Урок ОДНКНР "Твой духовный мир: Любовь"
методическая разработка (5 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «Твой духовный мир: Любовь»
Учитель: Проскурнина М.А.
Класс: 5 а
Тема урока: «Твой духовный мир: Любовь»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цель урока: Углубить представления учащихся об общечеловеческой ценности «счастье», о любви как составной части счастья; осознание, что любовь требует нравственных усилий.
Задачи урока:
- Формирование осознанного стремления быть счастливым, любимым и любящим.
2. Развитие позитивного мировосприятия, способности радоваться жизни.
3. Воспитание творческой личности, способной ощутить свою творческую состоятельность, стремящейся к самовыражению, самосовершенствованию, взаимоподдержки.
Технологии: критического мышления, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии.
Оборудование: компьютер, презентация, видео.
Межпредметные связи: музыка, литература, история
Планируемые результаты
Предметные:
- владение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, о котором можно сказать: «культурный, духовно богатый», понимание того, что такое любовь;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- формирование представлений об основах светской этики;
- понимание значения нравственности, в жизни человека, семьи и общества;
- овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества;
Личностные:
- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
- Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
- Сформированность целостного мировоззрения.
- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению.
- Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
- Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
- Интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе.
- способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества,
Метапредметные:
Регулятивные: Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности
- умение обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
- умение ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- умение определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- умение выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- умение определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
Познавательные
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы,
- Умение преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов
Коммуникативные
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
Пояснительная записка. Урок «Твой духовный мир: Любовь» является вторым в цикле уроков о счастье. Важно донести об истинных нравственных ценностях, о неразделимости любви и уважения, нежности, заботы, внутренней работы над собой. Притчи, высказывания уместней вынести на слайды презентации. Клип Светланы Копыловой не только раскроет содержание «Повести о Петре и Февронии Муромских» (обучающиеся, согласно планированию по УМК В,Я.Кровиной, изучают ее на уроках литературы в 7 классе), но и представит содержание в интересной форме, воздействующей и на слуховую, и на зрительную память. Стоит сделать акцент на притчах, которые раскрывают любовь как основу семейной жизни и как главную ценность по отношению к окружающим людям.
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Время | УУД | |||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||
Подготовка к уроку. | Приветствует обучающихся. | Приветствуют учителя. | 1 минута | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | ||
Проверка домашнего задания. Актуализация необходимых знаний. | Учитель старается записать основные моменты, разделяя их на группы «Любовь», «Творчество», «Свобода», «Дружба». Приходим к выводу, что для счастья необходимо соединить эти аспекты. | Делятся, что нужно для счастья. | 4 | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Развитость эстетического сознания творческой деятельности эстетического характера | Регулятивные: Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,. Познавательные Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы, | понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию; |
Мотивация к деятельности | На слайде высказывание: Если Вы думаете, что для счастья Вам нужен второй человек - Вы ошибаетесь. Для счастья достаточно Вас самих. Второй человек нужен для того, чтобы разделить с ним своё счастье. Лама Оле О чем мы будем говорить сегодня? | О любви, роли второй половины в жизни каждого. | 2 | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Познавательные Умение преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов Коммуникативные Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение | овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, о котором можно сказать: «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей |
Организация познавательной деятельности | Давайте подумаем, кого и что можно любить. (Составление кластера) Чем же отличается любовь ко второй половинке от любви матери/друзей/близких?
А есть ли в стране, посвященный любви праздник? В чем особенность Дня Святого Валентина? Почему же ислам категорично против этого праздника? Почему некоторые представители православной церкви не признают его как праздник? А в Саудовской Аравии он вообще запрещен (даже арестовывают и накладывают штрафы)? В православной традиции есть праздник, который называется очень интересно – День семьи, любви и верности. Он стал всероссийским и вышел за рамки православной традиции. Почему в одном празднике объединяются эти три понятия? Праздник отмечается 8 июля, в День святых Петра и Феврония Муромских. Посмотрим клип об этих святых Светланы Копыловой, современной исполнительницы авторской песни, и попробуем ответить, почему именно они стали неким эталоном любви. Читают притчи о любви (приложение) и отвечают на вопрос: в чем смысл притч. Акцентируем внимание на последней притче: надо хранить у себя любовь в сердце и дарить ее окружающим.
«Люби грешников, но ненавидь дела их» Прп. Исаак Сирин Согласны ли вы с высказыванием: Что же надо для счастливой семьи? | Маму, близких, друзей, животных; страну, творчество.
Мама любит несмотря ни на что; друзья проверяются временем. Любовь к другому самое неоднозначное чувство. Чаще дети вспоминают 14февраля – день всех влюбленных. Тайные валентинки, розы, записочки. Как правило, дарят тайно. Этот праздник ассоциируются не с любовью, а с влюбленностью. Если любовь – это серьезное чувство, то влюбленность или может стать зарождением любви, или может угаснуть. Предполагают, что без любви и верности не построить крепкой семьи, что цель любви – построить отношения на всю жизнь (т.е. крепкую семью). Испытания, которые они прошли вместе, верность друг другу, мудрость – эти качества помогли им прожить счастливую жизнь вместе. Любовь надо проявлять: показывать нежность, уважение, заботиться друг о друге. Бог призывает любить всех, несмотря на то, что делают люди. Поступки, дела – это не всегда проявление души человека. +Умей прощать. Любовь – это не эгоистичное чувство. Когда любишь, надо дарить нежность, уважение, любовь другим. Если твой избранник несчастен, и у тебя не будет | 3 3 2 15 10 | Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Сформированность целостного мировоззрения. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе. Сформированность ценности здорового и безопасного образа. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, | Регулятивные
Познавательные Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем Коммуникативные Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью | овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, о котором можно сказать: «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию; - знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении; - формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; - понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; - овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества; |
Рефлексия деятельности | Предположите, как можно закончить притчу. Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. — Что ещё слепить тебе? — спросил Бог. — Слепи мне счастье, — попросил человек… Дай характеристику любви одним словом. Любовь – это… | Высказывают предположения: сердце, девушку... Любовь – это взаимоуважение, счастье, понимание, труд. | 3 | рефлексии . Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, | Регулятивные
Коммуникативные Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью | |
Домашнее задание | Домашнее задание:
| Записывают д.з. | 2 | Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. | Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. |
Притча 1
Ветер и Цветок
Ветер встретил прекрасный Цветок и влюбился в него. Пока он нежно ласкал Цветок, тот отвечал ему еще большей любовью, выраженной в цвете и аромате. Но Ветру показалось мало этого, и он решил: «Если я дам Цветку всю свою мощь и силу, то тот одарит меня чем-то еще большим». И он дохнул на Цветок мощным дыханием своей любви. Но Цветок не вынес бурной страсти и сломался. Ветер попытался поднять его и оживить, но не смог. Тогда он утих и задышал на Цветок нежным дыханием любви, но тот увядал на глазах. Закричал тогда Ветер:
— Я отдал тебе всю мощь своей любви, а ты сломался! Видно, не было в тебе силы любви ко мне, а значит, ты не любил!
Но Цветок ничего не ответил. Он умер.
Тот, кто любит, должен помнить, что не силой и страстью измеряют Любовь, а нежностью и трепетным отношением. Лучше десять раз сдержаться, чем один раз сломать.
Притча 2
На острове
Когда-то давным-давно на Земле был остров, на котором жили все духовные ценности. Но однажды они заметили, как остров начал уходить под воду. Все ценности сели на свои корабли и уплыли. На острове осталась лишь Любовь. Она ждала до последнего, но, когда ждать уже стало нечего, она тоже захотела уплыть с острова. Тогда она позвала Богатство и попросилась к нему на корабль, но Богатство ответило: «На моём корабле много драгоценностей и золота, для тебя здесь нет места». Когда мимо проплывал корабль Грусти, она попросилась к ней, но та ей ответила: «Извини, Любовь, я настолько грустная, что мне надо всегда оставаться в одиночестве». Тогда Любовь увидела корабль Гордости и попросила о помощи её, но та сказала, что Любовь нарушит гармонию на её корабле. Рядом проплывала Радость, но та так была занята весельем, что даже не услышала о призывах Любви. Тогда Любовь совсем отчаялась. Но вдруг она услышала голос где-то позади: «Пойдём, Любовь, я возьму тебя с собой». Любовь обернулась и увидела старца. Он довёз её до суши, и, когда старец уплыл, Любовь спохватилась, ведь она забыла спросить его имя. Тогда она обратилась к Познанию:
— Скажи, Познание, кто спас меня? Кто был этот старец?
Познание посмотрело на Любовь:
— Это было Время.
— Время? — переспросила Любовь. — Но почему оно спасло меня?
Познание ещё раз взглянуло на Любовь, потом вдаль, куда уплыл старец:
— Потому что только Время знает, как важна в жизни Любовь…
Притча 3
Несколько противников буддизма поносили однажды Будду, когда он проходил мимо. Но он отвечал им лишь улыбкой и желал здоровья. Некто спросил его:
— Ты улыбался и желал им здоровья, разве ты не испытывал к ним гнева?
На что он ответил:
— Я могу тратить только то, что есть у меня в кошельке. (притчи взяты с сайта https://elims.org.ua/pritchi/pritcha-o-schaste-budda-i-ego-koshelek/ )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК МУЗЫКИ "ДУХОВНАЯ МУЗЫКА.ОБРАЗЫ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ"
РАЗРАБОТКА УРОКА 6 КЛАСС...
Урок по теме "Первая любовь" , 10 класс
На уроке закрепляется лексика по теме «Первая любовь» , совершенствуются навыки монологической и диалогической речи, проверяются навыки аудирования, совершенствуются нав...
Презентация к уроку 5 на тему "Любовь в лирике М.Ю.Лермонтова"
Презентация к уроку 5 "Тема любви в лирике М.Ю.Лермонтова" в 9классе...
Конспект урока по литературе. Тема : «Любовь в жизни Обломова. Авторская позиция и способы ее выражения в романе».
Урок литературы в 10 классе....
Конспект открытого урока на тему : «Мюзикл. Любовь – вечная тема в искусстве. Л.Бернстайн «Вестсайдская история».
Конспект открытого урока на тему :«Мюзикл. Любовь – вечная тема в искусстве. Л.Бернстайн «Вестсайдская история»....
Презентация для открытого урока на тему : «Мюзикл. Любовь – вечная тема в искусстве. Л.Бернстайн «Вестсайдская история»
Презентация для открытого урока на тему : «Мюзикл. Любовь – вечная тема в искусстве. Л.Бернстайн «Вестсайдская история»...
Методическая разработка урока литературы по теме "Любовь в лирике С.А. Есенина. Цикл стихотворений "Любовь хулигана"
Данная методическая разработка представляет собой сценарий мастер-класса фрагмента урока литературы по указанной теме. Урок демонстрирует использование форм рефлексии как метода технологии развития кр...