Урок ОДНКНР "Твой духовный мир: Любовь"
методическая разработка (5 класс)

Проскурнина Мария Александровна

Урок ОДНКНР "Твой духовный мир: Любовь" для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_lyubov.docx34.03 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Твой духовный мир: Любовь»

Учитель: Проскурнина М.А.

Класс: 5 а

Тема урока: «Твой духовный мир: Любовь»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания


Цель урока: Углубить представления учащихся об общечеловеческой ценности «счастье», о любви как составной части счастья; осознание, что любовь требует нравственных усилий.
Задачи урока:

  1.  Формирование осознанного стремления быть счастливым, любимым и любящим. 
    2. Развитие позитивного мировосприятия, способности радоваться жизни. 
    3. Воспитание творческой личности, способной ощутить свою творческую состоятельность, стремящейся к самовыражению, самосовершенствованию, взаимоподдержки.

Технологии: критического мышления, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: компьютер, презентация, видео.

Межпредметные связи: музыка, литература, история

Планируемые результаты

Предметные:

- владение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, о котором можно сказать: «культурный, духовно богатый», понимание того, что такое любовь;

- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

- формирование представлений об основах светской этики;

- понимание значения нравственности, в жизни человека, семьи и общества;

- овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества;

Личностные:

- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

- Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

- Сформированность целостного мировоззрения.

- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению.

- Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

- Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

- Интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе.

- способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества,

Метапредметные:

Регулятивные: Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности

- умение  обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

-  умение  ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

- умение   определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

- умение  выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

- умение определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

Познавательные

- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы,

- Умение преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов

Коммуникативные

- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью 

Пояснительная записка. Урок «Твой духовный мир: Любовь» является  вторым в цикле уроков о счастье. Важно донести об истинных нравственных ценностях, о неразделимости любви и уважения, нежности, заботы, внутренней работы над собой.  Притчи, высказывания уместней вынести на слайды презентации. Клип Светланы Копыловой не только раскроет содержание «Повести о Петре и Февронии Муромских» (обучающиеся, согласно планированию по УМК В,Я.Кровиной, изучают ее на уроках литературы в 7 классе), но и представит содержание в интересной форме, воздействующей и на слуховую, и на зрительную память. Стоит сделать акцент на притчах, которые раскрывают любовь как основу семейной жизни и как главную ценность по отношению к окружающим людям.  

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Время

УУД

Личностные

Метапредметные

Предметные

Подготовка к уроку.

Приветствует обучающихся.

Приветствуют учителя.

1 минута

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Проверка домашнего задания. Актуализация необходимых знаний.

Учитель старается записать основные моменты, разделяя их на группы «Любовь», «Творчество», «Свобода», «Дружба». Приходим к выводу, что для счастья необходимо соединить эти аспекты.

Делятся, что нужно для счастья.

4

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Развитость эстетического сознания  творческой деятельности эстетического характера

Регулятивные: Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,.

Познавательные

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы,

понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;

Мотивация к деятельности

На слайде высказывание: Если Вы думаете, что для счастья Вам нужен второй человек - Вы ошибаетесь. Для счастья достаточно Вас самих. Второй человек нужен для того, чтобы разделить с ним своё счастье. Лама Оле

О чем мы будем говорить сегодня?

О любви, роли второй половины в жизни каждого.

2

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Познавательные

Умение преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов

Коммуникативные

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, о котором можно сказать: «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей

Организация познавательной деятельности

Давайте подумаем, кого и что можно любить. (Составление кластера)

Чем же отличается любовь ко второй половинке от любви матери/друзей/близких?

 

А есть ли в стране, посвященный любви праздник?

В чем особенность Дня Святого Валентина?  

Почему же ислам категорично против этого праздника? Почему некоторые представители православной церкви не признают его как праздник? А в Саудовской Аравии он вообще запрещен (даже арестовывают и накладывают штрафы)?

В православной традиции есть праздник, который называется очень интересно – День семьи, любви и верности. Он стал всероссийским и вышел за рамки православной традиции. Почему в одном празднике объединяются эти три понятия?

Праздник отмечается 8 июля, в День святых Петра и Феврония Муромских. Посмотрим клип об этих святых Светланы Копыловой, современной исполнительницы авторской песни, и попробуем ответить, почему именно они стали неким эталоном любви.

Читают притчи о любви (приложение)  и отвечают на вопрос: в чем смысл притч. Акцентируем внимание на последней притче: надо хранить у себя любовь в сердце и дарить ее окружающим.  


«Не ищи любви в других к себе, а ищи ее в себе, не только к ближним, но и к врагам»    Прп.  Макарий  Оптинский

«Люби грешников, но ненавидь дела их»    Прп.  Исаак  Сирин

Согласны ли вы с высказыванием: 
Любовь - это когда счастье другого есть необходимое условие вашего счастья. Роберт Хайнлайн. 

Что же надо для счастливой семьи?  

Маму, близких, друзей, животных; страну, творчество.

 

Мама любит несмотря ни на что; друзья проверяются временем. Любовь к другому самое неоднозначное чувство.

Чаще дети вспоминают 14февраля – день всех влюбленных.

Тайные валентинки, розы, записочки.

Как правило, дарят тайно.

Этот праздник ассоциируются не с любовью, а с влюбленностью. Если любовь – это серьезное чувство, то влюбленность или может стать зарождением любви, или может угаснуть.

Предполагают, что без любви и верности не построить крепкой семьи, что цель любви – построить отношения на всю жизнь (т.е. крепкую семью).

Испытания, которые они прошли вместе, верность друг другу,  мудрость – эти качества помогли им прожить счастливую жизнь вместе.

Любовь надо проявлять: показывать нежность, уважение, заботиться друг о друге.

Бог призывает любить всех, несмотря на то, что делают люди. Поступки, дела – это не всегда проявление  души человека. +Умей прощать.

Любовь – это не эгоистичное чувство. Когда любишь, надо дарить нежность, уважение, любовь другим. Если твой избранник несчастен, и у тебя не будет

3

3

2

15

10

Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Сформированность целостного мировоззрения.

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению.

Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

Интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе.

Сформированность ценности здорового и безопасного образа. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества,

Регулятивные

  • умение  обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
  •  умение  ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • умение   определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • умение  выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • умение определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

Познавательные

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы

Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем

Коммуникативные

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью 

овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, о котором можно сказать: «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;

- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении;

- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

- овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества;

Рефлексия деятельности

Предположите, как можно закончить притчу.

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. — Что ещё слепить тебе? — спросил Бог. — Слепи мне счастье, — попросил человек…

Дай характеристику любви одним словом. Любовь – это…

Высказывают предположения: сердце, девушку...

Любовь – это взаимоуважение, счастье, понимание, труд.

3

рефлексии .

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества,

Регулятивные

  • описание своего опыта, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной

Коммуникативные

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью 

Домашнее задание

Домашнее задание:

  1. Сделайте из бумаги ромашки (символ Дня семьи, любви и верности). На середке напишите, кого любите, а на лепестках – как показываете свою любовь, что делаете, чтобы человек был счастлив. Посмотрим, у кого больше будет ромашек и у кого больше лепестков.
  2. Дополнительно: вспомните мультфильмы и сказки, в которых поднимается тема любви. Что сделали герои, чтобы сохранить сои отношения?

Записывают д.з.

2

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Притча 1 

Ветер и Цветок

Ветер встретил прекрасный Цветок и влюбился в него. Пока он нежно ласкал Цветок, тот отвечал ему еще большей любовью, выраженной в цвете и аромате. Но Ветру показалось мало этого, и он решил: «Если я дам Цветку всю свою мощь и силу, то тот одарит меня чем-то еще большим». И он дохнул на Цветок мощным дыханием своей любви. Но Цветок не вынес бурной страсти и сломался. Ветер попытался поднять его и оживить, но не смог. Тогда он утих и задышал на Цветок нежным дыханием любви, но тот увядал на глазах. Закричал тогда Ветер:

— Я отдал тебе всю мощь своей любви, а ты сломался! Видно, не было в тебе силы любви ко мне, а значит, ты не любил!

Но Цветок ничего не ответил. Он умер.

Тот, кто любит, должен помнить, что не силой и страстью измеряют Любовь, а нежностью и трепетным отношением. Лучше десять раз сдержаться, чем один раз сломать. 



Притча 2 

На острове

Когда-то давным-давно на Земле был остров, на котором жили все духовные ценности. Но однажды они заметили, как остров начал уходить под воду. Все ценности сели на свои корабли и уплыли. На острове осталась лишь Любовь. Она ждала до последнего, но, когда ждать уже стало нечего, она тоже захотела уплыть с острова. Тогда она позвала Богатство и попросилась к нему на корабль, но Богатство ответило: «На моём корабле много драгоценностей и золота, для тебя здесь нет места». Когда мимо проплывал корабль Грусти, она попросилась к ней, но та ей ответила: «Извини, Любовь, я настолько грустная, что мне надо всегда оставаться в одиночестве». Тогда Любовь увидела корабль Гордости и попросила о помощи её, но та сказала, что Любовь нарушит гармонию на её корабле. Рядом проплывала Радость, но та так была занята весельем, что даже не услышала о призывах Любви. Тогда Любовь совсем отчаялась. Но вдруг она услышала голос где-то позади: «Пойдём, Любовь, я возьму тебя с собой». Любовь обернулась и увидела старца. Он довёз её до суши, и, когда старец уплыл, Любовь спохватилась, ведь она забыла спросить его имя. Тогда она обратилась к Познанию:

 — Скажи, Познание, кто спас меня? Кто был этот старец?

 Познание посмотрело на Любовь:

— Это было Время.

— Время? — переспросила Любовь. — Но почему оно спасло меня?

 Познание ещё раз взглянуло на Любовь, потом вдаль, куда уплыл старец:

— Потому что только Время знает, как важна в жизни Любовь…


 Притча 3

Несколько противников буддизма поносили однажды Будду, когда он проходил мимо. Но он отвечал им лишь улыбкой и желал здоровья. Некто спросил его:

— Ты улыбался и желал им здоровья, разве ты не испытывал к ним гнева?

На что он ответил:

— Я могу тратить только то, что есть у меня в кошельке. (притчи взяты с сайта https://elims.org.ua/pritchi/pritcha-o-schaste-budda-i-ego-koshelek/ )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Первая любовь" , 10 класс

На уроке  закрепляется лексика по теме «Первая  любовь» ,  совершенствуются навыки монологической и диалогической речи, проверяются навыки аудирования, совершенствуются нав...

Презентация к уроку 5 на тему "Любовь в лирике М.Ю.Лермонтова"

Презентация к уроку 5 "Тема любви в лирике М.Ю.Лермонтова" в 9классе...

Конспект открытого урока на тему : «Мюзикл. Любовь – вечная тема в искусстве. Л.Бернстайн «Вестсайдская история».

Конспект открытого урока на тему :«Мюзикл. Любовь – вечная тема в искусстве. Л.Бернстайн «Вестсайдская история»....

Презентация для открытого урока на тему : «Мюзикл. Любовь – вечная тема в искусстве. Л.Бернстайн «Вестсайдская история»

Презентация для открытого урока на тему : «Мюзикл. Любовь – вечная тема в искусстве. Л.Бернстайн «Вестсайдская история»...

Методическая разработка урока литературы по теме "Любовь в лирике С.А. Есенина. Цикл стихотворений "Любовь хулигана"

Данная методическая разработка представляет собой сценарий мастер-класса фрагмента урока литературы по указанной теме. Урок демонстрирует использование форм рефлексии как метода технологии развития кр...