Урок ОДНКНР "Твой духовный мир: Творчество"
методическая разработка (5 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «Твой духовный мир: Творчество»
Учитель: Проскурнина М.А.
Класс: 5 а
Тема урока: «Твой духовный мир: Любовь»
Тип урока: Комбинированный
Цель урока: Углубить представления учащихся об общечеловеческой ценности «счастье» и о понятии искусство, показать взаимосвязь творчества и внутренней удовлетворенности.
Задачи урока:
- Формирование осознанного стремления быть счастливым.
- Показать различия между понятиями творчество и искусство.
- Развитие позитивного мировосприятия, способности радоваться жизни.
- Воспитание творческой личности, способной ощутить свою творческую состоятельность, стремящейся к самовыражению, самосовершенствованию, взаимоподдержки.
Технологии: проектная технология (индивидуальный проект), игровые технологии, здоровьесберегающие технологии.
Оборудование: музыка
Межпредметные связи: музыка, литература, обществознание
Планируемые результаты
Предметные:
- владение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, о котором можно сказать: «культурный, творческий, духовно богатый», понимание того, что такое счастье;
- знание взаимосвязи творчества и искусства;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов,;
- формирование представлений об основах светской этики;
- понимание значения нравственности, в жизни человека, семьи и общества;
Личностные:
- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера;
- Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
- Сформированность целостного мировоззрения.
- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению.
- Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
- Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
- Интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества.
- способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества,
Метапредметные:
Регулятивные: Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности
- умение обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
- умение ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- умение определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- умение выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- умение определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
Познавательные
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы,
- Умение преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов
Коммуникативные
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
Пояснительная записка. Урок «Твой духовный мир: Творчество» является последним в цикле уроков по формированию осознанного восприятия темы счастье обучающимися. Кроме связи искусства и творчества важно уделить внимание еще раз на обобщение сведений, что счастье – в руках каждого, поэтому очень много зависит от нас, нашего восприятия мира, от нашей духовной работы над собой.
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | УУД | |||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |||
Организационный момент | Приветствует обучающихся. | Приветствуют учителя. | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
| |
Проверка домашнего задания. Актуализация необходимых знаний. | Проверка домашнего задания. Можно ли сказать, что «Вредные советы» Г. Остера – творчество? | Рассказывают про вредные советы (домашнее задание). Делают вывод, что это шутливое переложение нравственных правил, устоев. Это, безусловно, творчество. | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Регулятивные: Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,. Познавательные Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы, | овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, о котором можно сказать: «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре |
Мотивация к деятельности | Поднимите руки, кто занимается творчеством? Делает ли вас это счастливым? Если мы и так занимаемся творчеством, зачем тогда мы сейчас о нем говорим? Давайте заполним таблицу «знаем-хотим узнать – узнали» | Отвечают на вопрос. Творчество приносит радость. Знаем: что такое творчество, виды творчества Хотим узнать: зачем творчество необходимо? Новые виды творчества. И т.д. | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Познавательные Умение устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов Коммуникативные Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение | овладение целостными представлениями о том, каким должен быть человек, о котором можно сказать: «творческий, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей |
Организация познавательной деятельности | Как связаны искусство и творчество? Составим кластер «Виды искусства», объединим те, которыми мы занимаемся, и те, которые нам интересны. Чему вы бы могли научить ваших одноклассников/друзей? Хотелось бы вам разделить ваше увлечение? Творчеством могут заниматься только избранные или все? Зачем же люди занимаются творчеством? Давайте тогда каждый создаст проект «Мое счастье». У вас есть ватман, солнце с лучиками (д.з. после первого урока в цикле), птица/ветер, символизирующий свободу, ромашки по теме любовь. С чем можно сравнить друзей? (возможно с деревом, берег и река и другие варианты). Соедините рисунки/аппликации, оставим место для еще одного задания. (на фон включается спокойная музыка) Презентация: показ одноклассникам. Вопросы для защиты: что еще добавили бы, что важнее для вас творчество или результат? Посмотрите на ваши работы. Согласны ли вы с утверждением Леонардо да Винчи «Счастье дается тому, кто много трудится»? Подведем итог нашего изучения темы «Твой внутренний мир». Что мы узнали? Попробуем составить синквейн. 1 слово – счастье. Вторая строка – 2 прилагательных, раскрывающих тему счастья. Третья - 3 глагола. Четвертая – предложение (отношение к теме). Пятая – синоним слову/вывод. | Искусство не может быть без творчества, но творчество – не обязательно искусство. Составляют кластер в тетради. Виды искусства: Литература, живопись, архитектура, скульптура, танцы, театр, кино, графика, фотография, кулинария. Отдельно обсуждаем спорт. Личностные проекты/творческие начинания. Творчество – это дар у каждого, но его надо найти и развивать. Примерные ответы: -успокаивает их; -выражают эмоции; -развивает воображение; -поддерживает форму (танцы, например) -поднимает настроение и т.д. Создание индивидуального проекта. Защита проекта. (любовь, дружба, свобода, творчество подразумевают труд) Пример.
| Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Сформированность целостного мировоззрения. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества.. Сформированность ценности здорового и безопасного образа. Развитость эстетического сознания, творческой деятельности эстетического характера. способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. | Регулятивные
Познавательные Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы Коммуникативные Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью | овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, о котором можно сказать: «творческий, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре - знание основных норм морали, - формирование представлений об основах светской этики - понимание значения нравственности, творчества в жизни человека, семьи и общества |
Рефлексия деятельности | Вернемся к нашей притче. Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. — Что ещё слепить тебе? — спросил Бог. — Слепи мне счастье, — попросил человек… Бог протянул ему свой кусочек глины и улыбнулся. Какой вывод можно сделать по теме урока «Творчество»? | Бог – творец. А человек создан по образу Бога. Поэтому каждый может творить и должен творить и в разных видах искусства, и в своей жизни. Вывод: счастье в руках человека. Но чтобы быть счастливым, надо приложить усилия.
| рефлексии . Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера; | Регулятивные Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной Коммуникативные Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью | понимание значения нравственности, творчества в жизни человека, семьи и общества |
Домашнее задание | Домашнее задание на выбор:
| Записывают д.з. | Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. | Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК МУЗЫКИ "ДУХОВНАЯ МУЗЫКА.ОБРАЗЫ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ"
РАЗРАБОТКА УРОКА 6 КЛАСС...
Урок обществознания "Духовная жизнь"
урок обществознания в 9 классе...
Урок по Духовному краеведению Подмосковья на тему: «Храм Христа Спасителя»
Разработка урока...
Урок - мастерская "Духовный путь Сергия Радонежского" 8 класс
Цель урока: ввести учащихся в мир книги, повествующей о духовном пути Сергия Радонежского.Задачи: - учить бережному отношению к художественному слову;-развивать умение комплексно анализировать ху...
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Из опыта работы. Урок. Тема: Жизнь и творчество А. Н. Островского. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.
Урок литературы в 10 классе. Жизнь и творчество Островского. Традиции русской драматургии....
"Истоки творчества" (урок обобщающего повторения по творчеству А. С. Пушкина в 8 классе)
Урок по теме «Истоки творчества А. С. Пушкина» проводится в 8 классе как урок-исследование с опорой на изученный материал в 5-8 классах.Тип урока: урок-исследованиеОсновные методы: репродуктивны...