Урок ОДНКНР "Твой духовный мир: Творчество"
методическая разработка (5 класс)

Проскурнина Мария Александровна

Урок ОДНКНР "Твой духовный мир: Творчество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_tvorchestvo.docx29.58 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Твой духовный мир: Творчество»

Учитель: Проскурнина М.А.

Класс: 5 а

Тема урока: «Твой духовный мир: Любовь»

Тип урока: Комбинированный


Цель урока: Углубить представления учащихся об общечеловеческой ценности «счастье» и о понятии искусство, показать взаимосвязь творчества и внутренней удовлетворенности. 
Задачи урока:

  1.  Формирование осознанного стремления быть счастливым. 
  2. Показать различия между понятиями творчество и искусство.
  3.  Развитие позитивного мировосприятия, способности радоваться жизни. 
  4.  Воспитание творческой личности, способной ощутить свою творческую состоятельность, стремящейся к самовыражению, самосовершенствованию, взаимоподдержки.

Технологии: проектная технология (индивидуальный проект), игровые технологии, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: музыка

Межпредметные связи: музыка, литература, обществознание

Планируемые результаты

Предметные:

- владение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, о котором можно сказать: «культурный, творческий, духовно богатый», понимание того, что такое счастье;

- знание взаимосвязи творчества и искусства;

- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов,;

- формирование представлений об основах светской этики;

- понимание значения нравственности, в жизни человека, семьи и общества;

Личностные:

- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера;

- Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

- Сформированность целостного мировоззрения.

- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению.

- Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

- Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

- Интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества.

- способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества,

Метапредметные:

Регулятивные: Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности

- умение  обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

-  умение  ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

- умение   определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

- умение  выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

- умение определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

Познавательные

- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы,

- Умение преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов

Коммуникативные

- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью 

Пояснительная записка. Урок «Твой духовный мир: Творчество» является последним в цикле уроков по формированию осознанного восприятия темы счастье обучающимися. Кроме связи искусства и творчества важно уделить внимание еще раз на обобщение сведений, что счастье – в руках каждого, поэтому очень много зависит от нас, нашего восприятия мира, от нашей духовной работы над собой.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

УУД

Личностные

Метапредметные

Предметные

Организационный момент

Приветствует обучающихся.

Приветствуют учителя.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

 

Проверка домашнего задания. Актуализация необходимых знаний.

Проверка домашнего задания. Можно ли сказать, что «Вредные советы» Г. Остера – творчество?

Рассказывают про вредные советы (домашнее задание). Делают вывод, что это шутливое переложение нравственных правил, устоев. Это, безусловно, творчество.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Регулятивные: Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,.

Познавательные

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы,

овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, о котором можно сказать: «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре

Мотивация к деятельности

Поднимите руки, кто занимается творчеством? Делает ли вас это счастливым?

Если мы и так занимаемся творчеством, зачем тогда мы сейчас о нем говорим? Давайте заполним таблицу «знаем-хотим узнать – узнали»

Отвечают на вопрос. Творчество приносит радость.

Знаем: что такое творчество, виды творчества Хотим узнать: зачем творчество необходимо? Новые виды творчества. И т.д.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Познавательные

Умение устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов

Коммуникативные

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

овладение целостными представлениями о том, каким должен быть человек, о котором можно сказать: «творческий, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей

Организация познавательной деятельности

Как связаны искусство и творчество?

Составим кластер «Виды искусства», объединим те, которыми мы занимаемся, и те, которые нам интересны.

Чему вы бы могли научить ваших одноклассников/друзей? Хотелось бы вам разделить ваше увлечение?

Творчеством могут заниматься только избранные или все?

Зачем же люди занимаются творчеством?

Давайте тогда каждый создаст проект «Мое счастье». У вас есть ватман, солнце с лучиками (д.з. после первого урока в цикле), птица/ветер, символизирующий свободу, ромашки по теме любовь. С чем можно сравнить друзей? (возможно с деревом, берег и река и другие варианты). Соедините рисунки/аппликации, оставим место для еще одного задания.

(на фон включается спокойная музыка)

Презентация: показ одноклассникам. Вопросы для защиты: что еще добавили бы, что важнее для вас творчество или результат?

Посмотрите на ваши работы. Согласны ли вы с утверждением Леонардо да Винчи «Счастье дается тому, кто много трудится»?

Подведем итог нашего изучения темы «Твой внутренний мир». Что мы узнали?

Попробуем составить синквейн. 1 слово – счастье. Вторая строка – 2 прилагательных, раскрывающих тему счастья. Третья -  3 глагола. Четвертая – предложение (отношение к теме). Пятая – синоним слову/вывод.

Искусство не может быть без творчества, но творчество – не обязательно искусство.

Составляют кластер в тетради. Виды искусства:

Литература, живопись, архитектура, скульптура, танцы, театр, кино, графика, фотография, кулинария. Отдельно обсуждаем спорт.  Личностные проекты/творческие начинания.

Творчество – это дар у каждого, но его надо найти и развивать.

Примерные ответы:

-успокаивает их;

-выражают эмоции;

-развивает воображение;

-поддерживает форму (танцы, например)

-поднимает настроение и т.д.

Создание индивидуального проекта.  

Защита проекта.

(любовь, дружба, свобода, творчество подразумевают труд)

Пример.

  1. Счастье
  2. Радостное, огромное
  3. Заслужить, беречь, работать.
  4. За счастье надо бороться.
  5. Радость.

Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Сформированность целостного мировоззрения.

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению.

Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

Интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества..

Сформированность ценности здорового и безопасного образа. Развитость эстетического сознания, творческой деятельности эстетического характера.

способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Регулятивные

  • умение  обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
  • умение   определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • умение  выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • умение определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
  • описание своего опыта, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

Познавательные

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы

Коммуникативные

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью 

овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, о котором можно сказать: «творческий, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре

- знание основных норм морали,

- формирование представлений об основах светской этики

- понимание значения нравственности, творчества в жизни человека, семьи и общества

Рефлексия деятельности

Вернемся к нашей притче.

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. — Что ещё слепить тебе? — спросил Бог. — Слепи мне счастье, — попросил человек…

Бог протянул ему свой кусочек глины и улыбнулся.

Какой вывод можно сделать по теме урока «Творчество»?

Бог – творец. А человек создан по образу Бога. Поэтому каждый может творить и должен творить и в разных видах искусства, и в своей жизни.

Вывод: счастье  в руках человека. Но чтобы быть счастливым, надо приложить усилия.

 

рефлексии .

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;  Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера;

Регулятивные

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной

Коммуникативные

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью 

понимание значения нравственности, творчества в жизни человека, семьи и общества

Домашнее задание

Домашнее задание на выбор:

  1. Сделайте коллаж того, чего вам не хватает для счастья. Объедините их в группы. Помните, что плакат должен быть информативен и красочным.
  2. Напишите небольшое сочинение «Мое счастье: что? Когда? Как?»
  3. Создание выставки «Наш творческий класс»

Записывают д.з.

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания "Духовная жизнь"

урок обществознания в 9 классе...

Урок - мастерская "Духовный путь Сергия Радонежского" 8 класс

Цель урока: ввести учащихся в мир книги, повествующей о духовном пути Сергия Радонежского.Задачи: - учить бережному отношению к художественному слову;-развивать умение комплексно анализировать ху...

Из опыта работы. Урок. Тема: Жизнь и творчество А. Н. Островского. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.

Урок литературы в 10 классе. Жизнь и творчество Островского. Традиции русской драматургии....

"Истоки творчества" (урок обобщающего повторения по творчеству А. С. Пушкина в 8 классе)

Урок по теме «Истоки творчества А. С. Пушкина» проводится в 8 классе как урок-исследование с опорой на изученный материал в 5-8 классах.Тип урока: урок-исследованиеОсновные методы: репродуктивны...