кислородом, снижение напряжения.
А также в эту группу относим инсценировку небольших стишков. Педагог читает небольшие стишки с одновременным выполняем различных движений детьми, как бы инсценируя их.
Дыхательная гимнастика.
Перед физическими упражнениями рекомендуется выполнять дыхательную гимнастику.
Заниматься лучше
- пo yтpaм,
- в проветренной комнате
- и обязательно на голодный желудок.
Дыхательной гимнастике специалисты придают большое значение: благодаря ей увеличивается насыщение кислородом крови, a в результате и всех органов, происходит общее очищение организма и заметно улучшается состояние кожи.
- Очищающее дыхание.
- Энергетизирующее дыхание.
- Cтимyлиpyющee дыxaниe.
Артикуляционная гимнастика
является основой для формирования речевых звуков–фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза.
Четкая артикуляция обеспечивается подвижными органами речи- языком, губами, нёбом.
Артикуляция так же связана с работой многочисленных мышц. В том числе жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания- гортани, трахеи, бронхов, лёгких, диафрагмы, межрёберных мышц. У наших детей практически у всех органическое поражение головного мозга или ЦНС, с сопутствующими парезами, параличами. Поэтому ребёнок не может придать своему языку, губам нужное положение, язык как бы непослушен, недостаточно подвижен или же занимает какое-то необычное положение при выполнении некоторых самых простых движений. Для этого и необходимо артикуляционная гимнастика, основной целью которой является развитие подвижности мышц губ и языка ,без чего невозможно правильное артикулирование звуков.
Физкультурно-спортивные физминутки.
Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц.
Можно включать:
- бег,
- прыжки,
- приседания,
- ходьбу на месте.
Общеразвивающие упражнения
Это традиционная гимнастика, которая выполняется под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано на укрепление определенной группы мышц.
Подвижные игры
Это могут быть игры с мягким мячом. Игра может проходить в виде закрепления изученного материала по аналогии игры «Съедобное – несъедобное», упражнения на координацию движения «Забей гол».
Когнитивные.
Обычно такие упражнения включают в себя действия ребенка в ответ на задания воспитателя или педагога.
- Дидактические игры с движениями.
- Психогимнастика.
- Развивающие игры.
- Двигательные действия и задания
Креативные.
- Гимнастика ума.
Использование игр для развития, логического мышления, воображения, восприятия, памяти, внимания, познавательных процессов умения принимать решения. Это могут быть мини-викторины, кроссворды, загадки, ребусы. Гимнастика ума также включает в себя упражнения для улучшения мозгового кровообращения – это двигательные действия (наклоны и повороты головы) + дыхательная гимнастика.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные вопросы профессиональной деятельности УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
1. Что понимают под экзогенно-органическими причинами возникновения речевых расстройств?1) неправильная речь окружающих;2) двуязычие в семье;3) черепно-мозговая родовая травма....
АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...
Актуальность проблемы личностно-ориентированного подхода в обучении английскому языку в 5-х классах
Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Всё больше внимания сегодня обращается на создание в школе на...
Актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы,...
Координация усилий школы и семьи в решении актуальных проблем
Выступление на педагогическом совете по теме: "Координация усилий школы и семьи в решении актуальных проблем воспитания школьников". В условиях кардинальных изменений в социальн...
Актуальный педагогический опыт
Работа с текстом на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся...
Актуальные вопросы этической культуры.
Школа, решая социальные задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому учащемуся определить чувство ответственности за сохранение моральных основ общества....